Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Лернер П. С. "Свободное время"

Автор: П. С. Лернер

 ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ИСМО  РАО

Межшкольный учебный комбинат "Хамовники",

школы ##1065, 1285

 
 
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРОБА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

"СВОБОДНОЕ  ВРЕМЯ"

для учащихся 10-11-х профильных классов
 

Надпрофильное  направление

 
 
1.     ЗНАКОМСТВО С  ПОНЯТИЕМ  "СВОБОДА"
 
1.1. Рассмотрите книги или журнальные публикации, в которых встречается слово "свобода",  (например, учебники по обществоведению или философии, психологии, толковый словарь, энциклопедию) и ответьте на следующие вопросы: 
            Может ли быть абсолютно свободным человек, живущий в обществе?
            Насколько расходятся понятия "вседозволенность", "анархия" и "свобода"?
 Насколько свободен человек в выборе своих образа жизни, профессиональных планов, характера профессиональной работы?
Можно ли считать, что высшей целью и результатом воспитания является воспитание человека свободного?
Приведите доказательные примеры того, что в широком смысле свободу можно понимать как  уважение к свободам другого человека.
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу социально-психологического явления "свобода".

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—   Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
1.2. Прочитайте предлагаемый текст и ответьте на следующие вопросы: 
 
Человек на очередном витке своего развития
вместе с человечеством бросился на поиски смысла, озаботившись не столько планированием жизни, сколь выживанием в условиях постоянного выбора.
Методом последовательных приближений меняется содержание общего
среднего образования в сторону актуализации получаемых знаний. Медленно, но верно, проводится инвентаризация арсенала педагогических технологий —во всяком случае, есть стремление освободиться от тех, которые обслуживали средневековье и ранние стадии капитализма, которые были удобны для воспроизводства «винтиков» по социальному заказу тоталитарного общества нашего вчерашнего дня. Но глобальной идеи все не было...
А без глобальной идеи плохо. Суета подготовки очередного нового учебного года казалась какой-то пустой на фоне необходимости учить детей, которые не хотят учиться
Но идти на педагогическую работу  все равно надо —профессиональный долг. Но идти-то надо за какую-то идею. А ее нет —нет в мудрых учебниках, нет в педагогической прессе, нет в голове и сердце. С чем  войти в класс, в аудиторию в новом учебном году?  Тоска!
И вдруг спасение.   На первой полосе газеты  "Первое сентября" (1994, #83; прошло десять! лет) —педагогический манифест, аршинными буквами —ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ.
Спрашивают: кого же теперь воспитывать ? 
 Мы отвечаем : ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО. 
Господи! —скажет учитель со стажем или доцент университета. Куда же им еще свободы, больше уже не бывает.
Вчерашний выпускник университета, получивший готовую формулу —свобода как осознанная необходимость,  может ожидать от манифеста формулирования новых необходимостей.
Студент или школьник ,если вообще их заинтересует эта проблема,могут даже озаботиться —а не спокойнее ли жить в условиях всеобщего среднего образования, надежного эскалатора высшего?
Наверное пересказывать здесь манифест дело неблагодарное. Но восемь разделов этого программного документа хочется и нужно назвать: высшая ценность; что такое свобода? что такое внутренняя свобода? свободный ребенок; свободный учитель; свободная школа; путь к воспитанию свободных.
Трудным оказывается слово "свобода".
"Философы , анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть  «свобода-от»—свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения, и есть «свобода-для»—внутренняя свобода человека для его самоосуществления". 
           
Что собственно предлагается в "Манифесте"?
Поддерживаете ли Вы идею осуществления такого "Манифеста"?
Может ли такое педагогическое начинание заинтересовать достаточно широкий круг людей?
Хотелось бы Вам внимательно ознакомиться с полным текстом "Манифеста"?
Если Вы стремитесь к свободе, то к "свободе-от" или  к "свободе-для"?
Можно ли воспитать человека свободного, или свободным человек может стать в результате самовоспитания?
Могли бы Вы предложить дополнения, которые необходимы Вам для достижения личной свободы?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы свободы человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
2.     НАСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК РАВЕН СВОЕЙ ПРОФЕССИИ?
 
2.1. Когда мы знакомимся с человеком и узнаем его профессию, полезно вспомнить, что человек осознанно выбрал профессию и характер своей работы, много занимается именно этой деятельностью, которая оказала влияние на развитие его индивидуальности, личности.
Конечно, человек нам­ного крупнее, интереснее, богаче чем то, что характеризуется лишь его профессиональной деятельностью, работой, даже его трудом.
Вспомните знакомых Вам людей, занятых различной профессиональной работой (например, продавца, учителя, дизайнера журнала, медицинскую сестру, сборщицу часов, инженера-исследователя), и ответьте на вопросы:
Какая профессиональная работа оставляет человеку больше свободы?
Какая профессиональная работа занимает человека значительно больше чем обязательное рабочее время?
Могли бы Вы привести примеры профессиональной работы, когда человек почти себе не принадлежит, почти не имеет свободного времени?
Что помимо профессиональной работы позволяет человеку самореализоваться?
Каковы Ваши жизненные планы в отношении пропорции "работа – свободное время"?
 
Ваша занятость, в основном, связана с учебной работой. Могли бы Вы назвать что-то ещё, что способствует Вашему саморазвитию?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы профессиональной занятости человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
2.2. Чем занят человек? Оказы­вается он играет,  учится,  работает и трудится.  Правда,  недавно когда мы обсуждали этот вопрос со старшими школьниками, они назвали еще один вид деятельности - человек отдыхает.
Попробуем разобраться, но для наглядности в табличной форме.
Что заставляет, мотивирует человека?
 
                             Потребность                Необходимость, нужда
ИГРА                                     *
УЧЕНИЕ                    *                                                         *
РАБОТА                                                                         *
ТРУД                                    *
ОТДЫХ                                                                           *
 
Наверное, нужно прокомментировать, так как не все кажется оче­видным.
Согласитесь, что никакой необходимости играть нет, ничто не заставляет играть, да и результат игры не имеет утилитарной цены. И, разумеется, игра не может быть оплачена. Отсюда легко можно сделать вывод - у человека есть потребность играть: испытывать свои возмож­ности и силы, переживать эмоции, узнавать новые чувства и ощущения. Игры физических и интеллектуальных сил, сущностных сил, обеспечива­ют развитие, становление, рост, а в этом человек испытывает потреб­ность.
Правда, если посмотреть на игру с несколько другой стороны, то, к сожалению, часто играющие люди ведомы и необходимостью - убить время. В этом случае ни о каком развитии говорить не прихо­дится.
Спортивные игры профессиональных спортсменов, игра музыканта в оркестре, азартные игры с целью получения выигрыша только кажутся и называются играми. На самом деле это работа.
Есть ли необходимость учиться? Бесспорно есть, так как челове­ку надо узнать мир, чтобы, по крайней мере, к нему приспособиться. Без учения невозможно приобрести профессию, найти свое место в жиз­ни. Неученому трудно принимать разумные решения в сложных условиях постоянного выбора. Другими словами, хочешь жить в обществе - учись.
Появляется необходимость повышать квалификацию, менять профес­сию, осваивать новые технику и технологии - надо учиться. И так всю жизнь. Реальностью в современном мире стало непрерывное образова­ние, ибо один раз полученного явно не будет хватать. Отсюда еще одна необходимость - научиться учиться, уметь учиться.
Однако, оказывается, есть и потребность человека учиться. Он не хочет даже в собственных глазах выглядеть неумным и непонимаю­щим. Он хочет знать как можно больше. Некоторые люди приобретают спонтанную любознательность, которая становится для них интеллекту­альной игрой.
А вот потребности работать у человека нет! Работает он из не­обходимости удовлетворять свои самые разнообразные потребности - ему нужны еда и тепло, одежда и жилище, информация и предметный мир, да много чего ему надо. Поэтому он охотно или менее охотно обме­нивает часть времени своей жизни, биологические силы на то, что он хочет иметь, потреблять. Другого способа добраться до благ у него нет - так появляется и стимулируется необходимость работать.
А вот необходимости трудиться у человека нет! Трудится он из высокой потребности реализовать себя - все мотивы внутренние. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Продукт труда может стать рыночным товаром, но труд не прода­ется, не покупается. Он сродни добру, любви. Его невозможно опла­тить, так как, если работу можно замерить сто одним способом, то меры труда просто нет. Кое-как еще удается оценить результаты, про­дукт труда. Смешно искать денежный эквивалент, например, труду мате­ринства, труду души, труду гения.
Наверное, вполне можно прийти к правильному выводу о тождест­венности труда и творчества. Хотя бы на том основании, что творит и трудится свободный человек, в труде и творчестве ставший равным сам­ому себе.
 
С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
К какому виду занятий Вы отнесли бы, например, просмотр нашумевшего кинофильма или новостной ТВ-передачи, посещение тренажерного зала или подбор галстука к новому костюму, чтение сборника стихов или поездку на фестиваль художественной ковки?
Представьте себе, что Вы познакомились с врачом-хирургом и оператором прокатного стана, которые в свободное время, оказывается, увлечены рыбной ловлей и оперным пением. Какое влияние эти сведения о них оказали на Ваши представления об имиджах видимости и сущности этих людей? При этом удочка оператора прокатного стана, как выяснилось, очень дорогая, а врач-хирург является лауреатом певческого конкурса.
Что  Вам  известно  об  увлечениях, ”второй профессии”, хобби
А. Эйнштейна, Д.И. Менделеева, В. В. Маяковского, космонавта А. Леонова,
Б. Л. Пастернака, Андрея Макаревича, Евг. Евтушенко?  Могли бы Вы привес-
ти другие примеры ?
Есть ли у Вас увлечения, занятия, от которых Вы не хотели бы отказываться независимо от выбора будущей профессии?
Насколько искренними можно считать утверждение человека о том, что у него любимая работа?
Каково Ваше отношение к разным людям: одни считают, что работа это досадный период между отпусками; другие – стараются хорошо отдохнуть, чтобы с новыми силами наброситься на свою работу? 
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы профессиональной ограниченности человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
—     Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.     СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ:  ОТ  ИЛИ  ДЛЯ ?
 
3.1.  Наверное свободное время это всегда свобода от чего-то обязательного, заданного – от работы, учения, обязанностей, игры и даже отдыха (например, сна). Ведь плановый отдых трудно принять за свободное время?
Свободное, то есть незанятое время как бы принадлежит самому человеку – он волен распоряжаться им по своему усмотрению. Однако и рабочее, и свободное время одинаково принадлежат одному времени – времени жизни человека.
Человек вынужден не менее трети времени своей жизни отдавать работе. Примерно треть времени своей жизни человек отдает необходимому сну, то есть восстановлению своих биологических сил.
Таким образом, в лучшем случае свободное время не больше одной трети времени человеческой жизни. В абсолютном выражении очень большое количество часов, собственником которого человек становится при рождении. А собственностью надо распоряжаться, желательно с умом.
   Вспо­минаются замечательные стихи прекрасного поэта С.Я. Маршака:
Дорого вовремя время,
Времени много и мало,
Длинное время - не время
Если оно миновало.
С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Можно ли считать провождением свободного времени прогулку с любимой собакой?
Человек постоянно находится в общественных отношениях. Находится ли он в них в свободное время? Например, гуляя с собакой?
Хотели бы Вы, чтобы бюджет Вашего свободного времени увеличился, скажем, в два раза?
Насколько ценным для Вас является возможность побыть в одиночестве?
Насколько, примерно, увеличился бюджет свободного времени людей за последние 100 лет? Какие факторы оказали влияние на увеличение?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы свободного времени человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
—     Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.2.  Наверное, свободное время, в том числе, предназначено для поддержания человеком своего здоровья. Профилактическая медицина, укрепляющие процедуры, диспансеризации, санаторное лечение и др. требуют достаточно больших затрат времени. Вместе с тем, здоровье людей и их работоспособность являются общественным достоянием. Тогда получается, что поддержание и сохранение человеком здоровья в свободное время является общественным делом.
Работающий человек растрачивает жизненные силы - физическую, психическую и интеллектуальную энер­гию. Эти затраты надо компенсировать благами, необходимыми для восс­тановления сил. Грубо говоря, затраты энергии можно измерять в кило­калориях - у спортсмена, у диспетчера аэропорта, у шахтера, у ученого, у милиционера-регулировщика,  у школьника или студента.
В современном мире, к сожалению, людям приходится монотонно повторять одни и те же трудовые операции (сидеть за компьютером, читать за столом, стоять за прилавком, говорить по телефону, водить автомобиль, слушать на уроках и лекциях, наблюдать за приборами и др.). К этому надо ещё добавить многочасовое смотрение телевизора в свободное время.
Человек сталкивается с так называемой гиподинамией, то есть с малой подвижностью, которую приходится компенсировать в свободное время: специально ходить пешком и по лестницам, делать зарядку и упражнения для поддержания опорно-двигательного аппарата, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Психическое здоровье человека подвергается постоянным атакам: перегрузки, стрессы, неудовлетворенность работой и её результатами, конфликты с коллегами и руководством, угрозы карьере и др., без чего не обходится любая профессиональная работа. Поэтому человеку требуется психологическая разгрузка – положительные эмоции, новые впечатления, смена видов деятельности, удовлетворение "охоты к перемене мест" и др. Всё это может обеспечить лишь свободное время.
 
С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Свободное время даётся человеку "от усталости" или "для восстановления"?
Какую часть своего свободного времени Вы тратите на сохранение и поддержание здоровья?
Насколько полноценным отдыхом Вы считаете смотрение телевизора, компьютерные и карточные игры?
В какой мере сон можно причислить к свободному времени?
Насколько рационально использование свободного времени на приготовление пищи, на органиацию правильного питания?
В разных странах продолжительность рабочей недели, ежегодного (оплачиваемого и неоплачиваемого) отпуска, количество праздничных нерабочих дней заметно отличаются. Есть ли у вас предложения применительно к вашей будущей профессиональной работе?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы сохранения работоспособности человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
—     Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.3.  Трудно удержаться от опасного утверждения –  личность часто и многими воспринимается как оте­санная требованиями работодателя (или социума) индивидуальность. Здесь противоречие ин­тересов: обществу нужна личность (как "ансамбль общественных отно­шений") для успешного выполнения профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте и безконфликтной жизни в обществе, человек же стремится сохранить и культивировать свою индивидуальность, оставаться самим собой в реализации всех своих сущностных сил. В пределах профессии, даже считающейся творческой,  довольно сложно этого достичь.
   Для человека выход из этого противоречия – использовать ресурсы и резервы свободного времени. Спасение от узкого профессионализма – в непрерывном и дополни­тельном образовании, в образовании как потребности в способе саморазвития, самостановления, само­реализации.
Дополнительное образование  может  сопровождать среднее и высшее, быть значительной частью свободного времени человека: кружки, спортивные секции, музыкальные шко­лы, подготовительные курсы вузов, студии живописи или бальных тан­цев, клубы собаководов или любителей кактусов, курсы для автомобильных или компьютерных "чайников", даже церковь. Все это для себя: движет скорее потребность в самоопределении и самореализации, а не необходимость. Такое образование, обычно, профессии не дает, на рынке труда почти ничего не стоит.
Дает ли дополнительное образование образование или все это лишь обучение? Или можно сказать, что образование идет через обуче­ние?
Да, через обучение, то есть через тренинг, через репродуктив­ность, в основном, на базе уже имеющегося, вчерашнего опыта. Способ разумения и мировоззрение почти не меняются. Хотя сумма разнообразных односторонностей такого обучения может дать эффект разносторонности, что позволяет выйти за рамки профес­сиональной узости.  Другими словами, то, что по-английски называют hobby спасает от профессионального или школярского однообразия, спа­сает уникальность индивидуальности –  дает шанс пожить в другом измерении, начать путь к себе другому, быть может, даже сменив профессиональную рабо­ту.
   Рынок образовательных услуг достаточно разнообразен. он пред­лагает и различные формы образования: очную, вечернюю, заочную, дистантную, даже экстерную. В таком многомерном пространстве чрезвычайно важно правильно выбрать линии, пути, последовательности, способы получе­ния своего образования. разумеется, с четким учетом ресурсов своего свободного времени. Будет замечательно, если правильно выбранное образование сблизит, а не разведет, жизненные и профессиональные планы.     
 
С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Как и каким образом Вы тратите своё свободное время на дополнительное образование?
Как и каким образом "окупится" Ваше дополнительное образование сегодня в Вашем будущем профессиональном образовании?
Считаете ли Вы целесообразным тратить своё свободное время на посещение музеев, специализированных выставок? Каких?
Как часто Вы смотрите научно-популярные ТВ-передачи?
Произ­ведения искусства всегда неповторимы: любое научное открытие или техническое изобретение исто­рически определено, обусловлено развитием науки, произведение же искусства всегда неожиданно. Стихи и проза, огромные живописные полотна и маленькие теплые акварели, резные наличники тульской избы и архитектурные памятни­ки, театральные спектакли и кинофильмы, симфонические произведения и добрая песня открывают нам путь к чувствам, мыслям, внутреннему миру других людей. Пройдя этот путь, мы проживаем тысячу жизней. Насколько много и целенаправленно вы тратите своё свободное время на гуманитарное самообразование?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы открытого (свободного) образования человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
—     Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.4. Французское слово "дилетант" всегда противопоставлялось сло­вам "специалист, профессионал", но сегодняшние требования сняли пренебрежительный оттенок с этого слова - современный специалист должен знать немногое обо всем и, конечно, все о немногом.
О необходимости расширения кругозора замечательно (и гуманным по своей сути) высказывание академика Н.Н. Семенова: "В будущем интерес к науке, научная люби­тельская самодеятельность охватит широкие массы людей, которые бу­дут работать для собственного удовольствия в свободное время в об­щественных лабораториях. При этом будет происходить "естественный отбор" наиболее способных и зараженных страстью к науке людей, к тому же не скованных профессиональной ограниченностью. Этот буду­щий громадный общественный сектор науки, быть может, послужит раз­витию науки не в меньшей мере, чем профессиональный. Я мыслю буду­щую науку как всенародное общественное дело, удовлетворяющее извечную потребность людей в духовном творчестве".   
 
С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Как часто Вы ищите книги, указанные в списках литературы?
Нравится ли Вам внимательный просмотр справочников, энциклопедий, словарей?
В какой области знаний Вы хотели бы в свободное время заниматься самостоятельными исследования?
Насколько условным вы считаете деление людей на "гуманитариев" и "технарей"? Ведь часто основание для деления является успеваемость по тем или иным учебным предметам. Если такое деление есть, то какие критерии предложили бы вы?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы свободного научного и художественного творчества человека.
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
—     Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—   Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
 
C:\LERNER\PROFSAM\PROFIOBR\NEWPROB\Svobvre.doc
(.)   Павел С. Лернер           20 июня                       2004 г.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter