Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Лернер П. С. Автобиографическая память

Автор: П. С. Лернер

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
  ИСМО  РАО

Межшкольный учебный комбинат "Хамовники"

 
 
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРОБА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

"АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ"

для учащихся 10-х профильных классов
 

Надпрофильное  направление

 
 
 
1.     ЗНАКОМСТВО С  ПОНЯТИЕМ  "ПАМЯТЬ"
 
1.1. Рассмотрите книги или журнальные публикации, в которых встречается слово "память",  (например, учебник по общей психологии, толковый словарь, энциклопедию) и ответьте на следующие вопросы: 
Что является объектом памяти?
Есть ли и в чем принципиальное отличие памяти от воспоминаний?
Какие технические способы улучшения запоминания  Вам известны?
Вещи, нас окружающие, сделаны машинами, станками. Можно ли от таких вещей ожидать, чтобы они были объектами "материализованной" памяти?
  В какой мере память является объективной, достоверной?             
Приведите доказательные примеры того, что в широком смысле память можно понимать как "уважение к минувшему".
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу психологического явления "память".

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
1.2. Прочитайте статью (ж. "ИСОТ: инструменты, станки, оборудование, технологии", 2002, #5(20), стр. 1), в которой предложено довольно оригинальное социальное изобретение, и ответьте на следующие вопросы: 
Что собственно предлагается?
Поддерживаете ли Вы идею осуществления такого издания?
Может ли такое издание заинтересовать достаточно широкий круг читателей?
Хотелось бы Вам внимательно ознакомиться с таким изданием?
Встречались ли Вам подобные издания? Насколько они были Вам интересны?
 
Могли бы Вы предложить какой-нибудь аналогичный проект, который можно было бы понимать как "уважение к минувшему"?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу "материализации" памяти.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
2.     "МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ"  ПАМЯТИ
 
2.1. Внимательно прочитайте статьи (ж. "ИСОТ: инструменты, станки, оборудование, технологии", 2002, #2(17), стр. 36-37, а также стр. 12; 24). Обратите внимание на то, что многие – даже знакомые – слова имеют свою историю, являются носителями памяти. Ответьте на следующие вопросы: 
Встречали ли Вы упаковки и этикетки, которые, наверное, являются экспонатами исторического раздела Музея?
Есть ли в Вашем доме упаковки и этикетки, которые могли бы быть экспонатами исторического раздела Музея?
Какой  старый (или старинный) инструмент Вам приходилось держать в руках?
Вещи, нас окружающие, сделаны машинами, станками. Можно ли от таких вещей ожидать, чтобы они были объектами "материализованной" памяти? Например, станут ли объектами памяти сегодняшние инструменты, упаковки, этикетки?
Приведите доказательные примеры того, что сохранение памяти о прошлой материальной культуре является важной частью культуры вообще.
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу "материализации" памяти.


 
 
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
2.2. Прочитайте статьи (ж. "ИСОТ: инструменты, станки, оборудование, технологии", 2002, #5(20), стр. 6-7; 13; 22-23; 38-39), в которых материальной истории уделяется много внимания, и ответьте на следующие вопросы: 
Почему известные фирмы в представленных ими имиджевых статьях столь подробно сообщают о своей истории?
С историей какого отечественного промышленного предприятия Вы достаточно хорошо знакомы?
Какова история названия крупнейшего отечественного промышленного предприятия ЗИЛа от дореволюционного времени до наших дней?
Нагрудный значок какого отечественного промышленного предприятия Вы держали в руках? Вспомните, как он попал к Вам.
Приведите доказательные примеры того, что сохранение памяти о прошлой является важным разделом биографии фирмы.
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов об истории известных отечественных и зарубежных фирм.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.     В ОКЕАНЕ  СВОЕЙ   ПАМЯТИ
 
В известной мере индивидуальная жизнь человека – это участие в значимых для него событиях. И память об этих событиях. Если угодно, содержание личностно-ориентированного профильного  обучения – расширение сферы областей личностного приобщения к видам деятельности ("событиям"), выбранным как направление профильного обучения.
 
3.1. Человек живет во времени своей жизни. Но его жизнь совпадает с жизнью (историей) семьи, народа, страны, человечества. Вспомните и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Какое событие в новейшей истории страны Вы бы выделили, так как считаете его для себя автобиографическим?
Какое событие в новейшей истории человечества Вы бы выделили, так как считаете его для себя автобиографическим?
Каким событием в истории страны Вы хотели бы быть современником (участником)? Чтобы оно стало для Вас автобиографическим?
Каким замечательным людям отечественной истории и культуры Вы хотели бы оказаться современником? Например, Пушкину, Маяковскому, Рахманинову, Королеву, Курчатову, Гагарину?
Приведите доказательные примеры того, что сохранение памяти о прошлом оказывает влияние на проектирование Вами жизненных и профессиональных планов.
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по исторической памяти народа и человечества.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.2. Человек живет во времени своей жизни. В (или при) его жизни происходят разные события, часть из которых оставляет яркий и долгий след в памяти. Вспомните и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Какое событие Вам ярко запомнилось, что запомнилось на уровне события:
Прочтение книги?
Знакомство с творчеством поэта? Композитора? Артиста? Ученого?
Посещение страны? Музея? Выставки?
Просмотр теле-, видео-, кинофильма? Театрального спектакля?
Присутствие на спортивном соревновании?
Знакомство с чем запомнилось Вам на уровне события:
Экспонат Политехнического музея?
Экспонат Исторического музея?
Произведение в Третьяковской галереи?
Произведение в Эрмитаже?
Произведение в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина?
Архитектурное сооружение?
 
Могли бы Вы подробно рассказать о своем знакомстве, прокомментировать исключительность выбора именно этого события?
 
 
3.3. Человек живет в истории. Происшедшие в истории разные события оставляют яркий и долгий след в памяти человека. Вспомните и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
С чем Вы связываете замечательные имена: Терешковой, Келдыша, Лихачева, Рихтера, Плисецкой, Блантера, Соловьева-Седого, Козловского, Рязанова?
 
Когда были совершены:
Введение в строй первой атомной электростанции?
Запуск первого искусственного спутника Земли?
Первый полет человека в космос?
Первый выход человека в открытый космос?
 
Какое научно-техническое достижение ХХ века Вы считаете самым значительным?
 
Какое достижение человечества за последние 400 лет Вы считаете самым значительным?
 
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
3.4. Известная газета "Первое сентября" имеет почти два десятка приложений, среди которых газета "Библиотека в школе". Именно в этой газете был придуман и осуществлен интересный проект: публиковался портрет писателя или поэта – нашего соотечественника, помещалась краткая справка о его творчестве, учащимся средних школ предлагалось "отгадать" писателя или поэта. Более того, предлагалось написать эссе о своем открытии (для себя!) творчества этого писателя или поэта, о встрече с тем или иным произведением.
Среди лиц-инкогнито были: В. Аксенов и Л. Андреев, С. Маршак и К.Р., И. Эренбург и Д. Гранин, Саша Черный и В. Инбер. Всего полтора десятка имен.
 
Вам о чем-нибудь говорят эти имена?
О чье творчестве Вы могли бы написать эссе?
Кого из писателей и поэтов Вы могли бы представить как лицо-инкогнито?
Какой еще конкурс Вы могли бы предложить для газеты "Библиотека в школе"?
 
4.                      ОТКУДА  МЫ РОДОМ?
 
 
У каждого из вас точно были прабабушки и прадедушки.
            Нарисуйте схему:
 
                                               Я
 
 
                      МАМА                           ПАПА
 
            Но у мамы и папы, в свою очередь, были мамы и папы, то есть ваши бабушки и дедушки. А у них тоже были мамы и папы.
            Если Вы дополните схему, то получите небольшую часть Вашего семейного рода  (кстати, сколько человек?). Именно все эти люди наделили Вас цветом волос и глаз, характером и способностями, даже будущими болезнями и привычками. Такая вот семейная информация.
            А кем они были? Чем занимались? Какие имели образование и профессии? Были ли среди них музыканты и спортсмены, рабочие высокой квалификации и медицинские работники? Ведь кто-то из них мог быть замечательными людьми. Все они где-то родились, где-то жили и работали, где-то все они умерли, где-то есть и были их могилы. Родные вам могилы.
            В какой мере их профессионально важные качества определяют выбор Вами будущей профессии?
            А сколько у них было детей, и что Вам известно о них – быть может, Вы в чём-то на них похожи?
            К сожалению, найти эти данные нелегко – предстоит довольно сложная исследовательская работа, с распросами, с уточнениями. Но ведь очень увлекательно узнать, откуда сам я родом.
            Теперь справа изобразите точно такую же схему. Соедините два «Я». Догадались? Второе Я это будущие Ваши муж или жена – Вы дали продолжение рода. Каким оно будет? Какие Ваши качества и как проявятся в Ваших внуках и даже правнуках?
            Пока никто, ни наука ответить точно на эти вопросы не могут. Значит за всё отвечать Вам, то есть быть ответственным за то, что будет даже после Вас.    Такова жизнь.
 
Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у  учащихся.
—     Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
—     Проводится рейтинговая оценка творческой активности и  достижений учащихся.
 
 
 
 
 
 
C:\LERNER\PROFSAM\PROFIOBR\PAMprob10.doc
(.)   Павел С. Лернер               24 февраля         2003 г.     00:18
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter