Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лернер П. С. Векторы профессионального самоопределения

Автор: П. С. Лернер

ВЕКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

П. С. Лернер

ведущий научный сотрудник Центра профессиональной ориентации и социального самоопределения школьников ИСМО РАО, канд. техн. наук, доцент, член-корр. Академии педагогических и социальных наук (г. Москва) samoopredelenie @ mail.ru

 
Миллионам людей многократно в жизни приходится задумываться о выборе своего профессионального будущего – где и как получать профессию и специальность, какой работой заниматься, как приобрести высокую квалификацию, насколько знания, опыт, личные качества соотносятся с требованиями к привлекающей профессии.
Под трудом давайте будем понимать такие взаимодействия между людьми (или с самим собой?), при которых для достижения цели реализуются усилия личности; не только получают запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека, совершенствование и становление человека.
 
Равнодействующая этих векторов направлена на решение актуальной задачи: искать и найти, каким путем можно взращивать и привести личностно ориентированное образование к его истинной цели – оказывать влияние на прогрессивное развитие всего общества, устранение известных противоречий между интересами личности и общества, на повышение уровня духовности и понимания действительных жизненных ценностей, на позитивные изменения ментальности.
В известной мере можно предположить некоторую вероятностную эволюцию становления личности: обученный человек – образованный человек – человек, причисляемый к интеллигенции – интеллигент.
Здесь необходимо обратить внимание на важное обстоятельство: если традиционная школа довольно успешно справляется с обучением (в основном репродуктивными методами), то образование человека вообще не поддаётся внешним педагогическим воздействиям – образованным человек может стать только своими собственными усилиями, то есть самообразованием [4].
Однако, необходимым условием самообразования и образования человека становится решение относительно новой педагогической задачи – проектирования, создания и эффективного функционирования образовательной среды, которая, в частности, определяет имидж современного учебного заведения [2]. Пожалуй, это единственный способ оказания влияния (управления) на сугубо индивидуальный (личностный) процесс самообразования.
 
Вашей же задачей становится научиться использовать образовательную среду с максимальной эффективностью для себя. Другими словами, уметь учиться.
В современном мире существует разделение труда (в смысле профессиональной работы) и приходится с этим считаться, особенно при проектировании собственных жизненных планов. Наверное, самым сложным проектом можно назвать жизненное и профессиональное самоопределение, готовность к которому становится социально-психологической необходимостью, параметром развития личности [1,3 ].
Насколько человек равен своей профессии? Конечно, человек намного крупнее, интереснее, богаче, чем то, что характеризуется лишь его профессиональной деятельностью, работой, даже его трудом.
К сожалению, содержание общего среднего образования информационно не обслуживает самоопределение школьников, предоставляя им возможность методом проб и ошибок, часто на эмоциональном уровне принимать ситуационные решения. Из преподавания школьных предметов не формируются представления (образы, имиджи) о профессиональной деятельности, например, математиков и химиков, географов и историков. Практически нулевыми являются представления школьников о характере и особенностях профессиональной работы инженеров и квалифицированных рабочих, журналистов и медицинских работников, учёных и даже школьных учителей.
Психологические аспекты неправильного выбора профессии могут быть обусловлены стечением жизненных обстоятельств, подражанием идеалу без учета собственных реальных способностей и возможностей и т.д. Но главное заключается в том, что неправильный выбор профессии, сопровождающийся постоянной необходимостью заставлять себя выполнять дело, которое выбрано не по душе, может привести к расcтройству нервной системы, к стрессовым ситуациям, к реальным осложнениям в личной жизни.
Такой исход печален не только для конкpетнoro человека, но и для окружающих, для общества, которое теряет трудоспособного члена, на смену ему приходит надломленная личность, обладающая к тому же, как правило, не одним, а многими недугами: неудовлетворенностью, зависимостью, неуверенностью в своих силах.
Профессиональная пригодность определяется как совокупность физиологических свойств работника, указывающих на его соответствие или несоответствие данному виду труда. Очевидно, что промышленная социология, индустриально-педагогическая психология, инженерная психология накапливают методы и экспериментальные данные для проведения научно обоснованной профориентационной работы, потребность в которой возрастает по мере усложнения технических устройств, технологических процессов, средств автоматизации, внедряемых в производственную среду (от офиса до цеха).
 Нельзя отрицать у людей некоторых врожденных особенностей, заключающихся в строении мозга, задатках (психофизиологической расположенности), которые могут стать условием успешного выполнения или конфликтного невыполнения человеком конкретной профессиональной деятельности. Существующие физические и интеллектуальные различия обусловливают доступность для человека одних видов труда и трудность или недоступность других.
Важным звеном профориентации становится медицинская (врачебная) профконсультация, предшествующая информационно-справочной и индивидуальной психологической консультации будущих работников. Важной задачей медицинской профконсультации (с необходимыми медицинскими осмотрами и исследованиями) является предупреждение неправильного выбора профессии, который может принести вред здоровью.
К сожалению, профориентационную работу сегодня "перекладывают" друг на друга школы, училища, техникумы, вузы, промышленные предприятия. Очевидно, что когда промышленные предприятия и учреждения образования, здравоохранения, культуры дело подготовки кадров возьмут на свою ответственность, станут действительными "заказчиками" необходимых кадров, профориентационная работа будет вестись совместными усилиями.
Научную основу индустриального труда составляет совокупность знаний, которые имеют прямое отношение к данному труду и в нем используются как на инженерном уровне, так и на уровне квалифицированного рабочего. Эти знания включают элементы естествознания, машиноведения, материаловедения, измерительной техники, автоматики, электротехники, экономики, организации производства, трудового законодательства, разработки и чтения технической документации.
Практическая подготовка любого специалиста бесспорно должна включать формирование понятия диалектики взаимосвязи техники и естествознания, обучения и труда, представлений о том, что в процессе производства материальных и духовных благ человек не только овладевает общественно-историческим опытом человечества, но и на основе его творческой переработки создает свой личный опыт.
Известно, что профессиональные планы появляются в раннем детс-
тве, когда ребенок охотно отвечает на вопрос, кем он хочет
быть. Обычно ответы формируются под влиянием семьи и близких, по-
верхностных знакомств с некоторыми профессиями (милиционер, пожар-
ный, врач, учитель, водитель и др.) и доступных СМИ. Понятно, что это
скорее игра, чем осознанное восприятие информации и размышление.
  Проектирование профессиональных планов опережает появление
жизненных планов, что вполне можно расценивать как некоторые из-
держки воспитания. Если угодно, такое положение характеризует отставание воспитания духовности от создания мысленной прагматической (материалистической) картины мира и собственного будущего.
  Однако социализация личности растущего человека предполагает
уже на школьной скамье актуализацию проектирования именно жизненных планов, которые должны включать отношения к таким параметрам собственной жизни как:
· личное и семейное благополучие;
· здоровье личное и близких;
· стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре;
· качество жизни (достаток, отдых, досуг);
· праведность, добропорядочность и опрятность жизни;
· законопослушность и социальная бесконфликтность;
· сохранение и приумножение материальных, духовных и культур-
ных ценностей семьи и рода;
· эффективность как работника;
· общественное и культурное предназначение;
· воспитание будущих детей.
Отсюда легко можно сделать вывод, что достойная жизнь предпо-
лагает постоянное активное проектирование жизненных планов, одним
из средств реализации и достижения которых является проектирование
профессиональных планов, ибо в современном обществе жизненный уро-
вень любого человека в значительной мере определяется успешностью профес-
сиональной карьеры, выбором профессии.
 Сдругой стороны, в современном индустриальном и постиндустри-
альном мире реальностью стала многократная смена за трудовую жизнь
профессий и специальностей, видов деятельности.
Следовательно, важнейшими задачей и продуктом общего среднего
образования необходимо признать, как минимум, способность жизненно-
го и профессионального самоопределения, и, как максимум, наличие в
той или иной мере определенных жизненных и профессиональных планов
у выпускников школы.
Хорошие специалисты бесспорно стараются свое социальное предназначение реализовать через свою профессиональную деятельность, более того, наверное, приходят к ответу о смысле жизни “через данные своей науки”, таким образом постигая истинность смысла жизни.
Профессионализация в школьные годы предполагает углубленное ознакомление с областью трудовой деятельности, определенной профессиональными планами, приобретение опыта работы в этой области, фор-
мирование целенаправленных образовательных запросов.
Способность к самоопределению, в известной мере, включает проектирование школьниками жизненных и профессиональных пла-
нов, однако при успешном умении справляться со следующими стандарт-
ными задачами:
· подробный рассказ по картинке с сюжетом о трудовой деятель-
 ности людей разной квалификации (характер и условия работы,
 психологические особенности, уровень образования и др.);
· формирование массивов вопросов о видах трудовой деятельнос-
ти, профессиях и путях их получения;
· формирование информационных запросов при проектировании про-
фессиональных планов, о выбранных профессии и учебном заведении;
· ознакомление с библиотекой психологических тестов и диагнос-
тик, личный опыт их использования;
· имитирование поиска работы, приема на работу, увольнения.

  Способность к профессиональному самоопределению также характе-
ризуют: :
 * истойчивый интерес к проблеме проектирования личного профес-
сионального плана, стремление увеличить его информационное обеспе-
чение;
 * посещение дней открытых дверей, выставок «Образование и
карьера»;
  * знакомство со специальной литературой по профориентации, тру-
доустройству, трудовому праву, социологии труда;
 * получение дополнительных консультаций преподавателей, профо-
риентаторов, психологов;
 * значимые достижения при выполнении проектов и других творческих заданий, демонстрирующие сформированные области интереса к
определенным видам деятельности.
 Вполне допустимо, особенно на начальной стадии диагностирова-
ния (самодиагностирования), воспользоваться четырьмя уровнями оценивания:
 низкий, недостаточный, неопределенный ( 0баллов );
 средний, приемлемый, удовлетворительный,
 определенный ( 1балл );
 высокий, планируемый, желаемый, подтверждаемый ( 2балла );
 отличный, выше планируемого, уникальный ( 3балла ).
 
  Вместе с тем, для подавляющего большинства школьников ранняя
профессионализация не может быть благом, так как ведет к усечению
вариантов профессиональных планов, ограничивает любознательность и
стремление к широкой образованности—другими словами, угрожает по-
явлением «одномерной» личности.
Вполне правомерно инициировать размышления старших школьников над, например, вопросом: С какой должности Вы хотели бы уйти на пенсию?
 
 
 

Да

Нет
1)
Рядового работника
1
2
2)
Работника высокой квалификации
1
2
3)
Руководителя небольшого подразделения
1
2
4)
Руководителя большого подразделения
1
2
5)
Руководителя крупного предприятия
1
2
6)
Ответственного работника-управленца
1
2
7)
Крупного научного работника
1
2
8)
Директора (владельца) собственного предприятия
1
2
7)
Все равно
1
2
 
При этом вы должны отчётливо понимать, с какими областями науки и сферами деятельности вы предпочли бы связать свою будущую профессию:
 
 
 
Да
Нет
1)
Русский язык
1
2
2)
Литература
1
2
3)
История
1
2
4)
Математика
1
2
5)
География
1
2
6)
Биология
1
2
7)
Физика
1
2
8)
Химия
1
2
9)
Иностранный язык
1
2
10)
Компьютерные и информационные технологии
1
2
11)
Искусство
1
2
12)
Политология
1
2
13)
Юриспруденция
1
2
14)
Педагогика
1
2
15)
Психология
1
2
16)
Экономика
1
2
17)
Физкультура и спорт
1
2
18)
Медицина
1
2
19)
Бизнес
1
2
20)
Инженерное дело
1
2
21)
Другие
1
2
22)
Еще не решил, не выбрал
1
2
 
Важным для вас является осознание, какие факторы повлияли или влияют в настоящее время на выбор вами места продолжения образования и области будущей профессиональной деятельности:
 
 
 
Да
Нет
1)
Интуиция, предчувствие профессиональной успешности именно в той или иной сфере образовательной и трудовой деятельности
n1
n2
2)
Ориентация на конкретный вуз (или его факультет), техникум, колледж, осознанное желание продолжить обучение исключительно в данном учебном заведении
n1
n2
3)
Профессии родителей, их личный пример, семейные традиции
n1
n2
4)
Школьные предметы, которыми вы бы хотели углубленно заниматься в процессе продолжения образования
n1
n2
5)
Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
n1
n2
6)
Уже имеющийся собственный практический опыт профессиональной работы, трудовых действий или учебной деятельности в данной или родственной области
n1
n2
7)
Примеры и опыт друзей, знакомых
n1
n2
8)
Советы родителей или других родственников
n1
n2
9)
Рекомендации учителей
n1
n2
10)
Профильное образование в 10-11 классах
n1
n2
11)
Желание проявить какие-либо собственные качества и способности
n1
n2
12)
Территориальная близость места будущей учебы или работы
n1
n2
13)
Очевидная перспективность или престижность данного варианта выбора
n1
n2
14)
Мой профессиональный выбор уже был сделан задолго до окончания школы, и сейчас вышеперечисленные факторы на него уже не влияют
n1
n2
15)
Пока ничего не повлияло на мой выбор, так как я еще о нем не задумывался
n1
n2
 
 
В ранней юности самоопределение в выборе будущей профессии не решается лишь рационально-логически. Имеется, однако, очевидная потребность в профинформации, в представлениях о мире труда и профессий, но выбор всё-таки производится эмоционально-образно. В связи с чем ценность приобретает оценка вами собственных индивидуальных данных, насколько вы считаете себя подготовленным для успешного продолжения образования после школы и дальнейшего освоения профессии:
 
 
 
Да
Нет
1)
Я умею самостоятельно работать с боль шими объемами учебной литературы
n1
n2
2)
Я понимаю схемы, чертежи, графики, диаграммы
n1
n2
3)
Я умею слушать и конспектировать лекции
n1
n2
4)
Я умею пользоваться обучающими компьютерными программами, средствами мультимедиа, учебными видеофильмами, ресурсами телекоммуникационных сетей
n1
n2
5)
Я умею выполнять и защищать творческие работы и проекты
n1
n2
6)
Я знаю особенности обучения в лицеях, колледжах, вузах
n1
n2
7)
Я способен самостоятельно организовывать свою деятельность и готов полностью отвечать за нее
n1
n2
8)
Я владею иностранным языком (языками)
n1
n2
 
Важной задачей повышения эффективности общего среднего образования является преодоление так называемого "школоцентризма", когда образовательная среда школы считается достаточной для приобретения учащимися полноценного образования и их самоопределения.
Однако, при выходе за стены школы, при использовании вами всего многообразия информационной среды появляется потребность в педагогическом сопровождении.
Очевидно, что в общем информационном потоке доля школьного компонента объективно сокращается, существенно уступая эскалации информации, доставляемой СМИ, электронными носителями и информационными сетями. Это, в частности, приводит к образованию "кусочной" или вероятностно-статистической картины мира, отражаемой в индивидуальном сознании, а приобретение тех или иных знаний становится фактом индивидуальной биографии [7].
Таким образом, можно предположить, что образовательная среда школы может и должна претендовать на место ядра, которое содержательными линиями распространяется на всю образовательную среду, вплоть до ее периферии, где происходит образование интегративного ассоциативного персонифицированного знания, то есть вашего собственного знания.
Парадокс заключается в том, что растущий человек ждет от школы объяснения видимой им картины мира, информационного расширения ее, а не тренинга в решении формализованных задач [6]. Преодоление технократизма образования можно ожидать тогда, когда центром внимания в образовании станут виды и способы профессиональной деятельности - химика, медика, физика, инженера, филолога, историка...
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения предполагает расширение иллюстративности, популяризации, если угодно, публицистичности преподаваемых предметов, особенно в профильном образовании, в известной мере обеспечивая гуманитаризацию преподавания далеко не гуманитарных предметов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. М.: Новая школа, 2004. – 112с.
2. Лернер П.С. Профилизация старшей школы как бифуркация педагогической традиции.  – Известия АПСН, вып. 1Х, Педагогические традиции в этногенезе. М.: 2005. – с. 463-471.
3. Лернер П.С. Смысл бытия старших школьников: реальность и мифы. В сб.: Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Т. 1. М.:2004, ПИ РАО, с. 115-126.
4. Лернер П.С. Образованный человек: видимость, сущность, имидж? В сб.: Имиджелогия 2004, ΙΙ международный симпозиум. М.: РГСУ, Академия имиджелогии. 2004, с. 181-188./ ж. PR в образовании, 2004, #3, с.70-77.
5. Лазарева О. Буду инженером? – г. Библиотека в школе, 2005, #6, стр.17-18.
6. Звенигородская Г.П. Иррациональная рациональность – онтологическая сущность отечественной педагогической традиции. Известия АПСН, вып. Х, Педагогические традиции народов. М.: 2006. - с. 206-217.
7. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
8. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. – М.: Прогресс, 1970.
C:\LERNER\PROEKTS\Ximija1.doc
© Павел С. Лернер 1- 2 сентября 2006 г. / 25 сентября 2006 г.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter