Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. О действующей модели гражданского общества

Автор: Б. М. Бим-Бад

О действующей модели гражданского общества

Впечатления о книге: Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы) / предисловие В. Хилтунена. - М.: Net2Net, 2008. - 336 c. (Серия: Технология группы)

Действительно ли перед читателем – учебное пособие? Для меня несомненно, что "да!". В нем сбаласнированны рекомендации, примеры, теория и предсказания.
Правы ли авторы пособия, что "Это − книга об общих закономерностях развития любого неформального, или гражданского сообщества"? - И здесь твердое "да!". Под скромным названием скрывается серьезная и важная работа по истории, анатомии и закономерностям гражданского общества на примере молодежных культур.
Авторы книги потратили большую часть жизни на изучение обстоятельств зачатия, рождения, жизни, смерти и метаморфоз самых разных объединений молодежи. Их обобщающий труд создан на стыке историко-научных изысканий и подробного, детального (потому что – включенного) знания реальных неформальных групп, или сообществ, молодых людей.
Среди множества (в логико-математическом смысле) открытых авторами закономерностей формирования гражданского общества я выберу только небольшую, но показательную, на мой взгляд, часть.
*          *          *
l        Общественные движения − это элементы гражданского общества, самоорганизовавшиеся и компенсирующие не заполненные другими институциями потребности людей. Новое неформальное движение занимает пустующую (или запретную) в обществе нишу самореализации личности. Для диссидентов это − свобода слова в области политических и экономических дискуссий. Для хиппи − свобода от потребительского образа жизни, сексуальная и другие свободы. Для КСП и рока − творческая самореализация в «неофициальных» жанрах. Для ролевиков − дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш и т. д. В некоторых случаях деятельность общественных движений включена в жизнь всего общества непосредственно через производимые ими товары, услуги, культурные ценности, дополнительное образование кадров для рынка труда (собаководы, радиолюбители, рок, КСП…).
l        Во многом появление движения есть ответ на вызов современной эпохи, когда общественные противоречия толкают группы инициаторов, порождающих необходимый транслятор, на поиск новой формы существования общественной жизни.
l        Для нахождения нового культурного поля, на базе которого будет сформирован ответ на очередной вызов времени-пространства, творческому меньшинству необходимо отстраниться от остального общества (поскольку оно заставляет играть по своим правилам). Но для нужного ответа на новый вызов нужны уже иные правила.
l        Эти конструктивные уходы всегда сменяются возвратом в мир. На базе оформившихся носителей новых культурных традиций происходит изменение культуры всего общества в целом.
*          *          *
l        Новые общественные движения в начале своего развития почти всегда являются молодёжными.
l        Неформальное молодёжное движение – прежде всего  система связей. Появление системы под единым брендом и с единой оргструктурой − это результат многолетней эволюции, когда первоначально один клуб, занимающийся преимущественно чем-то одним, отпочковывает от себя направления − другие клубы. Каждый из них имеет своё ядро, при этом между ними сохраняется единство общности. Сразу прыгнуть на этот уровень невозможно − либо будет одновременно несколько разных клубов под одной крышей, никакого единства; либо, что скорее всего, ничего не будет − все разругаются.
l        Временной срок (продолжительность) зарождения движений и первого цикла их существования – четверть века. Затем поле их деятельности "вдвигается" в большой мир, расширяя его границы.
l        Неформальная группа – та, существование и деятельность которой опосредствованы исключительно межличностными отношениями членов группы и не детерминированы никакими внешними силами. Неформальные сообщества состоят из неформальных групп и/или людей, связи которых носят неформальный характер.
l        К категории неформальных сообществ авторы относят, в частности, многие детско-юношеские клубы спортивного туризма, детские театральные студии и молодёжные некоммерческие театры, летние математические (биологические, химические и прочее) школы и ещё очень многие другие.
l        Все молодёжные неформальные движения обладают естественной притягательностью.
l        У части неформальных сообществ безусловно присутствует аполитичность, например, у филателистов.
l        Все члены неформального сообщества работают добровольно и бескорыстно. Неформальными авторы считают те сообщества, где бОльшая часть ресурсов (прежде всего − это труд) вносится самими членами сообщества добровольно (обычно − до 80%).
l        Бескорыстные массовые неформалы сохраняют творческий потенциал нации, культуру самоуправления, опыт работы с социальными моделями и синтеза различных культур. Примеры − движения исторической реконструкции и исторического фехтования.
l        Кроме огромной в сравнении с другими движениями численности и мощности, кроме материальной независимости, неформальные сообщества выделяются ещё одним важнейшим свойством − они носители идеалов. Реальное изменение общества может происходить только на идейной основе.
l        Новое сможет пробиться только в том случае, если воплощать его в жизнь будет не бюрократия, искажающая смысл любых реформ, а люди, преданные конструктивной идее и объединённые в движение с сетевой структурой координации (на сей день наиболее эффективной).
*          *          *
l        Квант неформального поля – клуб. Для любителей всего живого клуб − самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его тоже легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает срубленный или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы.
l        Примеры клубов: Клуб любителей. Его главная задача − удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён. Клуб общения удовлетворяет потребности своих членов в общении, больше всего там любят людей обаятельных. Творческий клуб удовлетворяет потребности своих членов в творчестве, там ценится, прежде всего, талант. Реактивная группа служит исключительно для духовного или нравственного самоусовершенствования своих членов. Главное человеческое качество в ней − совместимость с другими членами группы. Неформальный производственный коллектив удовлетворяет потребности не-членов клуба, главное там − успех.
*          *          *
l        Авторы и их друзья оправданно считают, что "сейчас важно не упустить новую волну синтеза... То есть породить в итоге новых активных и молодых субъектов общественной, а может, и политической жизни."
l        Количество инкубаторов, в рамках которых идёт синтез новых движений, стихийно нарастает и будет нарастать. Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код, который проносят потом через десятилетия. Изменить этот код невозможно, а задавить движение силой можно только теоретически. Практика показывает, что в случае гонений настоящее сильное движение уходит в подполье, нисколько не зависит от отсутствия финансирования со стороны государства и меценатов и успешно выдерживает давление. Об этом говорит опыт хиппи, диссидентов, коммунаров, русского рока, ролевиков и многих других.
l        Вероятно, уже к 2013-2015 гг. большинство зародившихся движений пройдут кризисную точку. После неё станет понятно, кто выиграл социальный тендер, а кто − проиграл его и вытеснен на периферию общественного поля в виде разрозненных остатков, поглощаемых победителями, и примыкающих к оставшимся мемориальным движениям прошлой поры.
*          *          *
М. Кордонский и М. Кожаринов создали книгу о возможном будущем и о технологии его изготовления. Каким оно, наше будущее, будет, никто не скажет.
Давайте не просто надеяться на лучшее, но действовать. Благодаря нелегкому труду авторов мы теперь вооружены основательным и потому надежным знанием о механизмах становления и развития гражданского общества.
 
Борис Бим-Бад
 
 
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter