Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М. О действующей модели гражданского общества

Автор: Б. М. Бим-Бад

О действующей модели гражданского общества

Впечатления о книге: Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы) / предисловие В. Хилтунена. - М.: Net2Net, 2008. - 336 c. (Серия: Технология группы)

Действительно ли перед читателем – учебное пособие? Для меня несомненно, что "да!". В нем сбаласнированны рекомендации, примеры, теория и предсказания.
Правы ли авторы пособия, что "Это − книга об общих закономерностях развития любого неформального, или гражданского сообщества"? - И здесь твердое "да!". Под скромным названием скрывается серьезная и важная работа по истории, анатомии и закономерностям гражданского общества на примере молодежных культур.
Авторы книги потратили большую часть жизни на изучение обстоятельств зачатия, рождения, жизни, смерти и метаморфоз самых разных объединений молодежи. Их обобщающий труд создан на стыке историко-научных изысканий и подробного, детального (потому что – включенного) знания реальных неформальных групп, или сообществ, молодых людей.
Среди множества (в логико-математическом смысле) открытых авторами закономерностей формирования гражданского общества я выберу только небольшую, но показательную, на мой взгляд, часть.
*          *          *
l        Общественные движения − это элементы гражданского общества, самоорганизовавшиеся и компенсирующие не заполненные другими институциями потребности людей. Новое неформальное движение занимает пустующую (или запретную) в обществе нишу самореализации личности. Для диссидентов это − свобода слова в области политических и экономических дискуссий. Для хиппи − свобода от потребительского образа жизни, сексуальная и другие свободы. Для КСП и рока − творческая самореализация в «неофициальных» жанрах. Для ролевиков − дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш и т. д. В некоторых случаях деятельность общественных движений включена в жизнь всего общества непосредственно через производимые ими товары, услуги, культурные ценности, дополнительное образование кадров для рынка труда (собаководы, радиолюбители, рок, КСП…).
l        Во многом появление движения есть ответ на вызов современной эпохи, когда общественные противоречия толкают группы инициаторов, порождающих необходимый транслятор, на поиск новой формы существования общественной жизни.
l        Для нахождения нового культурного поля, на базе которого будет сформирован ответ на очередной вызов времени-пространства, творческому меньшинству необходимо отстраниться от остального общества (поскольку оно заставляет играть по своим правилам). Но для нужного ответа на новый вызов нужны уже иные правила.
l        Эти конструктивные уходы всегда сменяются возвратом в мир. На базе оформившихся носителей новых культурных традиций происходит изменение культуры всего общества в целом.
*          *          *
l        Новые общественные движения в начале своего развития почти всегда являются молодёжными.
l        Неформальное молодёжное движение – прежде всего  система связей. Появление системы под единым брендом и с единой оргструктурой − это результат многолетней эволюции, когда первоначально один клуб, занимающийся преимущественно чем-то одним, отпочковывает от себя направления − другие клубы. Каждый из них имеет своё ядро, при этом между ними сохраняется единство общности. Сразу прыгнуть на этот уровень невозможно − либо будет одновременно несколько разных клубов под одной крышей, никакого единства; либо, что скорее всего, ничего не будет − все разругаются.
l        Временной срок (продолжительность) зарождения движений и первого цикла их существования – четверть века. Затем поле их деятельности "вдвигается" в большой мир, расширяя его границы.
l        Неформальная группа – та, существование и деятельность которой опосредствованы исключительно межличностными отношениями членов группы и не детерминированы никакими внешними силами. Неформальные сообщества состоят из неформальных групп и/или людей, связи которых носят неформальный характер.
l        К категории неформальных сообществ авторы относят, в частности, многие детско-юношеские клубы спортивного туризма, детские театральные студии и молодёжные некоммерческие театры, летние математические (биологические, химические и прочее) школы и ещё очень многие другие.
l        Все молодёжные неформальные движения обладают естественной притягательностью.
l        У части неформальных сообществ безусловно присутствует аполитичность, например, у филателистов.
l        Все члены неформального сообщества работают добровольно и бескорыстно. Неформальными авторы считают те сообщества, где бОльшая часть ресурсов (прежде всего − это труд) вносится самими членами сообщества добровольно (обычно − до 80%).
l        Бескорыстные массовые неформалы сохраняют творческий потенциал нации, культуру самоуправления, опыт работы с социальными моделями и синтеза различных культур. Примеры − движения исторической реконструкции и исторического фехтования.
l        Кроме огромной в сравнении с другими движениями численности и мощности, кроме материальной независимости, неформальные сообщества выделяются ещё одним важнейшим свойством − они носители идеалов. Реальное изменение общества может происходить только на идейной основе.
l        Новое сможет пробиться только в том случае, если воплощать его в жизнь будет не бюрократия, искажающая смысл любых реформ, а люди, преданные конструктивной идее и объединённые в движение с сетевой структурой координации (на сей день наиболее эффективной).
*          *          *
l        Квант неформального поля – клуб. Для любителей всего живого клуб − самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его тоже легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает срубленный или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы.
l        Примеры клубов: Клуб любителей. Его главная задача − удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён. Клуб общения удовлетворяет потребности своих членов в общении, больше всего там любят людей обаятельных. Творческий клуб удовлетворяет потребности своих членов в творчестве, там ценится, прежде всего, талант. Реактивная группа служит исключительно для духовного или нравственного самоусовершенствования своих членов. Главное человеческое качество в ней − совместимость с другими членами группы. Неформальный производственный коллектив удовлетворяет потребности не-членов клуба, главное там − успех.
*          *          *
l        Авторы и их друзья оправданно считают, что "сейчас важно не упустить новую волну синтеза... То есть породить в итоге новых активных и молодых субъектов общественной, а может, и политической жизни."
l        Количество инкубаторов, в рамках которых идёт синтез новых движений, стихийно нарастает и будет нарастать. Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код, который проносят потом через десятилетия. Изменить этот код невозможно, а задавить движение силой можно только теоретически. Практика показывает, что в случае гонений настоящее сильное движение уходит в подполье, нисколько не зависит от отсутствия финансирования со стороны государства и меценатов и успешно выдерживает давление. Об этом говорит опыт хиппи, диссидентов, коммунаров, русского рока, ролевиков и многих других.
l        Вероятно, уже к 2013-2015 гг. большинство зародившихся движений пройдут кризисную точку. После неё станет понятно, кто выиграл социальный тендер, а кто − проиграл его и вытеснен на периферию общественного поля в виде разрозненных остатков, поглощаемых победителями, и примыкающих к оставшимся мемориальным движениям прошлой поры.
*          *          *
М. Кордонский и М. Кожаринов создали книгу о возможном будущем и о технологии его изготовления. Каким оно, наше будущее, будет, никто не скажет.
Давайте не просто надеяться на лучшее, но действовать. Благодаря нелегкому труду авторов мы теперь вооружены основательным и потому надежным знанием о механизмах становления и развития гражданского общества.
 
Борис Бим-Бад
 
 
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
Новостей нет.


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_f099b7d53c948323111c1e7d9dea593d, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0