Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Лернер П. С. "Технология" в проектах базовых учебных планов школы

Автор: П. С. Лернер

П. С. ЛЕРНЕР

"ТЕХНОЛОГИЯ" В ПРОЕКТАХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ШКОЛЫ

1. Ополовинивание количества учебных часов на материальные технологии в проектах базовых учебных планов (БУП) основной школы будет иметь негативные социальные последствия.
"Технология", более многих других школьных предметов, имеет и должна иметь отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей, что дает возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, бесконфликтно включиться в эти отношения.
Если с технологическим образованием учащихся 5-11 классов поступить столь опрометчиво, как предлагает проект БУПа, то:
  1. Есть реальная опасность обречь Россию на занятие второстепенных мест в мировом разделении труда, что увеличивает экономическую зависимость от других стран;
  2. Уменьшаются шансы силами и трудом народа обеспечить улучшение качества жизни большинства населения при сохранении популяции;
  3. Проблематичным становится сохранение и развитие уникальной национальной культуры;
  4. Будет продолжаться материальное и интеллектуальное расслоение населения;
  5. Катастрофическим станет отчуждение детей, подростков и молодежи от образования, от актуальной культуры;
  6. Произойдут необратимые деформации в трудовом начале жизни, потери престижности квалифицированного продуктивного труда, нарушится воспроизводство трудовых ресурсов;
  7. Даже возрастающие затраты (в том числе бюджетные) на образование перестанут давать социально-экономический эффект при создании валового национального продукта, что приведет к сокращению национального богатства;
  8. Будет спонтанно увеличиваться количество неудачников, социопатов, проявлений девиантного и агрессивного поведения детей и подростков.
Изменения в характере труда работающих, в первую очередь, в связи с интеллектуализацией, компьютеризацией, автоматизацией всех видов трудовой деятельности, по всему миру подняли волну пересмотра содержания образования в сторону актуализации знаний и умений до уровня функциональной грамотности в современном понимании, связи образования с жизнью, насыщения учебного процесса различными формами продуктивной деятельности. При этом генеральной линией ставится подход к образованию как к средству социальной безопасности, способу выживания в условиях постоянного выбора—познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях собственной деловой карьеры.
 
2. Резкое сокращение часов на ОО «Технология» по проекту БУПа неизбежно приведет к:
  1. Исходу учителей технологии из школ, особенно малокомплектных, так как будет невозможно набрать необходимое количество учебных часов (уроков) даже на одну-полторы ставки. Известно, что учителя технологии имеют нагрузку более двух ставок;
  2. В связи с отсутствием в школе учителя на полную ставку, использованием совместителей приведет к быстрой и безвозвратной утрате материально-технической базы, создаваемой несколько лет;
  3. Потере интереса учащихся к технологическому образованию, а в дальнейшем к сокращению потока абитуриентов в средние специальные учебные заведения, особенно технологического направления.
 
3. Вероятно, такое отношение к позиции ОО «Технология» в проекте БУПа вызвано тем, что технология является школьным предметом, по которому нет вступительных экзаменов в вузы и средние специальные учебные заведения. Давным-давно пора добиться того, чтобы экзамены и собеседования по технологии стали бы приемными.
 
4. В задачи ОО ТЕХНОЛОГИЯ входит приобщение детей, подростков и юношества, в единстве теоретического и практического познания мира труда, искусств, ремесел, наук, профессий, к счастью мастерства, творчества в разнообразных сферах деятельности. При этом соединение умственного труда с ручным и машинным является условием гармоничного развития трудовой культуры школьников, а самая трудовая культура становится важнейшей частью социальной зрелости.
Представление о ПО ТЕХНОЛОГИЯ как всего лишь об одном из школьных предметов является не только неправильным, но и опасным по последствиям, например, – неоправданной перегрузке школьников стремлением к экстенсивному расширению формальных знаний, умений и навыков. Очевидно, что совершенствование трудового воспитания в ОО ТЕХНОЛОГИЯ возможно только путем интенсивного развития качеств личности растущего человека через совершенствование мышления, через увеличение банка активных умственных умений, необходимых для практической деятельности, жизнедеятельности вообще.
 Складывается впечатление, что авторы проекта БУП основной средней школы совершенно не разделяют такого понимания места и роли ОО ТЕХНОЛОГИЯ в задачах и содержании общего среднего образования.
 
5. ОО ТЕХНОЛОГИЯ практически включает важный набор профессиональных и технологических проб, позволяющих предоставить возможность учащимся попробовать выполнять операции, требующие:
l        использования физической силы без жесткого контроля;
l        использования физической силы с точным контролем траектории рабочего инструмента;
l        манипулирования объектами труда, имеющими относительно большие размеры и массу;
l        манипулирования объектами труда, имеющими относительно малые размеры и массу; цветоразличения;
l        длительного сосредоточения внимания при монотонном выполнении работы;
l        кратковременного сосредоточения внимания при монотонном выполнении работы;
l        лишь повторения после объяснения или показа;
l        самостоятельного планирования трудовых действий;
l        самостоятельного поиска необходимой информации;
l        принятия самостоятельных решений при дефиците времени;
l        работы без взаимодействия с другими людьми;
l        постоянного взаимодействия с другими людьми.
К практическим работам, расширяющим поле профессиональных проб, следует отнести не только собственно технологические, но и, например, такие: выполнить чертеж, заполнить технологическую карту, найти данные в справочнике, произвести расчеты и др.
Нет и не может быть противопоставления и разделения теоретического и практического планов технологического образования, ибо они являются связанными частями целостного представления знаний образов действий при решении определенного класса задач организации преобразующей деятельности, труда человека.
 Сокращение часов на технологию по проекту БУПа отбрасывает нашу школу на несколько лет назад, делает выпускников школы неконкурентоспособными на массовых рабочих местах.
 
6. Важнейшей задачей текущего этапа становится создание научного обеспечения смены парадигмы трудового образования учащихся 5-11 (12) -х классов в контексте концепции модернизации общего среднего образования. Основным ориентиром такой смены служит достижение сформированности способности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях перемен и постоянного выбора, в том числе на рынке труда.
Очевидно, что положение технологии в проекте БУПа основной и старшей средней школы не будет способствовать улучшению качества трудовых ресурсов на перспективу.
 
7. Ключевым словом содержания многих школьных предметов, по нашему мнению, должно, благодаря предмету «Технология» в базовом учебном плане школы, должно стать именно слово ТЕХНОЛОГИИ: медицинские или педагогические технологии, технологии управления производством или банковских услуг, технологии проведения рекламных кампаний или работ с природными материалами, электрорадиотехнологии или технологии эксплуатации автомобильной техники. Таким образом, образование школьников, организуемое предметом «Технология», должно создавать образы действий, давать представления о том, как работают люди той или иной профессии, как они выполняют оптимальный выбор материала, инструментов, приспособлений, режимов, машин-орудий, средств механизации и автоматизации, организации работ в материальном и нематериальном производстве различных ценностей.
 
 8. Столь существенное сокращение технологии в школе неизбежно приведет к заметному увеличению отсева студентов технических высших и средних специальных заведений, так как они не будут справляться с такими базовыми курсами как «Технология конструкционных материалов», «Детали машин», «Специальные технологии», «Устройство и конструирование машин» и др.
-----------------
C:\Мои документы\LERNER\Texnol\Spaspism.doc
© Павел С. Лернер 1 сентября 2003 г.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter