Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лернер П. С. Время собирать камни

Автор: П. С. Лернер

Павел Семёнович ЛЕРНЕР

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ:

ПРОЕКТ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исходные положения

Традиционная система обучения, со времен средневековья до наших дней, достигла предела роста своей эффективности, что в складывающихся условиях бытия и разумения людей, эскалации информационных потоков предопределяет снижение результативности вложений в образование с целью достижения заметных социально-экономических преобразований.
Несколько веков использования привело классно-предметно-урочное преподавание (К-П-УП) к существенному израсходованию его ресурсов. Поиски альтернативы К-П-УП становятся довольно плодотворной идеей, которая воплощается в личностно ориентированном образовании.
Под личностно ориентированным образованием можно понимать такое, в котором усиливается роль учащегося как субъекта, с делегированием ему функций управления познавательной деятельностью, предоставлением ему больших прав в выстраивании его индивидуальных образовательных траекторий и большей свободы выборов познавательной тактики.
Сложившееся классно-предметно-урочное преподавание не предполагает использования познавательного потенциала развивающейся личности и сообщества учащихся (группы), а также затрудняет необходимый переход от "обучения преподаванием" к "обучению изучением" (П. Друкер), когда знания не передаются (транслируются), а получаются, создаются в совместной познавательной деятельности учащихся и учителя.
Личностная ценность Я-знаний многократно увеличивается, если они созданы продуктивной познавательной и процессуальной деятельностью, в единстве теоретического и практического изучения разнообразных объектов познания.
Следует признать, что характер и результаты индивидуальной познавательной деятельности спонтанны, вероятностны и не обладают высокой степенью предсказуемости. Вместе с тем, каждый человек живет и действует (в том числе, профессионально) с самостоятельно сотворенным Я-знанием, имеет уникальное мировидение. Следовательно, фацилитация является более природосообразной чем традиционное преподавание, предполагающее репродуктивное усвоение учащимися учебного материала с эталонированием так называемых "знаний".
Фацилитация – групповая продуктивная познавательная деятельность учащихся, позволяющая наиболее полно раскрыться потенциалу индивида.
Однако такая деятельность должна быть организована через создание учителем (преподавателем) несколько иной, чем традиционная, образовательной среды. При этом значительно меняется функция – вместо традиционного изложения (преподавания, вещания, озвучивания, объяснения, транслирования и др.) учебного материала преподавателю приходится сопровождать, поддерживать, мотивировать фацилитацию, выполнять роли педагогического менеджера, режиссёра, модератора, тьютора.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАЦИЛИТАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С целью реализации технологии фацилитации были созданы пилотные учебники, по замыслу, являющиеся информационным обеспечением профессионализации общего среднего образования, которая в школьные годы предполагает углубленное ознакомление с областью трудовой деятельности, определенной профессиональными планами, приобретение опыта посильной работы в этой области, формирование целенаправленных образовательных запросов.
Пилотные учебники были созданы для разных возрастных групп обучающихся:
ТРУД ЧЕЛОВЕКА — для расширения представлений обучающихся в 5-7-х классах о мире труда и профессий, для формирования среды профориентационного мировоззрения, для пропедевтики предпрофильной подготовки в 9-х классах.
ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР
1. Чем различаются предметы
2. Из чего сделаны вещи
3. Где и как делают вещи
МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ
1. Виды трудовой деятельности
2. Рабочие места
3. Технологическая проба… себя
 ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ
1. Жилище человека
2. Коллективное проживание людей
3. Экономика семейной жизни
ПОКУПАТЕЛЬ – ПРОДАВЕЦ
1. Товары и услуги
2. Цена товаров и услуг
3. Технология торговли
ТЕХНОЛОГИИ РУЧНЫХ РАБОТ
1. Подручные материалы
2. Ручные инструменты
3. Безопасность ручных работ
ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС
1. Виды информации
2. Информация в семье
3. Технологии общения
АРТТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙН
1. Художественная обработка материалов
2. Художественное творчество
3. Индустриальный дизайн
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
1. Здоровый образ жизни
2. Технологии "боления"
3. Медицинские технологии
ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНОЛОГИИ
1. Источники электроэнергии
2. Потребители электроэнергии
3. Электронное управление
ДЕТАЛИ МАШИН
1. «Молекулы» и «атомы» машин
2. Качество и точность деталей машин
 3. Сумма технологий
ТЕХНОЛОГИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
1. Кулинария в терминах технологии
2. Безопасность продуктов и технологий
3. Кулинарные машины
ЧЕЛОВЕК И КНИГА
1. История книгопечатания
2. Информативность книги
3. Создание книги

ОДИННАДЦАТЬ ШАГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ БУДУЩНОСТЬ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

v Посмотрим на себя и других (опубл. в ж. «PR в образовании», 2003, №2)
v Свобода общения (опубл. в ж. "Молодежь и общество», 2004, №4)
v Свободное время (опубл. в газете «Библиотека в школе», 2004,№15)
v Автобиографическая память
v Экономическая демократия
v Не изобрести ли нам что-нибудь? (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2005, №1/7);
v Пойдем на выставку. На выставку? (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2005, №1)
v Дизайн: теория & практика (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2005, №3)
v Исследования (опубл. в сб.: Наука и молодежь, Обнинск, 2004).
v Ремесленничество (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2006, №3)
v Зритель кино- и видеофильмов

ИНЖЕНЕР ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Учебное пособие для профессионального самоопределения. М.: ИЦ Академия, 2005. – 304 с. (тираж 5100 экз.)

Допущено Министерством образования Российской федерации в качестве учебного пособия для профильной и профессиональной ориентации учащихся 9-11-х классов образовательных учреждений общего среднего образования, а также для профессиональной ориентации учащихся учреждений начального профессионального образования.
В учебной книге делается попытка рассказать о весьма распространенной профессии – инженера через содержательные линии предлагаемого факультативного курса:
1. ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРИИ
(Мир бытия продуктивного человека; Наука – техника – технологии – производство; Преодоление распространенных мифов; Инженерия и экология)
2. ТРУД ЛЮДЕЙ В МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
(От замысла до… утилизации; Сумма материальных технологий; Эффективность производства; Оплата труда в реальном секторе экономики; Занятость и квалификация работников: вчера, сегодня, завтра)
3. ЧТО ДЕЛАЮТ ИНЖЕНЕРЫ?
(Проектирование как осознание деятельности; Рационализация; Изобретательство)
4. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ
(Физические модели реальных объектов; Математические модели физических образов реальных объектов; Математический аппарат)
5. ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ
(Гуманизация производства; Инженерная психология; Дизайн; История технических идей и техники; Популяризация техники и технологий)
6. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(Работа и труд инженеров; Предприимчивость инженеров; Инженерные исследования; Прикладные научные исследования и разработки)
7. СТАНУ ЛИ Я ХОРОШИМ ИНЖЕНЕРОМ?
(Технологические и профессиональные пробы; Профессионально важные качества личности; Устремления и мотивы)
8. КАК СТАТЬ ХОРОШИМ ИНЖЕНЕРОМ
(Уметь учиться; Моя специальность – самая лучшая; Личная библиотека; Специализированные выставки)
Аннотированный список рекомендуемой литературы.
Также созданы рукописи, переданные в издательства, учебных пособий для профессионального самоопределения школьников:
 ♦ ХОЧУ, СМОГУ ЛИ Я СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ;
 ♦ АВТОМОБИЛЬ: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ДОРОГИ. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ.
Использование учебников предполагает заметное сокращение преподавания в классно-урочно-предметной системе за счёт использования таких методов как:
самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
обзорные и установочные лекции;
лабораторные и лабораторно-практические работы;
семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и др.;
информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Internet и др.;
проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;
проведение эвристических контрольных работ;
использование рейтинговых оценок успешности учения;
экскурсии на предприятия, специализированные выставки.
Каждый раздел представлен блоками, имеющими унифицированную "окновую" структуру:
* Постановка проблемы (например, "Можно ли научиться пользоваться электричеством?", "Можно ли научиться владеть информацией?" или "Можно ли научиться тому, что делали предки?");
* Что надо сделать?
* Основные новые понятия;
* Что надо знать, чтобы...;
* Эвристические вопросы;
* Над этим надо подумать;
* Интересные сведения;
* Вопросы для размышления и задания;
* Спросите в классе;
* Дополнительные сведения;
* Попробуем выполнить проект, исследовать, изучить...
Календарное планирование совместных действий берёт на себя учитель, однако его главной профессиональной задачей становится организация конструктивного общения учащихся при решении поставленных задач и выполнении заданий.
 

Возможные сценарии использования пилотных учебников

На практике число таких сценариев может быть и будет, наверное, бесконечным. Вместе с тем, следует назвать три из них, наиболее вероятные.
1. Наименее продуктивный сценарий. Попытки учителей преподавать содержание учебников, естественно, с необходимостью учащихся запоминать, повторять, учить.
При этом сложностью для учителя становится отбор содержания – понятно, что имеющийся бюджет учебного времени не предполагает "прохождения" всего текстового содержания пособия.
2. Оптимальный сценарий. Вместо традиционного преподавания предполагается фацилитация - групповая продуктивная познавательная деятельность учащихся, позволяющая наиболее полно раскрыться познавательному потенциалу индивида.
Высокий уровень фацилитации - учащиеся рассматривают согласованный раздел книги (главу книги) по рекомендации преподавателя или по своему усмотрению: коллективно ищут ответы на избранные вопросы, выполняют задания и проекты, обсуждают результаты.
Потом учащимся надо внимательно познакомиться с основным текстом главы, быть может, вернуться к вопросам для размышления, заданиям, мини-проектам. И опять обсудить то, у кого что получилось. Можно даже поспорить с книгой, провести дискуссию.
На этом уровне фацилитации предполагается, что знакомство с основным текстом главы учащиеся, предпочтительно, выполняют во внеклассное время. При этом они могут воспользоваться калейдоскопом подсказок - прочитать третью часть главы и вернуться к вопросам для размышления, заданиям, мини-проектам. И опять обсудить то, у кого что получилось.
Средний уровень фацилитации - предполагает большую управленческую регламентацию со стороны преподавателя: указание разделов курса (глав книги), предложение отвечать на конкретные вопросы, выполнять конкретные задания и мини-проекты, рекомендации ознакомиться с конкретными параграфами основной части главы, обратить внимание на конкретные дополнительные сведения из соответствующей части главы.
На этом уровне фацилитации вряд ли большинству учащихся удастся одолеть более 60 % курса (книги). Однако какой-то части продвинутых учащихся можно рекомендовать самостоятельно поработать с полным текстом книги и потом проконсультироваться индивидуально у преподавателя, в учебной группе.
Низкий уровень фацилитации - учащиеся могут и хотят изучить не более 30 % основного содержания глав книги, под педагогическим воздействием преподавателя учащиеся без энтузиазма пытаются отвечать на конкретные вопросы, выполнять конкретные задания и мини-проекты, знакомятся с конкретными параграфами основной части глав, обращают внимание на конкретные дополнительные сведения из третьей части глав.
Педагогическая ситуация осложняется тем, что результаты освоения курса будут различными по объёму и качеству у разных учащихся одной учебной группы. Для поддержания лидеров можно рекомендовать проектирование индивидуальных образовательных траекторий. Таким образом, вероятно, наиболее распространенным сценарием фацилитации будет гибкий, гибридный даже спонтанный.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВНОСИМЫХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНИКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФАЦИЛИТАЦИЮ

Принципиальным отличием учебников нового поколения является то, что их не только нельзя учить, выучить (они не текстовые, текст в них скорее носит справочный характер), но их нельзя и преподавать.
Образно учебники нового поколения можно представить себе как ноты, по которым каждому учащемуся, всем учащимся вместе под дирижированием учителя предстоит исполнить некое произведение. Исполнение произведения и есть акт создания, сотворения знания. Идентичность исполнения достигается непротиворечивостью сотворённых знаний, выявляемых дискуссией.
При этом важным оказывается предоставление пользователю возможности корректирования выбора уровня сложности, скорости прохождения учебного материала, тактики самостоятельного исследования, образовательных запросов - таким образом может быть достигнут синергетический эффект индивидуально-коллективной познавательной деятельности, ценность результатов которой определяется индивидуально как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях.
В определенной мере созданные учебники производят замещение доминирующего в дидактике последнего столетия рационально-логического способа познания на эмоционально-образный даже при изучении естественнонаучных и технико-технологических объектов.
Смысловым центром каждого раздела учебников (например, деление производится по четвертям и разделы представлены триадами) является частично-поисковая, исследовательская работа учащихся, организуемая предъявлением значительного массива вопросов и заданий, самостоятельное выполнение которых служит пропедевтикой проектной деятельности.
Проектирование, как метод познания и осознания практической деятельности, оказывает учащимся практическую помощь в понимании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и т.д., что позволяет растущему человеку самостоятельно осваивать накопления нефальсифицированной культуры.
Сутью изучения предметной области становится выполнение различных учебных, нестандартных (эвристических) проектных заданий и проектов, тематика которых разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. А предметное содержание изучения целенаправленно подчинено целям информационного обеспечения проектной деятельности.
Нормирование содержания интегрированного профинформационного, технологического и профориентационного образования, представленного учебниками нового поколения, базируется на инновационных психолого-педагогических основаниях:
* Представление содержания образования учитывает психологические различия учащихся разных возрастных групп: младшей - 5-7-ые классы; средней - 8-9-ые классы; старшей - 10-11(12)-ые классы. При этом не предусматривается никакого отличия содержания в зависимости от пола учащихся;
* Содержание образования представляется не линейно, а концентрически, то есть на каждом следующем этапе идет достраивание ранее полученных знаний, их использование и проверка в конкретной практике. При этом усиливаются ассоциативные структурно-логические связи, в том числе с другими школьными предметами.
* За временную единицу образовательного процесса принимается учебная четверть, для которой определяется содержание образования, то есть объем изучаемого учебного материала (в первую очередь, через нормирование тезауруса), представленного унифицированными блоками, задающими гибкий алгоритм познания.
* Содержание изучения (являющимся главным методом освоения учебного материала) определяется исходя из жизненного практического опыта учащихся - в познании учащиеся проходят путь от знакомства и представлений, характеризующих в сознании видимости, до обобщений, характеризующих сущности изучаемых объектов и явлений.
* Цели преподавания достигаются, если дети, подростки и юноши имеют возможность в процессе изучения предметной области испытать себя выполнением нескольких проб, которые включают освоение информации, трудовых операций, технологических процессов и - главное - оценочных отношений к планируемым и достигнутым результатам учебной трудовой деятельности.
* Содержание проектной деятельности учащихся усложняется аддитивно, то есть по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий - вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения.
Созданием учебников нового поколения постулируется экологизация учения, в которой важное место занимает принцип доступности, связанный с проблемой представления содержания предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Традиционные программы, реализуемые в традиционных учебниках, во-первых, имеют линейный характер (а не желательно спиральный), во-вторых, делают элементы содержания рядоположенными, то есть без вложенности, внутренних структурно-логических связей.
Содержание доступного образования начинается с определения тезауруса, то есть с основных "черных" понятий, включаемых в рассмотрение и изучение. Тезаурус наполняется конкретным содержанием (соотношение общего и частного), являющимся иллюстрацией, примером и пояснением, в условиях прохождения учащимися многих технологических и предметно-профессиональных проб (модулей, концентров, фреймов), ориентированных на определенные виды практической трудовой деятельности.
Образование школьников, организуемое учебниками, создает образы действий, дает представления о том, как работают люди той или иной профессии, как они выполняют оптимальный выбор материала, инструментов, приспособлений, режимов, машин-орудий, средств механизации и автоматизации, организации работ в материальном и нематериальном производстве различных ценностей.
Выбор этого того или иного сценария совместной познавательной деятельности принципиально меняют субъект-объектные отношения в учении: устраняется заданность познавательной деятельности, носителем которой часто вынужден быть учитель; создаются условия для со-творчества учащегося и учителя в реализации тактики индивидуального познания; стимулируются коллективные формы учения, диалоги, дискуссии, когда учащиеся учатся не только рядом, но и вместе. Выбор различных сценариев позволяет ожидать снижения уровня педагогического насилия.
 Выбор гибкого сценария позволяет значительно расширить креативное поле учащихся, что способствует синергетическому эффекту учения - активизации любознательности, систематизации и увеличению круга чтения, упорядочению просмотра телевизионных передач, эскалации конструктивного общения учащихся - другими словами, интеграции обучения с познанием жизни, действительности, видов деятельности.
В связи с этим важнейшим критерием успешности учения становится динамика расширения кругозора, любознательности, круга интересов и чтения, активизации целенаправленной познавательной деятельности, в том числе, при поисках себя и своего места в жизни, рефлексии. Для оценивания успешности и результативности предложена и используется рейтинговая оценка, включающая коллективную оценку (каждый участник учебной группы оценивает каждого), самооценку и учительскую оценку по некоторым разработанным и опробованным параметрам по каждой теме (разделу, фрейму, фрагменту). В конце четверти (триместра) оценки суммируются — таким образом выявляются лидеры (и аутсайдеры).
Наполнение содержанием преподавания по гибкому сценарию наиболее полно соответствует (конгруэнтно) целям воспитания и образования - СОЦИАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, В КОТОРЫХ ОПРОБОВАЛИСЬ ФАЦИЛИТАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 При непосредственном участии автора в разные годы (1998-2007 гг.) в педагогической практике опробовались образовательные технологии в разных возрастных группах (так и в разновозрастных группах) образовательных учреждений:
· Межшкольный учебный комбинат "Хамовники" (Москва),
· Образовательный центр #1403 (Москва),
· Школа # 1285 (Москва),
· Школа #1065 (Москва),
· Школа #315 (Москва),
· Школа # 830 (Москва),
· Гимназия #5 (Сергиев-Посад).
Также опробовались образовательные технологии в разных группах учителей в авторских мастер-классах на курсах повышения квалификации в МИОО, АПКиПРО, ИПКиПРНО МО (всего более 150 учителей), на педагогическом марафоне газеты "Первое сентября" (2005 г.).
По результатам консультаций, переписки в интернете, очных встреч с учителями можно предположить, что в более 20 школ России, Украины и Казахстана достаточно успешно использовались образовательные технологии фацилитации и предлагаемые пилотные учебники.

ПУБЛИКАЦИИ

1. Интегративный курс "Труд человека" – Школа и производство ,1990, #10.
2. (в соавторстве с Чистяковой, Палло, Пустовойтовым) Концепция интерактивного учебника по технологии как средство педагогического сопровождения самоопределения школьников. В сб.: Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе. Кемерово, 2001.
3. (в соавторстве с Пустовойтовым) О путях увеличения когнитивного пространства предметных областей общего среднего образования. В сб.: Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 2001.
4. (в соавторстве с Палло, Гудимовым) Концепция интерактивного учебника как средства педагогического сопровождения самоопределения школьников. Там же.
5. Учебник, создающий знания. – Библиотека в школе, 2002, # 7.
6. Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания как социокультурная проблема. – Образование и общество, 2003, #1(18).
7. Профессионально-технологическая проба "Посмотрим на себя и других". – PR в образовании, 2003, #2, с. 68-75.
8. Профессиональная проба, или выбор профиля образования. – Одарённый ребёнок, 2004,№1, с.98-108.
9. Труд человека. Учебник-самоучитель. Часть 6.4. Технологии сохранения здоровья. – Библиотека в школе, 2004, №15(123), с. 19-24, 43-55.
10. Учебная книга для школьников и учителей технологии. В сб.: Технологическое развитие в условиях модернизации образования, Х международная конференция по технологическому образованию школьников. М.: МИОО, 2004, с. 20-22.
11. Свободное время. Профессионально-технологическая проба самоопределения для учащихся старших классов. Библиотека в школе, 2004, №15(123).
12. Одиннадцать шагов в профессиональную будущность. Профессионально-технологические пробы самоопределения "Свободное время", "Свобода общения". – Молодёжь и общество, 2004, #4, с. 98-133.
13. Учебная книга как средство поддержки эмоционально-образного познания. В сб. конференции "Проблемы школьного учебника", ИСМО РАО, 2005.
14. Профессионально-технологическая проба самоопределения "Исследования" для учащихся 10-11-х классов (надпрофильное направление). – Молодёжь и общество, 2005, #1, с. 60-73.
15. Одинадцять крокiв у професiйне майбуття. – г. Завуч, спецвыпуск Профiльне навчання – велiння часу, 2005, # 17-18 (239-240).
16. Абрис продуктивной педагогики в реалиях перехода к информационному обществу. – Новые ценности образования / Продуктивное учение и демократизация школы, 2005, вып. 4(23), с. 96-102.
17. Фацилитация – групповая продуктивная познавательная деятельность учащихся. В сб.: Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006, с. 143-149.
18. О некоторых концептуальных подходах к исследовательской практике школьников. С. 13-25; Исследовательская деятельность школьников в выполнении проектов. С.56-69; Примеры исследовательской деятельности школьников на уроке. С 85-93. — Исследовательская практика школьников в профильном обучении. Книга для учителя/ под ред. С.Н. Чистяковой. М.: РГНФ, 2006.
19. Экологизация школьного учения как инновационный смысл образования. – Смысл и цели образования: инновационный аспект/ Сб. научных трудов/ Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С.73-78.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМАТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  И РАЗРАБОТКИ

Bourrey G. Подготовка инженеров и высшее техническое образование. – ж. Профессиональное образование. Петроград, 1915, # 1, с.115-125.
Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе. М.: Просвещение, 1993.
Вульфов Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс. – Мир образования – образование в мире, 2006, # 2 (22), с.43-53.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – ж. Школьные технологии / Новые ценности образования, 1999, №4 (9).
Грицкевич Е.В. Фацилитационное формирование личности в группе как психолого-педагогическая проблема. В сб.: Инновации в высшей технической школе России. Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - с. 489-500.
Друкер П. Новые реальности. М.: Прогресс, 1991.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: 1999.
Кларин М.В. Обучение как игра. – Школьные технологии, 2004, #5, с..45-58.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. – СПб.: Алетейя, 2002.- 414 с. / гл.9. Синергетика образования, стр. 280-291.
Колодочка Т.Н. Фреймовая педагогическая технология в дисциплине "география". – Школьные технологии, 2004, #5, с..203-207.
Коротаева Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме. – Мир образования – образование в мире, 2003, # 4 (12), с.132-143.
Коротаева Е.В. Возможности дискуссионной формы обучения. – Мир образования – образование в мире, 2006, # 3 (23), с.153-158.
Крылова Н.Б. Культуросообразные школы и традиционная система образования./ Новые ценности образования, 2002, № 11.
Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования. – Школьные технологии, 2004, #5, с..59-63.
Кушнир А.М. От педагогики словесной — к педагогике многоукладной. – Мир образования – образование в мире, 2007, # 2 (26), с.82-88.
Новиков А.М. Готовит ли школа к жизни… – Мир образования – образование в мире, 2003, # 4 (12), с.54-63.
Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Изд. "Эгвес", 2005.
Представление и использование знаний: Пер. с япон. /Подред. Х. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1989.-220с.
Расторгуев С.П. Ребенок в информационной эпохе. – Мир образования – образование в мире, 2006, # 3 (23), с.3-13.
------------------------
D:\ЛЕРНЕР\Bim-Bad\OTPRAVLEN\ALTERNpr07.doc(.)
Павел С. Лернер 12 Мая 2007 г. 23:15 14.05.2007 0:25
=============================



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter