Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Букатов В. М. Сочинять новое или вспоминать старое?

Автор: В. М. Букатов

Вячеслав Михайлович БУКАТОВ,

доктор педагогических наук
 

Сочинять новое или вспоминать старое?

Хотя многочисленные научно-методические исследования и доказали эффективность игровых способов обучения, но тем не менее многие учителя до сих пор весьма настороженно относятся к игровым формам обучения и не спешат использовать их на своих занятиях. Эту их настороженность вообще-то понять можно. Учение, конечно, труд, а не беззаботное развлечение – рассуждают они. Но труд этот, – парируем мы, – может быть разным: не обязательно принудительным и угнетающим, но и добровольным, окрыляющим. Тогда даже весьма утомительное дело приносит ученику радость и доставляет удовольствие.

Торопись неспешно!

Социо-игровой стиль обучения (или "режиссура урока", как этот стиль чаще именуется в педагогической прессе) ищет способы такого общения детей со взрослым, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Тогда детский труд познания по-прежнему остается трудом. Но при этом его эффективность значительно повышается.
Подобное происходит, когда на уроке используется работа малыми группами. И когда обучение сочетается с двигательной активностью учеников. Соединение этих двух условий и создает социо-игровую атмосферу на уроке.
Некоторые осторожные педагоги предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает урок в беззаботную развлекаловку. Сохранять и поддерживать деловую направленность занятия взрослому помогают премудрости театральной режиссуры: смена темпа и ритма, смена лидерства, смена мизансцен. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание является залогом эффективности обучения.
Известно, что многие школьные работники устали от вихря моды на всякие педагогические инновации. Ведь когда учитель начинает свой педагогический стиль менять как перчатки, то его личностно-профессиональный опыт быстро засаливается и теряет форму. Поэтому социо-игровая "режиссура" не агитирует взрослых всякий раз начинать с нуля. И не предлагает торопиться вперед. Она советует – остановиться, постоять и осмотреться. Обратить внимание на своих учеников. И, припомнив себя в младшем школьном возрасте, сочувственно отнестись к тем условиям, в которых им приходится трудиться. Увидеть, что нужно сделать для улучшения этих условий.
Делать условия обучения более человеческими и уместными для детской психики помогают не столько инновации (которые для некоторых учителей частенько являются котом в мешке), сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы».
Добрым молодцам урок
Кто из педагогов не знает картину Н.П.Богданова-Бельского "Устный счет"? Так вот, наша мечта – как можно чаще видеть подобные мизансцены на уроках в современных школах! На доске весьма трудный пример не только для устного счета, но и для вычисления в столбик:
102 + 112 + 122 + 132 + 142
365
Дети как один заняты вычислениями. Отпавших от работы нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа каждого ученика.
Если бы те ученики были привязаны к своим партам и сидели, послушно сложив ручки и ножки, то две трети класса наверняка отказались бы трудиться над вычислениями (как то и происходит в современной начальной школе). Приглядитесь к картине. Сидит всего один человек – учитель. Остальные могут свободно двигаться.
На современных же уроках как правило все наоборот: взрослый то и дело прохаживается по учебной комнате, а его воспитанники, как в смирительных рубашках, послушно сидят на своих местах. Так начнем же брать пример с сельских школ конца XIX века, в одной из которых работал изображенный на картине Сергей Александрович Рачинский.

Идеальная модель

В некоторых центральных библиотеках еще можно найти изданные в конце позапрошлого века брошюрки С.А.Рачинского о проблемах обучения. В свое время его сборники занимательных задач для устного счета были весьма популярны.
Широкую известность Рачинский получил именно как учитель сельской школы. А до этого он был... профессором ботаники Московского университета! Читал традиционные лекции. Принимал у студентов традиционные экзамены.
Но после конфликта с администрацией он отказался от кафедры и уехал к себе в поместье.
Его сестра в то время преподавала в сельской школе. И как-то раз зайдя к ней на урок, он был поражен той тягостной скукой, которая висела в воздухе. Особенно обидно ему было за математику. И тогда он начал преподавать сам. Так крупный ученый, человек разносторонних способностей, представитель высшего московского аристократического общества, человек, которому все знавшие его предсказывали блестящую карьеру, оказался народным учителем в глухой деревне.
В одной из своих статей Рачинский рассказывал, что идеальной моделью ведения уроков для него был один старинный рисунок, изображавший жизнь в мастерской художника. В просторной комнате кипела работа. Кто-то из учеников обсуждал рисунки, кто-то дорисовывал очередную штудию, кто-то беседовал с мастером, сидя в кресле у камина.
Подобную домашнюю рабочую атмосферу Рачинский старался создать (или сохранить) на любом уроке: и на математике, и на рисовании, и на пении. Воплощать желаемое ему помогал собственный опыт, собственная интуиция и конечно же сами воспитанники.

Воспоминания о будущем

Новое – это хорошо забытое старое. Хотя кто-то из воспитателей и любит заниматься поиском нового, тем не менее мы предлагаем заняться противоположным – воскрешением старого! Всем настолько известного, что даже уже и подзабытого.
Итак, возврат к традициям. Только к традициям не к официально-министерским, а – к народно-человеческим. Поэтому-то и репродукция с картины Н.П.Богданова-Бельского “Устный счет в сельской школе” (1895) является для нас излюбленным ориентиром для подобного возвращения, своеобразным воспоминанием о будущем.
Отметим, что на опыте наших учителей-экспериментаторов мы убедились, что продвигаться назад следует не скачками, а маленькими, иногда буквально крохотными шажками, все время сверяя свой путь с подсказками собственной интуиции (что впрочем, справедливо не только для последователей социоигровой педагогики, но и для любого учителя, искренно желающего работать на совесть).
Учитель (будь он хоть начинающим, хоть многоопытным) не может быть “пешкой” в руках методистов. Наоборот – только “кузнецом своего собственного счастья”, то есть собственного стиля работы. Ведь, у каждого педагога от природы свой и темперамент, и характер, и личность, и своя интуиция, которые могут находиться между собой в сложных взаимоотношениях, не говоря уж о взаимоотношениях с некой методикой, снятой “с чужого плеча”.

Парадоксы плодородия

Обычно считается, что к методике нужно относиться как к некой верхней “планке”. Но в таком случае, методика тут же оказывается потолком, стесняющим личностный рост учителя.
Поэтому социо-игровая педагогика, ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания.
Ведь если почва и нужна человеку, то для того, чтобы по ней и ходить, и прыгать, и бегать – тогда, глядишь, он и может статься и взлетит… Да вот беда: обычно ученые-методисты не могут мириться с тем, что их столь продуманную и любовно выпестованную в тепличных условиях методику какие-то там школьные учителя начнут ногами попирать. Это им кажется непозволительным издевательством.
Поэтому ученые-исследователи лучше ничего не придумали, как насильственно и методично кормить “с ложечки” несчастных воспитателей этой самой своей “плодотворной почвой”. И хоть почва воистину плодотворна, но, попав в рот, она оказывается “гадость-гадостью”, от которой нормального творческого человека просто не может не стошнить.
Один из педагогических парадоксов заключается в том, что чем продуманнее, умнее методика, тем глупее нужно становиться работающему по ней учителю. Социо-игровые подходы, на наш взгляд, достаточно эффективно помогают практикам этот парадокс благополучно преодолевать и избавляют их от необходимости давиться “плодородным гумусом”.

Три кита социо-игровой педагогики

Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?
Отсутствия движений – раз! Если дети на уроке были малоподвижны, то социоигрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах учитель ни записывал).
Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если на уроке не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что урок был не вполне социо-игровым.
Отсутствия малых групп – три! Если про ходу урока дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим учителем), то даю голову на отсечение – социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.
Зато, если эти «три кита» – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – на уроке в начальной школе «были налицо», то смело можно утверждать, что такой урок детям не только пошел на пользу, но и очень им понравился…
 
(Подробности см.: http://www.openlesson.ru/)



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter