Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Лернер П. С. Гуманитарная образованность инженера

Автор: П. С. Лернер

ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРА

Павел Семёнович ЛЕРНЕР

Часть 1 из 2

 
Обратим внимание на два обстоятельства.
Во-первых, как бы там ни было, любая профессия оказывает существенное влияние на характеристики личности, в том числе, на способ познания, на тип мышления. Инженерная деятельность не исключение: продолжительное общение с реальными или мысленными объектами, «железками», жесткая формальная логика инженерных исследований и расчетов, своеобразие стиля и языка технической литературы, освоение некоторого набора принятых в инженерной среде представлений и суждений, освоение алгоритмов принятия решений, круг профессионального общения, а главное постоянная нацеленность на достижение в первую очередь конкретного материального результата приводят к так называемому технократическому мышлению, которое диктует технократический стиль поведения.
Заметим, что технократический стили мышления, поведения вообще-то характерны не только для «технарей», он вполне может быть присущ учителям и политикам, врачам и журналистам, управленцам (менеджерам) и даже людям искусства. Более того, многие гуманитарные предметы и дисциплины могут преподаваться и изучаться как технические – довольно распространенное проявление технократизма.
Для цельной личности такая (как и любая) односторонность, «однобокость», по меткому замечанию Козьмы Пруткова «подобность флюсу» не является благом – нужна вторая сторона, гуманитарная.
Педагогическая антропология ( научная дисциплина, рассматривающая непрерывный процесс образовательно-воспитательного воздействия друг на друга) показывает, что можно упорно, много, долго и добросовестно учиться, становясь при этом все тупее, дичая на глазах и бесконечно удаляясь от истины. Педагогическая антропология предупреждает, что воспитание и образование могут быть предельно опасными для личности и общества. Образовательная практика имеет различные социальные последствия, в том числе, негативные: увеличение количества неудачников, некоторая заданность ментальности, усугубление демографической ситуации, потеря жизненных планов и целей, дискомфортное психологическое состояние.
Экология учения рассматривается как условие (воспитательная среда), необходимое для достижения целей новейшей педагогики -ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО ( в наше время сформулированных С. Л. Соловейчиком), которое понимается как оптимизация социально-педагогической среды для приобретения способности и результатов самовоспитания, проектирования и реализации значимого"Я". Очевидно, что в этой связи будущее за личностно ориентированной педагогикой, которая ,по определению, не может не быть экологичной.
Создание НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ становится актом профессионального творчества, без которого невозможно позитивное изменение системы общего и профессионального образования в стране.Такая конструктивная деятельность является вкладом в решение сложной задачи представляется положительного изменения ментальности народа.
Основной задачей личностно ориентированной педагогики является оказание содействия ( сопровождение ) человеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям и к профессиональной деятельности. Антиподами ей становятся сущности отживающей традиционной педагогики: ориентация на потребности общества тоталитарного сознания, приоритетность политической и идеологической направленности, догматизм, "рецептурная педагогика", когда педагогические законы,категории, процессы формируются в сознании общества (очевидно, что педагогическая деятельность реализуется в различных областях межличностного и профессионального поведения любого человека), учителей, студентов педагогических и технических учебных заведений в виде некоего точного механизма, функционирующего по точным правилам Ньютоновской механики, от которого всегда и при любых условиях ожидают один и тот же запланированный конечный продукт-результат.
"Мое мировидение" расширяется, если учение способствует росту любознательности, как высшее достижение - до спонтанной. “Школоцентризм навязывает привычку к определенному типу содержания и представления знаний. Преодолевать это "наследие" могут изменения доминируещего типа мышления и поведения с технократического на гуманитарный.
Эстетическое восприятие мира, сопереживание делают духовный мир человека светлее и богаче, заставляют искать собственные оценки жизненных коллизий, прочувствовать понятия добра и зла, прекрасного и низкого. Искусство и литература воспитывают культуру чувств и помыслов, давая пищу для эмоционального познания себя, людей, жизни. Искусство позволяет посмотреть на себя, как человека и работника-специалиста, профессионала, со стороны, заглянуть в глубь веков и в будущее, утвердить в своем сознании непреходящие человеческие ценности: долг человека перед людьми, высокие нравственные идеалы, восприятие чужой боли.
Во-вторых, речь идет об образованности, так как образование стало принято рассматривать как процесс учения. Тогда-как образованность есть результат приобретения некоторой суммы представлений, умения использовать и применять полученные «классические» знания – дело не в формальном воспроизведении на память произведений искусства, знании имен-отчеств писателей, художников, композиторов и их биографий, определений,терминов и «законов» искусства, а в присвоении этих знаний, формировании собственной гуманитарной мировоззренческой картины многообразия проявлений сложностей жизни в совокупности с множеством физических объектов, которыми являются техника и технологии.
Не надо думать, что гуманитарное образование, даваемое средней школой, - достаточный багаж на всю жизнь. Не надо думать, что случайно выбранная книга или просмотр первой попавшейся кинокартины - продолжение гуманитарного самообразования.
Познание искусства, литературы, музыки - сложный, сугубо индивидуальный процесс, требующий труда души, не терпящий суеты и праздности. Процесс этот должен быть направлен не на получение удовольствий, расслабление, а на формирование внутреннего мира гармонически развитой личности. Процесс этот вызывает и должен вызывать цепи противоречий, переоценку ценностей, стремление "дойти до самой сути". Если этот процесс борьбы с самим собой прекращается, то умирает личность.
Искусство, литература, музыка дают возможность познать извечные ценности, определенные всей эволюцией человека, постигнуть ценность человеческой жизни и выработанных этических норм, утвердить веру в силу человеческого разума и красоту человека.
Только с позиций гуманитарной образованности инженера можно ставить вопрос о мере ответственности в его профессиональной деятельности, о понимании или непонимании последствий тех воздействий, которые оказываются весьма существенными для индивида, сообществ, общества в целом, последующих.поколений. Воздействий инженерии в целом и каждого инженерного решения.
Проблема общения
Бесспорно, что явления, определяемые развитием научно- технической и культурной революций, оказывают влияние на особенности общения (как части общения людей в обществе). Попытаемся охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на особенности общения в условиях современного этапа НТР:
интенсификация общения, вызываемая убыстряющимся темпом жизни, более легкой и частой переменой работы, местожительства, профессии,
возрастание значения "ролевого", утилитарно-функционального общения, вызываемого процессами разделения труда и кооперации,
возрастание объема воздействия безличных форм общения через массовые коммуникации (радио, ТВ, печать и др ) ,
расширение круга общения (включая формы общения вне осознания огромное число контактов за день в крупных городах),
исчезновение некоторых видов общения (эпистолярное общение, визиты и др.)
Интенсификация межличностного общения в условиях НТР скрывает в себе особые психологические проблемы, таящие известную опасность - при определенных неблагоприятных условиях жизни отдельного человека формализацию нравственных ценностей. При чрезвычайной перегруженности временными контактами может возникнуть ситуация нравственно психологической, эмоциональной разобщенности, т.е. количественный рост общения оплачивается утратой его нравственного качества. Быстрая смена контактов делает их поверхностными, а привычка именно к такому общению иссушает моральную чувствительность, искренность.
В условиях поверхностного и перенапряженного общения индивид подсознательно ограждает свою психику от перегрузок с помощью торможения эмоций, шаблонных реакций, стандартных оценок штампов. Тонус эмоциональной напряженности и заинтересованности в общении (в том числе в процессе обучения и труда) резко падает. Часто все это оборачивается чувствами неблагополучия, неудовлетворенности человека.
Объем общения (в широком смысле) усложнил структуру личности. Если у членов коллектива (например, исследовательской лаборатории или рабочей бригады) нет единой моральной ориентации на ценность совместной деятельности, то их общение становится формальным и люди ищут удовлетворения потребности в эмоционально сопричастных отношениях где-то на стороне. Когда общее дело не спаяно общими ценностями, это обусловливает слабость, нестабильность коллектива, отчужденное общение, понимание того, что они в таком общении расходуют впустую время.

Гуманизация производства

Если очень схематично, то гуманизация производства – это инженерное стремление максимально освободить людей от массового и постоянного участия в производстве материальных ценностей. Человек пришел в этот мир совсем не для того, чтобы крутить гайки на конвейере автомобильного завода, шить тапочки, печь пирожки, собирать компьютеры и даже водить автомобили. Все это и многое другое он делает по необходимости. Да и человек, сам по себе, давно уже не эффективен в своей производственной деятельности в сравнении с техническими средствами.
Производственное время «съедает» огромный бюджет времени уникальной человеческой жизни, создает дефицит времени для свободного развития человека, что лишает его восприятия полноты многоцветия жизни.
Очевидно, что для радикального высвобождения людей из сферы материального производства, к сожалению, далеко. Вместе с тем, появляются глобальные инженерно-технологические идеи, которые в той или иной мере прокладывают пути к реализации безлюдного производства. Среди таких идей одной из наиболее перспективных представляется идея ГАП, так как в ней заметна принципиальная новизна.
Сущность гибкого автоматизированного производства (ГАП) состоит в том, что оно позволяет осуществлять переход с выпуска одного изделия на другое практически без переналадки технологического и любого другого оборудования; если же в каких-то случаях и требуется переналадка, то она по времени осуществляется одновременно с выпуском предыдущего изделия.
Оригинальность гибких производственных систем (ГПС) состоит в том, что им своственна более полная обработка деталей на одной рабочей машине,станке.
Большинство действующих и создаваемых ГПС автоматизируют какой-то один технологический процесс: механическую обработку резанием, штамповку, сварку, окраску, сборку. Имеются только единичные случаи, объединяющие, например, механическую обработку со снятием стружки с частичной сборкой или сваркой. Сделано много, но пока нет примеров сквозной гибкой автоматизации всего комплекса производственных задач, как говорится,"от ворот до ворот" завода.
В перспективе можно ожидать появления заводов-актоматов (а такие уже есть, и относительно давно) именно на базе ГПС.
Происходит ли моральное старение ГАП? Казалось бы, универсальность сберегает ГАП от старения, но это не так. Всегда остаются резервы повышения производительности, улучшения надежности обрабатывающих центров, средств автоматизации и систем управления. Новые научно-технические идеи будут морально старить ГАП, а потребность в таких идеях никогда не исчезнет - остается огромный простор для изобретальства, рационализации, научно-технического творчества.

Эргатическая система

 ВВЕДЕМ ПОНЯТИЕ. Определим эргатическую систему как любую физическую целенаправленную систему, нуждающуюся в участии человека. При этом имеется в виду, что человек осуществляет функции управляющего и решающего звена. Назовем такую систему системой "человек-машина" (СЧМ).
  По целевому назначению СЧМ применительно к практике большинства технологических процессов в материальном производстве могут быть отнесены к смешанным, объединяющим признаки трех классов систем:
q управляющего, в которых основная задача человека - управление
машиной ( станком,установкой,комплексом,компьютером и др.);
q обслуживающего, в котором задача человека - контроль состояния
машинного звена, поиск неисправностей и т.п.;
q информационного, обеспечивающего поиск ,накопление или получе-
ние необходимой информации.
Эргатические системы можно классифицировать по признакам:
*количество людей-операторов;
*степень непрерывности участия человека-оператора в процессе
 управления эргатической системой;
*вид связи человека-оператора с объектом управления.
Различают несколько типов операторской деятельности, классифицируемой в зависимости от основной функции, выполняемой оператором,и удельного веса образного, понятийного, сенсомоторного компонентов, включенных в операторскую деятельность.
 Оператор-технолог. Непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания,совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь регламентирующими действия инструкциями, содержащими довольно полный набор ситуаций и решений. Это операторы станков с ЧПУ, прессов-автоматов, рабочие на автоматических линиях пищевой промышленности, операторы роботизированных комплексов.
 Оператор-манипулятор. Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсорной регуляции и в меньшей степени - понятийного и образного мышления. В СЧМ это - управление манипуляторами, роботами, паровоздушными молотами, подъемно-транспортными машинами и механизмами, ручным электрофицированным инструментом, различными средствами механизации.
 Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора. В машиностроении он работает на ковочных комплексах и гидравлических прессах с программным управлением, на нагревательных устройствах, прокатных и волочильных станах, на термопластовых автоматах и машинах литья под давлением, на упаковочных машинах и др.
Операторы-наблюдатели работают в пищевой, ткацкой, бумажной и других отраслях промышленности.
В НИИ оператор-наблюдатель контролирует параметры работы исследовательских установок и приборов, испытательных стендов.
 Оператор-исследователь. Работу его мы уже обсуждали. Напомним еще раз, что своей деятельности он в значительно большей степени использует аппарат мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях.
 Оператор-руководитель. Управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми, работающими на машинах. В известной мере к ним могут быть причислены начальники корпусов и цехов, начальники исследовательских отделов и лабораторий, диспетчеры, руководители монтажных работ.

Оценка уровня гуманизации рабочего места

Трудовые действия работающего в эргатической системе могут иметь различное содержание. При этом трудовое действие в понятийном значении шире приема, так как учитывает не только действия работающего, но и элементы умственной деятельности.
Трудовые действия могут включать:
1. Выполнение вручную или при помощи ручного инструмента без участия иных источников энергии, кроме мускульной силы человека;
2. Выполнение при помощи механизированного инструмента или при одновременном воздействии мускульной силы и механизмами, питаемыми иными источниками энергии;
3. Уход за механизмами на рабочем месте и их ремонт ;
4. Управление механизмами, регулирование, наладка, выполняемые вручную или через механическую систему передач;
5. То же, через электрическую, гидравлическую, пневматическую системы передач;
6. Наблюдение за работой механизмов или за физико-химическими процессами;
7. Изучение технической документации, получение инструкций, расчеты, планирование работы, снятие характеристик процесса, оценивание качества и др.
С социально-технологических позиций гуманизация рабочих мест сводится к их паспортизация, то есть к определению соотношений объемов выполняемых трудовых действий. Понятно, что если, в основном, действия 1-3, то такое рабочее место не считается перспективным и явно требует значительной модернизации, а в отдельных случаях закрытия. Если же на рабочем месте, в основном, трудовые действия 5-7, то такое рабочее место можно признать современным.
Для оценивания уровня гуманизации рабочего места можно воспользоваться таблицей, которая, пусть весьма условно, позволяет использовать балльную меру:
 
Характер трудовых операций
Обозначение
Оценка
Полностью ручной труд, сопровождающий
А
 
0
с подъемом человеком тяжестей до 20 кг
.
 
 
Ручной труд с использованием простых
Б
 
подъемных и транспортных устройств
 
 
5
Ручной труд с манипулированием малыми
В
 
 
 
тяжестями (до 5 кг)
 
 
10
Эпизодический ручной труд с манипулированием малыми тяжестями
Г
20
Ручной труд с небольшими эпизодическими физическими затратами
Д
25
Наблюдение за автоматическими выполняемы
Е
 
30
операциями
 
 
 
 
Наладка автоматически работающих машин
Ж
 
 
машин и средств автоматизации
 
 
35
Разработка и наладка программ для машин с ЧПУ, "обучение" прпромышленных роботов
3
40
Принятие управленческих и технических
И
 
 
решений в автоматизированных системах
 
 
50
управления технологическим процессом
( АСУТП)
 
 
 
 
 
 Технологический процесс условно разбивается на операции, которые обычно требуют участия человека, проводится сравнение либо двух предлагаемых, либо существующий (базовый) и предлагаемый технологические процессы.
 
 
Операции
Базовый процесс
Предлагаемый процесс
 
Подача материала к машине первой операции
Транспортировка между машинами
" --- " позициями пресса
Удаление изделий
" ---- отходов
Укладка, стапелирование, счет
изделий
Установка штампов, обрабатыва-
мых деталей, инструментов
А(0)
 
В (10)
Г(20)
Г(20)
Г(20)
Б (5)
 
А(0)
Д(25)
 
Е(30)
Е(30)
Е(30) 
Д(25)
Д(25)
 
Е(30)
 
Очевидно, что для создания предлагаемого технологического процесса и средств автоматизации нужны солидные разработки.
Стоимость технологических машин и средств автоматизации будет расти, однако этот рост должен опережаться повышением производительности, качества продукции, снижением уровня брака и уменьшением занимаемых производственных площадей и обязательно высвобождением людей, обслуживающих технологический процесс. По некоторым данным, в промышленности эффективным считается использование человека на рабочем месте стоимостью не менее 1,7 млн. руб. (разумеется, при заданном уровне производительности). В прокатном, химическом, кузнечно-штамповочном производстве, в строительстве уже сейчас стоимость рабочего места (в среднем) значительно больше. Но только в среднем, так как до сих пор работают на прессах небольшой стоимостьи. Для решения экономических вопросов на производственных участках целесообразно устанавливать несколько "дешевых" технологических машин, несколько промышленных роботов к ним, а оператор этого роботизированного комплекса будет работать по Е(30) и Г(20) — воспользуемся еще раз данными таблицы.

Социологические аспекты труда

Выполняя роль работника, человек приобретает определенные характеристики , совокупность которых образует процесс становления личности и выполнения данной роли.
 С социологической точки зрения этот процесс может быть понят как взаимосвязь трех явлений - мотивации, участия в труде и удовлетворенности трудом. Мотивация и удовлетворенность трудом сообщают данному процессу субъективный характер, поскольку в них выражаются факты участия сознания человека в трудовой деятельности.
"Устойчивое мотивационное ядро" обычно включает параметры привлекательности: возможности творчества и профессионального роста, общественный престиж, заработок.
 Зависимость удовлетворенности трудом от содержания труда и профессиональной подготовки общеизвестна и понятна. При этом кроме работы и профессии удовлетворенность трудом может включать множество других факторов: хорошие отношения с товарищами,удобная сменность,разнообразие работы, условия безопасности труда, хороший заработок, работа, не вызывающая физического или психологического переутомления, равномерное обеспечение работой, внимательное отношение администрации, важность продукции, хорошее оборудование, хорошая организация труда, хорошие санитарно-гигиенические условия и др.
Таким образом, повышение уровня удовлетворенности трудом на любом рабочем месте следует признать важным признаком гуманизации производственной среды, что становится возможным лишь при условии постоянного внедрения новых технико-технологических разработок. Хотя, конечно, удовлетворенность трудом является индивидуальной характеристикой работника.

Технологическое усложнение материального производства

Во многих отраслях промышленного производства увеличивается потребность в деталях, которые довольно сложно или невозможно получить традиционными процессами обработки металлов резанием. Во-первых, это детали, имеющие сложную); во-вторых, конструкционные и инструментальные машиностроительные материалы с высокими твердостью и прочностью; в-третьих,детали со сложными отверстиями и наружными поверхностями. Все это заставляет искать новые методы металлообработки, основанные на различных физических и химических явлениях, требующих значительных научных изысканий и даже открытий - в таких случаях говорят о наукоемких технологиеских процессах обработки. Во многих цехах машиностроительных заводов рядом ( а то и вместо) с обычными токарными, сверлильными или фрезерными станками уже появились установки, на которых вместо привычных инструментов металл обрабатывают струи газа и плазмы, электрические разряды, лазерный луч. Очевидно, что изменения технологий заметно меняет структуру трудовых действий работающих.
Еще один пример. Холодная объемная штамповка (ХОШ) должна окончательно вытеснить обработку резанием и там, где можно, заменить горячую объемную штамповку. ХОШ получают детали из алюминия и его сплавов (тюбики для зубной пасты, аэрозольные баллоны, например, получены холодным выдавливанием из плоской круглой заготовки, напоминающей таблетку), меди, цинка, олова, низко- и среднеуглеродистых, а также легированных конструкционных сталей. В автомобильной промышленности широко применяется ХОШ стальных деталей. На смену нескольким токарным станкам приходит всего один высокопроизводительный пресс-автомат.
Кстати, в начале прошлого века впервые ХОШ применила парфюмерная французская фирма для производства металлических коробочек под кремы и мази.

Инженерная психология

Для нужд автоматизированного производства развивается эргономика - наука, разрабатывающая пути создания оптимальной, с точки зрения соответствия психофизиологии работающего человека (человек среди автоматов), организации производственной среды и конструирования орудий труда, в том числе и средств отображения информации.
Оптимальный синтез системы ЧЕЛОВЕК-МАШИНА-СРЕДА является одной из важнейших проблем инженерной психологии, в первую очередь для оптимизации работы операторов, профессия которых, как вам известно, становится массовой в современном производстве, да и не только в нем. Критерий оптимальности учитывает во взаимосвязи инженерные, психологические, физиологические, санитарно-гигиенические и другие факторы.
  Инженерно-психологические особенности взаимодействия человека с системами управления (станками, машинами, установками, автоматами) заключается в разработке специальных требований к проектированию средств отображения информации, проектированию органов управления и рабочих мест, надежности работы человека, оценки эффективности его труда.
 Человек за пультом - типичный модуль любой производственной среды, которая требует от человека значительного психологического напряжения.Техника и технологии очевидно усложняются, более того, в известной мере, производственная среда становится враждебной по отношению к человеку.
 В широком смысле возникает необходимость экологизации производственной среды, защиты психики работающего человека, уменьшения затрат им энергии. Решения этих задач взяла на себя инженерная психология.
 Появление первых промышленных устройств автоматики и телемеханики позволило резко изменить характер управления объектами. Человек получил возможность на большом расстоянии от агрегатов контролировать и при необходимости воздействовать на параметры их работы.
Управление стало централизованным, с пульта. Круг функций человека по-прежнему включал пуск и останов агрегатов, регулирование параметров, смену и переключение режимов, однако характер труда изменился. Почти полностью исчезла необходимость в больших физических усилиях, зато усложнились сенсорные и интеллектуальные компоненты деятельности - состояние объекта теперь необходимо оценивать по приборам, существенно возросло количество объектов управления.
Центральная проблема при создании систем управления с автоматами (в частности вычислительными машинами, микропроцессорами) и человеком - оптимальное распределение функций между ними. Решение этой задачи основывается на детальном изучении свойств и особенностей "человеческой" и технической частей системы. Они имеют преимущества и недостатки, которые необходимо так скоординировать при синтезе, чтобы человек и автоматическое устройство взаимно дополняли друг друга.
 Человек во многом уступает вычислительным машинам и средствам автоматики и должен быть заменен автоматическими управляющими устройствами в тех случаях, когда это необходимо для повышения эффективности функционирования системы. Человек медленно воспринимает и перерабатывает информацию, относительно низки его пропускная способность, помехоустойчивость и скорость реакции, невелика надежность при выполнении однообразных операций, на его деятельность оказывают сильное влияние внешние условия, а также собственное физиологическое и психическое состояние.
 Автоматизация новых технологических процессов прежде всего отторгает от человека-оператора простейшие функции. В его работе происходит сдвиг в сторону усложнения, нарушается привычное чередование сложных и простых (легких и тяжелых) операций. Простые операции, не требуя от человека большой сосредоточенности и напряжения, помогают ему постоянно быть в курсе событий, поддерживать определенный тонус.
 При управлении автоматизированной системой оператор-наблюдатель большую часть времени фактически бездействует, а при возникновении сложной ситуации - задачи, с которой не может справиться автоматика, он должен мгновенно сосредоточиться и решить ее. Такой быстрый переход очень труден. Именно по этой причине в инженерной психологии серьезное внимание уделяется проблеме "оперативного покоя".
 Наиболее сложные вопросы организации деятельности оператора, человека за пультом, связаны с созданием выходных элементов информационных систем - средств отображения информации. В общем виде эргономические требования к ним следующие: они должны обеспечивать оператора информацией, когда в ней возникает необходимость, в количествах, достаточных для оценки ситуации, принятия правильного решения, контроля за его использованием и соответствующих реальным возможностям человека по переработке информации. Форма ее должна соответствовать психофизиологическим особянностям восприятия, специфике выполняемых оператором функций, общим условиям его работы, квалификации, личным качествам и состоянию.
 Система "человек-автомат" представляет собой сложное функциональное целое. Но самым сложным элементом этой системы является психология человека, работающего в эргатической системе.
 В инженерной психологии установлено, что сущствует два типа отноше-ний человека к автоматам и другим сложным техническим объектам. В первом случае человек воспринимает автомат равнодушно, бесстрастно - исключительно как набор неодушевленных деталей. Если машина (станок, установка, сложный прибор) ему чем-нибудь неудобна, он сердится, не хочет на ней работать.
  Во втором случае человек относится к технике, как к живому произ-ведению других людей - инженеров и рабочих, пытается понять их замысел, ис-пользовать их опыт и приспособиться к машине. Конечно, это не во всем удается, он спорит с создателями автомата (а также любого технического устройства, инструмента), размышляет о том, как надо переделать или переучить" своего помощника.
 Отсюда инженерные психологи делают выводы о необходимости приспо-собления человека и автомата, что включает обучение и воспитание кадров, проведение специальных исследований инженерно-психологических и социологических служб промышленных предприятий и фирм, разработку сис-темы стимулов, уточнение трудовых функций человека, рекомендации по организации труда (начиная с организации рабочих мест) и его оплаты.
  Таким образом, перспективное совершенствование технологических машин, их приспособление к человеку должно быть нацелено не только на повышение надежности систем управления и производительности труда (в конечном счете, на повышение прибыли), но и на обеспечение условий для развития трудо-способности и творческих способностей человека с учетом его интересов и воспитания. Понятно, что таким образом обеспечиваются процветание предприятия, получение дополнительных прибылей.
 Трудовая деятельность в современном автоматизированном производстве отражает взаимодействующую систему отношений человека: инженерно-технических (техника, органы управления, условия труда), педагогических (трудовое воспитание,образование,обучение), социальных (социальная среда и личность, групповые процессы, межличностные отношения),физиологических (вибрации,шум,повышенная или пониженная температура,рабочие поза и движения), кибернетических (восприятие,передача,хранение информации) и других процессов.Каждый из этих процессов оказывает влияние на психологию человека. При оптимальном подборе методов и средств организации труда деятельность каждого конкретного человека протекает наиболее успешно и производительно.
 Объектом исследования индустриально-педагогической психологии (ИПП) является система взаимодействующих отношений человека к процессам, возникающим при организации и выполнении трудовой деятельности.
 ИПП служит целям гуманизации трудовой деятельности человека, то есть изучает условия, в которых каждый человек сможет проявить себя наиболее полно, всесторонне развить свои способности, потребности, интересы.
 ИПП изучает взаимосвязь психологических, социально-психологических, социально-технологических, социально-экономических, психолого-педаго-гических методов управления трудом (и в этом изучении она проводит исследования совместно с промышленной ( индустриальной) социологией, инженерной психологией, психологией труда, педагогической психологией, экономикой труда).
  Достижение и поддержание высокого уровня работоспособности человека зависят прежде всего от согласованности функций различных систем и органов, состояния центральной нервной системы работающего, в том числе в СЧМ.
 К психофизиологическим методам ИПП и инженерной психологии относятся : электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), электроокулограмма (ЭОГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), электрокардиограмма (ЭКГ), пневмограмма (ПГ), речевой ответ (РО). Таким образом, изучение биоритмической активности головного мозга, регистрация суммарной электрической активности мышц, движений глаз, электрического сопротивления кожи, изменений сердечного ритма, частоты внешнего дыхания, интонации голоса, звуковых и грамматических особенностей речи, длины фразы позволяют дать количественную оценку психофизиологической напряженности человека в процессе трудовой деятельности.
 Психолого-математические методы ИПП и инженерной психологии. С помощью методов математического моделирования исследуются не сами реальные процессы и явления, а некоторые искусственно создаваемые объекты, аналогичные реальным; эти объекты называют моделями. Под математическим моделированием понимается исследование деятельности работающего (оператора станка с ЧПУ, водителя, пользователя ЭВМ, кассира в магазине и др.), описанной формулами, уравнениями, неравенствами.

Антропометрия

Антропометрия - раздел антропологии, посвященный размерам человеческого тела.
 Размеры человеческого тела у разных людей существенно различаются. Мужчины, женщины, дети имеют разные рост, длины конечностей, массу тела.
 Размеры определяются для особых статистических групп, называемых процен-тилями. Если 100 человек расположить в порядке возрастания какого-либо параметра (например, роста в положении стоя или сидя), то они распределяются от 1-го до 100-го процентиля. Учет антропометрических данных для мужчины 2,5-го процентиля при проектировании эргатической системы (например, стола с установленным на нем компьютером) означает, что такой системой смогут удобно воспользоваться лишь 2,5% мужчин.
 Система, созданная на основе данных для человека 50-го процентиля (среднего человека) , подойдет для 50% людей. Остальные же 50% людей не смогут поль-зоваться такой системой.
 Рассмотрим некоторые примеры выбора проектантом соответствующей процентильной группы.
 Положение электрического выключателя в жилой комнате и офисе выбирают так, чтобы им могли воспользоваться женщины 2,5-го процентиля.
 При проектировании малолитражного легкового автомобиля расчет дверного проема и места в салоне необходимо проводить для мужчин 95-го процентиля. В этом случае лишь 100-95=5% мужчин будут испытывать некоторые неудобства.
 При проектировании тяжелого грузового автомобиля расчет сидения ведут для людей в интервале от 5-го до 97,5-го процентиля. В этом случае около 8% водителей все-таки будут испытывать неудобства.

Хиротехника

В любой эргатической системе имеются органы управления, с которыми человек взаимодействует с помощью руки, точнее кисти руки. Здесь рассма-триваются такие параметры, как форма и размер кнопок и ручек управления; усилия, необходимые для поворота ручек или начатия кнопок; вид управления (например, типа "включено-выключено" или плавное регулирование; напра-вление перемещения; положение в пространстве и др.
 В справочной литературе имеются банки данных, с помощью которых конструктор может правильно выбрать длину рукоятки, диаметр и ход нажимной кнопки, диаметр и количество спиц маховичка, расстояние между тумблерами для надежного включения-выключения вслепую и т.п.
 Аналогичные данные имеются о столовых приборах и хирургическом инст-рументе, авторучках и телефонных трубках, ключах и пультах управления телевизором.

Визуальная индикация

К этой категории объектов инженерной психологии относятся средства наглядного представления информации посредством циферблатов,знаков,цифр и букв, шкал с делениями, счетчиков и стрелочных приборов, а также табличек.
 Панели и пульты управления станков, прокатных станов, самолетов, автомобилей, роботов несут огромное количество визуальной информации, оптимальное восприятие которой обеспечивает правильное принятие решений, в том числе и в экстремальных обстоятельствах.
 В справочной литературе конструктор находит данные о том, какой прибор лучше выбрать - стрелочный или шкальный, шкалу горизонтальную или вертикальную, цифры и буквы светлые на темном фоне или темные на светлом.
 Классическим примером инженерной психологии является проектирование самолетного прибора "искусственный горизонт", предназначенного для быстрой выдачи информации о положении самолета относительно горизонта.
Первые приборы были спроектированы по принципу "изнутри-наружу", то есть вы находитесь внутри самолета и смотрите наружу. Естественно, крылья самолета вам кажутся горизонтальными, а горизонт перемещается. После множества ошибок, допущенных пилотами (летчики,пытаясь выровнять самолет, наклоняли его еще больше, что опасно), был испытан прибор ,в котором использован принцип "снаружи-внутрь", то есть пилот смотрит на самолет как бы снаружи. Здесь учтен психологический фактор, связанный с тем, что у летчика сформировались стереотипы еще до начала его летной учебы, то есть вне самолета.
 Если используется несколько стрелочных приборов, целесообразно располагать их таким образом,чтобы можно было легко заметить выход стрелки за пределы нормальных рабочих условий.
 Представим себе девять приборов, зачерненные зоны нормальных показателей и стрелки которых расположены хаотически. В этом случае необходимо следить почти за каждым прибором в отдельности.
 Но можно эти девять приборов расположить так, чтобы интервал нормальных значений параметров находился в верхней части шкалы да и стрелки должны занимать почти вертикальное положение. В этом случае оператору, наблюдающему за процессом (работы станка, медицинского аппарата "искусственное легкое", подъемом самолета), достаточно лишь бегло взлянуть на девять приборов, чтобы обнаружить, что такие-то из них указывают на отклонение от нормального режима.
 Применение пиктограмм, или символов, вместо надписей нашло распро-странение в управлении станками и самолетами, принтерами и факсами, авто-мобилями, уличным и пассажирским движением.
 Изображение в виде символов позволяет получить необходимую информацию за доли секунды, кроме того, оно понятно для людей, говорящих на любом языке. Органы управления токарным станком (стиральной машиной, пылесосом), имеющие такие символы, могут быть созданы в Италии и эффективно использоваться в России.
 Уже давно международными стали символы визуальной коммуникации, используемые в метрополитене, на вокзалах, в аэропортах.В известной мере по миру стандартизованы знаки дорожного движения.
 И тем не менее, в инженерной психологии остается задача достижения максимальной и однозначной читаемости графических изображений - выбор рисунка, символа, размеров букв, формы, цвета, фона поддерживается банком данных в справочной литературе.
 Также эффективным способом передачи информации является цветовое кодирование, когда надписи слишком длинны и требуют много времени для их чтения или когда их невозможно прочитать на расстоянии.
 Всем известны некоторые цветовые коды - красный для проти-вопожарного инвентаря и транспорта, "красный" диплом для отличников , зеленый для лесоводов, "Гринпис". Определенный цветовой код имеют во всем мире полицейские автомобили.
 Также во всем мире известно значение цветовых сигналов светофора (крас-ный,желтый,зеленый) или конвертов международной авиапочты.
 Цветные полосы на корпусе электрического резистора обозначают его номи-нал в омах. Золотистая или серебристая полоса обозначает допуск (+5 или +10% соответственно). Даже отсутствие полосы, обычно четвертой, означает, что допуск составляет +20%.
 Цветовое кодирование широко применяется в торговле – когда фальговые пробки позволяли легко различать одинаковые бутылки (пакеты) с молоком, кефиром, ряженкой.
-----------------------------
©П. С. Лернер, 2008 г.
(Окончание следует)



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter