Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лернер П. С. Гуманитарная образованность инженера

Автор: П. С. Лернер

ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРА

Павел Семёнович ЛЕРНЕР

Часть 2 из 2

Дизайн

Природа художественного творчества

Красивыми могут быть закат, цветущее дерево, пейзаж, вид из окна в сад, змея, жаба или собака, цветок, н Красивыми могут быть закат, цветущее дерево, пейзаж, вид из окна в сад, змея, жаба или собака, цветок, наконец, человек. То есть красиво всё то, что создано природой, так как оно естественно и само-достаточно.
Спорить о красоте природного невозможно – это дело вкуса: одним людям нравятся нарциссы, другим – ромашки, одни люди восхищаются догами, другие – таксами, одни люди любят ужей, другие – удавов.
Совсем по-другому обстоит дело с тем, что создаётся людьми, особенно в художественном творчестве. Здесь уже поле для споров огромно – по законам красоты можно судить о живописных картинах, вышитом полотенце, скульптуре, резном наличнике, музыкальном произведении, ювелирном украшении, театральном костюме.
Чтобы научиться понимать красивое, то есть созданное художественным творчеством, надо научиться понимать природу этого творчества – цели и задачи, которые ставил перед собой Художник, способы их достижения, ценность полученных результатов.
Творчество (художественное, техническое, научное) – всегда создание чего-то нового, в котором есть развитие, восхождение к более совершенному. Ведь живопись, стихосложение, песнопение, музыкальное сочинительство, скульптура или вышивка, чеканка, резьба по дереву известны людям тысячи лет, однако, люди занимаются этим именно для достижения более совершенного. И выражают себя в творчестве.
Чтобы творить, то есть создавать что-либо действительно новое, надо:
q знать, что и как люди создавали до тебя;
q знать историю того или иного вида искусства, в котором пытаетесь проявить себя;
q овладеть основами ремесла, то есть научиться делать (рисовать,
 вышивать, вырезать, лепить и т.д.);
q попытаться повторить работы мастеров прошлого;
q знать свои возможности и способности;
q знать, что себе или другим людям хотите показать, доказать своим творчеством;
q знать тех людей, которых может заинтересовать ваша творческая работа;
q знать, как оценивать свою собственную и других творческую работу.
Любая, даже очень оригинальная, творческая работа может быть испорчена, загублена, если она выполнена небрежно, неаккуратно – картина с подтёками, мягкая игрушка с грубыми швами, рисованная поздравительная открытка с грамматическими ошибками, росписанный галстук или шарфик с дыркой на видном месте.
Искусством, в том числе декоративно-прикладным, обычно занимаются искусники и искусницы, то есть люди, способные делать очень трудоёмкие работы тщательно и очень аккуратно. В архаичных технологиях (в отличие от современных, машинных) практически ничего нельзя усовершенствовать, ускорить. За сотни лет люди не изобрели (и не изобретут!) способов писать кисточками живописные картины, вязать на спицах, чеканить или ковать металл быстрее хотя бы в два раза.
Архаичные технологии почти не меняются, однако появляются и будут появляться новые работы, обладающие разной художественной ценность. Вот почему художник, даже ремесленник, следит за новинками – посещает выставки и вернисажи, просматривает книги, альбомы и журналы.
Художественное творчество, равно как любое другое, является потребностью человека познать себя: свои возможности, способности, подготовленность, волевые качества. Тем самым, в творчесте человек ищет возможности самореализации и самовыражения.
Творчество является процессом сугубо индивидуальным – творит не только мастер, профессионал, умелец (которых много), а неповторимая личность, уникальное «Я». Отсюда большая личная ответственность творца.
Какие творческие задачи ставят перед собой Художники ( с большой буквы; люди, посвятившие себя художественному творчеству) ? Всего несколько примеров:
· Известный русский художник М. Ларионов в начале прошлого века ставил перед собой задачу изобразить белую розу на фоне белого шёлка.
· Наш современник кузнец М. Басов поставил перед собой задачу воспроизвести древний дамаский меч.
· Театральный художник по костюмам Г. Лиоли попыталась воспроизвести царский наряд из современных материалов.
· Десятки реставраторов вернули зрителям разрушенные временем или плохими людьми живописные полотна старых мастеров.
· Мастера восстановили сотни книг в кожаных переплётах с золотым тиснением.
В творчестве создатель почти никогда не знает, каким будет ожидаемый результат. Он знает только направление – например, появляется потребность сделать оригинальный галстук (такого ещё не было!), вышить большую скатерть с необычным рисунком, сделать забавную игрушку-сувенир. Более того, творчество нельзя планировать ( к концу четверти создать шедевр!) . Мог же А.С.Пушкин очень удивиться тому, что героиня его же произведения Татьяна Ларина… вышла замуж.

Соединение красоты и пользы

Можно ли считать красивыми наручные часы, если они отстают или спешат, неудобно заводятся и на них трудно разобрать время?
Можно ли считать полезным телевизор, если он величиной со шкаф, имеет маленький экран и непрерывно мигает? Можно ли его назвать красивым?
 Можно ли считать полезной и красивой простую авторучку, если она сделана из золота и стоит, допустим, 1-2 тыс. рублей?
 Красивые вещи делает мастер, то есть человек с инструментом в руках. Вещи, нас окружающие, сделаны машинами, станками. Можно ли от таких вещей ожидать, чтобы они были красивы?
И вообще, насколько допустимо применять слово «красивый» к вещам, сделанным индустриальным, то есть машинным, способом?
Вещи стареют, перестают быть модными – но ведь еще недавно они признавались красивыми. Куда же девается их красота? Или всё дело в нашем восприятии?
Если художник-ремесленник делает свои вещи по законам красоты, то вещи массового потребления создаются по законам рынка. И ничего в том плохого.
Если искать ответы на эти и другие вопросы, то можно научиться понимать соединение красоты и пользы в современном предметном мире.

Многоликость дизайна

Дизайн (англ. design) - проект, разработка, рисунок, чертеж;
проектирование, рисование, черчение.
Дизайн - практика проектирования полезных и красивых вещей.
Дизайн - метод выявления и представления сущности создаваемого и выставляемого на рынок изделия.
Дизайн - внешний вид и качество изготовления предмета, вещи.
Дизайн - теория и практика упорядочности беспорядочного предмет-
ного мира, гармонизации его.
Дизайн - метод проектирования с учетом ограниченности ресурсов.
Дизайн - фирменный стиль изделия.
Дизайн - повышение эстетической ценности предметов и технических объектов.
Дизайн - учет человеческого фактора в инженерном проектировании.
Дизайн - художественное конструирование.
Дизайн - системный подход к проектированию различных вещей.
Дизайн - часть маркетинга, способ продвижения товара на рынок.
Дизайн - вид художественного творчества.
Дизайн - материализованный , вещный способ общения между проектировщиком (художником-конструктором) и потребителем (покупателем, пользователем).
Дизайн - проектирование как процесс осознания деятельности.
Все эти и вероятно другие существующие определения, в принципе, отражают суть дизайна, хотя ни одно из них не является полным и абсолютно правильным. Более того, такого определения нет и не может быть, так как каждый думающий человек предвносит в него свое собственное представление.
А чтобы это представление появилось , надо самостоятельно выполнить хотя бы учебный дизайнерский проект и сравнить полученные результаты с другими проектами, в том числе профессиональными.
А чтобы составить представление о работе дизайнера, понять его как человека, надо хоть недолго побыть им . Эти представления дают возможность узнать Ваше отношение к работе дизайнера, выяснить Вашу склонность/несклонность успешно заниматься такой работой.
Нас окружает многообразный предметный мир, созданный трудом людей. К нему мы привыкли, особенно к тем предметам, которые постоянно перед глазами, под рукой, однако предметы существенно различаются своими свойствами. Более того, мы вступаем с ними в отношения - хотя бы на уровне нравится- не нравится. К тому же развитые вкусы разных людей (по возрасту, социальным группам, уровню образования и культуры) также разнятся, расширяя или суживая ансамбль воспринимаемых свойств того или иного предмета.
Можно сказать, что дизайнер отличается от недизайнера широтой и даже глубиной взгляда на вещи, ведь смотрит он одновременно глазами нескольких специалистов: социолога и инженера, художника и экономиста, психолога и эргономиста, да еще собственными глазами человека, имеющего неповторимые опыт, вкус, психику и даже, не пугайтесь, предубеждения и заблуждения. А вместе с тем дизайнер своей профессиональной деятельностью должен улучшать качества создаваемых предметов, что оцениваем мы, со всем спектром наших оценок и подходов, предубеждений, опыта и заблуждений.
Таким образом, сам акт потребления (оценки, покупки) будет полноценным, если есть конструктивное общение - через предмет - между создателем и потребителем.
Однако для полноценного общения нужен язык, по крайней мере набор понятий, что бы в предмете видеть то, что есть, а не только то, что бросилось в глаза с первого (а может и десятого) взгляда.
Дизайн позволяет расширить наши представления о подходах, а если еще и конкретизировать, то на знакомый предмет (например, на авторучку) мы начинаем смотреть новыми глазами.
 Например, социолог заговорит о моде (разве ей не подвластны самолеты и автомобили, приборы и авторучки); а психолог вдруг одну из авторучек в нашем эксперименте назвал "скучной"; эргономист указал на неудобство надевания колпачка; а инженер начал пересчитывать количество деталей в каждой авторучке; художник почему-то стал переставлять колпачки, меняя их по форме и цвету; а экономист забраковал самую лучшую авторучку - дескать дорогая, за такую цену многие ее не купят. Здесь еще объединились психолог, социолог и экономист и в один голос: нечистый эксперимент, сравниваем дорогую модницу с каждодневной золушкой и вообще давайте сначала определим потребителя - кто он? Чего он хочет?
 Но все прекрасно понимают - чтобы сделать что-нибудь красивое, дело приходится иметь всё с теми же известными конструкционными материалами, которые (за редким исключением) обрабатываются в проиышленности.

Дизайнерская «кухня»

Наверное, самым известным объектом дизайна, вот уже больше века, является автомобиль.
Когда с основными параметрами нового автомобиля становится ясно (то есть уже имеется ТЗ), споры о компоновке, особенностях конструкции утихли (конечно до следующего “витка”), к работе подключаются художники.
После долгих и темпераментных обсуждений отбирают несколько эскизов, выполненных разными коллективами.
Непривычная для отечественного и зарубежного автомобилестроения компоновка предполагает тщательную работу над формой кузова, а по рисунку представить себе его, и тем более, выполнить трудно. Поэтому авторам эскизов поручается сделать пластилиновые модели (масштаб 1:10—именно такое соотношение дает наименьшее искажение восприятия). Теперь дебаты вокруг пластилиновых моделей. Мнения расходятся и сходятся, но обычно сойдутся на том, что одна из трех моделей наиболее полно отражает особенности задуманной компоновки, имеет более интересную и выразительную композицию.
Кстати, на этом этапе в мировом автомобилестроении обычно подключаются... шпионы, разумеется, технические. Начинаются скрытое фотографирование, поиски эскизов в мусорных корзинах, подкупы, шантаж... Почему? Дапотому, что проектирование с “поводырями”, определение тенденций, научное обоснование будущей модели, создание “образа” автомобиля уже закончены, деньги (и немалые) конкурентом потрачены, теперь пора... красть.
Тем временем с малой модели конструкторы начинают переносить форму кузова на плазовый чертеж (обычно он делается в масштабе 1:1), графически разрабатывать ее и параллельно конструировать кузов, то есть прочерчивать сечения, выкопировать отдельные детали, наружные и внутренние панели. Для окончательного уточнения формы часто делается модель кузова в натуральную величину из древесины и пластилина.
Другая группа конструкторов занята собственно автомобилем: устанавливает на плазовом чертеже двигатель, бензобак, силовые агрегаты, другими словами—начиняет пластилиновый макет автомобильными деталями, вплоть до ручек, замков, кнопок, фонарей.
Больше всего внимания, конечно же, требует организация пространства, называемого пассажирским салоном и местом водителя. Делают специальный макет, на котором долго моделируются и посадка с чемоданом в руках, и размещение багажа, и посадка детей, и даже инвалидов. Ведутся замеры, меняются бригады экспертов, что-то прочерчивалось, что-то изменялось.
Рабочее место водителя, уж точно, переделывалось несколько раз: то посадка неудобна (хотя и “анатомическое”сиденье), то показатели приборов “не читаются”, то надо изменить регулировку положения педалей (с учетом полученных антропометрических данных “среднего”водителя).
Затем подключаются специалисты по колористике—начается подбор фактуры и цветов обивки в интерьере, цвета пластмассовых наружных панелей кузова.
Потом—полгода изготовления кузова, необходимых агрегатов и сборки на горизонтальной стальной плите с координатной сеткой, подобно сетке плазового чертежа. Ивот плод совместного творческого труда художников-конструкторов, скульпторов, инженеров, художников и рабочих опытного производства из замысла, полета фантазии, научных обоснований после непрерывных дискуссий и споров (темой последнего, конечно, будет: “поедет или не поедет?”) превратился в первый опытный образец перспективного автомобиля.. Дизайнеры—в основном народ с юмором: репликами и шуточным спором при “спуске” нового автомобиля они часто пародируют старую барыню, присутсвовавшую при отправлении паровоза на первой в России железной дороге.

Пульсация идей в дизайне

Когда промышленность осваивает очередную технико-технологическую вершину, потребительские слои (покупатели разного достатка!) напоминают о престижности (по автомобилю встречают и оценивают) и подталкивают фирмы на выпуск значительно больших по материалоемкости, габаритам, литражу и мощности двигателя машин.
В середине 60-х годов пульсация творческой мысли ослабла—все больше стало моделей традиционной, консервативной компоновки (двигатели—впереди, задние колеса—ведущие).
ВАмерике в те годы дизайн в определенной мере был подчинен украшательству (“стайлингу”), но в Европе дизайн, на почве высокой культуры, дал любопытнейшие плоды, из которых, наверное, самым интересным был забавный автомобильчик, созданный английским дизайнером Алексом Иссигонисом. Онвыпускается и ныне под названием “Мини-Клабмен” и стал основоположником так называемой “компоновки Мини”: двигатель расположен поперек спереди, передние колеса—ведущие, расположенные (так как они очень маленькие—десять дюймов), как и задние, как бы по углам кузова.
В1965году фирма ФИАТ под маркой “Аутобьянки Примула” выпустила автомобиль также с двигателем литрового рабочего объема, сконструированныйД. Джакоза ( это ему удалось все “выжать”из традиционной компоновки при создании модели “ФИАТ‑121”, прототипу семейства автомобилей ВАЗ) по принципу “Мини”.
Вавтосалонах, журналах замелькали проекты автомобилей для горолов будущего—маленькие (для двоих взрослых плюс ребенок), маневренные, все более комфортабельные (отопление, вентиляция, освещение, сервоавтоматизация) и совершенные по конструкции. Компоновочные схемы стали разнообразными (двигатели спереди с приводом на передние колеса, двигатели сзади с приводом на задние колеса, двигатели сзади под полом), кузова с дверью, поднимающейся спереди вверх (как тут не вспомнить “Белку”1955года, сделаннуюВ.Арямовым!) или вместе с частью крыши вверх, сдвижжные двери, кузова трех и пятидверные. Интерес нарастал (а здесь еще Япония с гонкой выпуска) и вызвал беспокойство аж в Америке.
Примерно в это время появилась первая модель (“Таунус 12М”), в которой западногерманский филиал Форда отказался от консервативной компоновки и применил привод на передние колеса. Сосвойственным Форду размахом в середине 60‑х годов руководитель дизайн-службы фирмы Форд-Мотор-КомпаниД. Бординат “обнародовал” проекты “автомобиля для всего мира” (с учетом европейских тенденций). “Блумфилд сквайр”—попытка разместить шесть-восемь пассажиров в машине размером с наш “Москвич”, а также очередного дрим-кара—двухместного автомобиля, подключаемого к магнитной трассе универсама, называемого “Шоппер” (для объезда магазинов в 2000году !!!).
Все чаще во всем мире раздаются трезвые голоса—а не рациональнее ли тратить ум и средства на совершенствование систем городского транспорта, на проектирование городов с минимумом транспорта (а куда мы, действительно, ездим?). Нопока, по инерции, промышленность должна превратить (с огромным трудовыми и энергетическими затратами) минимум тонну металла в коляску для перевозки 1,6человека на расстояние 27километров (таковы данные статистики) в городах, где есть метро, троллейбусы, скоростные трамваи и прочее), конструкторская мысль будет искать способы сокращения массы, габаритов, расхода топлива, выбросов в атмосферу “паркетных” автомобилей—этой необходимой “игрушки” больших и средних городов.
Неследует ли прислушаться к фразе мудреца, в сердцах бросившего: “Как уже много есть вещей, в которых я не нуждаюсь!”. Давайте попытаемся ответить себе (пока себе!) на такие вопросы: сколько надо производить видов (типов) шариковых ручек, зажигалок, блокнотов, спортивных сумок, портфелей, настольных ламп, наручных часов? Непора ли нам привыкать к сокращению объема предметного мира, привыкать к одинаковости шариковых ручек, записных книжек, папок для бумаг (ведь привыкли же мы к одинаковости спичек, продуктов питания, бутылкам, консервным банкам и много другого)? Стоит ли труда человека производства еще одного вида часов, шариковой ручки, бутылки для концелярского клея? Удовлетворены ли действительные потребности в более нужных большинству вещах?
 Сегодня становится ясно, что матеральная культура, развивающаяся стихийно, оставит после себя пустыню. Миру необходимо становление нового типа цивилизации. Впонятие цивилизация входит формирование предметного мира, общечеловеческий подход к формированию потребностей членов общества, правильные пропорции в объемах производства новых изделий.
Вынужден повториться и подчеркнуть, что современная капиталистическая цивилизация превращается (даже по признаниям западных идиологов) в “цивилизацию высокого потребления”. Кстати, много лет назад вышла на экраны многих стран кинокартина Марко Феррери “Большое общество”—разоблачения общества потребления. Неведая о высоких целях, но все желаемое имея, герои фильма решают покончить жизнь самоубийством, избрав для этого поистине символическое средство—обжорство.
Сами потребности человека становятся объектом манипулирования как источник сверхприбыли. Потребительская психология калечит души: буржуа-врач заинтересован в эпидемиях, буржуа-юрист—в преступлениях, буржуа-архитектор—в пожарах, буржуа-инженер – в укорочении сроков службы объектов техники.
Ксожалению, в это мир купли-продажи, наживы и респектабельности попадают многие произведения дизайна. Как, например, автомобиль—прекрасное и полезное, умное и необходимое изобретение человеческого мозга, результат человеческого труда.

История технических идей и техники

Ценность большого спектра эмоций

Исключительно важную роль в интеллектуальной деятельности человека играют чувства и эмоции. Академик И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, указывал, что "наука требует величайшей страсти".
Комплекс положительных эмоций возникает тогда, когда умственная деятельность не встречает грубых ситуаций затруднения, когда работающий человек на уровне всевозрастающих, но преодолимых интеллектуальных трудностей справляется с заданной программой обучения в процессе продуктивной деятельности..
Чувство удовлетворения и удовольствия от умственного труда и напряжения, радость от сознания значимости выполненной работы поднимают тонус, являются психостимуляторами в дальнейшей самостоятельной работе. Целый ряд строго физиологических показателей свидетельствуют о том, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, занятым умственной работой, возбуждается, как правило, и центр положительных эмоций. У некоторых людей эта связь настолько прочна и сильна, что лишение интеллектуальной деятельности приводит к тяжелому психологическому состоянию.
Взрослый человек способен сделать свой труд и обучение источниками умственного удовлетворения и душевной радости, заботясь, в первую очередь, о развитии познавательной потребности, умственной активности, любви к умственной деятельности. Только в этом случае плоды Учения будут "сладкими" (если, конечно, не считать сладкими плодами диплом, зарплату и прочее), "выращивание" которых оправдает затраты времени и ограничения в течение столь длинных лет трудовой деятельности.
И только высокие цели, трудные задачи нравственного, самовоспитания позволяют человеку подняться над самим собой. Надо бояться посредственности. Хорошо об этом сказал Е. Евтушенко:
Ничто не должно быть посредственно -
от зданий и до галош.
Посредственность неестественна,
как неестественна ложь.
Сами себе велите славу свою добыть. Стыдно не быть великим. Каждый им должен быть!
Важно научиться удивляться новым знаниям. А сегодня, благодаря полученным знаниям, представление о предметном мире расширилось, появилось желание знать еще больше. Чудо познания несет огромный эмоциональный заряд - быть может, сегодня Вы узнали то, чего не знали Ваши родители, деды, ни один человек Вашего семейного рода за многовековую историю своего развития, на вершине которого сегодня Вы.
Каждое посещение музея, публичная лекция крупного специалиста, каждая прочитанная книга приобщают к знаниям, "выработанным человечеством", к технической культуре подлинной цивилизации. Знания делают человека в высоком смысле свободным человеком, свободным от предрассудков, от заблуждений, от превратного толкования личного опыта. Знания способны вызвать эмоциональное потрясение: мы каждый день наблюдаем движение Солнца вокруг Земли - и вдруг доказательно узнаем о солнечной системе планет, мы никогда не видели электронов, протонов или нейтронов - и вдруг перед нами стройная модель строения атома.
Пассивное получение знаний, формальное отношение к учению в процессе работы, отсутствие устойчивого интереса к узнаванию нового - благодатная почва для развития отрицательных эмоций неудовлетворения, бессилия, подавленности. "Сами себе велите" не иметь таких эмоций, не дайте погибнуть источнику развития личности - познавательной потребности, которой столь щедро наделила человека многовековая эволюция. Даже в искаженной познавательной потребности - любви к детективам - присутствует радость интеллектуального поиска.

Ценность знания “вчерашнего дня”

Каждый гуманитарно образованный человек понимает, что продукты гуманитарного труда появляются, в большей степени, спонтанно, скачком, неожиданно. Что и многократно происходило в литературе и живописи, музыке и поэзии – скратая эволюция ждет появления гения.
Каждый гуманитарно образованный человек понимает, что техника и технологии создаются эволюционно: не было бы телеги с лошадью, “самобеглой коляски”, не было бы автомобиля. Тоже самое можно сказать, о полиграфической технике, ЭВМ, паровоздушном молоте, телефоне, кинематографе – в них “вложены” десятки различных технических идей, материализованных в прошлые века.
Но не все идеи были реализованы, так как они операжали свое время, им нужны были ресурсы: материалы, энергия, технологии, финансовые средства. Теперь, быть может, некоторые идеи могут найти применение – изменились условия.
В известной мере в материальном производстве разнообразных изделий банк идей, наверное, заполнен на процентов 90, а вот реализация этого банка выполнена всего на 20-30 процентов. Другими словами, ХХ1 век будет веком осуществления идей предыдущих веков, направленных, в первую очередь, на их технико-технологическое освоение.

Реабилитация дилетантизма

Если человек пытается обойтись минимумом знаний, не стремится иметь широкую эрудицию, квалифицированный специалист из него никогда не получится. Более того, процесс обучения в процессе работы такому человеку будет казаться тусклым и однообразным.
Одним из коротких путей развития познавательной потребности является формирование разносторонних интересов. Хочешь развить способности, пусть даже к коикретной области деятельности, изволь интересоваться всем, иногда сразу целым рядом различных областей, смежных с избранной или достаточно далеко от нее отстоящих. Погоня только за утилитарными интересами и узкими целями может обернуться тем, что интеллектуальные и личностные опоры для развития специальных способностей окажутся слишком хилыми. Известная поговорка "За двумя зайцами погонишься" здесь неуместна: иногда нужно гнаться за тремя, за пятью, чтобы не упустить одного.
Французское слово "дилетант" всегда противопоставлялось словам "специалист, профессионал", но сегодняшние требования сняли пренебрежительный оттенок с этого слова - современный специалист должен знать немногое обо всем и, конечно, все о немногом. Выполнение лишь второго условия не делает специалиста результативным и конкурентоспособным. Сегодня стыдно не знать о многом: как строят дома, что такое квазары и голограммы, что изучает инженерная психология, что такое Internet, каковы условия жизнеобеспечения космонавтов, чем достигаются успехи в современном спорте, каковы тенденции развития городского транспорта, какой будет средняя школа в 2020 году... Понятно, что перечисление можно продолжать, но лучше, если это сделает каждый и избирательно.
В нашей стране издаются и распространяются самые различные специальные журналы, регулярное и направленное чтение которых расширяет кругозор, знакомит с последними достижениями в области техники и технологий, экономики и психологии, бизнеса и менеджмента. Такова традиция, в этих изданиях всегда можно найти публикации об истории техники, о персоналиях, оставивших свой вчерашний след в сегодняшнем решении многих актуальных технико-технологических задач.
Всего два примера. Историю отечественного автомобилестроения, бесспорно, надо еще писать, может быть, детально вспомнить рождение “КИМ‑10” и “Победы”, “ЗИС‑5” и “Белки”, “Спутника” и “Юности”, «Эмки» и даже «Запорожца», вспомнить людей, пульсацию идей.
Вспомнить об одном автомобиле, вошедшем во многие документы под кодом “ПТ”, что означало в тот, романтический период истории советского автомобиля,— перспективное такси, который делался группой энтузиастов, занимавшихся во главе сЮ. Долматовским этим автомобилем. Где? Всвоеобразной “мекке” приверженцев нового метода проектирования—художественного конструирования, дизайна. Место это называлось Всесоюзным НИИ технической эстетики. Институту предстояло разработать методику отечественного художественного конструирования, то есть, выражаясь образно, запрячь в одну упряжку инженера, художника, психолога и социолога для создания изделий, удовлетворяющих потребностям советских людей и не отстающих от мировых образцов. Ауж с перспективным такси очень хотелось быть “впереди планеты всей”.
Вспомним электрооборудование карбюраторного двигателя внутреннего сгорания (например, мопеда). Контакты свечи часто разрушаются под действием электрического тока - с одной стороны, с позиций автомобелистов, это плохо, а с другой - наблюдаемое явление указывает направление возможных поисков безынструментальных методов обработки. Положительным является то, что к обрабатываемой поверхности подводится электрическая энергия, она же и обрабатывает. А при механической обработке (на токарном станке или прессе) электрическая энергия, подводимая к электродвигателю, довольно сложно преобразуется в механическую.
Электроэрозионный способ обработки (ЭЭО) был открыт академиком Б.Р. Лазаренко и канд.техн.наук Н.И. Лазаренко в 1943 г. В основе процесса удаления металла лежит электрическая эрозия в импульсном разряде.
Электродинструмент и обрабатываемую заготовку, подключенные к генератору импульсов, называют электродами. В рабочем положении электроды находятся на некотором расстоянии друг от друга.Область между электродами называют межэлектродным промежутком. ЭЭО проходит в диэлектрической жидкости, которую принято называть рабочей средой, или рабочей жидкостью.
При приближении электрода-инструмента к обрабатываемой заготовке наступает такой момент, когда напряжение, подаваемое на на электроды, будет способно пробить межэлектродный промежуток, в результате чего между электродами образуется канал сквозной проводимости, в котором выделяется подводимая к электродам энергия. При ЭЭО электрическая энергия выделяется в течение короткого времени. Так как канал проводимости имеет малый размер в диаметре (от нескольких микрометров до десятых долей миллиметра), плотность выделяемой энергии в течение одного разряда огромна, что приводит к повышению температуры в канале разряда до 10 тыс.градусов.
В результате металл обрабатываемой заготовки, нагретый выше температуры кипения, будет удален в испаренном состоянии. Другая часть будет удалена в расплавленном состоянии. После каждого разряда, поражающего участок, на поверхности обрабатываемой заготовки остается углубление в виде очень маленькой лунки. Множество лунок образует обработанную поверхность.

Популяризация техники и технологий

Вспомним, что с французского языка слово «инженер» переводится как изобретатель, новатор, создатель нового. Следовательно, инженер может претендовать на обнародование того, что он сотворил. Ему нужно общественное признание хотя бы в относительно узком круге специалистов.
Более того, опубликование материалов о создании нового считается актом апробации, когда специалисты могут оценить не только результаты, но и подходы, принципы решения той или иной технико-технологической практической задачи.
Корпоративная инженерная этика предполагает извещение коллег о новых выполненных разработка – иначе кто-то будет тратить ресурсы на повторение уже найденного, пройденного. При этом, конечно, есть некоторые механизмы сохранения авторства интеллектуальной собственности.
Однако у инженерного предпринимательства есть еще одна сторона - гуманитарная. История великих инженерных проектов и изобретений, жизнеописание творцов науки и техники, влияние техники и технологий на жизнь людей и народов, изменения в характере труда работников материального производства, влияние на культуру в целом представляют значительный интерес именно гуманитарный, так как они связаны с человеком и входят в круг рассмотрения антропологии.
Публикации, мнения, суждения в СМИ по этим вопросам адресованы часто не столько специалистам, а думающей и любознательной общественности.
Таким образом, широко распространен еще один гуманитарный вид инженерного предпринимательства - литературную деятельность. Ведь именно инженеры пишут популярные и специальные книги, учебники и справочники, статьи не только в специальных научно-технических журналах, но и в газетах - все это необходимо для осознания состояния и перспектив технической цивилизации.
Много внимания проблемам научно-технического прогресса уделяется в специальных ТВ- и радиопередачах, которые смотрят и слушают сотни тысяч заинтересованных людей во всем мире, не только инженеры и ученые.
Но главным источником повышения информированности остаются книги на бумажных носителях. В них собраны знания и страсти, блеск человеческой мысли и чудо ее достижений, радость общения и пища для глубоких размышлений. Книги являются самым большим достижением цивилизации, они способны невидимыми нитями объединять людей, передавая духовные и культурные ценности от поколения к поколению.
Учебник, монография ученого, сборник стихов, томик рассказов, изданные воспоминания, собрание сочинений (в том числе научных) способны вызвать вереницу эмоций, удовлетворить любознательность, раскрыть неведомый нам мир явлений, чувств, знаний. Мы многим обязаны книге - букварю, школьному учебнику, монографии, которая раз и навсегда убедила нас в правильности выбора специальности.
Книги для специалиста доступны: сеть библиотек, специальные богатейшие книжные хранилища, личные библиотеки. Будущему специалисту надо много читать, выработать потребность в чтении. Наблюдения показывают, что квалифицированный специалист, ученые читают до 1000 страниц в месяц.
Однако важен не только объем, но и культура чтения. Культура чтения начинается с правильного выбора книги, просмотра ее и определения ценности чтения для себя. Опытный читатель, подержав в руках книгу всего несколько минут, легко определяет для себя, стоит ли ее читать. Если прочитанная книга не вызвала череду вопросов, желания взять еще несколько книг по данной теме, потребности обсудить прочитанное, то или книгу не следовало читать, или читатель еще не готов к прочтению именно этой книги.
Книги по технике, технологиям, экономике или менеджменту просматривают с карандашом в руках - все важное следует записать: пусть это будут вопросы или заинтересовавшие мысли, справочные данные или собственные размышления. И .уж, конечно, надо помнить полное название книги и автора. Совсем хорошо, если выработана привычка аннотирования прочитанных книг в специальной тетради или на библиографических карточках, в компьютере.
Похвально, что многие библиотеки организуют выставки новых поступлений. Много сил и средств занимает составление библиотечных каталогов, на библиографических карточках которых можно найти данные о каждой имеющейся в фонде книге. Каталоги бывают авторские (то есть составленные в алфавитном порядке по фамилии авторов книг) и .Предметные (то есть составленные по отраслям знаний в соответствии с так называемым универсальным десятичным классификатором - сокращение УДК или ВВК). Начинающему читателю удобнее пользоваться предметным каталогом. Но в каждой книге обычно приводится список литературы который может вызвать цепную реакцию узнавания все новых и новых книг. В этом случае удобнее пользоваться авторским каталогом: найти библиографическую карточку, выписать шифр книги, ее автора и название, обратиться или сдать запрос библиотекарю - и вот уже ждут новые открытия, новые знания, .новые мысли.
Развитый и творческий человек, квалифицированный специалист никогда не откажет себе в удовольствии порыться в книгах, купить новую книгу, воспользоваться возможностью купить хорошо знакомую книгу.
©П. С. Лернер, 2008 г.
---------------------------------------



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter