Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Лернер П. С. Вечная молодость 50-летнего ВТУЗа

Автор: П. С. Лернер

               П. С. Лернер

                   ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ 50-ЛЕТНЕГО ВТУЗА

Высшие технические учебные заведения тоже имеют свой возраст. Одни - уже исчисляемый столетиями, другие, а другие, которых большинство, - созданы лет 60 назад. Что-то трудно припомнить те, которые появились в последнее десятилетие - рынок образовательных услуг определил другие направления высшего профессионального образования. В известный спор "физиков" и "лириков" вступили менеджеры и маркетологи, финансисты и брокеры. И пока выигрывают, если не в споре, то в планах приема.
Одним из важнейших условий повышения эффективности работы высшей школы страны является всестороннее развитие сотрудничества вузов с производством (с работодателем), широкое использование различных форм интеграции вузов с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами, с крупными производственными объединениями. Зарекомендовала себя форма организации учебно-научного процесса, позволяющая сочетать фундаментальное общее образование со специальной подготовкой в базовых научно-исследовательских институтах. Такая форма получила развитие сначала в Московском физико-техническом институте, а затем в ряде других крупных вузов и успешно применяется в первую очередь для подготовки инженеров-исследователей.
Другой формой подготовки инженеров-исследователей стала так называемая целевая интенсивная подготовка специалистов (ЦИПС), особенностью которой является подготовка специалистов по конкретным запросам научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий по новым специальностям.
Существенно способствует улучшению подготовки кадров для конкретных промышленных предприятий и научных учреждений организация филиалов профилирующих кафедр непосредственно у "заказчика", в учебно-научных центрах вузов на предприятиях. Интеграция обучения с участием в выполнении опытно-конструкторских, исследовательских и научных работ позволяет расширить формы самостоятельной творческой деятельности студентов, включить их в творческие группы, в которые входят специалисты промышленных предприятий и НИИ, ведущие преподаватели вузов.
За последние 50 лет высшее техническое образование приросло заводами-втузами, подлинные мотивы и причины создания которых по огромной стране, быть может, узнают когда-нибудь историки. Но факт остается фактом - Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1959г.
Возможны, по крайней мере, две версии толкования Постановления СМ СССР. Первая - экономическая: уменьшить совокупные затраты государства на подготовку инженерных кадров, а за одно сделать инженерное образование более доступным для молодежи. Другими словами, преодолеть дефицит платежеспособности населения на образование детей аж целых пять лет, ведь бесплатного образования не бывает.
Вторая - романтическая: попытаться действительно улучшить качество инженерного образования реализацией на практике крылатого ленинского высказывания "...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания". В СМ СССР, наверное, понимали, что без обновления образования нам Америку не перегнать.
Обе версии одинаково подходят для утверждения, что Постановление породило нетрадиционные высшие учебные заведения, с некоторым революционным запалом - первенцем среди которых стал Завод-втуз при ЗИЛе.
Так в чем революционность? Она в том, что студент дневного отделения часть учебного времени является работником так называемого базового предприятия (ЗИЛ, АЗЛК, ГПЗ-1), проходя путь от рабочего массовых профессий до инженера. На этом пути он получает зарплату, пользуется всеми социальными льготами работника предприятия, социализируется в трудовом коллективе, познает свои возможности и реализует их в найденном для себя рабочем месте. Будучи "членом профсоюза" в цехе, студент выполняет массу заданий по дисциплине, которая в учебном плане института называется инженерно-производственной подготовкой - изучает действующие технику и технологии, описывает инструменты и оборудование, знакомится с планами по новой технике, познает функционал рабочего, мастера, техника, инженера. Более того, подает рационализаторские предложения, даже заявки на изобретения. Курсовые и дипломные проекты студент выполняет реальные, то есть по тематике цехов и служб. Да и защищает их, порой, перед собственным начальством - здесь уже не до анекдотов о студентах.
Революционность еще и в том, что студент, грубо говоря, переходя Автозаводскую улицу, знает, за чем он идет на лекцию, к профессору. Не за "получением знаний" впрок, а за актуальными знаниями для решения конкретных практических задач, слесаря-сборщика ли, наладчика ли, инженера-конструктора ли. Знания, академические успехи становятся фактором профессиональной карьеры.
Однако революционность у нас не в почете. Еще 40 лет назад злые языки обзывали "систему завод-втуз" гибридом ПТУ и института. Да и сегодня консервативная профессура "нормальных" вузов убеждена, что только с помощью ее лекций можно стать настоящим специалистом. А преподавателей завода-втуза отличает знание производства базовых заводов, по крайней мере, оно не должно отставать от знаний студентов, которые были в цехе перед тем как прийти на лекцию в университет - знаменитая "лапша на уши" не проходит. Более того, студенты обеспечивают информационную подпитку профессуры. Быть может, дело не в революционности, а в естественной защите определенных завоеванных интересов и позиций?
И все-таки революционность была: во-первых, студент дневного втуза не чувствовал себя иждивенцем, получал зарплату плюс повышенную стипендию, другими словами, имел экономическое достоинство; во-вторых, после окончания втуза знаменитая райкинская формула "забудьте все, чему учили в институте" не работала, более того, сроки адаптации молодого специалиста минимизировались - он уже имеет пять лет трудового стажа и разнообразного производственного опыта, в-третьих, по распределению выпускник имел возможность продать себя подороже на внутризаводском немалом рынке труда, в-четвертых, этот рынок труда предлагал новые возможности, то есть будущность свою выпускник связывал с родным базовым заводом, что, кстати, заметно уменьшало текучесть инженерных кадров.
Обучение по системе "завод-втуз" отличается от традиционного вечернего образования тем, что более половины времени студенты обучаются в дневное время (что имеет свои преимущества), и тем, что производительный труд студентов является составной частью учебного процесса. Производительный труд студентов организован методически и включен в специальную дисциплину — инженерно-производственную подготовку (ИПП).
А был ли "козырный" интерес у базовых заводов вкладывать большие средства в развитие своего "образовательного цеха"? Ведь деньги считать мы научились не в последние десятилетия псевдорынка в образовании.
Заводы гарантировано получали рабочие кадры, с высоким уровнем образования и трудовой дисциплины, что позволяло снизить затраты, связанные с привлечением "лимита" и подготовку рабочих кадров вообще. Это раз.
Заводы гарантировано получали инженерные кадры, да еще целевой подготовкой на конкретные должности, на перспективу, на рост. Это два. Получали "не кота с дипломом", а своего выращенного инженера.
Заводы имели возможность использовать интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава для решения научно-технических задач реконструкции и развития производства, привлекать свои кадры высшей квалификации к выполнению НИР и ОКР. Это три.
А интеллектуальный потенциал был (да и есть!) весьма солидный: кафедры по всем направлениям технологии автомобилестроения (резание и сварка, литье и обработка давлением, металловедение и порошковая металлургия, инструменты и автоматизация), кафедры автомобилей, экономики + кафедры общеинженерных дисциплин; академики, профессура, аспирантура, защиты кандидатских и докторских диссертаций; учебники, монографии, статьи, изобретения. Так что можно понять переименование несколько лет назад Завода-втуза при ЗИЛе в Московский Автомобилестроительный институт (МАСИ). Такого профиля втузов в СССР было всего два, но сложную задачу подготовки кадров для КамАЗа, для филиалов ЗИЛа и АЗЛК решил-таки Завод-втуз при ЗИЛе.
Теперь свое славное 50-летие скоро будет отмечать Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), подготовивший несколько десятков тысяч инженеров для автомобильной промышленности, сегодня не имеющий проблем с приемом на инженерные специальности, имеющий мощные подготовительный факультет и факультет дистанционного образования.
Забыты ли идеи системы "завод-втуз"? Конечно, нет. Хотя, согласитесь, что, когда базовые заводы "на боку" несколько лет, реализовать так называемое интегрированное образование (на Западе его еще называют "сэндвич", называют "продуктивное образование") в полной мере сложно. Более того, нельзя допустить забвения этих идей, когда мировое образование в кризисе вообще, высшее техническое в частности, когда революционность " соединения обучения с производительным трудом молодого поколения" может оказаться спасительной не только для образования, но для экономики России в целом. Если, конечно, мы хотим иметь отечественную автомобильную промышленность, пусть не законодательницу автомоды, но свою.
И еще, ректором МГИУ несколько десятилетий служил выпускник первого выпуска Завода-втуза при ЗиЛе, кандидат технических наук (по газотурбинным двигателям), доктор педагогических наук (как раз по интегрированному образованию) профессор Н. Г. Хохлов (к глубокому прискорбию, умерший в январе 2009 года).
Здесь нельзя не вспомнить о кончине в декабре прошлого года основателя и первого проректора Завода-втуза при ЗиЛе легендарного Владимира Оттовича Шмидта.
Теперь ректором МГИУ служит другой выпускник Завода-втуза (когда он был студентом, Н. Г. Хохлов был заместителем декана автомобильного факультета, В. О. Шмидт - проректором) доктор технических наук профессор В. А. Дёмин.
Так что идеи завода-втуза в надежных руках!
А международные связи Университета обширны (это на случай трудностей с пророками в своем отечестве, к вопросу об интеграции России в мировое образовательное пространство). Плюс почти два десятка филиалов в странах СНГ.
Всё это, понятно, к юбилею, с наилучшими пожеланиями. Тем более есть надежда, что в грядущей реформе российского высшего образования обходится без инновационного полувекового опыта МГИУ было бы, по крайней мере, расточительно.
А за подробностями милости просим: www@MSIU.ru.- как-никак Университет готовит специалистов по 13 инженерным, 5 экономическим и юридической специальностям.
 
Павел С. Лернер,
член-корреспондент Академии социальных
 и педагогических наук.
 
D:\ЛЕРНЕР\MSIU\MSIU50.doc
(©) Павел С. Лернер янв. 2000 г. / янв. 2009 г. 19:58
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter