Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лернер П. С. "Технология" в дополнительном образовании

Автор: П. С. Лернер

               "ТЕХНОЛОГИЯ" В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

                   П. С. Лернер, ведущий научный сотрудник Центра профессиональной ориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО, доцент канд. техн. Наук, член-корр. Академии педагогических и социальных наук mailto:samoopredelenie@mail.ru главный редактор журнала "Инструментальный мир" www. instrumir. ru

 
 
Если образование способствует улучшению качества людей, то через воспитание разума - научение решать задачи, в первую очередь, некорректные задачи, то есть такие, когда условия излишни или недостаточны, когда решения множественны или вероятностны. Среди таких задач выделяется класс не только трудных, но и жизненно важных - задачи выстраивания линии (и/или линий) собственной жизни, деловой или профессиональной карьеры, судьбы.
Успешность допрофессионального и профессионального образования сегодняшних школьников является важным фактором обеспечения улучшения качества кадров, трудовых ресурсов страны – структуры, квалификации, мобильности, ценностных ориентаций, продуктивности, конкурентоспособности. При этом учитывается, что наиболее результативным становится тот работник, который со школьных лет ставил перед собой задачи личных достижений и целенаправленно использовал ресурсы своих сущностных сил и потенций для самореализации в трудовой деятельности.
К сожалению, в проектах стандартов и программах предметных областей в средней школе недостаточно уделяется внимание профессиональному самоопределению школьников. Вместе с тем в отечественной школе был позитивный опыт, когда в учебном плане были предметы "Профориентация", "Основы производства. Выбор профессии".
 
"Технология" в традиционной общеобразовательной школе
 
Предметная область "Технология", более многих других, имеет отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей, что могло бы дать возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ в школьные годы предполагает углубленное ознакомление с областью будущей трудовой деятельности, определенной профессиональными планами, приобретение опыта работы в этой области, формирование целенаправленных образовательных запросов.
 ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ в школьные годы предполагает осознанный выбор маршрутов профессионального образования с учетом сформированных жизненных и профессиональных планов, а также опыта профессионализации. При этом важными являются получаемые школьниками сведения о соответствии требований вида деятельности и профессии личным данным совершающего выбор.
Следует признать, что, особенно в нынешних социально-экономических условиях России, о полноценности аттестата зрелости можно говорить только тогда, когда выпускник девятого или одиннадцатого класса с помощью школы узнал и то, что он хочет, и то, что он может в профессиональном плане, когда проблематика труда становится для него актуальной. И кто как не учителя, которых еще недавно называли учителями труда (а иногда и «трудовиками»), должны помочь школьникам сделать самим правильные выводы о том, как, каким образом и какой ценой выживать в условиях постоянного выбора, реализовать свои сущностные силы, сохранив уникальность своей индивидуальности, в приобретении профессии и/или ряда профессий.
Таким образом, правомерно рассматривать учебную деятельность учащихся в каждой предметной области как поле профессиональных проб, отношение к которым и результатам равновероятно может быть как положительным, так и отрицательным. Вместе с тем, выполнение профессионально-технологических проб дает представление о "сумме видов деятельности" или "сумме технологий", используемых людьми в их преобразовательной (продуктивной) деятельности, которую условно можно назвать трудовой.
Информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется, в первую очередь, школьными предметами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности, изучать или не изучать углубленно ту или иную область знания. Пробы, предоставляемые в предметной области "Технология", по замыслу, имеют интегративный межпредметный характер, выраженную практическую ориентацию.
Вместе с тем, перспективное содержание "Технологии" входит в противоречие с традиционными уроками "труда", которые имеют возможные сценарии эволюции:
1. Под разными предлогами практически сохраняется наследованное от доиндустриального общества содержание трудового обучения, то есть уроков технического и обслуживающего труда (с удивительной для третьего тысячелетия сегрегацией учащихся по половому признаку!).
Целью остается обучение опиливанию заготовки, изготовления шипового соединения, приготовления бутербродов, шитью юбочки и тому подобное, хорошо известное последние 60 лет. На все это спускается "флёр" технологических знаний, определяемых стандартным минимумом содержания и тестами.
Конечно, будут добавлены вопросы экономики, экологии, предпринимательства, быть может, основ электротехники, электроники и информатики.
Таким образом, будет культивироваться еще один отчужденный школьный предмет, который, по традиции, нарекут "основами технологической науки" - будущая медсестра будет принуждена учить терминологию швейного производства, будущий программист должен будет знать марки электропроводов или припоев при пайке меди, будущий журналист - рецепты приготовления блинчиков с творогом.
Нынешняя генерация учителей труда либо будет игнорировать "интеллектуальное" содержание "Технологии", либо будет надиктовывать его. В реальных условиях при отведенном бюджете часов растолковать технологические премудрости смогут лишь единицы учителей, да и то, если им удастся преодолеть стойкий неинтерес учащихся. А здесь еще хроническое нищенство материальной базы.
В этих условиях, большинство учащихся не видит никакой ценности для себя в еще одном, как им кажется, надуманном предмете.
Кстати, неделя возни с папой в гараже или с мамой при подготовке свадьбы старшей сестры (с использованием печи СВЧ, комбайна и другой современной бытовой техники) оказывается дают больше чем целая учебная четверть.
2. Если бы каким-то чудесным образом в школе появилась бы современная материальная база, позволяющая (как в Англии, Германии) реализовать свободное проектное техническое творчество, нуждающееся в информационном обеспечении, то при увеличении количество недельных часов, при организации студийной работы, при наличии политехнически грамотного и опытного учителя, может быть, через несколько лет появятся некоторые результаты. Но это если. . .
Учителя средних школ, преподаватели МУК, колледжей и гимназий в таких условиях начнут испытывать потребность в преподавании интегративных курсов, которые позволят им не только успешнее организовать воспитательно-образовательный процесс, но и расширить рамки педагогического творчества для самореализации в плодотворной учительской деятельности.
Естественно, интегративные курсы предполагают освобожденность от диктата жестких программ, самостоятельность в распоряжении бюджетом учебного времени, сокращение затрат учебного времени и его свободное перераспределение с учетом познавательных потребностей учащихся, что делает интегративные курсы авторскими, приносящими творческое удовлетворение и возможность избежать известной рутинности учебного процесса.
3. Изменение содержания общего среднего образования так, чтобы оно информационно обеспечивало школьников по трем направлениям минимум:
ТРУД ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВОДСТВЕ (обработка основных материалов; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции;физический и умственный труд; механизация и автоматизация труда; станки и машины; наукоемкость современного производства; технологическая подготовка и организация производства; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; жизненный цикл изделий; технико-экономические и социальные показатели эффективного производства; художественное конструирование изделий промышленности; обеспечение безопасности труда; экология производства; производственные кадры, их квалификация и подготовка и др. ).
ТРУД ЧЕЛОВЕКА В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ (здравоохранение; просвещение, образование, культура, искусство, ремесла, наука, научное обеспечение; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения: пассажирский транспорт; индустрия досуга; органы управления, финансирования и страхования; связь; средства массовой информации и коммуникации; основное производственное оборудование; технологические процессы в различных областях деятельности; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции; физический и умственный труд; механизация и автоматизация труда; станки и машины; наукоемкость непроизводственной сферы; технологическая подготовка и организация производства; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; жизненный цикл изделий; технико-экономические и социальные показатели эффективности непроизводственной сферы; фирменный стиль; художественное конструирование изделий промышленности; обеспечение безопасности труда; экология производства; кадры, их квалификация и подготовка; общественная деятельность; предпринимательская деятельность, малый бизнес, спорт, хобби и др. ).
ТРУД ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ (эксплуатация и ремонт жилища; бытовая техника; отопление, освещение, вентиляция жилища; домашняя экономика; обеспечение комфорта; приготовление пищи; стирка и чистка; информационное обеспечение семьи; уход за больными, детьми и престарелыми; уход за домашними животными и цветами; уход и ремонт одежды и обуви; трудовые обязанности членов семьи; психологический комфорт в семье;
индивидуальная трудовая деятельность в семье: производство товаров рыночного потребления, оказание различных услуг, выращивание овощей и фруктов, разведение животных и др. ;
хобби: шитье, вышивка, резьба по дереву, вязание, создание самоделок, кулинария; вождение, обслуживание и ремонт различных транспортных средств; спортивные и другие игры;
производственное и бытовое оборудование в семье; технологические процессы в различных областях деятельности в семье; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции; физический и умственный труд; механизация и автоматизация труда; технологическая подготовка и организация семейных дел; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; жизненный цикл изделий; технико-экономические и социальные показатели благополучности семьи; художественное конструирование домашних изделий и интерьеров; обеспечение безопасности труда в семье; экология семейного хозяйства; условия обеспечения роста образования членов семьи; поведение в экстремальных условиях и др. ).
Однако мала вероятность того, что современная школа в ближайшие 10-15 лет сможет справиться с этими перспективными задачами эскалации технологического образования школьников мировоззренческой направленности. Основными причинами являются:
¨ засилие классно-предметно-урочного преподавания;
¨ явная недостаточность материально-технической базы и информационного обеспечения учебного процесса;
¨ ориентация большинства учителей на "урокодание";
¨ отсутствие учебников и учебных пособий, других дидактических средств, доступных и интересных учащимся;
¨ отсутствие альтернативного репродуктивному освоению ЗУНов оценивания успешности учения.
 
Психолого-педагогические основания представления содержания "Технологии" в дополнительном образовании
 
1. Представление содержания образования по технологии должно учитывать психологические различия учащихся разных возрастных групп: младшей - 5-7-ые классы; средней - 8-9-ые классы; старшей - 10-11(12)-ые классы.
2. Содержание технологического образования представляется не линейно, а концентрически, то есть на каждом следующем этапе идет достраивание ранее полученных знаний, их использование и проверка. При этом усиливаются ассоциативные структурно-логические связи, в том числе с другими школьными предметами.
3. За временную единицу образовательного процесса принимается учебная четверть, для которой определяется содержание образования, то есть объем изучаемого учебного материала.
4. Содержание изучения определяется исходя из жизненного практического опыта учащихся, данного им в ощущения, но требующего некоторого обобщения с использованием технологического тезауруса, нормированного для каждого этапа изучения. Таким образом, в познании проходится путь от знакомства и представлений, характеризующих в сознании видимости, до обобщений, характеризующих сущности изучаемых объектов и явлений.
5. Цели преподавания ТЕХНОЛОГИИ будут достигнуты, если дети, подростки и юноши будут иметь возможность в процессе изучения ТЕХНОЛОГИИ испытать себя выполнением нескольких проб, которые включают освоение информации, трудовых операций, технологических процессов и - главное - оценочных отношений к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Сутью изучения ТЕХНОЛОГИИ должно стать выполнение различных учебных, творческих проектных заданий и проектов, тематика которых должна быть разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. А содержание представления ТЕХНОЛОГИИ должно быть целенаправленно подчинено целям информационного обеспечения проектной деятельности.
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется аддитивно, то есть по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий - образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения. Однако алгоритм проектирования остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решения на каждом шаге выполнения алгоритма. В известной мере проектирование можно считать программированным обучением.
6. Важной особенностью отбора содержания технологического образования школьников является то, что приобретаемые знания должны быть используемыми в конкретной повседневной практике с учетом возможностей и интересов той или иной возрастной группы, то есть они должны быть актуализированы до уровня самостоятельного использования в реальной трудовой деятельности.
7. Ядром воспитательной работы, выполняемой совместно учащимися и учителями в процессе изучения технологии, является развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора.
8. Информационное обеспечение профессионального самоопределения средствами изучения технологии в дополнительном образовании должно включать:
* знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций;
* опыт выполнения простых и сложных операций, требующих и не требующих интеллектуального напряжения, рутинных и творческих;
* представления о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях создания материальных и нематериальных ценностей;
* образы профессий;
* различия условий работы;
* особенности и виды заработной платы работников разной квалификации;
* знакомство с системой профессионального образования, правилами приема, условиями и содержанием образования;
* представление структуры рынка труда;
* знакомство с системой службы занятости и трудоустройства, условиями найма на работу, спецификой рекламы;
* представления о службах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, содержании банков психологического тестирования;
* справочную литературу по профориентации, психологии труда;
* регулярный просмотр популярных технических и специальных журналов, в частности, журнала "Инструментальный мир", многие публикации которого могут быть полезны и интересны школьникам;
* учебные видеофильмы о различных видах трудовой деятельности;
* проспекты учебных заведений и фирм.
9. Разумеется, предполагается полный отказ от так называемых технического и обслуживающего труда, а тем более определение содержания технологического образования по половому признаку учащихся - все школьники в дополнительном образовании изучают (по своему усмотрению) общий набор объектов и единый учебный материал.
Общая схема содержания технологического образования по классам: если содержание образование в младшей группе основной школы направлено на ознакомление с проблематикой создания материальных ценностей, то в средней изучаются основы технологии в базовых понятиях. В старшей группе полной школы ставится образовательная задача дать учащимся адекватное представление о базовых отраслях производства с учетом конъюнктуры рынка труда (в том числе регионального).
ТЕХНОЛОГИЯ в дополнительном образовании имеет своё специфическое содержательное (знаниевое, когнитивное) пространство при обязательности отражения таких аспектов как:
v раскрытие тезауруса ПО ТЕХНОЛОГИЯ;
v технико-экономические и социальные показатели перспективных техники и технологии;
v экологические вопросы развития техники и технологии;
v наукоёмкость перспективных техники и технологии;
v характер труда работающих и требования к квалификации, профессионально важные качества работников;
v рациональная организация и культура труда; пути получения профессионального образования;
v проектная деятельность учащихся;
v рационализация, изобретательство, техническое и художественное творчество;
v выполнение различных технологических и профессиональных проб;
v диагностирование профессионально значимых качеств личности;
v оценивание информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовленности учащихся для решения практических задач заданного уровня сложности.
 
Резервы реализации "Технологии" в дополнительном образовании
 
1. Профильное обучение школьников поддерживается проектами книжных издательств по подготовке и выпуску учебных пособий для профильной и профессиональной ориентации учащихся 9-11-х классов образовательных учреждений общего среднего образования, а также для профессиональной ориентации учащихся учреждений начального профессионального и дополнительного образования. Так, в частности, издательский центр "Академия" (Москва) выпустил в свет учебные пособия для профессионального самоопределения из серии "Твоя профессия", среди которых:
 Климов Е. А. Профессия - исследователь;
 Казанцев С. Я. Твоя профессия - юрист;
 Роботова А. С. Профессия - учитель;
 Михеева Е. Б. Информационные технологии и др.
Вместе с тем, имеется методическая проблема использования таких учебных пособий, во-первых, для работы учащихся требуется дополнительный бюджет учебного времени, во-вторых, фактическое преподавание содержания пособий практически невозможно, в-третьих, возникает задача настолько заинтересовать учащихся пособиями, чтобы они захотели и смогли самостоятельно с ними познакомиться.
Известны проблема современного учебника и некоторые ее положительные решения, однако применительно к любой предметной области важной остается задача оптимизации (гармонизации) сложной системы ученик-ученики-учитель-учебные книги, которая отличается от традиционной в классно-предметно-урочном преподавании (К-П-УП), во-первых, ориентированностью на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, во-вторых, большей степенью открытости к реалиям повседневного бытия и практическому опыту учащихся, в-третьих, направленностью на способность жизненного и профессионального самоопределения через набор профессионально-технологических проб.
Сложившееся К-П-УП не предполагает использования познавательного потенциала развивающейся личности и сообщества учащихся (группы), а также затрудняет необходимый переход от "обучения преподаванием" к "обучению изучением" (П. Друкер), когда знания не передаются (транслируются), а получаются, создаются, сотворяются в совместной познавательной деятельности учащихся и учителя.
Личностная ценность Я-знания многократно увеличивается, если они созданы продуктивной познавательной и процессуальной деятельностью, в единстве теоретического и практического изучения разнообразных объектов познания.
Среди профильных классов вполне может быть предложен школой и технико-технологический (инженерный). Равно как такой профиль может быть предложен школе школьниками и учителями, быть в дополнительном образовании.
Вышла в свет принципиально новая учебная книга - Лернер П. С. ИНЖЕНЕР ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Учебное пособие для профессионального самоопределения. М.: ИЦ Академия, 2005. Во-первых, она пилотная, так как пока является единственной книгой для технико-технологических профильных старших классов школы. Во-вторых, она личностно ориентирована. В-третьих, в ней совершенно иной способ представления и создания знаний, не предполагающий столь привычные преподавание и репродуцирование. В-четвертых и в главном, в книге делается попытка создания голографического имиджа инженерной профессии.
Тогда, с таких позиций, эту написанную для старших школьников, учащихся технических колледжей и студентов младших курсов технических университетов книгу вполне можно считать средством информационного и эмоционально-образного обеспечения их жизненного и профессионального самоопределения.
В этой книге делается попытка рассказать о весьма распространенной профессии - инженера через содержательные линии предлагаемого факультативного курса:
1. ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРИИ
( Мир бытия продуктивного человека; Наука - техника - технологии - производство; Преодоление распространенных мифов; Инженерия и экология)
2. ТРУД ЛЮДЕЙ В МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
( От замысла до. . . утилизации; Сумма материальных технологий; Эффективность производства; Оплата труда в реальном секторе экономики; Занятость и квалификация работников: вчера, сегодня, завтра)
3. ЧТО ДЕЛАЮТ ИНЖЕНЕРЫ?
( Проектирование как осознание деятельности; Рационализация; Изобретательство)
4. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ
( Физические модели реальных объектов; Математические модели физических образов реальных объектов; Математический аппарат)
5. ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ИНЖЕНЕРОВ
( Гуманизация производства; Инженерная психология; Дизайн; История технических идей и техники; Популяризация техники и технологий)
6. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
( Работа и труд инженеров; Предприимчивость инженеров; Инженерные исследования; Прикладные научные исследования и разработки)
7. СТАНУ ЛИ Я ХОРОШИМ ИНЖЕНЕРОМ?
( Технологические и профессиональные пробы; Профессионально важные качества личности; Устремления и мотивы)
8. КАК СТАТЬ ХОРОШИМ ИНЖЕНЕРОМ
(Уметь учиться; Моя специальность - самая лучшая; Личная библиотека; Специализированные выставки)
В учебном пособии приведен достаточно большой аннотированный список рекомендуемой литературы.
Таким образом, это и другие учебные пособия из серии "Твоя профессия" могут использоваться в качестве информационно-методического обеспечения дополнительного образования.
2. Фацилитация как средство повышения эффективности продуктивной познавательной деятельности в дополнительном образовании.
Фацилитация – групповая продуктивная познавательная деятельность учащихся, позволяющая наиболее полно раскрыться потенциалу индивида.
Однако такая деятельность должна быть организована через создание учителем (преподавателем) несколько иной, чем традиционная, образовательной среды. При этом значительно меняется функция – вместо традиционного изложения (преподавания, вещания, озвучивания, объяснения, транслирования и др. ) учебного материала преподавателю приходится сопровождать, поддерживать, мотивировать фацилитацию, выполнять роли педагогического менеджера, режиссёра, модератора.
Несколько веков использования привело классно-предметно-урочное преподавание (К-П-УП) к существенному израсходованию его ресурсов. Поиски альтернативы К-П-УП становятся довольно плодотворной идеей, которая воплощается в личностно ориентированном образовании.
Под личностно ориентированным образованием можно понимать такое, в котором усиливается роль учащегося как субъекта, с делегированием ему функций управления познавательной деятельностью, предоставления ему больших прав в простраивании им индивидуальных образовательных траекторий и большей свободы выборов тактики.
Следует признать, что характер и результаты индивидуальной познавательной деятельности спонтанны, вероятностны и не обладают высокой степенью предсказуемости. Следовательно, фацилитация является более природосообразной чем традиционное преподавание, предполагающее репродуктивное усвоение учащимися учебного материала с эталонированием так называемых "знаний".
Личностная ценность Я-знаний многократно увеличивается, если они созданы продуктивной познавательной и процессуальной деятельностью, в единстве теоретического и практического изучения разнообразных объектов познания (включающих профессиональную деятельность).
Режиссура занятий учащихся не является сложной для большинства преподавателей, так как, в основном, сводится к предъявлению учащимся вопросов, заданий, мини-проектов по определённому сценарию. Выбор из фиксированного массива вопросов и заданий могут осуществлять учащиеся совместно с преподавателем.
В качестве факультативных курсов, предполагающих фацилитацию учащихся 9-11-х классов, подготовлено 11 профессионально-технологических, по сути надпрофессиональных, межпредметных и интегративных, проб 1:
Учащимся вместе с преподавателями предлагается выбрать две-три из них, которые наиболее понравились, с которыми учащиеся, как им кажется, могли бы наиболее уверенно справиться с пользой для своего профессионального становления.
 Одна из профессионально-технологических проб, а именно "Зритель кино- и видеофильмов", в качестве примера приведена ниже. Таким образом, можно познакомиться со стилистикой и методическими особенностями выполнения учащимися этих (или аналогичных, подготовленных учителями) проб в профильном обучении.
 Каждая из проб может приниматься как программа авторского элективного (факультативного) курса в профильном обучении, то есть является открытой для сотворчества с учителем-экспериментатором.
 
 1 Посмотрим на себя и других (опубл. в ж. «PR в образовании»,2003, №2); Свободное время (опубл. в газете «Библиотека в школе»,2004, №15); Свобода общения (опубл. в ж. «Молодежь и общество»,2004, №4); Автобиографическая память; Экономическая демократия; Инженерное изобретение (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2005, №1/7); Дизайн: теория & практика (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2005, №3/10); Посетитель специализированной выставки (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2004, №5/6); Исследования (опубл. в сб.: Наука и молодежь/ под ред. Л. Ю. Ляшко, Обнинск, 2004); Выбор профессии как социальный проект (опубл. в ж. "Инструментальный мир", 2005, №6/13); Ремесленничество; Зритель кино- и видеофильмов.
 
3. В дополнительном образовании наиболее эффективно могут быть реализованы важные психолого-педагогические особенности выполнения профессионально-технологических проб самоопределения.
Первая. Пробы принципиально личностно ориентированы, то есть, с одной стороны, они удовлетворяют какой-то запрос (если он, конечно, есть) растущей личности, с другой стороны, оценивает результаты и делает выводы сам – и только сам – выполняющий пробы.
Вторая. Пробы не дают ответа на вопрос: стану ли я успешным врачом (банкиром, инженером, журналистом, рабочим высокой квалификации, бизнесвумен и т. д. )? И не потому, что пробы такие плохие, а потому, что давать прогнозы на 10-15 лет вперёд просто несерьёзно.
Третья. Эти пробы не определяют профессиональной пригодности, которой, в большинстве случаев, характеризуется обученный и сложившейся специалист, коим никто из выполняющих пробы, понятно, не является.
Четвёртая. По объективным причинам ограниченности ресурсов пробы, к сожалению, не имеют практической части – а было бы хорошо 7-8 часов подряд попробовать почертить, повыполнять рутинные расчёты, постоять у операционного стола, поредактировать тексты, повышивать бисером, позаниматься компьютерной вёрсткой газеты и др. Но это уже другие пробы, требующие обученности и времени.
Пятая. Все эти профессионально-технологические пробы – принципиально гуманитарные, так как дают представления о том, что и как делают люди в своей профессиональной работе.
Выполнение проб направлено на расширение кругозора и эрудиции, "моего мировидения" и представлений о мире труда и профессий, на развитие любознательности и увеличение информационного поля собственного бытия.
Сутью выполнения профессионально-технологических проб становится изучения интегративной полипредметной области актуального знания, необходимого для жизненного и профессионального самоопределения растущей личности.
Каждая из 11 профессионально-технологических проб является своеобразной программой факультативного курса с большой степенью свободы нормирования по времени в конкретных педагогических условиях. Проба методически самодостаточна, так как является, во-первых, самоучителем, инструментом для самостоятельной познавательной работы, во-вторых, инструментом для групповой, например, в профильном классе, познавательной работы по факультативному курсу.
Принципиальным отличием проб, как факультативных курсов нового поколения, является то, что их не только нельзя учить, выучить (они не текстовые, текст в них скорее носит справочный характер), но их нельзя и преподавать.
Образно программы инновационных факультативных курсов (проб) можно представить себе как ноты, по которым каждому учащемуся, всем учащимся вместе под дирижированием учителя предстоит исполнить некое произведение. Исполнение произведения и есть акт создания, сотворения знания. Идентичность исполнения достигается непротиворечивостью сотворённых знаний, выявляемых дискуссией.
При этом важным оказывается предоставление каждому учащемуся возможности корректирования выбора уровня сложности, скорости прохождения учебного материала, тактики самостоятельного исследования, образовательных запросов - таким образом может быть достигнут синергетический эффект индивидуально-коллективной познавательной деятельности, ценность результатов которой определяется индивидуально как на знаниевом, так и на эмоциональном уровнях.
 
Оценивание результативности фацилитационной работы имеет особенности. Выполненные вопросы-задания, участие в коллективной работе на занятиях факультативного курса при выполнении проб оцениваются 1…10 баллами по критериям:
q Уровень понимания, усвоения заданий, вопросов;
q Уровень качества выполнения заданий, то есть их полноту, осмысленность, словесное оформление, грамотность;
q Уровень понимания существа дела, аргументированность высказываемых суждений и принимаемых решений, использование полученных знаний и понятий;
q Уровень самостоятельности и оригинальности, творчества, широты знаний, неожиданности интересных примеров и предлагаемых решений.
Кто будет оценивать? Во-первых, сами учащиеся – если, конечно, они считают себя подготовленными и доверяют своему мнению. Во-вторых, любой подготовленный к этому человек (кто-то из родителей или родственников, друзья семьи, соседи, уважаемый преподаватель, фацилитатор, тьютор), которого учащийся считает квалифицированным экспертом. В-третьих, арифметика, то есть среднее арифметическое первых двух оценок.
В-четвёртых, каждый участник интеллектуальной игры под названием "Интерактивный факультативный курс", конечно, оценивает каждого – хорошо, если по тем же критериям, а не предвзято, однобоко и сугубо субъективно.
Разумеется, каждый преподаватель (фацилитатор), поставивший и провёдший факультативный курс (пробы), будет наблюдать и анализировать работу как группы, так и каждого учащегося. Конечно, будет сравнивать – желательно по приведённым критериям.
Надо очень сдержанно относится к своим оценочным суждениям в части определения профессиональной будущности того или иного учащегося – надо признать недостаточность данных.
Вместе с тем, изучение факультативного курса можно считать выполнением некоторой профессионально-технологической пробы самоопределения, направленной на расширение кругозора и эрудиции, "моего мировидения" и представлений о мире труда и профессий, на развитие любознательности и увеличение информационного поля собственного бытия.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение,1991.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – Школьные технологии, 1999, #4/ Новые ценности образования, 1999, #9. – с. 4-58.
3. Грицкевич Е. В. Фацилитационное формирование личности в группе как психолого-педагогическая проблема. В сб.: Инновации в высшей технической школе России. Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - с. 489-500.
4. Друкер П. Новые реальности. М.: Прогресс, 1991.
5. Зеньковский В. В. Педагогика. Свято-Сергиевский православный институт в Париже. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996.
6. Кларин М. В. Обучение как игра. – Школьные технологии, 2004, #5, с. 45-58.
7. Крылова Н. Б. Культуросообразные школы и традиционная система образования. / Новые ценности образования, 2002, № 11.
8. Крылова Н. Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования. – Школьные технологии, 2004, #5, с. 59-63.
9. Лазарева О. Буду инженером? – Библиотека в школе, 2005, № 6, стр. 17-18.
10. Лернер П. С. Имидж средней школы: восприятие, ожидания. – PR в образовании, 2004, №1, с. 42-71.
11. Лернер П. С. Интегративный курс "Труд человека" - Школа и производство,1990, #10; Учебная книга в трудовом образовании. - Школа и производство,1991,#10; Рейтинговая система оценивания знаний. - Школа и производство,1991,#8.
12. Лернер П. С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников. - Школьные технологии, 2002, # 4.
13. Лернер П. С. Не уроком единым. . . – ж. Пирамида-MAXIMA, 2003, ##1-3, 4, 5-6.
14. Лернер П. С. Одиннадцать шагов в профессиональную будущность. Профессионально-технологические пробы самоопределения "Свободное время", "Свобода общения". – Молодёжь и общество, 2004, № 4, с. 98-133.
15. Лернер П. С. Подготовка кадров для перспективного производства (инженерно-педагогические аспекты). М.: Высшая школа, 1989.
16. Лернер П. С. Профессиональная проба, или выбор профиля образования. – Одарённый ребёнок, 2004, №1, с. 98-108.
17. Лернер П. С. Профилизация старшей школы как бифуркация педагогической традиции. – Известия АПСН, вып. 1Х, Педагогические традиции в этногенезе. М.: 2005. – с. 463-471.
18. Липницкий К. И. Педагогические технологии, альтернативные классно-предметно-урочному преподаванию. В сб.: Эксперимент в условиях модернизации образования/ материалы научно-практической конференции молодых учёных. М.: ИОСО РАО, 2003. – с. 87-92.
19. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Изд. "Эгвес", 2005. - 176 с.
20. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.
21. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / под ред. С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева. М.: Новая школа, 2004.
22. Учебник, создающий знания. – Библиотека в школе, 2002, № 7, стр. 9-10; Я садовником родился? – Библиотека в школе, 2002, № 9, стр. 12-14.
23. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, Духовное познание, 1992.
© Павел С. Лернер, 27 декабря 2005 г.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter