Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Лернер П. С. Был романтический проект. В кризис весь вышел

Автор: П. С. Лернер

          БЫЛ РОМАНТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. В КРИЗИС ВЕСЬ ВЫШЕЛ

 

             Павел С. Лернер

ответственный редактор журнала "ИСОТ: Инструмент, станки, оборудование, технологии", главный редактор журнала "Инструментальный мир"
 
С нашими постоянными читателями, авторами и рекламодателями мы прошли этот замечательный и интересный десятилетний путь – от модернизированных идей, замыслов, мечты создать специализированный журнал-дайджест популярной информации об инструментах, станках, оборудовании, технологиях, хобби - до реального осуществления и занятия своего места в информационном пространстве, в мире инструмента, в мире перспективного развития реального сектора отечественной экономики.
Наш журнал был и серо-синим, и чёрным. Журнал менял названия и вёрстку, вводил новые рубрики и расширял тематику. Другими словами, жил. Теперь можно сознаться, часто выживал — то рекламодателям не до публикаций, то имиджевые статьи никому не нужны, то авторский "самотёк" иссякает. Другими словами, поддержание баланса дебита с кредитом было постоянной творческой задачкой.
Более четырёх (последних) лет журнал "Инструментальный мир" регулярно, шесть раз в год, выходил в свет, чаще на шестидесяти четырех полноцветных полосах.
Дело даже не в том, что неофитам журналистики удалось найти очень интересный стиль оформления, создать оригинальный дизайн, раздобывать материалы, привлечь авторов и рекламодателей, а в том, что они очень точно отгадали свою читательскую аудиторию - людей с инструментом в руках, людей конкретного дела.
Почти три десятка вышедших выпусков, общим тиражом несколько тысяч экземпляров, стали трибуной для нескольких десятков отечественных и зарубежных фирм, так или иначе связанных с производством, продажей, использованием разнообразного инструмента от электрических дрелей до поливальных установок, от абразивных кругов и паст до промышленных лазеров и плазмы, от клейких лент до малярных кистей. А также трибуной десятков умельцев, Мастеров и просто увлечённых и неординарных людей.
Если откровенно, мы хотели и планировали "вместе с развитыми странами" и появившимися инструментальными журналами-конкурентами пережить финансовый и экономический кризисы. Но не всё в наших силах - свободных накоплений у нас нет, у потенциальных рекламодателей с финансами, с реализацией инструментов, с арендой торговых залов и складов ещё хуже.
А наши внимательные читатели подтвердят, что почти в каждом номере так или иначе публикуются материалы, имеющие отношение к подготовке кадров для перспективного отечественного производства, к технологическому образованию школьников, к проблеме жизненного и профессионального самоопределения растущего человека.
Все эти годы мы льстили себе в том, что нам удаётся следовать традициям журналов «Наука и жизнь», «Техника-молодежи», «Изобретатель и рационализатор», «Декоративное искусство» и даже «Юный техник» тех лет, когда они были невероятно популярны и выходили огромными тиражами. И хотя в этих комплиментах самим себе есть доля правды, мы понимаем всю полноту отсутствия перспектив нашего дальнейшего совершенствования. По крайней мере, как говорят компетентные эксперты, до второй половины Нового 2009 года.
Нас же, с нашей «школокольни», продолжает волновать важный вопрос, если угодно, политехнизации детства, приобщения детей и подростков к производительному творческому труду.
Если честно, то своим участием мы хотели заинтересовать журналом учителей довольно нового школьного предмета «Технология», преподавателей учреждений дополнительного образования так как, быть может, самоуверенно, считаем, что очень многие наши публикации были бы интересны и полезны нашим потенциальным юным читателям.
С другой стороны, на наших глазах за эти годы востребованность информации на бумажных носителях падала. Не только падение журнальных тиражей и подписки — психологи, социологи и педагоги отмечают замену чтения SMSками, интернетом, телефоном, комиксами. Слово вытесняется "картинкой".
А вот потребность в систематизированной информации, в получении действительно интересных знаний есть у школьников, от мала до велика, есть у учителей технологии, и не только ее, есть даже у родителей. Коли так, то появился у нас смелый и заманчивый замысел – сделать популярный журнал в журнале "Инструментальный мир" для всех трех категорий потенциальной читательской аудитории. Более того, для совместного пользования, можно сказать, коллективного и даже домашнего чтения. Согласитесь, что такого журнала еще не было.
Так как заметен дефицит научно-популярных и технических журналов для школьников, аналогичных изданий нет даже в центральных регионах, то можно было рассчитывать на востребованность журнала в первую очередь учащимися 7-11 классов. Или, выражаясь по научному, журнал должен быть личностно ориентированным, то есть без жесткой привязки к возрасту и классу. Да и учителя технологии не откажутся получать полезную и интересную информацию, которую по-другому добыть хлопотно.
Если угодно, то основной пафос (чего смущаться!) журнала в журнале:
мир продуктивного труда и профессий, ¨вхождение старших школьников и выпускников в рынок труда и образовательных услуг, ¨ политехнизация и эргономизация, гуманизация и гуманитаризация, даже экологизация нашего общего среднего образования, ¨подготовка к переходу в постиндустриальное общество, ¨кадры для эффективного материального производства, ¨восстановление престижа квалифицированного труда, ¨воспитание главных инженеров и конструкторов для перспективных промышленных предприятий, ¨приобщение к профессиональному творчеству.
Если образно, то преодоление «синдрома Емели» через интересные дела, через выстраивание личных траекторий образования, через развитие конструктивной любознательности.
О чем собирался продолжать писать журнал? Вообще-то обо всем, что может стать дополнением учебникам технологии, да и всем предметным учебникам. В журнале были бы:
  • ОСНОВЫ ТРУДОЛОГИИ Трудовое начало школы и жизни, рынок труда, экономика труда, удовлетворенность трудом, рейтинг профессий, трудовые ресурсы и др.
  • ТРУД ЧЕЛОВЕКА Рассказы о профессиях, персоналии, изобретатели и др.
  • ПО СТРАНИЦАМ БУДУЩИХ УЧЕБНИКОВ Публикации пробных глав, планов-проспектов изданий, готовящихся в редакциях издательств.
  • ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
  • ОБРАЗ «Я» Профессионально важные качества личности, диагностики, тесты, анкетирование и др.
  • ПРОЕКТЫ Авторские программы, новые педагогические технологии, трудовые объединения школьников, методики преподавания и др.
  • ОСОБОЕ МНЕНИЕ Полемика, альтернативные точки зрения, дискуссии и др.
  • ПРОИЗВОДСТВО ХХΙ ВЕКА Новости науки и техники.
  • ЗАВТРА УРОК Версии раскрытия тем программы предметной области «Технология», курсов «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха» и др., планы уроков, подготовка материальной базы, объекты труда и др.
  • ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Особенности приема и учебного процесса, история технических университетов, профессорская кафедра, творчество студентов и др.
  • ДОМАШНЕМУ УМЕЛЬЦУ Полезные советы типа «Я сам!», «Я сама!».
  • КОНКУРСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ, кроссворды, «развлекалочки» и т.п.
  • ВЫШЛИ ВСВЕТ Рецензии на книги, учебники и учебные пособия, статьи; дайджесты и др.
И этого мало? Тогда почти в каждом номере будут:
ПО ВЫСТАВКАМ И МУЗЕЯМ
ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ ИТЕХНОЛОГИИ
ПАТЕНТНЫЙ ОТДЕЛ
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
РЕКЛАМА фирм, специализированных выставок.
 
♦♦♦
 
Первый раз за почти пять лет существования на неизменной обложке (без картинок и рекламы!) нашего "черного" журнала появилось слово, да ещё выделенное тревожным цветом — антикризисный.
А вместе с тем, техническая журналистика сложна своей спецификой. С одной стороны, имеются и известны серьезные научно-технические инструментальные журналы с графиками и интегралами, с другой стороны, довольно много изданий, которые, если строго определять жанр, не являются журналами – обычно в них реклама, технические характеристики, прайс-листы.
Наш же журнал – именно журнал популярной информации, адресованный как «остепененным» специалистам, так и домашнему умельцу, как профессиональному работнику высокой квалификации, так и любителю помастерить. При этом журнал взял на себя роль пропагандиста высокой культуры труда, развития и поддержки предпринимательства, практически став печатным органом Комитета по инструменту и оборудованию Московской ассоциации предпринимателей (МАП).
И что замечательно – наш дайджест нашел интересный журналистский подход, рассказывая о новинках инструментов и технологий через повествование о людях с инструментом в руках, людях конкретного важного дела создания материальных ценностей, материальной культуры. Среди героев статей, очерков, интервью и заметок не только люди, занятые в промышленном производстве, но и люди, занятые художественным творчеством, изобретатели, умельцы, коллекционеры. Не забыты и женщины с инструментом в руках, инструменты в руках женщин. Не забыты и люди, занятые дистрибьютироанием совершенного инструмента зарубежных фирм.
Или ещё тема. Искали мы на выставках в отечестве и за рубежом (начиная с выставки “Мир детства”!) стенды с детскими инструментами, станками и машинами, то есть со всем тем, с помощью чего дети и подростки могли бы выполнить для себя профессиональную пробу, примерить к себе будущую профессию. Ведь было же всё это в этнопедагогике прошлого!
Вот почему наш журнал в очередной раз оказывается на международной выставке “Мир детства”– хотим чтобы, не без нашей помощи, появились инвесторы и спонсоры, готовые вкладывать средства в поддержку идей тех, кто понимает – с умной игрушки начинаются сложная техника и высокие технологии, главные конструкторы и инженеры, крупные учёные и вообще толковые люди.
Знаменательно и то, что наш журнал делает неожиданные (и не всеми принимаемые) для технических журналов вещи - поднимает голос о проблеме технологической культуры, старается привлечь внимание читателей к трудовому воспитанию и образованию тех, кто пока еще ходит в школу. И имеет гражданскую позицию, проявляя посильную заботу о подготовке рабочих и инженерных кадров, уделяя внимание инженерной педагогике, проблеме представления технических знаний.
Тем более что — как отметил Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов — потенциальная читательская аудитория у журнала есть – это школьники старших классов, особенно технико-технологических профильных классов, учащиеся технических колледжей и лицеев, студенты и преподаватели технических университетов.
А чудес в модернизируемой школе хватает. Обо всех рассказывать в инструментальном журнале сложно, но о коллизиях предметной области «ТЕХНОЛОГИЯ» было надо: во-первых, она значительно сокращена, особенно в старших классах, во-вторых, в одном из проектов учебного плана она вообще вынесена за сетку классных часов и мудро причислена к «занятиям активно-двигательного характера».
Злые умы утверждают, что всё это не случайно – пусть молодое поколение будет готово… продавать сникерсы, всё остальное поставит Запад.
Другими словами, журнал взялся "педагогизировать" свою читательскую аудиторию.
По большому счету, цели образования и воспитания в школе достигаются тогда и только тогда, если имеются рост трудового, культурного, нравственного и интеллектуального потенциала страны, тенденции уменьшения духовного неблагополучия народа, ожидания улучшения качества жизни и качеств людей.
Традиционная ориентация содержания школьного образования на преподавание основ наук приводит к дефициту кредита доверия со стороны 50-70 % старшеклассников и выпускников школ, не стремящихся связать свою деловую карьеру именно с наукой, но ожидающих (часто на уровне социального бессознательного) вооруженности знаниями своих возможностей, рынков образовательных услуг и труда. В таких условиях перед школьным образованием возникает сложная социальная задача - обеспечение социальными гарантиями и возможностями для выживания в условиях постоянного выбора. Надо отметить, что традиционное содержание образования потеряло свою актуальность именно по причине противоестественной установки административно-командной системы тоталитарного управления образованием на сужение выбора.
В наших публикациях была необходимость многократно подчеркивать, что программно-целевым концентром содержания образования является жизненное и профессиональное самоопределение развивающейся личности. Одновременно этот концентр является составной частью трудового воспитания - трудовое самоопределение может рассматриваться как, своего рода, интеграция отдельных качеств личности, которые развиваются в процессе учебного и продуктивного труда и приобретают характер ценности. Эти создаваемые ценности являются результатом трудового воспитания, что указывает на его продуктивный характер. Даже тщательное рассмотрение не позволяет обнаружить и следов такого подхода в планах модернизации школы.
Профориентационное ядро содержания образования базируется на опыте проб и ошибок школьников разных половозрастных групп, ожидающих предоставления выбора разных сфер самореализации, для применения сил и способностей. Профориентация не может строиться лишь на профессиональном обучении. Изучение и овладение той или иной профессией - личное право человека, а школа совместно с внешкольной системой трудового воспитания должна растущему человеку предоставить возможность и поддержку практического овладения выбранной будущей профессией. И приходится напомнить, что в России нет всеобщего высшего образования - тогда почему школы имеет столь явный крен на подготовку в вузы?
Отсюда легко можно сделать вывод, что достойная жизнь предполагает постоянное активное проектирование жизненных планов, одним из средств реализации и достижения которых является проектирование профессиональных планов, ибо в современном обществе жизненный уровень индивида в значительной мере определяется успешностью профессиональной карьеры, выбором профессии.
Здесь представляется правомерным обсуждение с нашими читателями вопроса - как почти три тысячи школьных дней "работают" на формирование умений заниматься именно духовной деятельностью, то есть собой, своей будущностью? Какие школьные предметы ее обслуживают — литература, история, экономика с предпринимательством, технология или граждановедение, информатика или второй иностранный язык? Или правоприемница НВП — странное ОБЖ?
Изначально необходимо нам было если не договориться с нашими читателями, то вместе с ними принять во внимание некоторые аксиоматические гипотезы:
* содержание и результат образования являются товаром на рынке труда, за который школьник или студент расплачивается, если не родительскими деньгами, то временем, психологической и биологической энергией собственной отнюдь не бесконечной жизни, вхождением или не вхождением в актуальную культуру и индивидуальное благополучное бытие. Более того, время, затраченное на получение образования не компенсирует ограниченности приобретаемого жизненного и трудового опыта, реальной социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни;
* так называемое научное знание растет в геометрической прогрессии, тогда как эффективность современных дидактики и педагогических технологий, в лучшем случае, растет в арифметической прогрессии, а способности растущей личности осваивать объемы учебной информации за последние 15О лет существенно не прогрессируют. Более того, внешкольные информационные потоки явно увеличились на один-два порядка и поглощают огромные количества энергии на их восприятие;
* нельзя продолжать мерить образование по затратному принципу — сколько часов, лет ушло на образование. Для примера, если увеличить количество часов на литературу или математику вдвое, то качество филологической или математической подготовленности (компетентности) контингента школьников вряд ли возрастет , по оптимистическому прогнозу, более чем на 1О-15 процентов;
* отгадать, какой именно банк знаний понадобится для продолжения образования, в первую очередь профессионального, а также для будущей профессиональной деятельности более чем на десять лет вперед в современном меняющимся мире труда практически невозможно, а действовать по принципу "чем больше, тем лучше" или "кашу маслом не испортишь", во-первых, накладно, во-вторых, может оказаться мимо цели, которая, в конечном счете, определяется ростом экономики и улучшением качества жизни, в-третьих, позиция "это должен знать каждый культурный человек" может быть волюнтаристской и ошибочной, являясь по сути псевдоинтеллигентной;
* доверять решение сложных задач определения оптимального содержания образования, от лица государства, любителям образовательного менеджмента без привлечения различных экспертных групп весьма опасно, так как отсутствие необходимого саморегулирования неизбежно приведет к отрыву образования от подлинных потребностей совершенствования видов и способов трудовой деятельности;
* верить в то, что у нас все было с образованием в порядке можно, если только принимать во внимание достижения в военной технике и победы школьников в олимпиадах. Однако застой и прогрессирующее отставание в других областях, невысокое качество жизни подтверждают острую необходимость в реформировании образования, которая не была воспринята общественным мнением как первоочередная, а проводимые реформы были отданы в руки административно-командной системе, которой не было свойственно прогнозировать реальность на два-три поколения вперед, если не считать планирования простого экстенсивного развития; нельзя согласиться с тем, что не благодаря образованию созданы зарубежными странами лучшие в мире автомобили и компьютеры, телевизоры и станки, автомобили и электроинструменты;
* вполне правомерной уже можно считать постановку вопроса об оценке вклада содержания образования если не в увеличение счастливости человеческого бытия, то, по крайней мере, в уменьшение духовного неблагополучия, дискомфортности, конфликтности в повседневной жизни миллионов людей в России.
Общее (школьное) образование обслуживает, в основном, формальное приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.
Одним из существенных противоречий на пути интенсификации воспитательно-образовательного процесса в средних общеобразовательных и специальных школах, МУК и даже вузов является противоречие между попытками увеличения вклада учебных дисциплин в формирование мировоззрения и многопредметностью учебных планов, чрезмерной дифференциацией знаний при неизменности стремления учить всех всему.
Удивительно, но новые реформаторы школы не замечают почти подпольного преподавания в сотнях школ России курса "Твоя профессиональная карьера" ("Твой выбор", "Труд человека", "Профориентация" и других подобных), забыли о мудрой попытке преподавать курс "Основы производства. Выбор профессии", не вспомнили о существовании ещё недавно в школах кабинетов профориентации. А ведь всё это есть в развитых странах, с которыми мы пытаемся породниться на едином образовательном пространстве.
Без понимания нашими, весьма толковыми и самостоятельными, читателями необходимости изменения подходов к содержанию общего среднего образования проектирование, обсуждение и баталии вокруг вариантов стандартов новых поколений — всего лишь игра в "пятнашки" (предметы, количество часов), хотя бы и на современном компьютере.
А наше отставание становится плановым.
 
♦♦♦
 
Журнал всегда и везде представлял российский "клуб инструментальщиков", "содружество людей с инструментом в руках", "сообщество деятелей реального сектора экономики", которые всё-таки существуют, будет существовать, являются объективной реальностью. Этой реальности мы – как можем – служили и служим.
 Но продолжать выпускать наш журнал (ни со странным уклоном, ни без) мы не можем. "Обидно нам, досадно. Ну ладно".
И мы готовы принять ваше сочувствие.
© Павел С. Лернер 17.02.2009 21:46 18.02.2009 22:49



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter