Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бим-Бад Б. М. Методология и методика исследовательской работы: программа курса

Автор: Б. М. Бим-Бад

УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
 

               Б. М. Бим-Бад

 
 

                   МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

                    

                   Рабочая программа курса

                    

Москва
Издательство УРАО
2002
 
УДК 371
 
 
 
 
Утверждено
редакционно-издательским
советом УРАО
 
 
 
 
Бим-Бад Б. М. Методология и методика исследовательской работы: Рабочая программа курса. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 4 с.
 
Курс методологии и методики исследовательской работы предназначен студентам четвертого—пятого года обучения в Университете РАО.
Цели курса: обобщить уже имеющиеся у старшекурсников знания и умения самостоятельной работы в области научного поиска (рефераты, курсовые, участие в НУИРС); расширить и углубить эти знания, подготовив тем самым студентов к осознанной работе над дипломами и возможному поступлению в аспирантуру.
Курс рассчитан на 52 ч, из них 16 ч — аудиторных занятий (лекций и семинаров) и 36 ч — внеаудиторных (изучение специальной литературы, подготовка к семинарам, написание эссе). Итоговые испытания — зачет по результатам письменных работ (эссе).
 
 
Тема 1. Научное познание
(2 ч лекционных и 2 ч семинарских занятий)
 
Понятие науки. Общие признаки науки. Наука как царство упорядоченных понятий. Отличия науки от искусства. Различия между наукой и верой. Знание, его кардинальное отличие от мнения. Системность научного знания. Цели научного познания (объяснительные и прогностические, теоретические и прикладные). Этапы развития науки. Важнейшие из классификаций наук. Общее и особенное в естественных и гуманитарных науках. Объект и предмет науки в их соотношении. Постулаты, принципы, теории, факты и законы.
 
Тема 2. Методы научного познания
(2 ч лекционных и 2 ч семинарских занятий)
 
Логические методы (анализ и синтез, аналогия и сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация). Исторические (эволюционные) методы. Соотношение логических и исторических методов. Теоретическое исследование и его методы (гипотеза, абстракция, обобщение, моделирование). Эмпирические исследования и их инструменты (наблюдение, эксперимент, измерение; тесты, приборные методы). Математические методы. Планирование и проведение эксперимента, обработка экспериментальных данных.
 
Тема 3. Структура исследования
(2 ч лекционных и 2 ч семинарских занятий)
 
Концепция исследования. Аксиоматика. Методика исследования. Принципы, факторы, условия, модели, механизмы исследования. Процедуры, инструменты, приборы. Проблема, цель, объект, предметная область исследования. Этапы исследования.
 
Тема 4. Письменное изложение хода и результатов исследования
(2 ч лекционных и 2 ч семинарских занятий)
 
Актуальность исследования. Гипотеза. Задачи исследования. Теоретическая база и категориально-понятийный аппарат. Методы и приемы исследования. Новизна исследования. Ход исследования. Результаты и выводы. Область дальнейших изысканий.

                Литература

Карлов Н.В. Путь познания. М., 1998.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.
Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.
====================
© Бим-Бад Б. М., 2001



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter