Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Тодосийчук А. В. Государственное регулирование подготовки научных кадров

Автор: А. В. Тодосийчук

 А.В.Тодосийчук
Государственное регулирование подготовки
научных кадров
 
 Решение проблем перехода российской экономики на инновационный путь развития требует надлежащего кадрового обеспечения сферы науки. Устойчивое развитие науки во многом зависит от притока молодежи, эффективной работы системы подготовки научных кадров (научных и образовательных организаций, имеющих аспирантуру и докторантуру, диссертационные советы, Высшей аттестационной комиссии (ВАК), Министерства образования и науки Российской Федерации), сбалансированности развития науки и рынка научного труда.
 Вследствие падения престижа научной работы, снижения социального статуса ученых, низкого уровня оплаты труда, подавляющее большинство студентов (потенциальных ученых) не желает связывать свое будущее с наукой, что приводит к снижению численности занятых в науке. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в 1995 –2006 гг. представлена в таблице 1.

                        Таблица 1

                                       Персонал, занятый исследованиями и разработками
(на конец года; тыс. человек)[1]
 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Всего:
в том числе
1061,0
990,7
934,6
855,2
872,4
887,7
885,6
870,9
866,2
839,3
813,2
807,1
исследователи
518,7
484,8
455,1
417,0
420,3
426,9
422,2
414,7
411,4
401,4
391,1
388,9
техники
101,4
87,8
80,3
74,8
72,4
75,2
75,4
74,6
74,5
70,0
66,0
66,0
вспомогательный персонал
274,9
260,0
244,9
220,1
235,8
240,5
238,9
232,6
230,9
223,4
215,6
213,6
прочие
166,1
158,1
154,3
143,3
143,9
146,1
149,0
149,0
149,4
144,5
140,5
138,5
Анализ данных, представленных в таблице 1, свидетельствует об устойчивой тенденции сокращения численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Отсутствие достаточного притока молодежи в науку сопровождается старением научных кадров, повышением среднего возраста ученого с 43 лет в 1991 году до 59 лет в 2007 году. Выборочный анализ возрастной структуры научных работников в ряде научных организаций показал следующее: доля ученых в возрасте до 29 лет составляет 6, 8%, в возрасте 30-39 лет – около 13,7%, в возрасте 40-59 – 38, 1%, от 59 лет и выше – около 41,3%.То есть, число научных работников пенсионного возраста более чем в 5 раз превышает число исследователей в возрасте до 29 лет. В итоге – научные организации и научные школы обречены на вымирание.
 Несмотря на общую кризисную ситуацию в научно-технической сфере статистика свидетельствует о «благополучной» ситуации в секторе подготовки научных кадров высшей квалификации. Подробнее об этом изложено в статье автора «Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров. Проблемы и перспективы»[2].Причем, практически по всем показателям (численности организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, численности аспирантов и докторантов, кандидатов и докторов наук, членов государственных академий наук) начиная с 1995 г. наблюдается своего рода «перевыполнение плана» по сравнению в 1991 г.
В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что рост числа аспирантов и докторантов, кандидатов и докторов наук положительно не сказывается на численности исследователей: она ежегодно продолжает уменьшаться (см. таблицу 1). Это объясняется тем, что система подготовки научных кадров осуществляет их воспроизводство с очень низким «коэффициентом полезного действия» по причине низкой закрепляемости молодых научных кадров на производстве (в НИИ, вузах, наукоемких предприятиях). Кроме того, обладателями научных степеней и званий в своем большинстве становятся лица, профессионально не работающие в науке.
 В стране «эффективно» работает механизм написания и защиты диссертаций «под ключ» на коммерческой основе. В газетах и Интернете предлагается целый спектр услуг по написанию диссертаций, научных статей и монографий, их публикации в изданиях, включенных в список ВАК России, а также гарантируется успешная защита диссертаций.
Обращает на себя внимание также несоответствие структуры подготовки научных кадров потребностям рынка научного труда. Например, в 2005 году доля защищенных кандидатских диссертаций по областям науки имела следующий вид: естественные науки - 13,1%, технические науки - 17,6%, медицинские науки - 12,4%, сельскохозяйственные науки - 3,4%, общественные науки - 40,1%, гуманитарные науки - 13,4%. И это при том, что структура исследователей по областям науки имела следующий вид: естественные науки - 23,4%, технические науки - 63,8%, медицинские науки - 4,0%, сельскохозяйственные науки - 3,5%, общественные науки - 3,2%, гуманитарные науки - 2,1%. В итоге по гуманитарным и общественным наукам доля защищенных кандидатских диссертаций составила 53,5 % от общего числа защищенных кандидатских диссертаций при доле исследователей, занятых в этих областях науки всего лишь 5,3%. Налицо явная деформация в структуре подготовки научных кадров, что не позволяет должным образом развивать научные исследования и разработки в естественных и технических науках в целях создания наукоемких технологий для реального сектора экономики.
 Изложенное выше свидетельствует о том, формирование сети аспирантур и докторантур, диссертационных советов проводится без учета потребностей рынка научного труда в научных кадрах высшей квалификации. В соответствии с пунктом 3.2. Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 177) ВАК России вправе готовить предложения по формированию сети диссертационных советов по каждой научной специальности с учетом потребностей подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, изменений, вносимых в номенклатуру специальностей научных работников. Результаты проведенного выше анализа свидетельствуют о том, что ВАК России эту функцию выполняет не в полном объеме.
 Кроме того, статистика российской науки не позволяет увидеть положительную связь и тесную корреляцию между ростом числа кандидатов и докторов наук, членов государственных академий наук лиц с ростом результативности научной и научно-технической деятельности. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что результативность научной и научно-технической деятельности в России вследствие ухудшения характеристик научно-технического, в том числе кадрового потенциала, находится на достаточно низком уровне. В частности, об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2 о поступлении патентных заявок и выдачи патентов на объекты интеллектуальной собственности.
 Таблица 2
Поступления патентных заявок и выдача патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы[3]
 
2000
2001
2002
2003
2004
2005
 
 
2006
 
 
 
 
2007
Подано патентных заявок в России - всего
35609
38562
38265
41377
42593
45644
 
51775
 
54337
в том числе заявителями:
 
отечественными
29844
32746
32022
34667
33954
35242
39776
39835
иностранными2) 
5765
5816
6243
6710
8639
10402
11999
14502
Выдано патентов
23316
22641
25645
35190
33923
33101
35541
36805
в том числе заявителям:
 
отечественным
19716
19782
22155
31085
29855
28035
30086
30040
иностранным 2)
3600
2859
3490
4105
4068
5066
5456
6785
Действует патентов
168396
178743
133275
143584
149454
164099
171536
180721
 
 По числу патентных заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы Россия значительно уступает многим индустриально развитым странам.
 Поступления от экспорта технологий в 2005 году в России составили 389,4 млн. долл., Бельгии – 6581,1 млн. долл., Великобритании – 29505,6 млн.долл., Германии – 31635,8 млн.долл., США – 57410,0 млн.долл., Японии – 16354,4 млн.долл[4].
 Одним из показателей результативности науки является число научных статей, их удельный вес и цитируемость в ведущих журналах мира. Статистика свидетельствует о снижении числа статей российских авторов в ведущих журналах мира с 19659 в 1993 году до 15782 в 2003 году. Это привело к снижению удельного веса публикаций российских ученых в общем числе статей в ведущих журналах мира с 3,64% в 1993 году до 2,26% - в 2003 году. Наибольшую результативность российские ученые показали в таких областях науки как физика и химия. По числу публикаций в 2003 году в ведущих журналах мира Россия уступает таким странам как Австралия (15809 публикаций). Великобритания (48288 публикаций), Испании (16826 публикаций). Италии (24696 публикаций), Канаде (24803 публикации), США (211233 публикации), Франции (31971 публикация), Японии (60067 публикаций).
 Удельный вес российских ученых в общем объеме цитат в ведущих журналах мира в 2003 году составил 0,74%, в то время как США – 42,39%, Великобритания – 8,10%, Япония -7,34%, Германия – 7,04%, Франция -4,65%, Канада – 3,72%, Италия – 3,01%, Нидерланды – 2,29%, Австралия -2,11%, Китай – 1,51%.
 Место России в научном рейтинге стран по такому показателю как удельная результативность науки (отношение числа результатов научной и научно-технической деятельности к числу исследователей) будет еще ниже, поскольку по численности исследователей наша страна занимает четвертое место в мире уступая только США , Японии и Китаю.
 На фоне снижения качества подготовки научных кадров и результативности научной деятельности в стране растет численность членов государственных академий наук, профессионально не занятых научно-исследовательской деятельностью. Особо ярко это видно на примере Российской академии образования (РАО), в числе членов которой наблюдается значительное количество бывших и нынешних чиновников из федеральных и региональных органов управления образованием, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ВАК России. Как показал опыт последних лет, если кандидатом в члены РАО является чиновник из указанных структур, «выборы» приобретают своего рода форму назначения. В этой связи на уровне Правительства Российской Федерации следует принять меры по исключению влияния административного ресурса «околонаучных» чиновников в части волюнтаристского подхода при формировании ими сети диссертационных советов, выдаче лицензий и свидетельств об аккредитации, защите диссертаций в контролируемых диссертационных советах, "избрании" их в число членов государственных академий наук.
 Формирование и реализация государственной политики в области подготовки научных кадров требует соответствующего финансового обеспечения. Анализ расходной части федерального бюджета за 2002-2008 годы и на плановый период 2009-2011 годы свидетельствует о том, что по целому ряду утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений науки, технологий и техники, расходы либо не запланированы, либо не позволяют в полной мере и в необходимые сроки обеспечить их реализацию. Это свидетельствуют о том, что по прежнему остается декларативным комплексный государственный подход к развитию кадрового потенциала российской науки.
 В настоящее время планирование расходов федерального бюджета на научно-инновационное развитие осуществляется по сути дела автономно, «от достигнутого», без соблюдения научно обоснованных пропорций в структуре внутренних затрат на НИОКР по видам расходов. При формировании расходной части федерального бюджета на науку не обеспечено соблюдение оптимальных пропорций между затратами на оплату труда научных работников, стипендий аспирантов и докторантов и капитальными вложениями. В настоящее время доля расходов на капитальные вложения во внутренних затратах на НИОКР составляет около трех процентов. Соблюдение научно обоснованных пропорций между затратами на оплату труда и инвестициями в основные фонды необходимо для обеспечения научных работников, аспирантов (адъюнктов) и докторантов современным научным оборудованием и приборами.
 Проведенный анализ системы кадрового обеспечения науки и результативности научной (научно-технической) деятельности позволяет сделать некоторые выводы и дать рекомендации по ее совершенствованию.
 Во-первых, в целях проведения единой государственной политики в области подготовки научных кадров необходимо осуществлять координацию деятельности государственных академий наук, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Возложить эти обязанности целесообразно на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию науки, профессионального образования и инновационной деятельности. Формами такой координации должны быть:
- организация долгосрочного прогнозирования развития науки, профессионального образования и инновационной деятельности;
- создание единого информационного пространства по проблемам кадрового обеспечения науки, высшего и послевузовского профессионального образования;
- формирование перечня научных специальностей, по которым производится обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре в целях обеспечения потребностей рынка труда в научных кадрах, их регулярное обновление;
- формирование проекта государственного и муниципального заказа на подготовку научных кадров с учетом закономерностей развития науки, технологий и техники, потребностей рынка труда, его согласование с государственными академиями наук, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- создание условий для участия в конкурсе на получение государственного и муниципального заказа на подготовку научных кадров научными организациями, учреждениями высшего и послевузовского профессионального образования независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
- подготовка предложений о контрольных цифрах приема иностранных граждан для обучения в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре с целью определения ежегодной квоты;
- организация трудоустройства лиц, окончивших очную аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру за счет бюджетных средств.
 Во-вторых, необходимо законодательно утвердить перечень долгосрочных приоритетных направлений науки, техники и технологий, являющихся ядром шестого технологического уклада. В настоящее время юридический статус федерального перечня приоритетных направлений науки, техники и технологий четко не определен (он утверждался поручениями Президента Российской Федерации от 20 марта 2002 г. и 21 мая 2006 г.).
 Основанием для формирования указанного перечня должны быть долгосрочные научно-технические прогнозы, а также результаты комплексного мониторинга научно-технического потенциала страны для оценки возможностей конкретных научных организаций, учреждений высшего и послевузовского профессионального образования решать поставленные проблемы. В последние два десятилетия деятельность по разработке долгосрочных научно-технических прогнозов практически свернута.
 Для получения объективных представлений о тенденциях развития науки, необходимо провести комплексный анализ масштабов, структуры и динамики научно-технического потенциала: достигнутый уровень развития науки; масштабы и структуру научных кадров, основных фондов, внутренних затрат на НИОКР; распределение научного потенциала между стадиями НИОКР, отраслями экономики, научными дисциплинами; его размещение на территории страны; организационную структуру науки.
 В-третьих, основываясь на приоритетных направлениях науки, необходимо разрабатывать долгосрочные и среднесрочные прогнозы потребностей рынка научного труда в научных кадрах по областям науки и научным специальностям.
 Разработку прогнозов потребностей рынка труда в научных кадрах должен осуществлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию науки, профессионального образования и инновационной деятельности. Прогнозы потребностей в научных кадрах должны разрабатываться в целом по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, отраслям экономики, областям науки.
 Для разработки прогнозов потребностей в научных кадрах государственные академии наук, федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления должны представлять информацию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию науки, профессионального образования и инновационной деятельности. Прогнозы потребностей в научных кадрах должны основываться на системе демографических, экономических, научно-технических, социальных прогнозов, а также отраслевых прогнозов.
 Прогнозы потребностей в научных кадрах должны разрабатываться на базе количественных показателей и качественных характеристик фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок с учетом характеристик социально-экономического развития Российской Федерации, научно-технических достижений, динамики производства и потребления товаров (работ и услуг) по отраслям экономики, социально - профессиональной структуры населения.
Число обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре должно утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию науки, профессионального образования и инновационной деятельности не позднее чем за три месяца до начала вступительных экзаменов.
 В-четвертых, подготовка научных кадров для государственного и муниципального сектора науки должна осуществляться на основе государственного и муниципального заказа. Государственный и муниципальный заказ на подготовку научных кадров должен размещаться на конкурсной основе среди научных организаций и учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Порядок формирования, размещения государственного и муниципального заказа на подготовку научных кадров и последующего заключения договоров на целевую контрактную подготовку должен утверждаться постановлением Правительства Российской Федерации.
 В-пятых, научная организация или учреждение высшего и послевузовского профессионального образования, получившие государственный заказ на подготовку научных кадров, должны в обязательном порядке заключать трехсторонние договоры (контракты) с обучающимися (аспирантами, адъюнктами и докторантами) и будущими работодателями (заказчиками научных кадров).Контингент обучающихся должен формироваться как правило из числа выпускников дневных отделений учреждений высшего профессионального образования, сотрудников научных организаций и учреждений профессионального образования.
В-шестых, необходимо разработать и внедрить новый экономический механизм финансирования подготовки научных кадров на основе нормативов затрат с учетом специфики области науки и научной специальности. Нормативы финансирования подготовки научных кадров для государственных и муниципальных нужд должны устанавливаться Правительством Российской Федерации по каждой научной специальности.
Финансирование подготовки научных кадров в рамках целевой контрактной подготовки вне государственного или муниципального заказа должно осуществляться за счет средств заказчика и (или) обучающегося. Размер затрат за каждый год обучения в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре за счет внебюджетных источников должен устанавливаться на основе сметы, составленной научной организацией, учреждением высшего и послевузовского профессионального образования. Указанный в договоре размер затрат на обучение не должен отклоняться более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от норматива финансирования подготовки научных кадров, установленного Правительством Российской Федерации для определенной научной специальности.
По предварительному соглашению между заказчиком и поступающим в аспирантуру (адъюнктуру) или докторантуру затраты, связанные с проездом до места обучения (cдача вступительных экзаменов) и обратно, плата за проживание) могут быть возмещены заказчиком научных кадров.
Аспирантам (адъюнктам) и докторантам, обучающимся в рамках государственного и муниципального заказа, успевающим по учебной программе и выполняющим план проведения диссертационных исследований, должны выплачиваться государственная стипендия на уровне среднемесячной заработной платы в отрасли «Наука и научное обслуживание».
По договору между научной организацией, учреждением высшего и послевузовского профессионального образования и заказчиком могут устанавливаться доплаты (надбавки) к стипендиям, льготы по оплате проживания в общежитиях, коммунальных и бытовых услуг за счет средств заказчика. Лица, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей, должны иметь право на получение компенсаций в соответствии с действующим законодательством и обеспечиваются работодателем жилой площадью по установленным нормам.
В-седьмых, необходимо обеспечить гарантии трудоустройства выпускников аспирантуры (адъюнктуры) или докторантуры. Работодатели, подавшие заявки на подготовку научных кадров, обязаны создать (выделить) рабочие места для трудоустройства выпускников. Рабочие места считаются созданными, если на них трудоустроены выпускники по трудовым договорам, на срок не менее пяти лет.
При подготовке научных кадров по целевым контрактам, работодатели, не обеспечившие трудоустройство выпускников аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры по заявленным потребностям, обязаны возвратить в бюджет затраченные на их подготовку средства за весь период обучения. Лицо, обучающееся и (или) получившее образование в рамках государственного или муниципального заказа на подготовку научных кадров, отказавшееся от исполнения договора, обязано возместить затраты на его обучение.
 В-восьмых, необходимо на всех уровнях государственной власти разработать эффективный механизм экономического стимулирования привлечения молодежи в науку.
 Для решения проблем привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года №508 утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы». Общий объем финансового обеспечения программы составляет 90млрд. 454млн. руб., втом числе засчет средств федерального бюджета— 80млрд. 39млн. руб.
 В этой связи следует отметить, что грантовая и программно-целевая поддержка молодых ученых существовала и ранее. Анализ статистики последнего десятилетия показал, что в конкурсах на получение грантов Президента Российской Федерации принимала участие лишь незначительная доля молодых ученых (не более 2-3% от общего их числа). Во многом, этот факт объясняется недоверием ученых к действующей системе «распределения» грантов, для которой характерна «клановость» и коррумпированность «экспертов», что естественно вызывает ее отторжение подавляющей частью научного сообщества.
 В-девятых, наряду с внедрением мер экономического стимулирования молодых ученых необходимо еще в школьном возрасте прививать молодежи интерес к науке, научно-техническому творчеству, осуществлять пропаганду престижности научного труда. В основе мотивации личности к осуществлению научной деятельности лежат как научные интересы, так и экономические. По большому счету в системе названных интересов у настоящего ученого доминируют научные интересы, поскольку наука стала смыслом его жизни. Нет сомнения, что в России среди молодежи есть значительное число лиц, желающих жить в мире науки. В этой связи необходимо незамедлительно разработать государственную научно-воспитательную молодежную политику как противовес нынешней молодежной политике, носящей развлекательный и потребительский характер.
 В-девятых, для повышения эффективности системы подготовки научных кадров необходимо радикально реформировать ВАК России, которая за последнее пятнадцать лет превратилась в архаическую структуру, не обеспечивающую сбалансированное развитие науки и подготовки научных кадров, требуемый уровень качества экспертизы диссертаций. В этой связи целесообразно увеличить статус ВАК России, придав ей статус самостоятельного межведомственного органа федеральной исполнительной власти, укрепить его квалифицированными кадрами, способными решать поставленные задачи.
 В-десятых, для предотвращения "эпидемии" защит диссертаций лицами, профессионально не занятыми научно-исследовательской работой, прием в аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру, а также прикрепление соискателей ученых степеней к научным и образовательным организациям необходимо осуществлять только из числа лиц, чья основная трудовая деятельность непосредственно связана с наукой и профессиональным образованием.
 Для законодательного обеспечения реализации предлагаемых мер по повышению эффективности работы системы подготовки научных кадров необходимо внести соответствующие изменения в федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Источник публикации: Образование в документах, 2009, №2
 
 
 

[1] Россия в цифрах. 2008. Крат.стат.сб./Росстат. М., 2008. С.342

[2] Образование в документах, 2008,№20

[3] Россия в цифрах. 2008. Крат. стат. сб./Росстат. М., 2008, с.353

[4]Здесь и далее публикуются по материалам статистического сборника Индикаторы науки:2007.Статистический сборник. М.- ГУ ВШЭ, 2007

 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter