Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Ревнитский В. В. Концепция трех режимов жизенедеятельности человека и закон депривации активности психики

Автор: В. В. Ревнитский

             КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХ РЕЖИМОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОН ДЕПРИВАЦИИ АКТИВНОСТИ ПСИХИКИ

          В. В. Ревнитский (Москва)

 
Наблюдение за естественным поведением людей на длительном отрезке времени и изучение отдельных поведенческих актов, искусственно вызываемых в лабораторных экспериментах, привели меня к созданию концепции о разновидностях поведения человека, являющихся основополагающими в его жизнедеятельности и развитии.
Как известно, все, что имеет отношение к внутреннему миру человека: наши переживания, ощущения, фантазии и т. п. мы относим к категориям психики. Задавшись вопросом: «А чем представлено в нашем внутреннем мире все разнообразие объектов и явлений внешнего мира?», мы вторгаемся в сферу психики, где это внешнее разнообразие существует в особом, неизвестном нам виде. Причем, как бы нам ни хотелось, мы не можем «потрогать» ничего из этого «живущего внутри нас» разнообразия. Единственно, что мы можем – оперировать терминами и символами интересующих нас процессов и явлений. Назовем область существования всего «живущего внутри нас» разнообразия внешнего мира, имеющую свои закономерности – «псиареал». Будем обозначать псиареал символом ψА. В энциклопедическом словаре есть такое определение: «модель в широком смысле – любой образ (мысленный или условный) какого- либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя»». В деятельности нашего внутреннего мира, который мы в нашем исследовании обозначили термином псиареал, не используются объекты и явления внешнего мира в том виде, в котором они существуют, но с успехом используются их «заместители», которые создаются во внутреннем мире и живут в нем в особом виде. Эти «заместители», «представители» всего разнообразия внешнего мира являются его «живыми» моделями и живут своей особой жизнью в псиареале. Эту «живую», «псиареальную» модель «всего чего бы то ни было» из внешнего мира назовем «псиамодель». Будем обозначать псиамодель символом ψМ.
Существование псиамоделей не ощущается человеком. Если же заниматься их исследованием, то псиамодели вполне «уловимы», то есть их наличие во внутреннем мире можно почувствовать. Воображение человека это один из главных механизмов нашего «общения» с псиамоделями. С его помощью мы можем и видеть, и слышать, и обонять, и осязать то, чего нет сейчас рядом с нами.
Рассмотрим еще одно интересное явление. Многие из нас ежедневно встают на ступени эскалатора и, не задумываясь, без затруднений движутся вверх или вниз. Но, если вы встанете на полотно стоящего эскалатора, не рассмотрев, что он стоит, то вас обязательно толкнет вперед какая-то сила и вам придется делать тормозящее усилие, чтобы не упасть вперед. Что же толкает человека в этот момент? Многократная езда на эскалаторе сформировала своеобразную внутреннюю управляющую систему, автоматически сокращающую мышцы ног человека, для придания ему ускорения, при вступлении на движущийся эскалатор. Этот управляющий импульс на мышцы ног создается, чтобы человек синхронизировал свою скорость со скоростью эскалатора. В человеке, подходящем к эскалатору, эта система срабатывает автоматически при виде эскалатора и, если тот стоит, а человек не заметил этого, то мышечный импульс, «включенный» внутренней системой – автоматом, и толкает человека вперед.
Еще яркий пример того, что у нас «внутри» есть «нечто», управляющее нами «по-своему», а не всегда так, как мы хотим поступить в данный момент. Это «нечто» легко почувствовать после прыжков на батуте. Если прыгать на батуте несколько минут, а потом , сойдя на землю, подпрыгнуть, привычно отталкиваясь от нее, как при прыжках во время физзарядки, то получается неожиданно низкий прыжок высотой не более двух сантиметров. Человек, впервые столкнувшись с этим эффектом, приходит в изумление и пытается подпрыгнуть выше, отталкиваясь изо всех сил, но высокого прыжка не получается, как будто гири к ногам привязали. Должно пройти некоторое время, прежде чем человек начнет прыгать как обычно. Что же получается? При прыжках на батуте создается «нечто», управляющее движениями человека. Когда он сошел с батута, оно еще есть, и управляет движениями человека так, что он может подпрыгнуть только на ту высоту, на которую его подбрасывает слабый толчок мышц, управляемых еще системой управления, образовавшейся при прыжках на батуте, и которая перестает действовать только через некоторое время.
 Мы видим, что кроме «всего разнообразия внешнего мира», представленного массивом псиамоделей, «внутри нас» существует еще система управления нашим поведением, имеющая на каждый поведенческий акт своего внутреннего пилота, водителя, оператора, управляющего органами человека, задействованными в выполнении данного акта поведения. Назовем этого «внутреннего» водителя, оператора, эту создающуюся в псиареале при освоении определенного поведенческого акта и в дальнейшем используемую при выполнении данного акта систему управления органами человека: «псидрайвер». Будем обозначать псидрайвер ψД.
Овладение любой моделью поведения возможно только лишь при условии создания в псиареале комплекса взаимосвязанных псиамоделей и псидрайверов, на основе которых возможна реализация определенной модели поведения. Мы говорим: человек учится ездить на велосипеде, а в это время у него в псиареале создается псидрайвер, который в последствии будет управлять движениями человека при езде на велосипеде. Езда на велосипеде возможна только после создания псидрайвера езды на велосипеде, который управляет исполнительными органами человека. И так во всем: человек учится ходить – пойдет лишь тогда, когда создаст в псиареале ψД хождения, учится говорить – заговорит лишь после создания ψД говорения, начнет читать только после создания ψД чтения и т.д. и т. п. Любой модели поведения человека соответствует реализующий ее комплекс псиамоделей и псидрайверов, созданный в процессе овладения этой моделью. Чем она сложнее, тем, разумеется, сложнее и комплекс реализующих ее ψМ и ψД. Назовем этот псиамодельно-псидрайверный комплекс: ПМД – комплекс (ПМДК). Инстинктивное поведение осуществляется на основе псидрайверов, существующих в псиареале от рождения. Такие псидрайверы я назвал «генодрайверы». (3)
Если наблюдать за человеком со стороны, сразу видно, что он живет в одной и той же среде, изо дня в день общается с одними и теми же людьми, использует одни и те же слова и вообще его повседневная деятельность довольно однообразна и даже за два – три месяца наблюдений можно увидеть, что человек пользуется ограниченным, повторяющимся набором моделей поведения. Назовем этот однообразный набор моделей поведения: индивидуальный модельный ряд поведения человека.
Назовем режим жизнедеятельности человека, при котором поведение человека осуществляется на основе уже созданных в псиареале ПМД – комплексов и не выходит за рамки индивидуального модельного ряда поведения – «ψ-драйвинг». В своих ранних опубликованных работах применительно к этому режиму я употреблял термин « модельное поведение» (2).
ψ-драйвинг обеспечивает человеку стабильное функционирование по всем направлениям его жизнедеятельности. В этом режиме человек без труда справляется с повседневными задачами среды своего обитания, если неизменны условия этих задач, неизменна среда и соответственно обстановочная афферентация. В этом режиме псиареал человека стабилен. Со временем индивидуальный модельный ряд поведения закрепляется настолько, что для внесения в него даже незначительных изменений требуется приложение усилий. Прижившийся ПМД-комплекс фиксирует поведение человека довольно жестко. В качестве примера вновь вспомним «эффект эскалатора». Многократная езда на эскалаторе жестко «привязала» к нам соответствующую модель поведения.
Человек пользуется типовой моделью поведения сколь угодно долго, если она является эффективной и полезной в его жизнедеятельности. Стабильные модели поведения позволяют ему решать многочисленные задачи, взаимодействия со средой, в которой он обитает, когда эта среда неизменна. Человек в таком режиме живет, как бы, «на автопилоте». В этом режиме поведение человека осуществляется псидрайверами, доведенными до автоматизма, которые я называю «автодрайверами».
Итак, человек научился ходить, говорить, окончил школу, высшее учебное заведение, давшее ему профессию, пошел на работу, получает достаточное количество денег, чтобы нормально жить, обзавелся семьей. У него есть хобби, которому он посвящает досуг. Ему хорошо, и по-другому он жить не хочет. К тому же и общество устроено так, что человек вынужден работать, чтобы обеспечить себе возможность выживания, и в большинстве случаев его работа не несет в себе творческое разнообразие, а является каждодневной однообразной деятельностью с повторяющимися, типовыми поведенческими актами в русле одной специальности. Случаи же, когда получивший профессию человек, закрепивший ее навыками, полученными работой на предприятии и успешно справляющийся с работой, переучивается лишь потому, что ему не нравится род его деятельности, являются исключениями. Так кто или что заставит человека менять свою жизнь, свое поведение, свои привычки? Это будут какие-то обстоятельства, которые потребуют изменения чего-либо в его поведении или изменения образа жизни целиком.
Только какая-то необходимость может заставить человека изменить что-то в его привычной жизни. Необходимости, приводящие к смене моделей поведения, могут быть разного рода. Чаще всего такие необходимости вызваны изменениями среды обитания человека, когда среда бросает человеку вызов, на который он не может не отреагировать. А, если это нечто такое, с чем человек еще никогда не сталкивался? Как он будет на это реагировать, если в его псиареале нет псидрайверов для адекватного ответа на эти воздействия внешней среды? Если в его псиареале нет даже псиамодели этого вызова, брошенного средой? Первая реакция это попытка избежать неприятностей, но на то она и необходимость, что от нее не уйдешь. Это как раз то состояние, когда проблему надо решать! Но как? Неизвестно. Вот тогда псиареал человека переходит в состояние неопределенности, характеризующееся повышенной активностью. При этом в псиареале идут процессы, осуществляющие поиск существующих ψМ и ψД, подходящих для «уравновешивания» воздействия среды, чтобы вновь обрести спокойствие и стабилизироваться. Не найдя решения во «внутреннем банке данных», человек обращается к внешним источникам информации и, если не находит подсказки и там, человек вынужден создавать способ решения стоящей перед ним проблемы, изобретая при этом новые модели поведения.
Итак, мы видим, что существует еще один режим жизнедеятельности человека, когда ему приходится создавать в псиареале новые ψM и ψД, чтобы успешно отреагировать на воздействие внешней среды (уравновесить его). Назовем этот режим жизнедеятельности человека – «ψ-мейкинг». В своих прежних работах я называл этот режим «безмодельное поведение». (2) В своей книге «Недоступная модель», посвященной данной проблеме, я назвал этот режим «креативинг». Этот режим (по моему мнению) – главный режим во всей жизнедеятельности человека. Действительно, невозможно представить себе нормального человека без какого бы то ни было определенного поведения, а определенное поведение, как мы уже знаем, возможно только лишь при наличии в псиареале псиамоделей и псидрайверов. Но ведь, чтобы они там были их сначала нужно там создать! Так вот в режиме ψ-мейкинг человек и создает в псиареале ψМ и ψД. И только после этого начинает вести себя определенным образом. Его поведение становится регулярным, повторяющимся, определенным и предопределенным, потому что на повторное подобное воздействие среды человек отреагирует теми действиями, которые «уравновесили» это воздействие тогда, когда человек наконец решил проблему. В дальнейшем, при многократных повторениях, эти действия, доведенные до автоматизма, пополнят арсенал ПМД – комплексов.
Мы видим, что в жизнедеятельности человека режим ψ-мейкинг первичен, а ψ-драйвинг вторичен. Самое интересное, что, как единая биологическая система, человек в этих режимах функционирует по – разному, но главное, что это два совершенно разных режима функционирования его психики и очевидно, что в режиме ψ-мейкинг она гораздо более активна, чем в режиме ψ-драйвинг. Образно говоря, это «две разных жизни психики человека», которые составляют жизнедеятельность, как единое целое. Только вместе они обеспечивают жизнь человека во взаимодействии и равновесии с внешней средой.
Человек обязательно вырабатывает новую модель поведения при необходимости отвечать на новый вызов внешней среды. При этом он испытывает состояние неопределенности, являющееся физиологическим «отражением» выхода его псиареала из стабильного состояния из-за отсутствия там адекватных вызову ПМД – комплексов. Только «триумф» ψ-мейкинга возвращает псиареал в стабильное состояние, а человека выводит из состояния неопределенности. Если ситуация угрожает жизни, человек всегда вырабатывает новую модель или обращается в бегство и, если это не удается, то он гибнет.
Назовем режим ψ-мейкинг, инициированный необходимостью из внешнего мира, ψ-мейкингом первого рода.
Вспомним Александра Грина. В своем известном произведении «Бегущая по волнам» он говорит: «Рано или поздно, под старость или в расцвете лет Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов.» То, что уже сбылось, превращается в автоматически повторяющуюся, почти не воспринимаемую повседневность, которая сопровождается приступами скуки. Серая будничность жизни создает в нас тоскливое состояние. Хочется чего-то другого, нового, небывалого… По П.В. Симонову: «С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния.» (4). Отрицательные эмоции побуждают человека изменять поведение таким образом, чтобы их минимизировать. Сопровождающие «серую будничность жизни» приступы скуки и тоски и есть тот сигнал, который возникает в псиареале и побуждает человека изменить свое поведение, то есть подобно внешней необходимости инициирует ψ-мейкинг. Как-то надо выйти из этого тоскливого состояния, что-то надо делать. Человек начинает искать новые связи, что-то предпринимать…Он избавится от этих отрицательных эмоций только тогда, когда начнет создавать новые модели поведения, его псиареал активизируется при создании в нем новых ψМ и ψД.
Итак мы видим, что существует ψ-мейкинг первого рода – по сигналу из внешнего мира и второго рода, когда человек переходит в режим ψ-мейкинг по сигналу из псиареала. Таким образом мы видим, что в условиях тех закономерностей, на основе которых по сей день устроено человеческое общество, жизнедеятельность человека обеспечивается тремя различными режимами функционирования его психики. Назовем данный подход к проблеме режимов жизнедеятельности человека и функционирования его психики: «Концепция трех режимов жизнедеятельности человека».
Итак при обучении или решении проблемы, или выполнении творческой задачи, что в свете данной концепции относится к режиму ψ-мейкинг, все элементы психики напрягаются в состоянии неопределенности. Затем человек вырабатывает модель поведения, которая уравновешивает воздействие среды и минимизирует отрицательные эмоции в случае ψ-мейкинга второго рода. С каждым дальнейшим повторением вновь созданного ПМД – комплекса при выполнении новой модели поведения, человеку все легче выполнять данную задачу. При многократном повторении этой модели поведения он затрачивает на ее отработку все меньше энергии и наконец поведенческий акт доходит до автоматизма. Тогда затраты усилий человека на отработку этой модели становятся несравнимо меньше, чем тогда, когда он выполнил этот акт первоначально. «Используя ПЭТ, Голд и его коллеги изучали изменения в паттернах зонального мозгового кровотока в ходе изучения сложной «лобной» задачи (комбинация отсроченной реакции и отсроченного изменения) у здоровых испытуемых. Сравнивались ранние (наивные) и поздние (тренированные) стадии кривой обучения. Активация лобных долей была очевидна на обеих стадиях, но она была значительно выше на ранней стадии, чем на поздней.» (1) В режиме ψ-драйвинг задействовано многократно меньшее количество псиэлементов. Такое впечатление, что ПМД – комплекс, состоящий из псиамоделей и псидрайверов, обеспечивающих выполнение человеком данной модели поведения, в режиме ψ-драйвинг «сворачивается в минимум».
Когда человек создал модельный ряд своего повседневного поведения и уже функционирует в режиме ψ-драйвинг, то для отработки этого модельного ряда, у него в псиареале активизируется минимальное количество псиэлементов вне зависимости от того хочет он этого или нет. Вся остальная масса псиэлементов «свободна». Они «безработные», они лишены активности. Они депривированы. Происходит депривация активности огромной массы псиэлементов. При ψ-драйвинге мы имеем депривацию активности псиэлементов, то есть лишение активности огромного количества псиэлементов, что является ничем иным, как ограничение активности психики человека. Назовем это явление: «депривация активности психики» (ДАП). (Не путать с сенсорной депривацией). Причиной ψ-мейкинга второго рода и является депривация активности психики. Она сопровождается появлением у человека отрицательных эмоций, которые я назвал «депривационные эмоции» (3). Они сигнализируют о неблагополучии в психике и в какой-то степени компенсируют лишение её активности в режиме ψ-драйвинг. Ведь появление каких бы то ни было эмоций – это уже активность психики. Стремление избавиться от депривационных эмоций, являющихся отрицательными, ставит человека перед необходимостью изменить свою жизнь и от этой необходимости, идущей изнутри, никуда не деться, потому что она в человеке. Такая необходимость бывает пострашнее необходимости, идущей из внешнего мира. Спасение может быть только в переходе на безмодельное поведение то есть в режим ψ-мейкинг. Человек под воздействием депривации активности психики начинает вырабатывать новые модели поведения или целые модельные ряды. Начальный уровень психической активности в режиме ψ-мейкинг всегда высок. В процессе создания псиамоделей и псидрайверов этот уровень будет уменьшаться. Конечный уровень психоактивности, после создания новых ПМД – комплексов будет значительно ниже начального уровня. Когда же человек освоил новую модель поведения настолько, что перешел на «автопилот», то уровень психоактивности минимален.
Перед тем, как сформулировать закон депривации активности психики, я выдвинул следующую гипотезу. Я предположил, что при овладении навыками различной сложности (т.е. при создании ПМД-комплексов в режиме ψ-мейкинг) уровень психической активности будет различным. Активность будет прямо пропорциональна сложности осваиваемого навыка, т.е. сложности создаваемого в ψ-ареале ПМД-комплекса при овладении навыком. После выработки навыка, когда человек перешел в режим ψ-драйвинг, уровень активности психики человека при повторении устоявшегося навыка любой сложности будет одинаков. Исходя из этой гипотезы, в книге «Недоступная модель» я сформулировал закон депривации активности психики следующим образом: «Психическая активность после сворачивания псидрайверов в минимум одинаково депривирована вне зависимости от сложности псидрайверов» (3)
 Для проверки этой гипотезы, мною была разработана методика определения уровня психической активности человека в зависимости от сложности ПМД- комплексов. На основе этой методики были проведены эксперименты по замеру психической активности испытуемых при разных степенях сложности ПМД-комплексов в режимах ψ-мейкинг и ψ-драйвинг. Регистрация уровня психической активности начиналась с состояния «оперативный покой (ОП)», при котором испытуемый был готов к проведению эксперимента. Результаты экспериментов показали, что в режиме ψ-мейкинг психическая активность человека прямо пропорциональна сложности ПМД-комплексов. В режиме ψ-драйвинг психическая активность не зависит от того насколько сложен ПМД-комплекс и при любой его сложности находится на уровне оперативного покоя.
 Гипотеза о независимости психоактивности от сложности автоматизированного навыка подтвердилась. Уровень психоактивности при освоении навыка был всегда выше уровня ОП и иногда в значительной степени, но после автоматизации усвоенного навыка любой сложности психоактивность при отработке автоматизированного навыка не превышала уровень «оперативного покоя». Таким образом закон депривации активности психики можно окончательно сформулировать следующим образом:
 «В режиме жизнедеятельности типа ψ-драйвинг психическая активность человека снижена до уровня активности оперативного покоя и не зависит от сложности используемых в процессе функционирования в данном режиме моделей поведения и обеспечивающих их ПМД-комплексов».
 В понятиях общей психологии закон депривации активности психики можно сформулировать так: «При автоматизированном поведении психическая активность человека снижена до уровня оперативного покоя и не зависит от сложности используемых в процессе функционирования в данном режиме навыков». Это частный случай предыдущего определения, т.к. автоматизированное поведение является частным случаем режима ψ-драйвинг.
 Явление депривации активности психики это своего рода гиподинамия психики. Она опасна для человека не менее, чем давно известная физиологическая гиподинамия. Причем, если избавлением от последней является простое увеличение физической нагрузки на разные группы мышц, то в случае ДАП интенсификация деятельности, путем увеличения количества и разнообразия уже усвоенных навыков (сюда же относятся привычные модели досугового и развлекательного поведения) не приведет к увеличению психической активности. По закону депривации активности психики для ее активизации необходим переход в режим ψ-мейкинг (безмодельное поведение), который устраняет отрицательные эффекты депривации активности психики.
 
ЛИТЕРАТУРА:
1.      Голдберг. Э. «Управляющий мозг» М., 2003г.
2.      Ревнитский В.В. «Модельное и безмодельное поведение». Вестник УРАО. 1999г. № 1.
3.      Ревнитский В.В. «Недоступная модель» М., 2008г.
4.      Симонов П.В. «Информационная теория эмоций» М., 1964г.
=====================
Источник: Современные гуманитарные исследования. 2009. № 1.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter