Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Тодосийчук А. В. Инновационные процессы

Автор: А. В. Тодосийчук

Инновационные процессы в образовании
А. В. Тодосийчук

1. Взаимосвязь развития науки, инноваций и образования

Взаимосвязь и развитие науки, инноваций и образования вытекает из рассмотрения основы инновационного процесса, а именно процесса создания и распространения образовательных (педагогических) новшеств. Укрупненно инновационный процесс в образовании включает следующие стадии: наука – экспериментальная работа – освоение и тиражирование новшеств в образовательной практике (учебно-воспитательном процессе). Базисом инновационного процесса являются научные исследования и разработки (НИР). На этой стадии исследуются проблемы выявления закономерностей развития обучения и воспитания, разрабатываются информационные модели (проекты) будущих образовательных новшеств. На второй стадии осуществляется их экспериментальная пробация в учебно-воспитательном процессе проектирования образовательных (педагогических) новшеств. На заключительном, третьей стадии осуществляется освоение и последующее тиражирование (распространение) новшества.

Объектами инновационных процессов в образовании являются: содержание и структура образования, технологии учебно-воспитательных процессов, методы и средства обучения и воспитания, организационно-экономический механизм управления.

Инновации в системе образования, как целенаправленные изменения, вызывающие переход системы из одного состояния в другое, возникают в результате активного взаимодействия опыта с наукой [Зотина Р. С. , Зотин А. И. Кинетика приближения открытой системы к стационарному состоянию. В сб. : Переходные процессы в биологических системах. – М. : 1977]. Для обеспечения инновационного развития образования наука должна опережать практическую деятельность, поскольку от нее требуется разработка нового, того, чего еще нет в практике деятельности учебных заведений.

Основными направлениями освоения (внедрения) результатов НИР в сфере образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе с детьми разного возраста в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, для подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи учащимся совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество образования.

В современных условиях инновационная деятельность является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования. В образовательную практику все в большей степени вовлекаются интеллектуальные ресурсы. Под инновационной деятельностью в образовании понимается деятельность, направленная на получение и реализацию результатов законченных НИР в новых или усовершенствованных образовательных продуктах (технологиях), используемых в учебно-воспитательных процессах. Она включает в себя следующие виды работ: научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания инноваций; работы, связанные с созданием опытных образцов новшеств; работы, связанные с освоением новшества; работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов; иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью освоения и распространения инноваций.

Развитие инновационных процессов характеризуется последовательной передачей и преобразованием результатов на разных стадиях определенными исполнителями. В таблице 1 дана классификация основных стадий, исполнителей и ожидаемых результатов инновационного процесса в системе образования.

Таблица 1
Основные стадии, исполнители и результаты инновационного процесса

№ п/п


Основные стадии
инновационного
процесса


Основные
исполнители работ


Основные
результаты выполнения работы

1


2


3


4

1.


Научные исследования и разработки


НИИ академического сектора науки, отраслевые НИИ, вузы


Новые знания (научные теории, законы, гипотезы, концепции), научно-технические знания (технологии, методы, способы, алгоритмы и т. п. ), информационная модель образовательного новшества

2.


Опытно-экспериментальная работа


Экспериментальные площадки на базе образовательных организаций


Опытный образец образовательного новшества

3.


Освоение и тиражирование


Образовательные учреждения


Образовательное новшество

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, экономики и социогенетики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. Ключевую роль в этом сложнейшем и противоречивом процессе играет закон смены поколений продукции (работ, услуг). В смене поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новых результатов НИР и замещения базовых инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики образования.

Характерной чертой современного научно-технологического развития является тенденция снижения длительности жизненного цикла продукции образования, увеличения скорости смены технологий, методов и средств обучения и воспитания. Механизм конкуренции заставляет образовательные учреждения постоянно обновлять учебные планы и программы, оперативно перестраиваться и адаптироваться соответственно меняющимся требованиям НТП, производства и рынка. Во многом способность образовательных учреждений поспевать за научно-техническими и рыночными изменениями зависит от их восприимчивости к инновациям, способности в заданном темпе обновлять и совершенствовать учебно-воспитательные процессы.

Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функционированию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития образования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем. Педагогическая система является частным понятием по отношению к более общему понятию – образовательная система. Педагогическая система включает в себя следующие группы элементов: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги (учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели); обучающиеся (учащиеся, студенты). В зависимости от уровня иерархии под образовательной системой можно понимать как систему образования в целом (макросистема), так и любое образовательное учреждение (микросистема), поскольку они состоят из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуют определенную целостность и единство. Периодическое инновационное обновление является всеобщей закономерностью развития системы образования в целом и всех составляющих ее подсистем.

Цикличность развития науки предопределяет динамику инновационного развития образования. Это находит свое отражение в том, что научно-исследовательские циклы опережают инновационные. Характерной особенностью взаимосвязи между научно-исследовательскими и инновационными циклами является наличие лага запаздывания. Поэтому при планировании процессов внедрения результатов НИР необходимо определить минимально допустимый лаг между научно-исследовательским и инновационным циклом. Планирование инновационной деятельности должно быть нацелено на обеспечение внедрения результатов НИР в образовательную практику не позднее момента морального старения полученных знаний. Этого можно достичь только на основе глубокого знания закономерностей развития науки и образования, а также соответствия научно-технического потенциала сферы образования уровню новизны, сложности и масштабности внедряемых новшеств.

Как было отмечено выше, циклический характер инновационного развития образования основывается на смене циклов поколений педагогических (образовательных) инноваций. Каждое поколение инноваций по аналогии с человеческим организмом проходит через фазы рождения, младенчества, детства, юности, зрелости, старости и смерти. В составе жизненного цикла инноваций в сфере образования выделяются четыре характерных этапа: зарождение – время появления новшества и постепенного увеличения объема его использования в учебно-воспитательном процессе в рамках одного или нескольких образовательных учреждений; рост – время ускоренного использования новшества на отраслевом и межотраслевом уровнях; зрелость – время постепенного замедления темпов роста и стабилизации масштабов использования новшества по мере его морального износа; спад – время заметного и устойчивого сокращения объемов использовании новшества

Внедрению результатов НИР в образовательную практику предшествует стадия освоения. Освоением результатов НИР в сфере образования называется процесс, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования учебно-воспитательной деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся и студентов, повышения уровня трудового и эстетического воспитания молодежи. Процесс освоения находится между стадиями разработки новшества и его массовым использованием. Длительность, сложность и социально-экономические показатели периода освоения определяются восприимчивостью сферы образования к инновациям.

В силу специфики педагогических (образовательных) инноваций, обусловленной спецификой учебно-воспитательной деятельности, для их успешного освоения требуется инкубационный период. На этот период должны приходится работы, не обеспечивающие в текущий момент существенных положительных сдвигов, но сопряженные с финансированием затрат на отработку новых технологий. Длительность жизненного цикла нововведения и отдельных его фаз зависит от уровня его новизны, значимости (представляет ли оно революционный переворот, качественный скачок в данной области знания или ее частичное совершенствование) и от готовности сферы образования к его восприятию.

На стадии внедрения результатов НИР выполняется технологическая подготовка, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность к освоению инноваций при установленных сроках, масштабах внедрения и затратах. Учитывая высокие требования к качеству образования в условиях формирования постиндустриального общества проектные параметры новшества должны соответствовать уровню новизны, сложности и масштабности задач, решение которых необходимо для обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития. Ускоряющийся НТП требует, чтобы проектные параметры новшества были достигнуты в опытно-экспериментальных образовательных учреждениях еще до момента начала его морального старения.

При организации процесса освоения новшества рекомендуется выполнять следующие условия: системности (освоение в свою очередь является совокупностью взаимосвязанных процессов); преемственности объектов, методов и средств обучения и воспитания; совместимости (обеспечение взаимодействия элементов и средств учебно-воспитательного процесса между собой и с внешними объектами) и управляемости. Управляемость инновационным процессом следует считать решающим условием организации освоения. Частая смена новшеств, вызванная ускоренными темпами НТП и растущими общественными потребностями в обновлении средств производства и предметов потребления в период зарождения шестого технологического уклада развития мировой экономики, диктует необходимость оптимальной организации управления сферой образования. Важно создать положение, при котором учебно-воспитательные процессы не потеряли бы управляемость, сохранили бы все функции управления – планирование, учет, контроль, регулирование и другие. Реализация такого условия будет способствовать соблюдению системности при организации процесса освоения новшества и совместимости всех его элементов.

Процесс освоения новшества представляет собой отдельную подсистему, которая может быть подвергнута, как и весь цикл в целом, системно-структурному анализу, моделированию и оптимизации. Это связано с тем, что внедрение новшества в зависимости от его ранга и радикальности, неизбежно повлечет за собой изменение в организационно-экономическом механизме управления как на макро (на отраслевом уровне), так и на микроуровне (на уровне образовательных учреждений). Оптимальное сочетание уже проверенных научно-методических, технологических и организационных решений и прогрессивных научно-технических положений дает возможность провести освоение новшества высокими темпами при минимальном расходовании средств и времени.

Избыточность потребления ресурсов присуще процессу освоения на протяжении всего периода. Закономерность возникновения повышенных расходов при подготовке перехода к новым педагогическим (образовательным) технологиям требует дополнительных ресурсов. В этот период действуют как объективные, так и субъективные факторы, вызванные особенностями освоения и случайными событиями. Повышенные расходы и необходимость избыточных ресурсов имеют стохастический характер. Поэтому рекомендуется проводить планирование дополнительных затрат и ресурсов для их компенсации в последующем с целью осуществления нормального хода внедрения результатов НИР.

Длительность периода освоения во многом зависит от уровня энтропии, то есть меры неопределенности возникающих ситуаций. Энтропия в свою очередь является функцией уровня имеющихся теоретических знаний и практических навыков по организации перехода к использованию новшества, а также качества и полноты образовательно-хозяйственного механизма. Освоение можно считать законченным только тогда, когда показатели социальной ценности образования и экономические показатели деятельности образовательного учреждения достигнут проектного уровня. С позиций социальной ценности образования новшество можно считать освоенным в том случае, если оно вытесняя морально устаревшие элементы образовательной (педагогической) системы, органически вплелось в учебно-воспитательный процесс, и приводит к качественным сдвигам в формировании разносторонне развитой личности, способствует повышению восприятия и обогащения накопленных веками духовных ценностей, расширяет возможности учащихся и студентов получать все возрастающие объемы знаний в ускоренном режиме. С позиций экономической ценности образования новшество можно считать освоенным с момента стабилизации стоимости или трудоемкости учебно-воспитательного процесса, выхода на проектную величину значений частных или социальных норм прибыли от образования.

Для активизации инновационной деятельности в системе образования необходимо на федеральном уровне создать отраслевую инновационную систему со своей спецификой, своим набором приоритетов и механизмов их реализации. Она должна стать неотъемлемой частью национальной инновационной системы.

В моем понимании инновационная система в системе образования представляет собой совокупность взаимосвязанных научно-исследовательских и образовательных организаций (учреждений), организаций инфраструктуры, осуществляющих законченный комплекс работ в рамках инновационного цикла «выявление или формирование спроса на новую образовательную продукцию (услугу) – разработка научно-технической продукции – внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности в образовательную практику». Основными элементами инновационной системы должны быть:

— среднесрочное и долгосрочное прогнозирование научно-технологического и инновационного развития образования с учетом прогнозов развития технологически сопряженных отраслей экономики; формирование перечня инновационных приоритетов в образовании;

— развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и распространение научно-технических достижений вузов и академических институтов;

— формирование организационно-экономического механизма реализации приоритетов инновационного развития образования (федеральные и отраслевые целевые инновационные программы, бюджетные и внебюджетные инновационные фонды, кредитование инновационных проектов и др. ).

Основное требование к инновационной системе должно заключаться в обеспечении целостности и непрерывности инновационных процессов в образовании.
2. Организация инновационной деятельности в системе образования

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Указанные элементы образуют целостную систему и связаны между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к последующему.

Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм). Рассматривая инновационный цикл как динамический процесс, представляется правомерным учитывать качество профессионального образования и размер средств, направляемых на науку и подготовку кадров, как самостоятельное и определяющее звено этого цикла. Недооценка роли науки и инноваций в системе профессионального образования в России уже дала свои негативные результаты, что отразилось на падении интеллектуального потенциала нации.

Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв между потребностями производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания профессионального образования, требований к его качеству, должно коррелировать с темпами НТП. Данное обстоятельство требует переориентации системы профессионального образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, профессионального образования и промышленности. Все большее внимание должно уделяться в сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение действовать условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрализации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности.

Интеграция учебной, научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере профессионального образования осуществляется:

а) путем участия преподавателей, учащихся и студентов в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

б) через систему стажировок преподавателей в научных и инновационно-активных организациях;

в) путем создания сети учебно-научных центров и учебно-инновационных комплексов на базе образовательных учреждений, научных организаций и научно-производственных объединений;

г) через создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, инновационно-технологических центров) при высших учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

д) путем использования и передачи научных знаний в образовательном процессе, издания учебников и учебных пособий на основе новых методик обучения;

е) путем привлечения преподавателей, учащихся и студентов к участию в научных конкурсах и конференциях, инновационных выставках.

Отход от старых научных взглядов и замену их новыми, более прогрессивными, необходимо регулярно и в полном объеме отражать в учебниках и учебных пособиях, систематически обновлять знания у преподавателей образовательных учреждений с целью научного обогащения читаемых ими курсов лекций. Подбор и расстановка профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений для чтения лекций и проведения семинаров по установленным учебным планом дисциплинам, должны осуществляться с обязательным учетом научных интересов и научной компетентности преподавателя в данной области знания. Как показал опыт, указанное требование зачастую не соблюдается, что отрицательно сказывается на качестве образования.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, инноваций и экономики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. В смене поколений образовательных технологий, содержания, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новых результатов НИР и замещения базисных инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики профессионального образования. Основными направлениями внедрения результатов НИР в сфере профессионального образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе со студентами. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи учащимся и студентам совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество профессионального образования.

Важными факторами активизации научно-исследовательской деятельности студентов и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов. Так, государственный образовательный стандарт подготовки магистров предполагает в качестве обязательного компонента системы профессиональной подготовки научно-исследовательскую работу студента-магистранта и подготовку магистерской диссертации, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности и владения методами научного исследования в предметной области знаний выражено и в стандартах профессионального образования.

Решение задачи формирования экономики, основанной на знаниях, немыслимо без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. В этой связи следует указать на необходимость формирования на федеральном уровне инновационной системы в сфере образования в качестве неотъемлемой части национальной инновационной системы. Инновационная система в сфере образования должна осуществлять законченный цикл работ «фундаментальные исследования – прикладные исследования – разработки – внедрение научных (научно-технических) результатов». Объектами внедрения научных (научно-технических) результатов в первую очередь должны выступать сами организации сферы образования.

Для формирования инновационной системы в сфере образования необходимо внести поправки в федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», закрепляющие за научными и образовательными организациями обязательное осуществление инновационной деятельности. В Бюджетный кодекс Российской Федерации следует внести поправку, разрешающую бюджетным научным и образовательным учреждениям расходовать часть средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на создание организаций инновационной инфраструктуры.

Решение задачи повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации требует надлежащего и сбалансированного финансового обеспечения научной, инновационной и образовательной деятельности. При разработке стратегических планов инновационного развития высшей школы необходимо учитывать следующее условие: темпы роста затрат на науку и высшее образование должны превышать темпы роста числа студентов и соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук, поскольку процесс получения и усвоения новых знаний на современном этапе научно-технологического развития становится все более дорогостоящим по причине расширения состава, сложности и масштабности решаемых научных и научно-технических проблем, неуклонного повышения новизны и научно-технического уровня ожидаемых научных результатов, использования в больших масштабах уникального и дорогостоящего оборудования и приборов. В процессе планирования подготовки научных кадров высшей квалификации необходимо обеспечить их сбалансированность по отраслям наук, а также обеспечить рациональное соотношение между докторами и кандидатами наук.

В условиях формирования инновационной экономики научно-исследовательская работа и инновационная деятельность в системе образования становятся наряду с учебной и воспитательной основными видами уставной деятельности. В нормативных актах Российской Федерации об образовании за учреждениями профессионального образования закреплено право осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность. В обязательном порядке это относится к учреждениям высшей школы. Типовым положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05. 04. 2001 г. № 264) определено в качестве одной из основных задач вуза проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования. Вместе с тем следует также активнее подключать к научно-исследовательской работе и учреждения СПО, а к опытно-экспериментальной работе – учреждения НПО. Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 03. 2001 г. № 160) предусматривается проведение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы и инновационной деятельности в средних специальных учебных заведениях. В соответствии с Типовым положением об учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05. 06. 1994 г. № 650) на базе профессионального лицея, являющегося опорным центром развития начального профессионального образования, могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. В основном посредством активного участия образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности можно обеспечить преемственность и непрерывность профессионального образования, повышение его качества.

В последние годы в высшей школе России наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, наблюдается устойчивый рост числа учреждений ВПО. С другой стороны, происходит сокращение числа вузов, которые проводят НИР. Кроме того, в короткий срок проявилась тенденция концентрации научного потенциала высшей школы в некоторых так называемых «элитарных» регионах и вузах. Так в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, составляющих 1/3 всех вузов страны, выполняется 50% всех фундаментальных НИР и 63% всех прикладных исследований. Более того, пять московских вузов (МГУ, МЭИ, МИФИ, МАИ, МГТУ) выполняют ¼ всех научных исследований, проводящихся в вузах России [см. : Гуртов В. А. , Потупалова Л. М. , Хурри А. А. Расширение блока прогнозирования потребности региональной экономики в специалистах
с начальным профессиональным образованием. // www. labourmarket. ru].

По сути дела, такая же ситуация с концентрацией средств наблюдается и в университетах США, что будет показано ниже. Вызванное ухудшением экономической ситуации сокращение числа хоздоговорных работ с предприятиями привело к снижению доли вузовского сектора науки в общем объеме выполненных в стране НИР. Федеральный бюджет является основным источником финансирования вузовской науки на фоне ее невостребованности предпринимательским сектором экономики и развала значительной части промышленности. Снижение финансирования вузовской науки негативно сказалось на результативности их научной и научно-технической деятельности, их изобретательской активности.

Сформировавшийся во второй половине прошлого столетия индустриальный образовательный уклад отразился на структуре системы ВПО – приоритет отдавался инженерно-техническим образовательным комплексам. Формирующийся постиндустриальный уклад требует новой структуры системы ВПО. По имеющимся данным, в 1994 г. в Европе структура подготавливаемых университетами специалистов характеризовалась примерно следующими данными: математика – 3%, физика, физическая химия – 9, инженерные специальности – 13, гуманитарные специальности – 26% и т. д. Остальное приходилось на подготовку врачей, юристов и т. д. Дело в том, что при общем повышении экономической значимости высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, рынок требовал относительно (в процентном отношении) меньшее число высококвалифицированных естествоиспытателей, математиков и инженеров не потому, что снижалась роль научной и технологической деятельности, а потому, что производительность и качество их труда резко возросли благодаря более высокому уровню подготовки и использованию высокопроизводительных вычислительных систем, применению автоматизированных робототехнических комплексов, новейших приборов и аппаратуры.

В среднесрочной перспективе все большая доля образовательных ресурсов будет использоваться для подготовки кадров высокого уровня в целях удовлетворения приоритетных потребностей, как государственных предприятий, так и чисто рыночных хозяйствующих субъектов; выбора и оценки образовательных приоритетов (а вместе с этим и инновационную подготовку будущих специалистов для реализации этих приоритетов), сделав эту задачу чрезвычайно актуальной, превращая ее в важнейший элемент государственной стратегии в целом. Осуществление этих приоритетов требует создания принципиально новых типов учебных заведений ВПО, прежде всего исследовательских университетов и высших инженерно-технологических школ, ориентированных на подготовку высококвалифицированных специалистов для обеспечения и реализации научно-технических и технологических приоритетов, принятых в рамках государственной научно-технологической политики страны.

Активизация инновационной деятельности является необходимым условием для решения задач повышения эффективности использования научно-технического потенциала, повышения качества профессионального образования. Инновационная политика государства реализуется посредством формирования федеральных, отраслевых и межведомственных научно-технических программ и программ научно-инновационного сотрудничества, участие в которых сыграло немаловажную роль в развитии инновационной деятельности главным образом вузов. В частности, по результатам выполнения научно-технической программы «Инновационная деятельность высшей школы» было реализовано научно-технической продукции в 2002 г. на сумму 158 млн. руб. , или на 1 руб. госбюджетных средств, затраченных на разработку инновационных проектов, приходилось 2,3 руб. реализованной продукции. Причем 50 % научно-технической продукции производилась вузами на собственной опытно-производственной базе и 50 % – в кооперации с предприятиями1.

Высшая школа нуждается в ориентации вузов на решение задач повышения качества образования с помощью инновационных подходов и методов. С этих позиций важнейшей задачей в системе ВПО является изменение его содержания и структуры. Эти изменения предполагают повышение уровня инженерной подготовки, внедрение в систему образования современных информационно-образовательных технологий, сокращение сроков образования, обучение студентов методологии творчества, принципам инновационной деятельности, методологии охраны и внедрения результатов инновационной деятельности, навыкам управления персоналом, овладение современным менеджментом, маркетингом и принципами постоянного и непрерывного повышения квалификации, самообразования и поддержания высокого интеллектуального потенциала. Это крайне сложная задача, и она может быть успешно решена лишь на базе учебных заведений ВПО, обладающих мощной экспериментальной материально-технической исследовательской базой, первоклассным профессорско-преподавательским составом и имеющих тесные постоянные связи с передовыми предприятиями и наиболее престижными и результативными научно-исследовательскими центрами. Выбор приоритетов в решении этой задачи и оценка связанных с ними рисков – чрезвычайно сложное и важное дело, так как ограниченные бюджетные средства должны быть направлены в учебные заведения, реально способные решать эти задачи.

Активизация инновационных процессов в учреждениях ВПО, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий делают актуальной специальную подготовку и повышение квалификации управленческого персонала высшей школы, его обучение основам интеллектуальной собственности. По причине отсутствия соответствующей профессиональной подготовки управленцев, их неграмотных действий, слабо внедряются в практику обучения инновационные методы обучения и воспитания, современные образовательные технологии, часто возникают конфликты между научно-педагогическими работниками и администрацией вузов.

Инновации являются основным средством устойчивого развития высшей школы. В системе ВПО нововведениями затронуты все компоненты совокупной образовательной деятельности: ценностные ориентации, цели, содержание, методы и средства обучения, структура высшего образования, способы его организации и управления. Процесс внедрения новаций идет трудно, особенно в инженерной школе, и часто сопровождается значительными потерями достигнутого вузами научно-методического уровня. Сказанное относится и к таким областям как инновационный менеджмент и основы интеллектуальной собственности.

Источником нового в системе ВПО сегодня являются не только и, возможно, не столько результаты научных исследований в области высшего образования, сколько всякого рода идеи, возникающие в ходе эмпирического опыта, а также заимствования опыта других стран [На пороге экономики знаний (мировая практика научно-инновационного развития) / Отв.ред.– А.А.Дынкин, А.А.Дагаев. – М.: ИМЭМО РАН, 2004]. Научно-исследовательская и проектная деятельность в области высшего образования во многом ориентирована на научное осмысление и экспертизу этих новаций, нахождение рациональных механизмов их внедрения в образовательную практику. В этом смысле можно говорить о научной поддержке инновационных процессов в системе ВПО и её инновационного развития в целом. То есть инновационные процессы в высшей школе – это постоянный диалог между исследователями высшего образования, организаторами и преподавателями высшей школы.

В основе государственной инновационной политики в системе профессионального образования лежит курс на интеграцию образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Связь «наука – образование – инновации» реализуется в создании и развитии на базе крупных университетов технологических и научных парков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических комплексов, объединенных с вузом, или входящих в его структуру. Благодаря этому обеспечивается активное участие ученых и студентов вузов в программах технологического развития наукоемких отраслей.

Основными направлениями деятельности инновационного комплекса университета являются: разработка новой техники и технологий для внедрения в хозяйственный комплекс региона и страны в целом, в том числе в социально значимых областях — медицина, экология; разработка новых технологий и методов управления социально-экономическими системами; разработка новых образовательных курсов и технологий высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в области технической, организационно-управленческой деятельности, в том числе экономики и управления инновационной деятельностью; создание инфраструктуры поддержки инновационной активности в регионе.

Изучение потребностей предприятий и целевых групп населения региона позволило сформировать стратегический план развития образовательной среды университета, который предусматривает организацию непрерывной подготовки специалистов в области инноватики, в том числе по менеджменту и маркетингу инноваций, управлению инновационными проектами, управлению нематериальными активами, инновационному предпринимательству. Учебно-научный инновационный комплекс совместно с вузами и академическими институтами станет ядром территории инновационного развития. В университетах и академических институтах реализуется основная часть инновационного цикла: идея, фундаментальные и прикладные исследования, создание опытных образцов научно-технической продукции. Учебно-научные инновационные комплексы возьмут на себя и другую важную функцию — коммерциализацию результатов НИОКР.

Преобразование ведущих университетов России в учебно-научно-инновационные комплексы является важнейшей составляющей стратегии инновационного развития России. В этом случае они, с одной стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики и поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. С другой стороны, традиционная задача университета — подготовка специалистов для развивающейся экономики, получает поддержку на базе создания многоуровневых образовательных систем, интегрированных в социально-экономическую среду региона и страны в целом.

Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является работа с важнейшими научными и инновационными проектами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции. Опираясь на прогнозные оценки мирового научно-технического и инновационно-технологического развития Министерство образования и науки Российской Федерации должно регулярно осуществлять работы по формированию и корректировке перечня приоритетных направлений НИР, портфеля инновационных проектов и программ, имеющих важное государственное значение.
3. Инновационный потенциал системы образования

Возможность перехода системы образования в режим устойчивого инновационного развития определяется способностью научно-образовательного комплекса осуществлять освоение и выпуск принципиально новой образовательной продукции, соответствующей требованиям современного мирового рынка. Способность осуществлять инновационную деятельность высокого порядка определяется инновационным потенциалом, представляющий совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, научно-технические, информационные, материальные, финансовые и иные ресурсы.

Инновационный потенциал системы образования включает в себя две части: обновляющую (научно-технический потенциал научных организаций и высших учебных заведений) и внедренческую (образовательный потенциал учебных заведений).

Научно-технический потенциал включает в себя следующие виды ресурсов: трудовые (численность, структура научных кадров, подготовка научных кадров); финансовые (затраты на проведение НИОКР); материально-технические (стоимость основных и оборотных фондов, структура основных фондов, качество научно-исследовательского оборудования и приборов); информационные (полнота информационных фондов, информационные технологии); организационные (организационные структуры управления, формы организационно-экономического взаимодействия по решению научно-технических проблем, системы оплаты труда). Причем качество научно-технического потенциала определяется не только величиной того или иного ресурса, ни и их сбалансированностью, наличием оптимальных пропорций между ними.

Научно-технический потенциал системы образования включает в себя научно-технический потенциал учреждений профессионального образования, а также научно-технический потенциал РАО и отраслевых научных организаций, проводящих НИР в области образования.

Разработку научных основ развития образования с учетом динамики НТП, социально-экономических изменений, национально-культурных традиций народов России и зарубежного опыта осуществляет РАО. В структуру РАО на начало 2004 г. входило 26 научных учреждений, включая Государственную научную педагогическую библиотеку им. К. Д. Ушинского. Основным источником финансирования научно-исследовательских работ и содержания научных учреждений РАО является федеральный бюджет. В 2004г. из федерального бюджета на финансирование деятельности РАО было выделено 230923,5 тыс. руб. в том числе: ассигнования на фундаментальные исследования и разработки – 153806,8 тыс. руб. ; на образование и подготовку кадров – 2664,9 тыс. руб. ; на научно-технические услуги – 11141,0 тыс. руб. ; на содержание аппарата управления – 63310,0 тыс. руб. Дополнительные доходы научными учреждениями РАО были получены за счет сдачи в аренду федеральной собственности на сумму 12531,7 тыс. руб. , осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на сумму 50291,2 тыс. руб. Численность работников научно-исследовательских учреждений РАО по состоянию на 01. 11. 2004г. составила 2584 человека, в том числе 1770 человек, работающих на постоянной основе, и 814 человек – на условиях совместительства. Всего научно-исследовательской деятельностью в РАО было занято 1469 сотрудников (исследователи – 1262 человека, лаборанты и инженеры – 207 человек). Из числа исследователей 223 человека – это доктора наук, 558 человек – кандидаты наук, что составляет 62% от общего числа исследователей. В научных учреждениях РАО в 2004 г. работали 80 из 273 действительных членов и членов-корреспондентов академии. Члены РАО в возрасте старше 70 лет составляют 44,2% от общего числа членов академии. Из 121 члена академии старше 70 лет 23% составляют академики и члены-корреспонденты, возраст которых превышает 80 лет.

В учреждениях профессионального образования всех уровней сконцентрирована значительная часть научно-технического потенциала страны. Ключевую роль в подготовке специалистов высокого качества играет, прежде всего, научно-технический потенциал высшей школы. В 2004 г. численность профессорско-преподавательского состава в учреждениях ВПО составила 354,1 тыс. чел. против 227,7 тыс. чел. в 1992 г. Анализ статистических данных свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста численности профессорско-преподавательского состава в вузах. Однако численность профессорско-преподавательского состава сама по себе еще ничего не говорит о качестве его деятельности и современном состоянии и уровне высшей школы. Анализ возрастной структуры профессорско-преподавательского состава высшей школы России показал, что с течением времени будет происходить возрастание численности сотрудников от 60 до 69 лет и более 70 лет. То есть число преподавателей высшей школы, возраст которых превышает пенсионный, будет неуклонно увеличиваться.

Результаты проведенных исследований позволили констатировать тот факт, что у группы сотрудников высшей школы с возрастом примерно 35 - 50 лет наблюдается наименьшая научная активность. Эту группу преимущественно составляют сотрудники, имеющие ученые степени кандидатов или докторов наук и занимающие должности доцентов и профессоров, причем среди них большое число докторантов. Максимальную производительность продемонстрировали работники вуза в возрасте от 51 до 60 лет. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует о том, что наибольшей научной производительностью обладают молодые ученые , принадлежащие к названной возрастной группе . В своем большинстве профессорско-преподавательский состав высшей школы «допенсионного» возраста зарабатывает на свое существование на стороне, в других организациях, занимаясь своей основной учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельностью по «остаточному принципу». Все это приводит к тому, что с каждым годом ухудшается состояние высшей школы (это находит выражение в уменьшении числа публикуемых статей и ухудшении их качества, падении качества преподавания, понижении проработанности учебно-методических разработок), ухудшается уровень подготовки выпускников (и, соответственно, молодых преподавателей высшей школы).

Несомненно, что одной из важнейших причин снижения качества высшего образования в стране является развал научно-технического потенциала вузов. Статистика свидетельствует о сокращении числа вузов, выполняющих исследования и разработки. Одной из основных причин является отсутствие надлежащего финансирования. Профессорско-преподавательский состав вузов в силу «старости», деградации научной базы и отсутствия спроса на научно-исследовательские разработки занят в основном учебно-методической работой. По данным президента Союза ректоров России В. Садовничего в настоящее время научно-исследовательскую работу выполняют не более 10 % профессорско-преподавательского состава вузов. 2 Поэтому 80% программ высшего образования не базируется ни на одной собственной научной разработке3. А это означает, что большинство преподавателей высшей школы осуществляет в образовательном процессе в основном тиражирование морально устаревших знаний.

Переход сферы профессионального образования на инновационный путь развития сдерживается низким качеством материально-технической базы этой сферы, что было отмечено на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. Недофинансирование системы образования привело к тому, что в настоящее время степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В аварийном состоянии находится 4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных учреждений НПО 5,5% - СПО, 5,4% - ВПО, капитального ремонта требуют 33,4% школ, 8,4% учебных заведений НПО, 22,7% - СПО, 20,7%- ВПО, 15,8% - ДПО. Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования. В 2003 г. расходы федерального бюджета на приобретение оборудования составили 3,5 млрд. руб. В настоящее время на 100 студентов вузов приходится 6,3 компьютера. К Интернету в 2004 г. имеют доступ 98% вузов. Наиболее тяжелое положение с учебным и производственным оборудованием сложилось в образовательных учреждениях НПО. Здесь по данным мониторинга экономики образования доля оборудования старше 10 лет превышает 35,5%. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства на основе использования передовых достижений научно-технического прогресса.

Основным источником финансирования НИР в системе профессионального образования являются средства федерального бюджета по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». В 2003 г. Министерству образования России из федерального бюджета было выделено по разделу «Финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу» 2,4 млрд. руб. , что почти в 5 раз меньше чем РАН. Налицо значительная диспропорция в объёмах финансирования вузовской и академической науки. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что на проведение НИР в 2003 году в среднем на одного научно-педагогического работника государственного сектора высшей школы было выделено 485 рублей в месяц. Приведенное значение финансового обеспечения вузовской науки свидетельствует о том, что сколько-нибудь значительных результатов в этом секторе науки ожидать не приходится. Несмотря на некоторый рост объемов финансирования образования в последние годы, он не решает проблему выхода этой сферы из кризисной ситуации. Научное оборудование в вузах практически изношено полностью, а перспективы его обновления очень туманны. На этом фоне показательным является ликвидация федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования на 2002-2006 годы» согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12. 10. 2004 г. №540 «О внесении изменений в федеральную целевую научно-техническую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.

Статистика свидетельствует о том, что более половины средств федерального бюджета, выделяемых на НИР по линии Министерства образования России, направлялись в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. По сути дела наука в провинциальных вузах обречена на деградацию. Одним из показателей такой деградации являются результаты участия в конкурсе по научно-технической программе «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники на 2001-2002 гг. ». Самое активное участие в конкурсе приняли вузы, расположенные в Центральном федеральном округе (42,91%), а наименьшее – в Дальневосточном (2,43%). Аналогичное распределение наблюдается и по заявкам–победителям: Центральный округ – 54,51%, Дальневосточный–1,8%.

Несомненно, что имеет место также и концентрация средств на НИР в ведущих вузах, расположенных в различных регионах страны. С точки зрения заказчиков НИОКР наиболее предпочтительным являются вузы, обладающие мощным научно-техническим потенциалом, результаты научных исследований которых получили международное признание. Например, в 2003г. из федерального бюджета на финансирование научных исследований МГУ им М. В. Ломоносова выделено средств по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» примерно 9,5% от объема финансирования НИР Минобразования России. В этой связи следует отметить, что политика качества в области высшего образования, как и образования в целом, должна строиться государством не как дискриминационная политика, ориентирующаяся на элитарное образования для немногих, а как государственная политика подтягивания отстающих вузов до передовых, решающая проблемы развития их материальной базы, его доступности для талантливой молодежи всех слоев общества [59,с. 21]. Концентрация бюджетных средств в рамках нескольких вузов страны не позволит последним решить задачу кардинального повышения качества образования , поскольку эффективность научной и научно-технической деятельности зависит от интенсивности межвузовских и межотраслевых научно-технических обменов.

Для повышения результативности науки, эффективности использования инновационного потенциала необходимо обеспечить его оптимальное распределение между регионами, отраслями экономики , научными дисциплинами, уровнями образования исходя из максимизации силы научно-технического (инновационного) взаимодействия[. Результаты проведенных исследований показали, что сила научно-технического взаимодействия тем больше, чем меньше разрыв между мощностью и качеством их научно-технического потенциала.

Для обеспечения преемственности и непрерывности образования важную роль играет оптимальное распределение научно-педагогического потенциала по уровням образования. В 2005 г. в подведомственных Федеральному агентству по образованию учреждениях профессионального образования образовательный процесс обеспечивали:

-в системе НПО - 8,1 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения, из них - 30 име­ют ученые степени кандидатов и докторов наук; существует проблема с кадрами мастеров производственного обучения;

- в системе СПО - 33,6 тыс. штатных преподавателей, из них около 600 человек имеют степень канди­дата и доктора наук;

- в системе ВПО - 211, 3 тыс. преподавателей (в 2004 г. - 203,8 тыс. ), из них 22,98 тыс. чел. составляют доктора наук и 100,9 тыс. чел. - кандидаты наук; увеличилось по сравнению с 2004 годом количество преподавателей в возрасте до 30 лет с 33,8 до 35,8 тыс. чел. , но однако возросло и число преподавателей старше 65 лет с 19,3 до 22,5 тыс. человек.

Приведенные цифры свидетельствуют об усилении кадровой составляющей научно-технического потенциала образовательных учреждений НПО и СПО благодаря притоку в эти системы лиц с учеными степенями и званиями. В частности в государственных средних специальных заведениях доля преподавательского состава, имеющего ученую степень, в 2005 году составила более 1,5%, что свидетельствуют о повышении научно-технического потенциала учреждений среднего профессионального образования. Предполагается также, что работники указанных образовательных учреждений со степенями и званиями кроме учебно-воспитательной работы занимаются также научно-исследовательской деятельностью, привлекая к ней студентов. Названные факты и предположения позволяют говорить о формировании «техникумовской» науки по аналогии с вузовской, что должно открыть студентам учреждений СПО новые дополнительные возможности для овладения методом научного познания в процессе обучения.

На фоне относительно благополучной ситуации с кадровым потенциалом учреждений высшего и среднего профессионального образования вызывает тревогу недостаток педагогов высшей квалификации в учреждениях НПО. В этой связи следует отметить, что для реализации декларированного в правительственной Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года принципа опережающего развития системы НПО необходимо прежде всего решить задачу опережающего развития ее ресурсного (кадрового, научно-технического, материального, организационного) обеспечения. Вместе с тем анализ расходов на образование из федерального бюджета на 2005 год показывает нам совершенно иную картину. Низкие объемы финансирования учреждений НПО из местного и регионального бюджетов не позволяют говорить о ликвидации установившиеся диспропорции в развитии системы профессионального образования даже в долгосрочной перспективе.

Эффективное решение научно-технических проблем зависит от следующих факторов:оптимального размера (численности) научной организации;оптимального размера (численности) научного коллектива, работающего над конкретной темой (проблемой);оптимального соотношения между научными работниками, инженерно-техническими работниками и работниками сферы научного обслуживания (вспомогательным персоналом);структуры фонда рабочего времени научных работников;затрат на НИОКР в расчете на одного научного работника;фондовооруженности одного занятого в науке и научном обслуживании;технической вооруженности одного занятого в науке и научном обслуживании.

Размер научной организации должен определяться в зависимости от состава и сложности решаемых научно-технических проблем, учитывать характер и специфику конкретной области исследования. Международный опыт свидетельствует о том, что эффективное решение задач фундаментального характера под силу научным организациям, насчитывающих не менее 100 работников. Что касается размера первичного научного коллектива, работающего в области прикладных исследований, опыт свидетельствует, что более эффективное решение научно-технических задач достигается в группах численностью 5-7 человек.

Для рациональной организации научно-технических исследований необходимо установить оптимальное соотношение между научными работниками, инженерно-техническими работниками и вспомогательным персоналом. Однозначного рецепта для всех научных организаций не существует в силу указанных ранее причин. Для ряда научно-технических предприятий экологической сферы указанное соотношение выражается пропорцией 5:2:1. В существующих нестабильных условиях приведенное соотношение для указанных предприятий является оптимальным.

Качество научно-технического потенциала организации определяется ее способностью обеспечить поступательное развитие науки заданными темпами. Оно опосредствуется в качественных характеристиках научно-технической продукции, которые можно количественно измерить с помощью различного рода показателей. Научно-технический уровень (НТУ) разработок в большинстве случаев определяется комплексным методом, который основывается на определении интегрированной оценки – функции от частных индивидуальных оценок (показателей) и весовых коэффициентов, характеризующих важность того или иного индивидуального показателя.

Восприимчивость образовательной организации к нововведениям, вероятность успешного внедрения достижений науки в учебно-воспитательный процесс во многом определяется величиной разрыва между НТУ разработок и уровнем качества ее инновационного потенциала. Освоение разработки высокого НТУ возможно только в образовательной организации, обладающей инновационным потенциалом соответствующего уровня качества. Иными словами каждому классу (типу) разработок должен соответствовать свой класс .

Внедренческая составляющая инновационного потенциала научно-образовательного комплекса включает в себя следующие основные ресурсы: трудовые (численность, структура кадров, подготовка рабочих и инженерно-технических работников), материально-технические (стоимость основных и оборотных фондов, структура основных фондов); финансовые (денежные средства, необходимые на закупку научно-технической продукции, подготовку к освоению новой продукции и т. п. ); организационные (организационная структура управления, организационные формы соединения науки и образования, организационно-управленческий потенциал руководителя).

Для повышения инновационного потенциала научные и образовательные организации должны ускоренными темпами обновлять оборудование. Однако крупномасштабный спад производства инвестиционной техники (по некоторым видам продукции объемы упали ниже предельного уровня) не позволяет обеспечить замену и выбывание оборудования. Развал машиностроительного комплекса вызван главным образом резким падением капитальных вложений в эту сферу. По расчетам специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, спад капитальных вложений в три раза превысил уровень, предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и заделов, а также для функционирования инвестиционного комплекса. Такой предельный уровень, оцененный специалистами института в 16-30% (к 1990 году), превышен по отдельным комплексам в 2-5 раз.

Для реанимации инновационной сферы необходимо радикально повысить качество системы управления на всех уровнях народного хозяйства, разработать действенный механизм привлечения инвестиций, создать благоприятные условия для обеспечения поступательного развития науки и образования.
---------------------------
1 Официальные документы в образовании, 2004, № 8, с. 69

2 Бюллетень Министерства образования Российской Федерации,2003,№1,с. 29

3 Учительская газета, 2004, № 14, с. 9.

=================




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter