Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М. Из раздумий учителя накануне Года учителя

Автор: Б. М. Бим-Бад

          Из раздумий учителя накануне Года учителя

 

                Борис Бим-Бад

 
Учитель я, что говорится, «со стажем» (начал преподавать литературу и историю в 1965 году), и недавнее сообщение пресс-службы Кремля о том, что Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О проведении в Российской Федерации Года учителя", задело сразу ряд струн в моей душе — и радостных, и тревожных.
В сообщении говорится, что Год учителя будет проведен в 2010 году "в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя". И то и другое важно, необходимо, но только не свелись бы эти замыслы к «мероприятиям», не обернулись бы безрезультатной «кампанией», рекламной или пропагандистской! Ведь обе задачи весьма сложны, а решение их многотрудно.

             «Развитие творческого потенциала учителя-профессионала»...

А знают ли родители, естественно, желающие для своих детей хороших учителей, сколько ипостасей соединено в личности современного эффективного учителя, и знают ли начальствующие лица, каковы допустимые (разрешаемые) нормы учительского творчества и в чем это творчество состоит?
Из чего состоят хорошие «преподы»?
Даю краткие ответы, черпая их не из одного личного, а из опыта многих своих коллег.
1. Личность преподавателя играет определяющую роль в любом учебном процессе. Профессия учителя предполагает высокий уровень личностного развития, вкус, артистизм, ораторское искусство и владение стилем. Хорошее преподавание требует интенсивной работы учителя на личностном уровне, напряженного самосовершенствования.
2. Функции и роли учителя разноплановы и многопрофильны. Медиатор учебного процесса, конфидент учащихся, судья их достижений и поведения, организатор внеклассных видов деятельности, акций и мероприятий, имеющий большую отчетность администратор, член профессиональной корпорации, учитель един во всех этих ипостасях.
Но и сказанного мало. Учитель еще и представитель интересов государства, общественный деятель, воплощение нравственности и морали добропорядочного гражданина. Он — представитель интеллигенции, носитель просвещенности и грамотности, агент социальной мобильности, сведущий притом в той или иной области знания или умелости.
В школе учитель отчасти замещает родителей. Он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников. Учителю передается отчасти властные функции родителей — дисциплинирования, слежения за соблюдение детьми приличий и т. п.
Но власть учителя над ребенком в некоторых отношениях далеко превосходит родительскую волю. Учитель властен удалить ребенка из класса, способствовать его исключению из школы. От учителя, а не только от ученика зависит, будет ли он переведен в следующий класс или оставлен на второй год. 
Задачу огромной сложности ставит перед учителем школьник, имеющий серьезные трудности в учении и (или) поведении. Нуждается ли он в специальном обучении, в консультации ли психотерапевта, в помощи ли домашних, во всех случаях учителю приходится вести непростую работу с окружением этого школьника.
3. От учителя требуется особый склад способностей, знаний и умений. Так, ему необходимо распределенное внимание, чтобы одновременно следить за своей речью, реакцией и ответами учеников, за их поведением, за тем, как именно он или дети пишут на доске. При этом он должен постоянно поддерживать интерес группы к изучаемому материалу.
Учитель — практический психолог. Он приноравливает обучение к возрастным особенностям детей, учитывает их уровень развития и структуру их интересов. Он спонтанно разрешает подчас весьма сложные психологические ситуации. Более того, ему приходится измерять и оценивать степень психического развития его подопечных.
Каждый возраст учащихся нуждается в особом складе способностей наставников.
Учитель — практический логик. Он обязан отслеживать формирование понятий у учащихся, контролировать качество складывающихся у них логических структур и мыслительных процессов: обобщений, выводов, абстрагирования, интерпретации, объяснения, применения правил к конкретным примерам, суждений.
Учитель — практический социолог. Для организации обучения, даже для того чтобы правильно рассадить учащихся в классе, он должен знать лидеров в данной группе, отверженных и обижаемых, друзей и недругов. Нередко учителю случается специально осуществлять социометрические процедуры.
Учитель — практический аксиолог. Школьные программы насыщены имплицитными и эксплицитными ценностями. Приобретение и применение школьниками ценностей и отношений суть становление их характера, жизненного стиля, поведения в настоящем и будущем.
Суммируя области человековедения, без коих не должен обойтись воспитатель, Константин Ушинский, основоположник педагогического знания в нашем отечестве, выковал формулу: "Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. … Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера..."
А современный учитель обязан знать и уметь многие вещи, которых никто не ждал и не требовал от прежних преподавателей. Сегодняшний нередко применяет компьютерные программы в учебном процессе. Он использует сложные технические средства обучения. От учителя требуется умение применять стандартизированные тесты и составлять собственные тесты успешности.
 

             Учительствование есть искусство

 
Воспитание — искусство. Ведь и педагогика, справедливо утверждал К. Д. Ушинский, – не наука, а искусство. Вот точные слова Ушинского: «Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому...».
Эти тезисы отнюдь не устарели.
Позвольте мне поделиться — давно вынашиваемой аналогией между школьным делом и музыкальным искусством.
Чтобы зазвучала музыка, надобны и музыкальное произведение, и его исполнитель (исполнители). Композитор сочиняет некий музыкальный текст, который по-своему прочитывает, интерпретирует и озвучивает исполнитель. Не так часто композитор и мастер-исполнитель соединяются в одном лице. Как правило, сочинение музыки и ее исполнение требуют разного склада способностей, близкородственных, но все же различающихся.
В «Кратком музыкальном словаре» значится: «Исполнительская деятельность — особая форма творчества, поэтому кроме профессионального мастерства требует от музыканта знаний, культуры, художественной зрелости. По образному выражению А. Г. Рубинштейна, “исполнение — второе творение”.»
И в самом деле, не требуем же мы от Святослава Рихтера, чтобы он был не только пианистом, но и еще и автором нот, по которым он играет! Нас не смущает то обстоятельство, что ноты начертаны Бетховеном, и мы благодарны исполнителю за его мощную, потрясающую игру.
Зара Долуханова поет «Соловья», и мы не печалимся, что этот романс написан не ею, а Алябьевым.
Мы называем исполнителя гениальным, когда он — мастерский, значительный и впечатляющий истолкователь нотного текста.
А теперь — внимание! — я утверждаю, что хороший учитель — тот же Рихтер и что урок, поход, классный час суть произведения педагогического искусства, не менее трудные, чем, положим, дирижирование симфонией. Пока что более трудные, потому что пока от учителя требуют не только исполнения, но и авторства этого произведения.
Никто не вручает педагогу-практику нот, по которым он мог бы разыграть потрясающую пьесу. Учителю не дают в готовом виде ни драмы, ни комедии, ни мюзикла, которые он мог бы поставить на уроке. Педагог-практик принужден сам сочинять педагогический текст своей обучающей и воспитательной деятельности, собирая этот текст по крупицам из десятков разных источников, среди которых немало скучных и бездарных, а хороших мало.
Но такое положение дел противоречит принципу разделения труда, оно игнорирует разнообразие человеческих способностей. От одного и того же работника ждут, чтобы он был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Это ненормально.
Господа теоретики, очень ученые люди, всяческие методисты и изобретатели должны доводить свои прозрения до высокого уровня Нотного Стана или киносценария, предоставив исполнителю-учителю адаптировать готовый текст к особенностям своего контингента, обстоятельств и условий школьного «производства».
Но в действительности педагогу-практику разрешается у нас выступать перед своей аудиторией по преимуществу в качестве чтеца-декламатора, повторяющего школьный учебник и пособие, произведения весьма догматичные, безапелляционные и отменно скучные.  Впрочем, и от аудитории ожидается в большинстве случаев воспроизведение тех же текстов, примеров и типовых задач.
Труднейшая проблема заключена в массовости моей профессии.
Сколько же должно быть высоких духом личностей, универсальных знатоков, чтобы набралось достаточное число хороших учителей! Где их взять? Как и из кого готовить? И сколько же это стоит?!
 
Предлагают даже заменить учителя машиной или какой-то чудодейственной технологией. Но к добру — в массовом масштабе — это не приводит.
Дело в том, что учитель учит, а этого мало, надобно, чтобы дитя училось: никто не в силах учиться за него, вместо него.
Кто станет спорить, что основанные на технологиях рецепты и инструкции полезны? Но они применимы к чему угодно, кроме души человеческой, текучей, подверженной настроениям, зависящей от самочувствия и даже погоды.
Надежды на педагогические технологии вызваны надеждой обойтись без воспитателя и учителя. Но безжалостная история школы свидетельствует о том, что все подобные попытки потерпели крах.
Возьмем для примера историю школьного учебника.
Сократ свысока смотрел на книгу как учителя: с таким молчаливым учителем нельзя вести диалог. А какое же развитие ума без обсуждений, без спора?
Сократ был мастер в искусстве помогать молодому человеку рождать истинную мысль и крепить, оттачивать ее на оселке жизненных противоречий. Не всякий воспитатель овладевает таким мастерством. И на помощь ему пришла книга — сперва рукописный, а потом печатный учебник.
Учебник, учебник... Противоречивая — полезная и вредная, спасительная и опасная штука! Пришёл на помощь. А частенько мешал.
Свободу дискуссий вытеснило следование и учителем и всеми его учениками за «руководством», как не случайно именовался учебник вплоть до недавнего еще времени. Он давал материал для заучивания, и учитель стал во многих отношениях машиной для выспрашивания уроков, вытвержденных детьми по учебнику. Грустной и тяжкой стала школьная повинность...
Со времен Яна Амоса Коменского и поныне лучшие учебники учатся вести диалог с учениками. Особые надежды возлагались на программированный учебник: ведь его диалог с учеником позволяет каждому идти своим шагом! Еще лучше — двусторонняя связь с группами или отдельными школьниками обеспечивается компьютерными пособиями. Радио и телевидение также создали свои аналоги учебников...
Но могущество и бессилие, огромные возможности и полная бесполезность, благо и зло технологии как учебного средства зависят от особых условий. И имя этим особым условиям — воспитатель, учитель.
Учителя ничем заменить нельзя. Потому, что сколь угодно прекрасная программа, заложенная в то или иное учебное пособие или устройство, не почувствует природу его затруднений, как опытный учитель. Потому, что ни одна технология в мире никогда не заменит гармонизирующих личных отношений между совместно обучающимися детьми и их руководителями. Потому, наконец, что на характер воспитания, на отношение к познанию, на рост души влияют те эмоциональные связи, которые устанавливаются независимо от чьих-либо намерений между взаимодействующими участниками этого сложнейшего процесса.
Узким и жестким методическим предписаниям ("технологиям") следует предпочитать культурные нормы в их вариативности и разбросе, нормы, носителями коих являются живые учителя. Но не принуждайте преподавателя «распевать» учебник, а дайте ему прекрасные классические тексты — ясные, как солнце, попытки принудить к пониманию.  
Учебный процесс — это взаимодействие, а не действо. Диалог, полилог. В этом-то и мастерство учителя-исполнителя: обеспечить продуктивный полилог.
В 2010 году, объявленном «Годом учителя», я предлагаю создать — уж не знаю, при каких ведомствах, может, в рамках творческих союзов, — команды неравнодушных интеллектуалов и наиболее страстных учителей-исполнителей. Создать команды, говорю я, которые разработали бы современные сценарии образовательного действа, свершаемого в классных комнатах. С различными вариациями — для учителей, имеющих всякие темпераменты и неодинаковый склад способностей. Для детей с разной подготовкой. Для школ всевозможных «профилей», уклонов и специализаций. 
Творческий союз учителей, типа созданного Владимиром Федоровичем Матвеввым и Симоном Львовичем Соловейчиком в середине 80-х годов — мог бы объединить усилия преподавателей с творческой жилкой. Он позарез нужен.

             «Повышение социального престижа профессии учителя»

 
Для повышения профессионального и социального статуса учителя понадобится соблюдение ряда условий.
1. Учителю надобно столь же широкое образование, как и медикам или юристам. Его подготовка должна требовать такого же длительного и тяжелого труда, медленного и смиренного ученичества, которые необходимы для членства в других ученых и ответственных профессиональных корпорациях.
Систему отбора учителей целесообразно сделать более сложной, а самый отбор — более скрупулезным, тщательным и объективным.
При отборе абитуриентов особое значение имеет учет социально- и индивидуально-психологических сдвигов в молодежной среде, в частности, — ее трезво-прагматические установки. Грядущие изменения учительства ускоряются тем, что новые потенциальные члены цеха скептически настроены по отношению ко многим установившимся правилам педагогики, с которыми они знакомы из собственного опыта школьников.
2. Социальный статус учительства определяется также вознаграждением за труд, условиями труда, социальными благами и льготами, в частности, отпусками.
Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады необходимо устанавливать в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации. Для иных работников образовательных учреждений — превышающем уровень средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
Учителей начальной школы следует приблизить к учителям средней школы в их заработке и статусе.
Более высокие зарплаты зависят от роста обязанностей и ответственности учителя, фиксированных в его индивидуальной должностной инструкции. При этом невозможно превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения.
Оптимальный рабочий день учителя, как свидетельствует мировая практика, — около 7 часов при недельной нагрузке около 25 уроков.
Повышение заработной платы учителей желательно поставить в зависимость от нескольких одновременно действующих факторов.
Желательно планируемое повышение заработной платы за каждые два года стажа работы в школе и за сертифицированное повышение квалификации.
При разработке надежной системы оценки результатов труда учителя целесообразно вознаграждение за достижения и заслуги: победы учеников на олимпиадах, конкурсах и т. п.
Страхование жизни и здоровья учителей целесообразно осуществлять за счет бюджета.
3. Профессиональный статус одновременно и проявляется, и определяется также сложностью получения рабочего места (конкурсом), условиями приема на работу. Важно создать конкурсную ситуацию при заполнении соответствующих вакансий и вступлении в должность.
Возможно, правильным было бы введение системы сертифицирования учителей (в дополнение к дипломам) и обновления сертификатов каждые 5-7 лет. При этом директора школ, библиотекари, консультанты, профориентаторы, лаборанты, тьюторы, коучеры нуждаются в особой сертификации.
Желательна гибкая система трудовых договоров (контрактов) с учителями. Контракты заключаются на определенный срок и на неограниченный срок.
Срок пребывания в должности может автоматически продлеваться при соблюдении условий первоначального договора.
Наконец, возможен "вечный" контракт после удовлетворительного завершения некого испытательного срока пребывания в должности.
Преподавателям музыки, изобразительных искусств, учителям специальных школ разумно разрешить преподавать в школе любой ступени.
4. Престиж учительской профессии в огромной степени зависит от квалификационных требований.
Жизненно важно развитие в учителях специфически педагогическое мышления. Оно включает в себя понимание учителем событий в классной комнате (включая содержание образования, управление и преподавание), необходимое и достаточное, чтобы он мог применять успешные виды практики, связывая их с данной конкретной ситуацией.
Выпускник обязан проявить способность создавать обучающую среду; знание процедур, методов и техники практического применения общих рецептов: знание о случаях, в которых данный метод полезен, в каких — бесполезен, а в каких — вреден. А также — способность к успешному самоопределению в науке, в мире труда, в самообразовании, в межличностных и общественных отношениях.
Учителя обязаны производить перенос усвоенной им культуры мышления, знаний, умений, навыков в новую, нетиповую ситуацию, требующую известного творчества, новой комбинации приобретенных умений, изобретательности.
Особое внимание должно уделяться способности рассуждать, находить обоснованное решение, быть критичным к себе, рефлектировать. Необходима трансформация знания о правильном действии в реальное действие. Решающую роль играет осознание и интерпретация учителем конкретных ситуаций в классной комнате.
Важно также принятие профессионального кодекса учителя. Он обязан включать в себя и этический кодекс: уважение достоинства воспитанников, обеспечение высокого уровня услуг и т. п.
Нарушение профессионального кодекса учителя ("Не навреди!") должно влечь за собой преследование по закону.
Повышение квалификации — всеобщеобязательное. Для его успешности учителям следует, в частности, предоставлять творческие отпуска с сохранением заработной платы каждые шесть-семь лет сроком на полгода или с сохранением половины зарплаты сроком на год.
 
За отдельно взятый 2010 год всего названного не добиться. Это значит, что все следующие годы разумно сплошь сделать Годами учителя.
===============



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter