Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте

Автор: Н. С. Лейтес

ПРОБЛЕМА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ

Н. С. ЛЕЙТЕС


Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями (хотя они могут существенно зависеть также от особенностей волевых и эмоциональных). Совокупность общих способностей принято называть одаренностью или интеллектом.
Следует с самого начала отметить, что у детей и подростков общие способности, как и другие стороны личности, находятся в становлении, в развитии.
Мы не будем останавливаться на первопричинах формирования способностей. Вопросы об относительной роли наследственности и среды, о соотношении созревания и психического развития, о движущих силах психического развития неоднократно освещались в работах советских психологов.
Для нас несомненно, что все способности развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром, благодаря овладению общественным опытом, под воздействием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов; поскольку в самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию и памяти, к мыслительным процессам, к планированию действий и т. п.), то разнообразие детских занятий связано с развитием не только специальных, но и наиболее общих способностей.
Несомненно и то, что при подходе к проблемам становления способностей должны в полной мере учитываться внутренние условия развития. В предлагаемой статье речь пойдет о возрастных и индивидуальных предпосылках формирования общих способностей (применительно к школьному детству).
Нередко возрастное развитие рассматривается почти исключительно как процесс обогащения и увеличения психических сил. Но такое понимание онтогенеза является по меньшей мере недостаточным. Заблуждением было бы думать, например, что по мере того, как ребенок становится старше, создаются более благоприятные условия для развития его способностей. Известно, что мозг ребенка особенно податлив к окружающим воздействиям и что выработка многих качеств происходит у детей успешнее, чем у взрослых. Очень важно не упускать из виду — именно в связи с вопросом о способностях,— что каждый детский возраст имеет свои особые, неповторимые достоинства и что переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями, но и с ограничением некоторых ценных свойств.
В работах по детской психологии еще недостаточно широкое признание получила идея о так называемых сензитивных периодах, периодах повышенной чувствительности к определенным воздействиям (на их особую роль в развитии ребенка обращал внимание Л. С. Выготский; о сензитивных периодах формирования «функциональных органов» пишет А. Н. Леонтьев; их значение подчеркивает Б. Г. Ананьев). Многие факты указывают на то, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности для развития психики в тех или иных направлениях, имеющие временный, преходящий характер.
Очень важно, что некоторые предпосылки психического развития формируются, вступают в действие в разные периоды и могут в той или иной мере вытеснять друг друга, ослабевать и сходить на нет. По-видимому, в ходе возрастного развития имеются оптимальные сроки для становления и более быстрого роста определенных способностей.
Уже из сказанного следует, что правомерно говорить о возрастных факторах одаренности, имея в виду обусловленные возрастом повышенные возможности развития, неповторимые достоинства данного возраста.
Имеются основания предполагать, что в ходе возрастного развития выявляются, в частности, разные стороны предпосылок общих способностей, в каждом детском возрасте — по преимуществу определенной их стороны. При этом особый интерес представляют наблюдения, показывающие, что некоторые возникающие с возрастом свойства, временные у одних детей, закрепляются и становятся достоянием личности — у других.
Чтобы конкретнее рассмотреть вопрос о значении возрастных свойств для становления общих способностей, необходимо прежде всего накопление знаний о самих возрастных особенностях, изучение того, что несут с собой сменяющиеся этапы возрастного развития.
В течение ряда лет в нескольких московских школах мы проводили систематические наблюдения за учащимися II, VI и IX классов, т. е. за детьми в возрасте 8—9, 12—13 и 15—16 лет. Нас интересовали главным образом те особенности возраста, которые могут рассматриваться как предпосылки развития общих способностей. У второклассников обращали на себя внимание повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать, вера в истинность всего, чему учат; эти особенности представляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости в младшем школьном возрасте. Высокая восприимчивость, расположенность к усвоению — очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в дальнейшем. Другие особенности выступают на первый план у шестиклассников: вступление в подростковый возраст знаменуется новым уровнем самостоятельности; для подростков 12—13 лет характерны опережающая развитие других сторон личности потребность в деятельности, подъем энергии и широта склонностей. Эти особенности, столь значимые в годы отрочества, не проходят бесследно — они могут стать предпосылкой будущей творческой активности. У девятиклассников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность; такое совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов придает неповторимое своеобразие возрасту и имеет ближайшее отношение к возможностям многостороннего развития; для подростков 15— 16 лет характерны также тяготение к значительным жизненным целям, склонность к саморегуляции и самовоспитанию.
Сопоставление особенностей школьников разных возрастных групп говорит о том, что периоды школьного детства различаются не только по степени умственных возможностей учащихся: возрастные периоды—это и качественно разные ступени, каждая из которых вносит свой особый вклад в формирование личности. При этом по мере того, как ребенок становится старше, происходит изживание, преодоление тех черт детскости, которые могут тормозить дальнейшее развитие. Приобретения в ходе возрастного развития могут сопровождаться утратой определенных достоинств предшествующих периодов.
В ходе возрастного развития выявляются как общечеловеческие предпосылки развития общих способностей, так и различия между детьми в этом отношении. С точки зрения становления индивидуальных способностей, имеет значение не только разная степень выраженности у отдельных детей соответствующих достоинств и слабостей их возраста. Существенно то, какую роль сыграют возрастные черты в дальнейшем становлении индивидуальности, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта.
Индивидуальные особенности, относящиеся к общим способностям, отнюдь нельзя считать внешними по отношению к особенностям возрастным. Формирование индивидуальных свойств происходит в ходе возрастного развития, и многие черты индивидуальности, как положительные, так и отрицательные, бывают обусловлены сохранением в более позднем возрасте, на новом уровне развития, тех особенностей, которые обычно связаны лишь с определенным возрастным этапом.
Неразрывную взаимосвязь индивидуального и возрастного удобно рассмотреть на детях младшего школьного возраста, ярко выделяющихся по своему интеллекту, на детях-вундеркиндах.
Нами в свое время были проведены длительные и многосторонние наблюдения за несколькими мальчиками 9—И лет, отличавшимися исключительно высоким умственным развитием и необычайными для их возраста достижениями. Достаточно сказать, что один из них семи лет был принят сразу в IV класс школы. (Материалы об этих детях опубликованы в нашей книге «Об умственной одаренности», М., Изд-во АПН РСФСР, 1960). В подробных характеристиках было показано, что общей особенностью изученных детей — при всем своеобразии ума и характера каждого ребенка — является чрезвычайная расположенность К умственной деятельности. На конкретном жизненном материале мы прослеживали, как усиленная «захваченность» процессом работы содействует подъему умственных возможностей. Конечно, потребность в деятельности— весьма заметная особенность любого ребенка, однако индивидуальные различия в склонности к умственному напряжению чрезвычайно велики. Наблюдавшиеся факты убеждали в том, что детей с ранним расцветом общих способностей отличает удивительная по своей интенсивности и постоянству тяга к умственным занятиям. Повышенная склонность к труду — характернейшая особенность интеллектуальных вундеркиндов младшего школьного возраста.
Указанная психологическая особенность с необходимостью присуща каждому из них: чтобы к 9—И годам на несколько лет опередить своих сверстников в общем развитии, нужно успеть проделать огромную умственную работу; при этом тяга к умственной нагрузке мобилизует всю личность ребенка, обусловливая и качественный уровень достижений.
Прежние и новые наблюдения говорят о том, что в детском возрасте, когда еще не успели развиться специальные данные, важнейшую роль в становлении способностей играет именно особая умственная активность, склонность к труду.
Мы в свое время писали о том, что эту одержимость деятельностью, усиленную склонность к умственной работе можно рассматривать как фактор самой одаренности. Это — самый общий фактор одаренности: от склонности и способности к умственным усилиям зависит возможность осуществления и степень успешности любых видов деятельности. Наблюдения за детьми с ранними достижениями позволило выявить и наглядно показать существеннейшую предпосылку способностей. (Возможно, только у великих людей с такой же яркостью выступает склонность к труду как один из факторов одаренности.) Но теперь, рассматривая ту же психологическую черту под новым углом зрения, мы можем истолковать ее — применительно к детям, опережающим свой возраст,— и в плане возрастных особенностей, как фактор возрастного развития.
В самом деле, характернейшая для детей с необычайными умственными достижениями потребность, нужда в умственной работе находится в очевидной связи с темпом их возрастного развития. Можно задаться вопросом: склонность ли к труду содействует напряжению сил и убыстряет развитие, или же сам ускоренный темп развития ребенка требует непрестанной умственной деятельности? Конечно, здесь нельзя противопоставлять причину и следствие, они могут меняться местами. Но для нас важно другое: если дети тянутся к умственным усилиям потому, что в такой нагрузке органически нуждается их развивающийся мозг, то можно ли знать, что станет с отличающей этих детей психологической особенностью, когда темп развития замедлится или же когда будет достигнута зрелость? Когда применительно к взрослым людям речь идет о склонности к труду, повышенной потребности в деятельности как условии их умственных достижений, то имеется в виду постоянное индивидуальное свойство. Когда же речь идет о детях, то следует признать, что нет возможности отличить признаки временного явления, связанного с темпом возрастного развития, от постоянной индивидуально-психологической особенности.
Мы по-прежнему стоим на той точке зрения, что неустанная тяга, пристрастие к деятельности во многих случаях не являются чем-то отдельным от способностей — такая склонность является стороной способностей и одним из двигателей их развития. Но применительно к детям нам представляется вместе с тем наиболее вероятным, что описанная симптоматика связана по преимуществу с темпом возрастного развития. Склонность к труду у детей выступает прежде всего как выражение потребности самого процесса формирования психических свойств. Мы здесь имеем, может быть, самый яркий пример того, как фактор возрастного развития одновременно является и фактором одаренности.
У вундеркиндов особенно полно и, можно сказать, драматически обнаруживается связь темпа возрастного развития и становления способностей. На этой стороне проблемы ранних проявлений интеллекта остановимся более подробно.
Прежде всего заметим, что достижения выдающегося ребенка представляются феноменальными главным образом потому, что они обнаруживаются на ранней стадии возрастного развитая. Те же умственные достоинства детей более старшего возраста или, тем более, взрослых могут не привлекать к себе внимания. Основным признаком одаренности вундеркинда служит несоответствие уровня возможностей ребенка его возрасту.
Известно, что и вообще суждения об уровне общих способностей детей, не только вундеркиндов, основываются исключительно на сопоставлении с возрастными нормами. Психологические работы, посвященные измерению детского интеллекта, сводятся к тому, что посредством тестовых методик выясняется умственное развитие ребенка, а затем путем соотнесения уровня достижений с нормами возраста устанавливается так называемый интеллектуальный коэффициент, характеризующий якобы величину способностей. Но при этом в значительной мере игнорируется возрастное своеобразие умственных возможностей: ведь к решению одних и тех же задач дети разного возраста могут подходить по-разному.
Существеннейший недостаток измерений интеллекта детей, на что уже неоднократно обращалось внимание, состоит в том, что как возрастные нормы умственного развития, так и индивидуальные отклонения от них определяются посредством испытаний, результаты которых в решающей степени зависят от социальной среды, в которой выросли дети, от их подготовленности к такого рода испытаниям.
Но нам хотелось бы подчеркнуть другое: даже если бы удалось учесть возрастные особенности мышления при решении тестовых задач и уравнять детей в отношении основных условий среды и воспитания, то можно ли было бы согласиться с тем, что несоответствие между уровнем развития ребенка и его возрастом выявляет некоторую постоянную характеристику его возможностей, которая будет присуща ему и в будущем? С этой стороны неосновательность тестов детской одаренности еще не была должным образом рассмотрена.
Конечно, необходимость учета возраста, когда речь идет о проявлениях способностей у ребенка, не может вызывать сомнений. Но дети различаются как по темпу, так и по равномерности своего возрастного развития. Даже если быть уверенным, что достигнутый к определенному возрасту уровень умственного развития связан по преимуществу с «внутренними условиями», то предопределяется ли этим уровень умственного развития в дальнейшем? По-видимому, нет, поскольку темп возрастного развития может измениться, а с наступлением зрелости факторы возрастного развития как таковые перестанут действовать.
Следует не упускать из виду, что ускоренное возрастное развитие связано как с повышением уровня умственных возможностей, так и со сменой возрастных особенностей! К уровню умственного развития далеко не сводится специфика возраста. А для становления общих способностей важен не только уровень умственного развития, более непосредственно зависящий от учебно-воспитательных воздействий, но и такие возрастные особенности, как, например, впечатлительность младшего школьника или склонность к самоутверждению у подростка, накладывающие глубокий отпечаток на своеобразие ума.
Как уже указывалось, мы считаем, что некоторые возрастные особенности во многом представляют собой факторы одаренности — они существеннейшим образом влияют на развитие способностей, и сохранение таких особенностей в дальнейшем может быть очень ценным для личности. Однака сам по себе быстрый темп возрастного развития может означать, что ребенок раньше других утрачивает некоторые достоинства своего возраста и приобретает достоинства последующего возрастного периода, правда, более близкого к зрелости. Разумеется, наблюдаемая у такого ребенка высота развития не дает достаточного представления об его одаренности и имеет лишь относительную ценность.
В свете сказанного применительно к детям правильнее говорить лишь о тех или иных предпосылках одаренности. Во всей полноте развившаяся одаренность — достояние зрелого человека. Как это ни парадоксально звучит, но с точки зрения предпосылок развития способностей дети как бы одареннее взрослых: только в периоды, предшествующие зрелости, возрастные особенности могут выступить как факторы одаренности.
Внутренняя близость, переплетение проблем возрастного развития и одаренности с особой наглядностью выступает у детей, далеко опережающих свой возраст. Вундеркинды — крайние случаи раннего развития и одновременно богатства начальных проявлений способностей. Сама жизнь в этих случаях как бы с наибольшей выразительностью и остротой ставит вопросы о значении темпа возрастного развития для формирования способностей и о подлинных признаках одаренности у детей.
Об относительном значении примет общих способностей в детском возрасте и очень важной роли именно возрастных особенностей красноречиво свидетельствует бурный подъем общих способностей у таких детей в дошкольные и младшие школьные годы, нередко сменяющийся в дальнейшем разочаровывающим спадом.
Сами эти подъемы нуждаются в объяснении. По-видимому, даже и наиполноценнейшее развитие у ребенка достоинств только данного периода детства, не говоря уже об ограниченности значения такого развития для будущего, не может объяснить того удивительного богатства возможностей, которым блещут в определенном возрасте некоторые дети. Имеющиеся материалы убеждают в том, что именно опережение возраста может стать условием особого расцвета способностей (хотя бы и временного), но лишь в случаях, когда при этом сохраняются, развиваются и достоинства пройденного возрастного периода.
Как показывают проведенные наблюдения, не само по себе высокое развитие свойств, характерных для переживаемого возраста, а их одновременное развитие со свойствами последующего возрастного периода — вот в чем секрет яркого проявления способностей в детском возрасте. Необычайные возможности некоторых детей — результат суммирования предпосылок способностей двух или нескольких возрастных периодов. (Другое дело, сохранится ли и дальше благотворное сочетание особенностей разных периодов детства: как известно, дальнейшее развитие детей, у которых произошло такое сочетание, может протекать по-разному.)
Весьма показательны в указанном отношении материалы о выдающихся младших школьниках. Резкое опережение сверстников обнаруживается у них не только в достоинствах логики и необычайном объеме знаний и умений, но и в таком подъеме деятельной энергии, самостоятельности и активности, которые обычно присущи уже подростковому периоду; вместе с тем у этих детей в высокой мере сохраняются детские черты их возраста. Подлинные черты своего возраста, возраста младшего школьника, у учеников, которые по умственному развитию уже достигли или даже превосходят учеников средних классов, проявляются в самой впечатлительности их, в чрезвычайной готовности воспринимать и усваивать, в наивно-игровом отношении к познанию. Совмещение у выдающихся детей свойств своего возраста и последующего создают характерную двойственность и противоречивость их психологического облика. Сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства, обусловливает как бы удвоение, а может быть и многократное усиление предпосылок общего развития.
Так, деятельная энергия и настойчивость подростков, по-видимому, обретают особую силу, если они становятся присущими детям более младшего возраста с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В возрасте младших школьников, когда еще не вступили в права новые интересы, связанные с половым созреванием, когда умственная впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь,— в этом возрасте быстрый подъем жизненной энергии и самостоятельности могут до крайности напрячь и сосредоточить усилия развивающегося ума, выступить как всепоглощающая склонность к умственной работе.
Таким образом, та отличительная черта выдающихся детей, которую мы обозначили в свое время как склонность к труду,— необычайная умственная активность, повышенная потребность в деятельности — как возрастное явление может быть связана с ускоренностью развития, зависеть от сближения, а затем и совмещения во времени особенностей разных возрастных периодов.
Самый факт существования вундеркиндов свидетельствует о правомерности понимания некоторых свойств, возникающих в ходе возрастного развития, как возрастных факторов одаренности. Последующее снижение возможностей у многих таких детей можно рассматривать как подтверждение того, что проявления их способностей были обусловлены именно возрастными, т. е. преходящими особенностями.
Изучение интеллектуальных вундеркиндов младшего школьного возраста с достаточной определенностью обнаруживает роль возрастных предпосылок в становлении общих способностей. Следует еще раз подчеркнуть, что яркие проявления общих способностей в детском возрасте могут рассматриваться как признак подлинной одаренности лишь в той мере, в какой соответствующие факторы возрастного развития сохранятся как устойчивая, постоянная особенность личности.
Прослеживание дальнейшей судьбы выдающихся детей, проводимое на протяжении десятилетий (самое обширное исследование такого рода было начато еще под руководством Термена в 1928 году и доведено до 1962 года), показывает, что дети, значительно опережающие свой возраст, хотя и обнаруживают тенденцию к «выравниванию», но все же, став взрослыми, остаются на уровне развития значительно выше среднего. Во всяком случае, нет оснований считать, что «бывшие вундеркинды» в конечном счете уступают тем, кто развивался более медленно.
Несравненно чаще, чем случаи массивных опережающих сдвигов в возрастном развитии, встречаются случаи неравномерности возрастного развития, когда лишь частично ускоряется или задерживается развитие личности. Среди школьников-ровесников, учеников одного и того же класса, немало таких, у которых еще очень заметны черты пройденного возрастного периода. Имеющиеся материалы показывают, что сохранение в свойствах личности черт предшествующего возрастного периода не обязательно означает снижение общих способностей. Школьники, тяготеющие к предшествующему возрастному периоду, встречаются и среди самых сильных учеников; затянувшиеся черты детскости у некоторых таких учащихся могут выступить даже как преимущество их. Не является однозначной и та роль, которую могут играть сдвиги в сторону опережения. Конечно, опережающее развитие означает подъем уровня умственных возможностей, который может сохраниться, но, будучи связано с преждевременным ослаблением или устранением некоторых свойств своего возраста, оно несет 9 собой и некоторые отрицательные моменты; такие сдвиги в ходе развития могут сказаться на чертах интеллекта в более отдаленные возрастные периоды.
Нами проводились специальные наблюдения за старшеклассниками с относительно поздним (применительно к школьному периоду жизни) подъемом общих способностей. Эти случаи указывают на то, что существует тип возрастного развития, как бы противоположный «вундеркинд-ному», когда свойства общей одаренности выявляются и формируются не на начальных стадиях обучения, а в ходе дальнейшего развития. Случаи неожиданного расцвета интеллекта в старшем школьном возрасте снова сталкивали с проблемой возрастных предпосылок общих способностей. Судя по всему, среди внутренних условий такого рода сдвига в развитии способностей очень существенное значение имеет то своеобразное сочетание, совмещение ряда возрастных особенностей, которое происходит с наступлением ранней юности и которое впервые оказывается возможным в этом возрасте.
Таким образом, имеются большие различия между школьниками, характеризующие самый ход возрастного развития. Интересно, что некоторые пути возрастного развития, на первый взгляд менее благоприятные — связанные с продлением, задержкой каких-нибудь возрастных черт, могут оказаться весьма перспективными и обусловливать последующий подъем умственных возможностей.
Принадлежность к определенному варианту возрастного развития, разная выраженность тех или иных возрастных свойств могут указывать на формирующиеся черты индивидуальности. Весьма вероятно, что существуют разные типы общих умственных способностей, обусловленные ходом возрастного развития.
Все сказанное, разумеется, не противоречит признанию важнейшей роли и собственно индивидуальных предпосылок психического развития.
Несомненно, что в проявлениях одаренности ребенка, наряду с возрастными факторами, обусловливающими рост способностей, могут выступить и черты собственно индивидуальности.
В качестве примера собственно индивидуального фактора развития можно указать на свойства типа нервной системы ребенка. Свойства основных нервных процессов не предопределяют развития каких-нибудь определенных психических свойств, но они, по образному выражению Б. М. Теплова, составляют «почву», на которой легче могут развиться одни особенности, чем другие. Типологические свойства обусловливают некоторые динамические, формальные особенности психики.
Имеются все основания считать, что свойства нервной системы входят в состав индивидуально-природных основ развития способностей. Например, тот или иной уровень силы нервной системы может сказаться на некоторых особенностях работоспособности и некоторых особенностях внимания, что имеет прямое отношение к становлению общих способностей. Свойства типа нервной системы — постоянное внутреннее условие индивидуального развития.
Тип нервной деятельности, будучи врожденной, природной особенностью организма, не является, однако, чем-то неизменным; свойства нервной системы, как и все в организме, претерпевают с годами определенные изменения. Большой интерес представляет вопрос о возрастных изменениях того типологического свойства, которое было выделено В. Д. Небылицыным и обозначено им как динамичность (под динамичностью понимается прежде всего легкость, быстрота, с которой в нервной системе возникают процессы возбуждения и торможения). С этим свойством связана скорость образования условных связей и дифференцировок, т. е. одно из важнейших условий обучаемости. Тем самым индивидуальные различия по динамичности, по-видимому, имеют ближайшее отношение к предпосылкам развития учебных способностей. Как известно из многочисленных жизненных фактов, учение дается детям в некоторых отношениях легче, чем взрослым, и происходит быстрее. Можно думать, что объективно существующие наиболее благоприятные периоды для учения обусловлены, в частности, возрастными особенностями этого типологического свойства.
В связи с вопросом о возрастных особенностях свойств нервной системы опять-таки очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Крайним упрощением было бы думать, что переход от младших возрастов к старшим означает только подъем на более высокий уровень, совершенствование типологических свойств. Идеи Б. М. Теплова о ценности разных полюсов одного и того же свойства нервной системы (силы — слабости, подвижности — инертности), а также разных типов нервной системы, предостерегают от такого одностороннего понимания. Твердо установленные факты связи слабости нервной системы с высокой чувствительностью, реактивностью позволяют в новом свете рассматривать и некоторые особенности свойств нервной системы детей. В частности, возрастная слабость нервной системы младших школьников, можно предполагать, определенным образом обусловливает яркость, остроту восприятия, детскую впечатлительность. По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и качественное изменение некоторых ее свойств. Все это с новой стороны указывает на необходимость своевременного использования специфических возможностей развития, которые присущи детским возрастам.
Возможности зрелого человека — результат развития возрастных и индивидуальных предпосылок способностей в их единстве.
Многообразные проблемы взаимосвязи возрастного и индивидуального еще очень мало изучены (важный вклад в их разработку дают труды Б. Г. Ананьева). Трудности и ошибки, связанные с прогнозом развития способностей у ребенка, в значительной мере обусловлены недостаточным различением свойств возрастных и собственно индивидуальных. Понятия диагноза и прогноза применительно к детским способностям пока еще далеко отстоят друг от друга.
Мы хотели бы привлечь внимание к тому, что общие способности и различия между людьми в этом отношении подготавливаются, создаются в ходе возрастного развития и что накопление знаний о возрастных факторах одаренности (и взаимосвязи их с особенностями собственно индивидуальными) сможет содействовать выяснению самой психологической природы общих способностей.
Вопрос о детях, как бы опережающих свой возраст, в настоящее время приобретает особую актуальность. Внимание широкой общественности привлекает к себе явление так называемой акселерации. Известно, что дети теперь растут и развиваются быстрее, чем прежде. В каком отношении находится это явление с развитием собственно способностей?
Из изложенного выше следует, что уровень возможностей ребенка, определяемый по степени опережения возраста, никак не может отождествляться с уровнем его одаренности. При быстром темпе возрастного развития очень важно, чтобы достоинства каждого периода детства проявились все же достаточно полно и тем самым успели внести свой особый вклад в становление личности.
Свойственные всем детям возрастные факторы одаренности, сензитивные периоды указывают на то, что предпосылки многостороннего развития способностей присущи каждому здоровому ребенку. При этом очень велико значение своеобразия формирующихся способностей. Наблюдения за ходом возрастного развития позволяют утверждать, что высокий уровень общих способностей в их индивидуальном своеобразии — это нормальное, полноценное выражение человеческих возможностей. Выяснению подлежат причины недостаточного или однобокого использования возрастных предпосылок способностей.
------------------------
Вопросы психологии, 1969, № 2, с. 15-23.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
Новостей нет.


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_1f260fe66e99dada6fb17fade4c3d79a, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0