Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Маланов С. В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций

Автор: С. В. Маланов

Маланов Сергей Владимирович
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Марийского государственного университета г. Йошкар-Ола.
E-mail: malanov@marsu.ru
д. адрес: 424000, Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 180, кв. 29;
д. телефон (8362) 72-91-77; р. телефон (8362) 41-22-50
ИНН: 12 15 14 82 59 60; Ст. полис: № 055-392-529-73
 
КУЛЬТУРНО–ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Л.С.ВЫГОТСКОГО И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
 
В настоящее время в отечественной психолого-педагогической литературе широко используются ссылки на теории известных отечественных психологов, которые обосновывают и объясняют различные аспекты организации педагогической практики. Традиционными являются ссылки на работы и идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и многих других. При этом, как показывает опыт общения с учителями, педагогами и даже психологами, работающими в системе образования, их ориентировка в содержании отечественных психологических теорий часто оказывается ограниченной и противоречивой.
Основополагающим подходом для отечественной теоретической психологии выступает культурно-историческая теория формирования высших психических функций Л.С. Выготского. Позднее идеи Л.С. Выготского были развернуты и дополнены А.Н. Леонтьевым и множеством выдающихся отечественных психологов в контексте разработки деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. Систему основных положений культурно-исторической теории развития высших психических функций человека, на которые широко ссылаются в отечественной психологии и педагогике, в краткой и обобщенно-целостной форме трудно обнаружить в каких-либо психологических работах. Поэтому четкая формулировка таких положений, по нашему мнению, поможет учителю, педагогу, психологу получить ответы на множество вопросов.
 
Прежде всего, Л.С. Выготский подчеркивает, что исследование психических явлений требует построения новой научной методологии. Это связано с тем, что психические явления имеют ряд особенностей: а) существуют как постоянно совершенствующиеся и воспроизводимые в форме процессов функциональные возможности и способности субъекта; б) исходно формируются во внешних взаимодействиях с предметным миром и с людьми, а затем приобретают «внутреннюю» субъективную форму. В этой связи в научную психологию Л.С. Выготский вводит два важнейших методологических положения:
1. Проанализировать и объяснить психические явления можно только на основе исследования закономерностей их формирования и развития.
2. Для верного объяснения психических явлений требуется их «анализ по единицам», а не «по элементам». «Анализ по единицам» предполагает:
·      Выделение такого исходного предмета психологического анализа («единицы-клеточки»), которому в отличие от элементов, присущи все существенные свойства исследуемых психических явлений (объектов, процессов).
·      В таком предмете должны быть представлены все существенные характеристики, необходимые для объяснения свойств, функций, развития исследуемой группы явлений.
Опираясь на эти методологические положения, Л.С. Выготский в своих работах формулирует систему взаимосвязанных теоретических принципов, которые направлены на анализ и объяснение особенностей формирования и развития человеческой психики и сознания. В качестве основной единицы анализа человеческой психики и сознания он рассматривает процессы использования субъектом значений, которые формируются и развиваются по мере овладения способами использования знаково-символических средств.
 
Объяснительные принципы теории Л.С. Выготского можно представить как систему ответов на ряд теоретических вопросов:
1. В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных?
Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние взаимодействия человека с миром и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).
·      ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств.
·      ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики.
 
По мнению Л.С.Выготского следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе исторического развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспособления животных организмов к естественным условиям обитания. Такие психические функции будут развиваться и у человека, если он после рождения выкармливается и воспитывается животными (волками, обезьянами).
 
2. Каков основной источник формирования и развития высших психических функций? Что выступает основной причиной развития человеческой психики?
Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает:
·      Овладение способами использования предметов человеческой культуры.
·      Овладение приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивает возможности естественных органов, и выступают средствами преобразования предметного мира.
·      Овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами.
·      Овладение способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств.
·      Овладения средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.
 
В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно совершенный человек – это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовывать и регулировать свое поведение, а также реализовывать и утверждать определенный диапазон межличностных и социальных отношений. При этом нравственно-этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремление считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное значение для других людей и общества.
Отметим, что об уровне познавательного развития человека чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.
Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человеческом обществе обеспечивается процессами обучения и воспитания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъекта исходно обеспечивается образовательными взаимодействиями с другими людьми – «обучение ведет за собой развитие».
 
3. Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции?
ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении, и лишь затем становятся индивидуальными и «внутренними» – интериоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:
·      Доречевая фаза развития поведения и психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
·      Межфункциональное объединение естественных психических функций и речевых функций в единую систему: а) формирование внешнего развернутого речевого планирования поведения и действий; б) формирование внешних форм речевой организации действий над значениями, представлениями, обобщениями («эгоцентрическая» речь).
·      Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь, с ее последующим сокращением и автоматизацией. Формирование умственных форм организации и произвольного выполнения умственных действий над значениями (обобщениями).
 
Л.С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.
При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее способами использования языка, и еще позднее – разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.
Как показали многочисленные исследования и эксперименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования языка, знаков, символов формирование ВПФ просто невозможно. Формирование новых психических функций человека из внешних разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название механизм (процесс) интериоризации. Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств, поведение и психические функции человека приобретают произвольность в своей организации, рефлексивность и осознаваемость.
 
4. Каковы этапы и содержание механизма интериоризации? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?
Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (внешних практических и умственных).
Первое направление развития ВПФ: от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
·      Развитие умений подчинять свои действия, поступки, психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление) речевым указаниям другого человека (взрослого).
·      Развитие умений организовывать с помощью речи протекание психических процессов и поведения у других людей.
·      Межфункциональное объединение таких умений в одну функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение (овладение своим поведением и психическими функциями).
Второе направление развития ВПФ: переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями.
·      Доречевая фаза развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.
·      Межфункциональное объединение естественных психических и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации поведения («эгоцентрическая» речь).
·      Переход от действий с материальными предметами – к действиям над значениями (представлениями, обобщениями) с опорой на использование внешних материальных знаков и символов.
·      Переход от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы – к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.
 
У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы взаимодействий с людьми. При этом только такие формы поведения, которые ребенок во внешних предметных взаимодействиях с взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоятельной произвольной регуляции. Так на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразования предметов, организации собственных действий с предметами, способностями контролировать свои поступки во взаимодействиях с людьми и прогнозировать их возможные последствия, способами регуляции собственных психических функций – внимания, памяти, мышления и т.д.
Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л.С.Выготского: обучение и воспитание – это необходимые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за собой развитие». То, что ребенку доступно в совместных с взрослым предметно-практических действиях («зоны актуального развития»), то в ближайшем времени может преобразоваться в самостоятельные формы организации поведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).
 
5. Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства?
Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность – обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение – актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия.
·      Значение исходно существуют вне субъекта – в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.
·      Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.
·      Структура значений (обобщений) развивается и совершенствуется в онтогенезе: исходно значения формируются через непосредственное знакомство с предметами и явлениями, которые фиксируются в знаково-символических средствах; последующее овладение способами использование языка и других знаково-символических средств обеспечивает субъекту возможность произвольно актуализировать значения в собственном сознании и, осуществляя их преобразования, выстраивать новые значения (представления, понятия).
·      Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически организованными представлениями из прошлого и предполагаемого будущего.
 
Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.
Из закономерностей функционального включения речи в процессы развития высших психических функций человека, можно вывести и самые общие правила, которых необходимо придерживаться при формировании конкретных умений, знаний, и способностей у детей дошкольного и особенно младшего школьного возрастов.
При организации овладения новыми знаниями или умениями сначала требуется обеспечить знакомство и взаимодействие детей с реальными предметами и явлениями или их изображениями и моделями, фиксируя во внешней речевой форме (проговаривая) последовательность правильного выполнения действий и основные ориентиры, на которые ребенку следует обратить внимание. Требуется задать ребенку правильные образцы исследования (наблюдения) объектов и действий преобразования объектов с четкими речевыми указаниями и формулировками.
Выполнять такие совместные действия с четкими внешними речевыми описаниями и указаниями до тех пор, пока ребенок не сможет их выполнять правильно под вашим руководством. Учить ребенка не только верным приемам организации и выполнения действий, но и приемам их последовательного внешнего речевого описания.
Постепенно обеспечить переход ребенка к самостоятельному выполнению тех действий, которые он выполняет правильно и без ошибок вместе с взрослым, продолжая оказывать помощь при выполнении сложных элементов действий. При этом: а) формировать умение опережающего выполнения действия в речевой форме перед реализацией действий с предметами или изображениями; б) обеспечить постепенный переход к самостоятельному выполнению действий ребенком в соответствие с самостоятельной внешней речевой организацией.
Далее переходить к отработке выполнения действий в умственной форме с опорой на внешние речевые формы их организации. Перед выполнением действий с предметами, научить ребенка рассказывать о возможном результате и последовательности его достижения. Переходить к применению усвоенных речевых способов организации действий в новых предметных условиях – с другими предметами, объектами, явлениями или их изображениями.
Такая последовательность учебных взаимодействий и обеспечивает формирование произвольно регулируемых и осознаваемых самостоятельных приемов верного выполнения действий: а) во внешней форме с реальными предметами, объектами, явлениями; б) в умственной форме над представляемыми предметами, явлениями и их характеристиками.
Именно эти закономерности функционального включения речи в организацию поведения, действий и психических функций ребенка в последующем были использованы П.Я. Гальпериным в разработке метода планомерного поэтапного формирования умственных действий, а В.В. Давыдовым в разработке основ развивающего обучения и формирования теоретических обобщений.
 
6. Что такое сознание человека? Как формируется человеческое сознание?
Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями, и их последующей интериоризацией.
·      Единица сознания есть значение, которое имеет социальное происхождение и представляет собой: а) единство мышления и речи; б) единство общения и обобщения.
·      Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внутреннем умственном плане.
·      Сознание есть обратимые процессы: выражения мыслей в словесных значениях и построения мыслей на основе извлечения значений из слов – это обратимые процессы перехода от смысла к значениям и словам, и слов к значениям и смыслу.
·      Главная функция значения – смыслообразование, которое обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.
·      Сознание субъекта это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.
 
Таким образом, сознательный уровень организации поведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, ребенок приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в целях самостоятельной ориентировки и организации собственного поведения. Такие способности у человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овладения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств (см. выше).
Л.С.Выготский реализовал ряд исследований, в которых показал, какие существуют основные этапы в формировании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанавливает их предметную отнесенность и овладевает соответствующими этим знакам значениями. За способами использования знаков скрываются различные типы значений (способы обобщений):
·      «Синкреты»: объединение предметов с помощью слова без достаточного основания по случайному впечатлению, эмоционально-оценочному сходству, по внешней близости, яркости.
·      «Комплексы»: объединение предметов с помощью слова согласно фактическим связям, при равенстве всех признаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации обобщения.
·      «Псевдопонятия» (житейские понятия): объединения предметов с помощью слова, которые основаны на житейском опыте действий и опыте непосредственного восприятия, тождественны с «истинными понятиями» по предметной отнесенности, но различны по интеллектуальным операциям ведущим к обобщению.
·      Понятия: объединения предметов с помощью слова на основе абстрактного синтеза, которые формируются в ходе работы над самими понятиями: осознание значений слов и терминов, а также своей собственной мыслительной деятельности; установление зависимостей и связей между системой понятий путем определение одного понятия посредством других понятий; произвольность использования обобщений.
Формирование «научных» понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собственного мышления). Во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятельную внутреннюю речь.
 
7. Что представляет собой личность человека как психическое образование?
Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений образуют функциональную структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.
 
Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализацию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие отношения и взаимодействия могут подчиняться узко эгоистичным или широко социально значимым задачам. При этом формирование и развитие конкретных личностных особенностей не всегда достаточно контролируется и осознается как самим субъектом, так и другими людьми (см. Маланов, 2003).
 
8. Каковы основные этапы формирования высших психических функций в онтогенезе?
Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каждом возрастном этапе психического развития человека наблюдается: а) появление характерных для каждого возраста психических новообразований в личностной и познавательной сферах; б) изменения «социальной ситуации развития» – условий, которые предоставляет общество для развития ребенка, а также требований и ожиданий, которые предъявляются к ребенку со стороны других людей и общества.
 
В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анализируются в работах Л.С. Выготского (см. Глотова, 1990):
·      Этап формирования натуральных форм поведения (младенчество): Выделение из единых форм жизнедеятельности младенец-взрослый индивидуальных форм познавательной активности, поведения и аффективного отношения к различным явлениям.
·      Этап зарождения высших психических функций (1-3 года): Функциональное включение знаково-символических средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.
·      Этап «переходных психологических систем» (от 3 до 12 лет): Переход от символической деятельности, выполняемой совместно с другими людьми к индивидуальным формам символической деятельности.
·      Этап высших психических функций, опосредованных внешними знаками (от 6 до 12-14 лет): Формирование умений повышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.
·      Этап «вращивания» внешних знаково-символических операций (с 7-8 лет и далее на протяжении всей жизни): Преобразования ВПФ из опосредованных внешними знаками в ВПФ опосредованные внутренними знаковыми операциями.
·      Зрелая умственная деятельность взрослого человека, протекающая во внутреннем умственном плане сознания.
В свою очередь развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерностей онтогенетического развития психики человека в последующем была реализована в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.
 
9. Какова психофизиологическая функциональная структура и организация высших психических функций человека?
В процессе развития человека структура психики изменяется по мере установления новых межфункциональных связей и отношений между естественными и высшими психическими функциями путем включения в их организацию знаково-символических средств. При этом:
·      ВПФ задаются и формируются во внешних формах деятельности и общения с людьми на протяжении индивидуальной жизни.
·      ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархической функциональной организации (функциональные системы), в которых, в зависимости от решаемых задач, присутствуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции.
·      Нейрофизиологические процессы, функции мозга выступают необходимым условием (но не причиной!) формирования ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к реализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внешним миром, которые приобретаются человеком.
 
В последующем, идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром – выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, – развивалась в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и многих других отечественных психологов.
Закономерности формирования мозговых, нейропсихологических механизмов, которые формируются вслед за новыми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все более сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А.Р. Лурии.
 
Литература:
Верч Д.  Голоса разума.  Социокультурный подход к опосредованному действию. – М., 1996.
Выготский Л.С.  Собрание сочинений. Том 1. Вопросы теории и истории психологии. – М.: «Педагогика», 1982.
Выготский Л.С.  Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1982.
Выготский Л.С.  Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М.: «Педагогика», 1983.
Выготский Л.С.  Собрание сочинений. Том 4. Детская психология. – М.: «Педагогика», 1984. – 432 с.
Выготский Л.С.  Педагогическая психология. – М., 1991.
Выготский Л.С., Лурия  А.Р.  Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М., 1993.
Гальперин П.Я.  Психология как объективная наука. – М.- Воронеж, 1998. – 480с.
Гальперин П.Я.  Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
Глотова Г.А.  Человек и знак. – Свердловск, 1990.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М.,1986.
Леонтьев А.А.  Люди науки: Л.С.Выготский. – М., 1990.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.
Лурия А.Р.  Язык и сознание. – М.,1979.
Лурия А.Р.  Романтические эссе. – М.: "Педагогика-пресс", 1996.
Лурия А.Р.  Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
Морозов С.М.  Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. – М: Смысл, 2002. – 118 с.
Маланов С.В.  Процесс воспитания и психологические закономерности развития личности. // «Начальная школа: плюс до и после». 2003. № 6. – С. 33-42.
Соколова Е.Е.  Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1994.
Эльконин Д.Б.  Избранные психологические труды. – М.,1989.
Эльконин Д.Б.  Психология игры. – М.,1978.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
19 октября 2014
А. Г. Апостолов. "...Я в лица их уставил взор..."

О творчестве философа А.А. Зиновьева

подробнее

06 октября 2014
А. Г. Апостолов. "... Тяжесть руки Господней..."

 О творчестве протоиерея Вячеслава Резникова (1946-2011)

подробнее

26 сентября 2014
А. В. Тодосийчук. О совершенствовании государственного регулирования науки

В данной статье внимание сконцентрировано на проводимых ныне реформах в российской науке, которая сейчас находится в кризисном состоянии.

подробнее

15 сентября 2014
А. Г. Апостолов. Икона огнеспасительница

Быль

подробнее

04 сентября 2014
Б. М. Бим-Бад. Сотрудничество в профессиональной общине

Возникают, совершенствуются и ширятся так называемые профессиональные обучающиеся сообщества (Professional Learning Communities).

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter