Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Маланов С. В. Пётр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию

Автор: С. В. Маланов

Маланов С.В.  Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию (1 часть) // «Начальная школа: плюс до и после». 2006. № 7. – С. 77-80.
Маланов С.В.  Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию (2 часть) // «Начальная школа: плюс до и после». 2006. № 9. – С. 74-77.
Маланов С.В.  Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию (3 часть) // «Начальная школа: плюс до и после». 2006. № 10. – С. 77-80.
 
Маланов Сергей Владимирович
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Марийского государственного университета г. Йошкар-Ола.
Д. адрес: 424000, Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 180, кв. 29;
д. телефон (8362) 72-91-77; р. телефон (8362) 41-22-50
ИНН: 12 15 14 82 59 60; Ст. полис: № 055-392-529-73
 
Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию.
 
Трудно представить отечественную психологию без тех теоретических позиций и положений, которые были сформулированы и экспериментально подтверждены Петром Яковлевичем Гальпериным, а также его сотрудниками и последователями. Им были конкретизированы и уточнены многие теоретические положения, ранее выдвигаемые в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Безусловным вкладом П.Я. Гальперина в теоретическую психологию выступает теория формирования умственных действий, а в психологию прикладную – метод планомерного поэтапного формирования умственных действий, элементы которого широко используются в современном образовании. Вместе с тем, результаты его научного творчества – это еще и вклад в общепсихологическую методологию, в теорию антропогенетического и исторического формирования психических функций человека, в психологическую теорию сознания, а также в разрешение проблемы формирования и развития психологических механизмов внимания.
 
Методологические положения.
 
Какие методологические подходы к анализу и объяснению психических явлений доминируют в психологии?
В психологии продолжают доминировать неверные подходы к анализу и объяснению психических явлений, а также к выделению их онтологической сущности.
·      Физиологический подход: полагается, что психические явления порождаются физиологическими процессами в головном мозге и нервной системе (широко распространен как среди физиологов, так и среди психологов).
·      Логицистский подход: полагается, что психические явления возникают на основе овладения субъектом логикой отношений и связей, существующих между объектами, а также логикой преобразования объектов (например, в исследованиях Жана Пиаже).
В настоящее время в мировой, а также и в отечественной психологии широкое распространение получила когнитивная психология, где используется информационный подход: полагается, что психические явления возникают на основе обработки поступающей через органы чувств информации системой сложных механизмов, которые располагаются (и формируются) в центральной нервной системе. В информационном подходе больший акцент делается на выявлении возможных способов организации и преобразования информации. При этом сохраняется и контекст физиологического подхода.
 
Какие методологические изменения необходимы в организации психологических исследований?
В отечественном деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений требуется конкретизация и уточнение верных положений А.Н. Леонтьева о предмете психологии, которые сводятся к тому, что психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий.
·      Предмет психологии составляет исследование ориентировочно-исследовательских функциональных компонентов в деятельности и действиях.
·      Ориентировочные составляющие деятельности и действий образуются из операций ориентировки, планирования, контроля и коррекции, которые и представляют собой психические функции.
Необходимо изменение методологии в организации психологического исследования:
·      Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданных общественно-историческим опытом конечных форм поведения и действий (возможных способов организации действий, обеспечивающих получение определенных результатов) к их становлению у ребенка.
·      От констатации и фиксирования уже сформированных психических явлений следует перейти к выявлению причин и условий, обеспечивающих формирование психического процесса или психического образования с заданными свойствами.
 
Теория формирования психических функций как ориентировочной основы действий и деятельности.
 
1. Каковы основные факторы, обеспечивающие эволюционный переход живых организмов к жизни во все более сложных и быстро меняющихся условиях окружающей среды?
Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится верная ориентировка: а) в значимых, существенных взаимосвязях элементов меняющейся окружающей среды; б) в процессах планирования и исполнения действий.
·      Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, побуждающие к действиям и ориентирующие действия должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требует конкретности и точности.
·      Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибки, а на основе ориентировки в плане образа – в «идеальном» поле возможных действий.
 
2. В чем заключаются основные функции ориентировочных операций и действий (психические функции)?
Центральными функциями ориентировочных операций и действий выступают:
Во-первых, построение образа, включающего: а) ориентировку во внутренней среде организма, которая обеспечивается интерорецепторными ощущениями и эмоциональными переживаниями актуальных потребностей в форме органических состояний и побуждений к действиям; б) ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, представлений, а также понятий (у человека).
Во-вторых, уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения: а) актуально доминирующей потребности субъекта; б) актуальных мотивов и стоящих перед субъектом проблем.
В-третьих, выбор и постановка целей, которые выносятся субъектом в будущее, и построение плана их достижения в имеющихся условиях (плана решения задач).
В-четвертых, контроль над реализацией принятого решения и коррекция хода и плана решения в процессе выполнения намеченных действий. И, наконец, в-пятых – оценка полученных результатов.
 
3. Что выступает в качестве предмета исследования в психологии?
Предмет изучения психологии – ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты действий и деятельности, которые и образуют психический образ.
Психический образ обеспечивает ориентировку в неповторяющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, открывает субъекту поле возможных действий и служит условием выбора эффективного поведения. Задача психологии – изучать строение, законы, особенности формирования и развития ориентировочных операций, действий, деятельностей на разных этапах онтогенеза.
 
4. Каковы отношения между психическими и физиологическими процессами?
Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются ориентировочной активностью и предметной деятельностью во внешнем мире.
Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые в последующем обеспечивают эффективное выполнение аналогичных действий (аналогичных ориентировочных и исполнительных составляющих действие операций) в других ситуациях.
 
5. В чем заключаются основные отличительные особенности психики человека от психики животных?
Способы удовлетворения потребностей заданы животному врожденными биологическими механизмами и условиями обитания. Животное свободно лишь в выборе конкретного пути удовлетворения биологических потребностей в конкретной ситуации.
Способами удовлетворения потребностей человек овладевает в течение индивидуальной жизни во взаимодействиях с другими людьми, осваивая общественный опыт, обеспечивающий решение различных задач. Поэтому в процессе онтогенетического развития каждому человеку необходимо:
·      Освоить человеческие средства и способы удовлетворения потребностей, овладевая ориентировочными и исполнительными составляющими человеческих действий, которые опосредствованы орудиями, языком, знаками, символами.
·      Овладеть человеческими критериями оценки различных явлений, событий, ситуаций и определиться в своих отношениях к кругу предметов и средств, предоставляемых человеческой культурой и позволяющих удовлетворять потребности.
·      Осознать необходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает неоднозначное, часто противоречивое, отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения.
 
Теория замещения инстинктивных форм поведения социальными отношениями в предковых сообществах людей на ранних этапах антропогенеза.
 
1. Чем характеризуются особенности инстинктивных форм поведения в контексте современного научного анализа?
Существует ряд характерных особенностей всякого инстинктивного поведения: Оно жестко связано с какой-либо актуальной биологической потребностью организма. Такая потребность вызывает неспецифическое поисковое поведение. При этом существует врожденная чувствительность к специфическому раздражителю во внешней среде, который необходимо вызывает поведение, характерное для данного инстинкта. При всех двигательных вариантах у каждого инстинкта сохраняется характерное специфическое завершение этого поведения – «завершающая реакция».
Наиболее широко известна «моторная теория инстинкта», положения которой нельзя признать верными. Суть этой теории: Инстинкт представляет собой цепные двигательные реакции, которые сформировались в процессе биологической эволюции, видоспецифичны и поэтому стереотипны. Такие двигательные реакции имеют наследственный характер и поэтому выполняются без научения. Инстинкты появляются в результате созревания определенных физиологических механизмов, с одной стороны, и действия определенных безусловных раздражителей – с другой. Инстинктивные формы поведения выполняются «слепо», автоматизировано и поэтому целесообразны лишь в определенных узко ограниченных условиях, к которым эти реакции приспособлены видовым отбором.
 
2. В чем заключаются основные особенности инстинктивных компонентов в поведении живых организмов?
Жизнедеятельность животных подчинена механизмам инстинктивного поведения, которые необходимо предполагают три взаимосвязанных системы функций:
Во-первых, биологические механизмы актуализации органической потребности – составляют первый и основной источник активности животного, но не придают поведению его специфически инстинктивного характера.
Во-вторых, наличие специфического отношения к биологически значимым объектам (признакам объектов) внешней среды, которое придает поведению животных прямую непосредственную видотипичную зависимость от действия определенного безусловного раздражителя извне. Именно это и характеризует специфически инстинктивный характер поведения.
В-третьих, эффекторная (ориентировочная и исполнительная) часть поведения, которая может быть и врожденной и приобретенной. При этом поведение может быть и стереотипным и вариабельным, «слепым» и «разумным».
 
3. С какими изменениями в организации поведения связаны процессы раннего антропогенеза?
При переходе к совместной деятельности и ее общественной организации в процессе антропогенеза успешно выдержать давление естественного отбора могли только те предки современного человека, у которых биологически предопределенный, инстинктивный характер поведения тормозился и отмирал.
Жизнь в сообществе необходимо требует устранения противоречий между а) непосредственно-индивидуальным характером биологических (естественных) потребностей и б) опосредствованно-общественными формами их удовлетворения в распределенных между членами сообщества действиях. В связи с этим биологические способы удовлетворения потребностей в антропогенезе замещаются общественно установленными способами и средствами их совместного удовлетворения, что ведет к постепенному угнетению видоспецифического индивидуального отношения к биологически значимым объектам. В результате постепенно разрываются биологически сформированные жесткие связи между а) органическими потребностями и б) биологически значимыми объектами (признаками объектов) внешней среды, которые ориентируют поведение и предопределяют его особенности.
 
4. В чем проявляется уникальная особенность человечества как биологического вида?
Важнейшей особенностью современного человека, как биологического вида, является отсутствие инстинктов – наследственно, в самом строении организма закрепленного отношения к определенным объектам внешней среды. Поэтому у человека способы удовлетворения органических потребностей имеют не животно-биологический, а общественно-исторический характер. В связи с этим следует различать:
У животных биологические потребности в собственном смысле слова – органические потребности, наследственно связанные с механизмом специфического отношения к объектам внешней среды и этим предопределяющие тип жизнедеятельности.
У человека органические потребности (органические, но не биологические потребности), не связанные с механизмом специфического отношения к объектам внешней среды и не предопределяющие тип жизнедеятельности.
 
5. К каким последствиям в развитии современного человечества приводит ослабление инстинктивных отношений к миру у предковых форм человека?
Ослабление инстинктивных отношений к миру необходимо требует совершенствования характера и содержания способов ориентировки и способов организации деятельности.
Способы приспособления к меняющимся условиям среды на основе эволюционно-биологического преобразования организма, в человеческих сообществах замещаются способами изменения природной среды на основе накопления общественно-исторического опыта.
Задачи приспособления к меняющимся условиям среды в человеческих сообществах переносятся с процессов эволюционно-биологического преобразования организма на процессы изготовления вспомогательных орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают построение человеческой культуры путем преобразования природной среды.
 
Значение орудийных средств в развитии человеческой психики.
Различия человеческих орудий (орудийных средств) и вспомогательных средств у животных
 
1. Чем характеризуется использование животными вспомогательных средств?
Вспомогательные средства животных имеют ряд функциональных особенностей: а) не заготавливаются впрок; б) не имеют постоянного рабочего назначения; в) их функция не закреплена в их форме; г) они не связаны с системой общественного производства; д) не «предмет-орудие» определяет специфику действий животных, а наоборот, поведение животных определяет характер применения «предметов-орудий».
 
2. Что меняется в составе человеческой деятельности в результате использования орудийных средств?
Использование материального орудия-средства существенно меняет строение деятельности путем выделения отношений: а) между предметом, на который направлено действие (целью) и орудийным средством; б) между орудийным средством и субъектом.
В результате система орудийных операций начинает выделяться в составе различных деятельностей и действий, фиксироваться и выступать перед субъектом объективно, в качестве общественных образцов правильного использования орудийных средств.
·      В орудии обобщается и фиксируется образ действия в определенных предметных отношениях (ситуациях, условиях). Орудие фиксирует и обобщает: а) способ выполнения операции; б) свойства предметов, на которые оказываются орудийные воздействия.
·      В последующем такие обобщения могут отделяться от орудия, фиксируясь в форме словесных значений.
Поэтому в зависимости от того, к какой среде принадлежит субъект – естественной или общественной – материальное средство выступает как центр одной из двух групп операций:
·      Система непосредственных ручных операций, эволюционно сложившихся в процессе действия рукой, как натуральным органом-орудием: орудие подчиняется системе естественных операций руки.
·      Система орудийных операций, фиксированных за орудием в процессе совершенствования общественного труда: рука подчиняется системе орудийных операций. При этом одна и та же орудийная операция у разных людей может обслуживаться различными комплексами мышечных движений (см. Н.А. Бернштейн).
 
3. Каковы отношения между орудийными действиями и специфическими формами человеческого мышления?
Мышление не является причиной перехода от ручных операций к орудийным операциям. Наоборот, замена в антропогенезе ручных операций орудийными, в основе которой лежит освоение общественных форм отношений к вещам, ведет к формированию и развитию собственно человеческого мышления.
Замещение словами (языковыми средствами) в совместных формах человеческой деятельности предметов и явлений, а также способов их преобразования с помощью орудий, лежит в основе формирования и развития надситуативного символического мышления и лингвистических составляющих человеческого сознания (см. ниже).
 
Теория генезиса и функциональной структуры психики человека.
 
Существует три группы фактов, свидетельствующих об основных направлениях формирования и развития различных психических функций:
Большое сходство условий, от которых зависит успешность результатов, как познавательных психических процессов, так и внешней деятельности (сосредоточенность, мотивированность и т. д.).
Данные о неизменно наступающем сокращении первоначально развернутой психической деятельности (ориентировки) при решении аналогичных задач: перцептивных, внешних предметно-практических, мыслительных (умственных).
Факты, свидетельствующие о том, что новые задачи исходно легче решаются с опорой на предметы и изображения, трудней – в громком рассуждении, и наиболее трудно – «про себя», в форме умственных действий.
 
1. Какие процессы лежат в основе восприятия и обеспечивают построение перцептивных образов?
Развитие процессов восприятия и формирование перцептивного образа есть результат ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые субъект с опорой на органы чувств выполняет по отношению к исследуемому (воспринимаемому) объекту.
Такие операции и действия могут носить стихийный характер, но могут быть организованы в определенные последовательности и структуры, и контролироваться субъектом.
Выполняемые органами чувств последовательные, развернутые во времени (сукцессивные) ориентировочно-исследовательские операции по отношению к привычным объектам и предметным ситуациям, автоматизируясь, приобретают одномоментно обозреваемый (симультанный) характер перцептивных схем-образов.
 
2. Какие процессы лежат в основе формирования предметно-практических действий?
В предметно-практических действиях ориентировочная часть протекает в плане восприятия, а исполнительная часть располагается среди вещей во внешнем мире. Формирование предметно-практических действий имеет ряд этапов:
·      Пооперациональное выполнение действия, где вслед за каждым промежуточным этапом выполнения ориентировочных операций выполняется отдельная исполнительная операция.
·      Объединение ориентировочных компонентов в последовательно протекающий целостный процесс, который опережает выполнение внешних операций исполнительной части действия.
·      Объединение ориентировочных и исполнительных компонентов предметно-практического действия в целостный процесс.
·      Налаживание и автоматизация сначала ритмических, а затем темповых характеристик ориентировочных и исполнительных составляющих действия.
По мере формирования нового предметно-практического действия характер внимания и контроля над его выполнением изменяются. Первоначально новое действие, которое расположено между субъектом и объектом, требует полного сосредоточения внимания на себе. По мере овладения новым действием внимание смещается на объект, а действие приобретает автоматизированность и индивидуальную выразительность.
 
3. Как образуется «внутренний» план умственных действий?
У человека ориентировочные и исполнительные операции, лежащие в основе предметно-практических действий могут фиксироваться в речевой форме и преобразовываться в действия умственные – формируется «внутренний» умственный план действий.
Из конкретного содержания предметов и ситуаций выделяются (абстрагируются) свойства, связи, отношения, которые необходимо учитывать и использовать для реализации определенного материального действия. Такие свойства, отношения, связи выделяются, но не отделяются от предметных ситуаций, образуя исходные абстракции. Когда такие абстракции закрепляются за отдельными словами, преобразуясь в значения, они отделяются от предметных ситуаций и образуют умственный план возможных действий.
 
4. Как образуется мышление? Что выступает в качестве единицы мышления?
Мышление предполагает такие задачи, условия и способы решения которых: а) находятся вне испытуемого; б) полностью не открываются на основе непосредственного восприятия. Единица мышления – это отдельное предметное действие, перенесенное во внутренний умственный план, производимое с целью узнать, какой результат может быть получен?
Мышление – это интериоризированные ориентировочные и исполнительные компоненты определенного диапазона внешних предметно-практических действий, обеспечивающих установление межпредметных отношений и связей. Отдельная мысль, как психическое явление, есть предметное действие, перенесенное в идеальный план и преобразованное в соответствие с закономерностями психологического механизма интериоризации (см. ниже).
 
5. В чем заключается основное отличие мышления человека от мышления животных?
Мышление животных ограничено полем непосредственно воспринимаемых межпредметных отношений и связей.
Мышление людей, в отличие от мышления животных, позволяет выделять: а) внешние, непосредственно наблюдаемые межпредметные отношения и связи; б) скрытые недоступные для непосредственного наблюдения межпредметные отношения и связи (сущностные, причинные основания вещей). Человек различает воспринимаемые явления и их внутреннюю не наблюдаемую сущность.
При этом то, что происходит у человека в умственном плане, осознается им как отличное от того, что происходит во внешнем плане. Поэтому у человека следует различать два типа постановки целей, которые предполагают разные способы установления межпредметных связей и отношений:
·      В качестве цели выступает то, что имеется в объективном мире и составляет предмет достижения в конкретных материально-ситуативных предметных условиях.
·      В качестве цели выступает то, чего нет, и что должно быть изготовлено в соответствие с планами или образцами, которые с опорой на речевые действия фиксируются в умственном плане представлений и понятий.
 
6. Что лежит в основе фиксируемых актуализируемых в сознании человека представлений и понятий?
Между предметом и представлением или понятием, фиксированным с помощью языковых средств, всегда стоит схема определенных операций и действий. Процессы построения и формирования полноценных понятий заключаются в овладении субъектом такими схемами операций и действий.
Во «внутренний» умственный план переносятся: а) схемы (способы) выделения существенных предметных признаков, свойств, а также межпредметных отношений и связей при исследовании и распознавании объектов; б) схемы (способы) организации действий с объектами, обеспечивающие их функциональное использование или преобразование.
Умственные схемы действий становятся средствами решения задач по отношению к определенному диапазону предметных ситуаций – «оперативными схемами мышления». При этом до тех пор, пока схема мышления имеет развернутый во времени внешний речевой характер, она замедляет эффективность процессов мышления. Поэтому внешне речевые формы организации мышления постепенно замещаются внутри речевыми и сокращенными.
 
7. Каковы функциональные составляющие психики человека?
Психическое развитие человека заключается в приобретении разнообразных средств и способов организации ориентировочных операций и действий, которые образуют образ мира, и на основе которых строятся все более сложные формы поведения и деятельности.
Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений – это функциональные составляющие психической деятельности субъекта, которая включает:
Потребности и мотивы, побуждают и направляют ориентировочные действия на выделение в мире объектов и условий, которые обеспечивают сохранение и расширение возможностей для жизнедеятельности.
Ощущения – исходный уровень ориентировочных операций, которые осуществляются органами чувств: а) во внутренней среде (интерорецепция), б) во внешней окружающей среде (экстерорецепция), в) в собственных движениях и перемещениях (проприорецепция) – на основе которых формируются и организуются все более сложные формы ориентировочных операций и действий (восприятие и мышление).
Восприятие обеспечивает ориентировку субъекта во внешнем предметно разделенном поле жизнедеятельности на основе построения предметных образов путем структурной организации сенсорных данных (ощущений различной модальности).
Память и представления обеспечивают ориентировку в событиях и ситуациях, которые человек в данный момент непосредственно не воспринимает, но может актуализировать (репрезентировать) в форме вторичного образа (представления): а) ориентировку в событиях и ситуациях, которые человек в данный момент непосредственно не воспринимает с помощью органов чувств; б) ориентировку путем соотнесения действий во времени: прошлое и настоящее, настоящее и будущее.
Мышление, воображение и память обеспечивают ориентировку: а) в межпредметных связях и отношениях при решении различных проблем и задач; б) ориентировку в прогнозировании событий и явлений, а также планирование на этой основе своего поведения и действий; в) организацию и структурирование различных средств и способов ориентировки: знаний, представлений, жизненного опыта (рефлексия).
Эмоции и чувства служат ориентировке субъекта (личности): а) в изменениях внутренней среды организма и актуализирующихся потребностях; б) в значении и смысле разнообразных событий и явлений для субъекта путем возникновения пристрастного отношения к ним на основе субъективного переживания и оценки.
Воля представляет особую форму ориентировки личности в ситуациях, где интеллектуальной и эмоциональной ориентировки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях моральной ответственности (ответственности перед другими людьми и обществом), требующих принятия того или иного решения.
Внимание это: а) механизмы, обеспечивающие избирательную направленность и сосредоточенность психической ориентировки; б) действия самоконтроля, которые осуществляются про себя, сокращенно, автоматизировано, это заключительный этап усвоения операций и действий внешнего развернутого контроля над выполнением других действий (см. ниже).
Психические свойства (характер, способности, личностные качества) – устойчивые параметры и качественные особенности протекания психических процессов в разных ситуациях, которые складываются на основе воспроизводимых субъектом (личностью): а) устойчивых форм ориентировки в определенном диапазоне предметных и социальных ситуаций; б) устойчивых форм нравственно-этической ориентировки, осмысления и эмоционального оценивания ситуаций; в) устойчивых форм организации поведения в сходных ситуациях.
Язык (речевые действия), включаясь во взаимодействия между людьми в совместной деятельности, обеспечивают формирование высших психических функций и сознания – собственно человеческих форм произвольной организации ориентировки и поведения в окружающем мире (см. Л.С. Выготский).
 
Теория когнитивных и лингвистических составляющих сознания человека.
 
1. Какие составляющие образуют сознание человека?
Следует противопоставлять представления и понятия, с одной стороны, и языковые значения, с другой. В связи с этим следует различать две стороны общественного сознания:
Познавательное, когнитивное сознание – совокупность представлений, которые приобретает субъект в процессах непосредственно-чувственного взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира.
Языковое, лингвистическое сознание – совокупность значений и всех форм лексических и грамматических категорий, которые: а) представлены в естественных языках; б) фиксированы в ограниченном наборе знаково-символических средств; в) четко соотнесены с определенными условиями их применения в человеческой деятельности.
 
2. Какие ориентировочные операции и действия соответствуют когнитивным и лингвистическим составляющим в сознании человека?
Следует различать два направления формирования и развития ориентировочных действий человека:
Познавательная ориентировка в целесообразном преобразовании объектов, которая: а) исходно обеспечивается функционированием органов чувств и предметно направленными действиями; б) лежит в основе формирования когнитивных составляющих сознания.
Ориентировка в организации совместной деятельности и в организации передачи сообщений, которая: а) исходно обеспечивается речевыми действиями; б) лежит в основе формирования лингвистических составляющих сознания.
 
3. Каковы отличительные особенности когнитивных и лингвистических составляющих в сознания человека?
Когнитивные и лингвистические составляющие сознания человека образуют единство, но имеют ряд существенных различий:
 
Когнитивные составляющие сознания
Лингвистические составляющие сознания
Включены в систему отношений между субъектом и вещами (предметным миром).
Включены в систему взаимодействий и отношений между людьми.
Являются продуктом познания вещей (объектов) и служат средством для ориентировки при организации действий с этими вещами.
Сложились как средства организации совместной деятельности путем такого сообщения о вещах, которое создает определенное представление о них и настраивает слушателей действовать в желаемом направлении.
Условиями познания и понимания служат ориентировочные операции и действия субъекта, опирающиеся на активность органов чувств и мышления, обеспечивающие организацию и верное выполнение предметных действий.
Условиями понимания речи служат не только органы чувств и не столько мышление, сколько: а) со стороны слушателя – сопереживание речевого сообщения и согласование операций и действий с операциями и действиями говорящего; б) со стороны говорящего – соответствие поведения слушателя цели речевого сообщения.
Предполагает полноту и четкость воспроизводства характеристик объектов в психическом образе. Критерием служит практика как согласование фактических результатов процесса с тем, что ожидалось согласно исходным представлениям о вещах (критерий – истинность).
Предполагает не полноту отражения действительности, а прицельный набор таких средств сообщения, которые в определенных, общественно установленных условиях: а) придают определенную характеристику объектам, обеспечивая выделение определенных межпредметных отношений и их желаемое понимание; б) обеспечивают соответствующее поведение по отношению к таким объектам (критерий – понятность и согласованность взаимодействий).
По отношению к предметной (внеязыковой) действительности не нормативно и является индивидуальным.
В своем применении языковое сознание по отношению к внеязыковой действительности является нормативной и относительно однозначной системой средств и способов организации действий и деятельности. Каждый естественный язык в той мере открыт для новых средств речевого сообщения, в какой они улучшают возможности сообщения и руководства взаимным поведением людей.
 
4. Как формируются надситуативные формы символического мышления человека?
Замещение словами (языковыми средствами) в совместных формах человеческой деятельности предметов и явлений, а также способов их преобразования, лежит в основе формирования и развития надситуативных форм символического мышления.
При этом исходно внешняя развернутая и вследствие этого громоздкая речь, формирующаяся в актах общения, по мере совершенствования языковых способностей у субъекта, начинает затруднять движение индивидуального мышления. Формируются приемы сокращенного и автоматизированного использования речи «про себя», которые обеспечивают более эффективную организацию мышления путем формирования и развития умственных действий.
 
5. Что лежит в основе временного сокращения и повышения содержательной обобщенности процессов мышления человека?
Как в повседневное, так и в научное мышление постоянно вводятся новые знаково-символические средства, которые замещают повторяющиеся развернутые знаково-символические последовательности и схемы, организующие и направляющие умственные действия. Этим обеспечивается увеличение: а) сокращенности и скорости; б) обобщенности процессов мышления.
 
6. Как изменяется содержание оперативных схем мышления, организуемых знаково-символическими средствами?
В младшем школьном возрасте в мышлении ребенка происходят значительные изменения, которые затрагивают не столько предметную отнесенность знаний, сколько общие оперативные схемы мышления:
·      Мыслительные операции и действия начинают осуществляться: а) не только по отношению к непосредственно наблюдаемым свойствам, с которыми отождествляются предметы и явления; б) но и по отношению к внутренним, скрытым от непосредственного восприятия, свойствам предметов и явлений.
·      Ребенок в организации действий переходит: а) от отождествления предметов и явлений с их наблюдаемыми свойствами; б) к пониманию существенных, скрытых от непосредственного восприятия свойств предметов и явлений.
·      Такие преобразования в оперативных схемах мышления возникают на основе овладения ребенком: а) умениями занимать общественно выработанные объективные познавательные позиции; б) умениями выделять общественно выработанные объективные критерии для анализа и объяснения предметов и явлений.
 
6. Как в научной деятельности фиксируются и разделяются когнитивные и лингвистические составляющие научных и обыденных знаний?
Когнитивные составляющие научного сознания – научные понятия, научные знания – могут искажаться и терять свою однозначность в связи с влиянием лингвистических составляющих обыденного сознания – тех значений естественного языка, которые связаны с обыденными приемами речевых взаимодействий, а также национальными, возрастными, мотивационными, эмоционально-оценочными и другими особенностями всякого языкового сознания. Это преодолевается путем установления конвенциональной интернациональной терминологии, а также разработки искусственных знаково-символических систем («языков науки»).
 
Теория формирования умственных действий человека на основе механизма интериоризации.
Организация процесса планомерного поэтапного формирования умственных действий.
 
1. Что представляют собой знания как психические образования?
Любые знания (представления, понятия) – это ориентировочная основа определенного диапазона действий, это психические образования, производные от внешних действий и особенностей их усвоения.
 
2. Какова психологическая структура человеческого действия?
Человеческие действия включают ориентировочную часть (которая, как правило, упускается и не регистрируется в констатирующих, «срезовых» исследованиях психических функций) и исполнительную часть. В содержание ориентировочной части входят:
·      Образы, представления и понятия, в которых представлена для субъекта окружающая действительность.
·      Идеальные действия (действия в плане восприятия и умственные действия), которые производятся в плане образов и понятий над образами и понятиями.
Ориентировочная часть действия включает ряд операциональных компонентов:
·      Построение образа наличной ситуации, в которой предстоит действовать.
·      Установление объективного значения отдельных компонентов ситуации для актуальных интересов и мотивов действующего субъекта (личностный смысл).
·      Составление плана предстоящих действий (у животных – пути достижения объекта).
·      Ориентация действия в процессе его выполнения: а) контроль над исполнением; б) коррекция всевозможных отклонений.
 
3. Каковы условия преобразования предметно-практического действия в действие умственное?
Преобразование предметно-практического действия в действие умственное включает несколько этапов, имеет ряд параметров и предполагает наличие ряда необходимых условий:
·      Условия, обеспечивающие построение заданного действия.
·      Условия, обеспечивающие приобретения действием намеченных свойств.
·      Условия, обеспечивающие перевод действия в умственную форму.
При специальной организации таких условий становится возможным планомерное поэтапное формирование умственных действий в процессе обучения.
 
Условия, обеспечивающие построение заданного действия.
Эта группа условий предполагает наличие внешней ориентировочной основы для верного выполнения действия (схемы ООД), которая предполагает: а) четкое предъявление исходного предмета преобразования и конечного продукта с их характерными показателями; б) определение последовательности операций, обеспечивающих выполнение действия; в) указание необходимых орудий, средств и способов их использования. При этом следует различать:
·      а) Орудия и средства ориентировочной части; б) орудия и средства исполнительной части.
·      а) Объективные звенья действия, необходимые для его верного выполнения; б) субъективное (психологическое) членение действия на операции – отдельные шаги учащегося (постепенно увеличивающиеся) на схеме ООД.
 
Условия, обеспечивающие приобретение действием намеченных свойств.
Эта группа условий предполагает анализ действий и операций по различным психологическим основаниям, и установление конкретных свойств, которыми должно характеризоваться будущее действие. В качестве существенных свойств любого действия могут быть выделены:
Первичные (исходные) объективные свойства (наблюдаемые и регистрируемые параметры) любого действия:
Форма объектов, с которыми производится действие:
·      Движения собственного тела и физиологические процессы.
·      Материальные объекты и явления, а также наглядные образцы способов их преобразования.
·      Представленные в форме слов, знаков и символов «материализованные объекты», а также способы их преобразования. При этом знаково-символические средства («материализованные объекты») замещают реальные предметы и явления, которые субъект должен уметь актуализировать в умственном плане в форме представлений и понятий.
·      Представляемые объекты в форме: а) наглядных образов; б) в форме понятий.
Полнота операций – степень развернутости и последовательности исполнительных операций, необходимых для верного выполнения действия.
Мера дифференцированности действия – степень отделения существенных свойств от несущественных при: а) ориентировке в признаках и свойствах определенной предметной ситуации; б) при организации и выполнении действий в предметной ситуации.
Временные показатели – ритм и темп выполнения действия.
Силовые показатели – величина и распределение усилий при выполнении действия.
Вторичные (производные) свойства действий – желаемые свойства действий, которые: а) производны от первичных свойств; б) могут приобретать умственные формы.
Разумность – ориентировка выполняемого действия на его объективные, существенные отношения. За разумностью действия скрывается:
·      Способность субъекта проследить то, что происходит на протяжении каждой отдельной операции, и как происходит переход от одной операции к последующей.
·      Способность субъекта выделять существенные для выполнения действия свойства и особенности в разных предметных ситуациях и условиях.
Обобщенность – умение выделять существенные отношения из разнообразия конкретных условий, в которых приходится выполнять действие. За обобщенностью действия скрывается схема ООД и умение использовать такую схему по отношению:
·      К разным предметным типам материала.
·      К разным логическим типам материала: а) имеются все необходимые, и только необходимые признаки; б) имеются необходимые и избыточные признаки; в) имеются не все необходимые признаки; г) имеются не все необходимые и еще избыточные признаки.
·      К разным психологическим типам материала, которые зависят от соотношения наглядно представленных и понятийных характеристик. При этом между наглядными и понятийными признаками предметной ситуации возможны разные отношения: а) наглядные и понятийные характеристики совпадают; б) в наглядном плане признак имеется, а в понятийном отсутствует; в) в наглядном плане признак отсутствует, а в понятийном имеется.
Сознательность – возможность дать словесный отчет о выполняемом действии понятный другому человеку.
Критичность – умение давать оценку, объяснение, обоснование тем критериям, на которые опирается ориентировочная часть действия.
Мера овладения действием (освоенность) – уровень выполнения, скорость, автоматизированность, степень субъективных усилий при выполнении действия.
За освоенностью действий скрывается доступный субъекту уровень выполнения действия:
·      Прослеживание действия, выполняемого другим человеком (в плане восприятия).
·      Уровень материального действия, выполняемого с реальными объектами, или материализованного, выполняемого со знаково-символическими объектами.
·      Уровень действий в громкой речи с опорой, а затем без опоры, на предметы (выполнение материального или материализованного действия, организуемого речью, в умственном плане).
·      Уровень умственных действий «в форме развернутой речи про себя» (умственное действие организованное и опирающееся на развернутую речь «про себя»).
·      Уровень умственных действий в форме внутренней сокращенной речи (автоматизированные сокращенные умственные действия, опирающиеся на сокращенные формы артикуляции «про себя»).
 
Условия, обеспечивающие перевод действия в умственную форму.
Эта группа условий предполагает организацию планомерного поэтапного формирования умственных действий. На каждом из этапов учебные средства и организуемые условия обеспечивают решение разных задач: а) материально-материализованные средства создают возможность осуществить предметное действие, продуцирующее знания; б) вербальные средства обеспечивают социализацию, осознание и интериоризацию действия.
 
1 этап: формирование адекватной мотивации на освоение действия и его осуществление.
На этом этапе формируется позитивное отношение субъекта к содержанию предметного материала и предметных действий, намеченных для усвоения. Мотивация заключается в активном выделении в предмете и в предметном действии того, что важно для учащегося (следует различать внешнюю и внутреннюю мотивацию).
 
2 этап: построение знаково-символической схемы (карты) ориентировочной основы действий (ООД).
На этом этапе выделяется и графически фиксируется система ориентиров и указаний, которые необходимо учитывать для верного выполнения действия.
Задачи, решаемые построением ООД:
·      Показать «развернутое» действие – состав операций в их взаимных связях.
·      Обобщить действие по необходимым и достаточным (существенным) свойствам.
Функции ООД:
·      Обеспечивает внешнюю опору для организации и выполнения действий.
·      Позволяет выделить, зафиксировать и раскрыть существенные межпредметные отношения и связи.
·      Обеспечивает одновременную целостную (симультанную) обозреваемость представленного материала.
Содержание ООД предполагает организацию ориентировки учащегося в двух аспектах:
·      В существенных для организации действия признаках объектов и их пространственной организации (симультанная структура).
·      В последовательности операций, обеспечивающих верную ориентировку, планирование, а также контроль и коррекцию в процессе выполнения действия (сукцессивная структура).
В зависимости от характера формируемого действия ООД может включать:
·      Схемы предметных условий, объектов преобразования и предполагаемых результатов, в которых фиксируются существенные для организации действия признаки с заданными показателями.
·      Наглядные формы выполнения действий, которые демонстрируют «мастера своего дела» и которыми должен овладеть учащийся; также с четко выделенными, заданными показателями.
·      Предметный материал действия, с показателями его пригодности для получения намеченного продукта.
·      Орудийные и знаково-символические средства (и их свойства), с помощью которых реализуются действия, указанные в порядке их подготовки к действию и применения.
·      Общий план действия (алгоритм).
Основания для выделения типов ООД:
·      По наличию сведений о компонентах действия – полная, не полная, избыточная.
·      По широте класса объектов, к которым может применяться осваиваемое действие – конкретная или обобщенная.
·      По способу получения – самостоятельно построенная субъектом или предоставляемая в готовом виде.
Три основных типа ООД:
·      1 тип. Неполная, конкретная, полученная самостоятельно: субъект стихийно обращает внимание на внешние формы предмета преобразования, действия и его продукта.
·      2 тип. Полная, конкретная, в готовом виде: субъекту задаются все основные ориентиры и указания для верного выполнения конкретного действия.
·      3 тип. Полная, обобщенная, в готовом виде: субъекту задаются средства (эталоны, критерии, меры) и методы анализа объектов (выделение основных единиц соответствующей области науки и общие правила их сочетания в конкретных объектах), которые позволяют самостоятельно и верно выполнять любые действия в изучаемой области.
В ориентировочной основе действия выделяются познавательные, планирующие и контрольные операции. Контрольные операции, по мере сокращения и автоматизации ориентировки, превращаются в процессы внимания (см. ниже).
 
3 этап: формирование желаемых свойств действия в соответствии со схемой ООД в материальной или материализованной форме:
На этом этапе осуществляется овладение развернутым выполнением действий в материальном (с реальными объектами) или материализованном (с использованием графических изображений, знаков, символов) плане. При этом действия организуются и выполняются с опорой на материализованную запись – схему ООД.
 
4 этап: перенесение действия в социализированный речевой план и отработка его выполнения в громкой речи.
На этом этапе существенные для выполнения действия характеристики условий и объектов фиксируются в речевых действиях и последовательно проговариваются в соответствие с текущими операциями. Позднее такие характеристики «отрываются» от конкретных вещей и становятся абстракциями – представлениями, понятиями, знаниями.
Действие приобретает форму суждений и рассуждений, обращенных к другому человеку. При этом требуется варьирование разнообразных способов речевого проговаривания.
 
5 этап: перенесение действия во внутренний умственный (идеальный) план.
На этом этапе выполнение действия во внешней социализированной речи преобразуется в выполнение действия в форме «развернутой социализированной речи про себя». По мере сокращения и автоматизации речевой формы выполнения действия ведет к формированию умственной формы выполнения действия.
 
Теория формирования психологических механизмов внимания человека.
Внимание как интериоризация контрольно-корректировочных операций, входящих в состав действий.
 
Два факта, лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания: во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс – оно открывается как избирательность, направленность, последовательность, сосредоточенность субъекта, обеспечивающая любую форму деятельности; во-вторых, внимание не имеет своего самостоятельного, специфического продукта.
 
1. Что входит в состав любого умственного действия?
Умственные действия представляют собой двойные образования: а) воспроизводимое в форме представлений и понятий предметное содержание; б) психические операции и действия, направленные на преобразование такого предметное содержание (собственно процессы мышления).
 
2. Как преобразуются различные составляющие внешнего предметно-практического действия по мере их интериоризации и формирования умственного действия?
Любое действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Когда действие становится умственным и сокращенным то:
·      Ориентировочная часть действия превращается в построение образа-представления определенной предметной ситуации и возможных действий в такой ситуации («понимание»).
·      Исполнительная часть действия преобразуется в автоматизированную последовательность выполнения операций в умственном плане над содержанием определенной предметной ситуации.
·      Контрольная часть действия преобразуется в акт обращения «Я» субъекта на мыслимый предмет действия и его умственные преобразования.
 
3. Что в составе интериоризированного действия образует механизмы умственно регулируемого внимания?
Контрольная часть действия, становясь умственной, автоматизированной и сокращенной, образует внимание.
На первых этапах своего формирования действия умственного контроля сами требуют внешних средств для организации внимания. При этом не всякий контроль есть внимание (например, контроль после выполнения действия), но всякое «внимание» означает особую форму текущего и опережающего контроля в процессе выполнения действия.
Механизмы умственно регулируемого внимания представляют собой интериоризированные формы контроля осуществляемые над умственными действиями, которые направлены на предметное содержание, актуализированное в форме представлений и понятий.
 
4. Как особенности развития умственных форм внимания субъекта зависят от способов интериоризации и сокращения контрольной части действия?
В зависимости от того, как осуществлялось сокращение контрольной части действия – стихийно или путем планомерного усвоения – будут автоматизироваться различные механизмы умственного внимания:
·      Автоматизация стихийного складывающегося контроля над выполняемым действием образует непроизвольные формы внимания.
·      Автоматизация произвольно организованного опережающего контроля над выполняемым действием, исходно опирающегося на осознаваемые критерии, образует произвольные формы внимания.
 
5. Каковы необходимые условия, обеспечивающие формирование произвольных форм умственного внимания при выполнении определенного диапазона действий?
Для развития у субъекта новых приемов произвольного внимания необходимо, наряду с формированием умений выполнять новые действия, параллельно формировать умственный автоматизированный план опережающего контроля их выполнения, включающий пооперациональную проверку хода и верности получаемых результатов.
Организация произвольного контроля предполагает два взаимосвязанных типа операций: а) установление порядка операций и действий контроля; б) выделение четких критериев, на которые ориентируются контрольные операции и действия (объекты, предметы, их свойства, которые требуется контролировать).
При планомерном усвоении (по мере преобразования в умственную форму и сокращения) контрольная часть действия осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и преобразуется в опережающий образ пооперационального получения результатов при выполнении действия. Этим объясняются два основных свойства внимания – избирательность и положительное влияние на деятельность, с которой оно связано.
 
6. Как произвольный контроль влияет на автоматизированные приемы организации и выполнения действий?
Целенаправленное формирование произвольного контроля может вести к разрушению автоматизированных действий, так как действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.
При этом в процессах произвольного преднамеренного совершенствования навыков может наблюдаться временное снижение эффективности выполнения определенных действий.
Контроль, направленный на физиологические процессы может приводить к психогенным нарушениям и заболеваниям – неврозам.
 
Литература:
Гальперин П.Я.  Развитие исследований по формированию умственных действий. // «Психологическая наука в СССР». Том 1. – М., 1959.
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л.  Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
Гальперин П.Я.  Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.
Гальперин П.Я.  Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985.
Гальперин П.Я.  Психология как объективная наука. – М.- Воронеж, 1998. – 480с.
Гальперин П.Я.  Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter