Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Лернер П. С. "Дизайнерская разработка" для учащихся профильных классов

Автор: П. С. Лернер

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ИСМО РАО
Межшкольный учебный комбинат "Хамовники"

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

"ДИЗАЙНЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА"
для учащихся 10-х профильных классов

1. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ "ДИЗАЙН"

1.1. Рассмотрите книги или журнальные публикации, в которых встречаются слова "дизайн", "художественное конструирование" (например, в ж. ИСОТ: инструменты, станки, оборудование, технологии, 2002, # 2(17), стр. 34-35 или в интернете) и ответьте на следующие вопросы:
Что является объектом дизайна?
Есть ли и в чем принципиальное отличие дизайна от декоративного искусства?
Какие технические достижения способствовали развитию современного дизайна?
Красивые вещи делает мастер, то есть человек с инструментом в руках. Вещи, нас окружающие, сделаны машинами, станками. Можно ли от таких вещей ожидать, чтобы они были красивы? И вообще, насколько допустимо применять слово «красивый» к вещам, сделанным индустриальным, то есть машинным, способом?
В какой мере предполагается квалифицированность человека, оценивающего дизайн какого-либо изделия?
Приведите доказательные примеры применения различных знаний при создании дизайнерских разработок?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу дизайна.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности учащихся.

1.2. Рассмотрите несколько определений дизайна. КАКОЕ из них наиболее близко Вашему пониманию? Обоснуйте свое мнение.
Дизайн (англ. design) - проект, разработка, рисунок, чертеж; про-ектирование, рисование, черчение.
Дизайн - практика проектирования полезных и красивых вещей.
Дизайн - метод выявления и представления сущности создаваемого и выставляемого на рынок изделия.
Дизайн - внешний вид и качество изготовления предмета, вещи.
Дизайн - теория и практика упорядочности беспорядочного предмет-
ного мира, гармонизации его.
Дизайн - метод проектирования с учетом ограниченности ресурсов.
Дизайн - фирменный стиль изделия.
Дизайн - повышение эстетической ценности предметов и технических объектов.
Дизайн - учет человеческого фактора в инженерном проектировании.
Дизайн - художественное конструирование.
Дизайн - системный подход к проектированию различных вещей.
Дизайн - часть маркетинга, способ продвижения товара на рынок.
Дизайн - вид художественного творчества.
Дизайн - материализованный, вещный способ общения между проекти¬ровщиком (художником-конструктором) и потребителем (покупателем, поль¬зователем).
Дизайн - проектирование как процесс осознания деятельности.
Все эти и вероятно другие существующие определения, в принципе, отражают суть дизайна, хотя ни одно из них не является полным и абсо¬лютно правильным. Более того, такого определения нет и не может быть, так как каждый думающий человек предвносит в него свое собствен¬ное представление.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов и мнения учащихся.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся в процессе обсуждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности учащихся.

2. ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ИЗДЕЛИЙ

2.1. Проделайте эксперимент. Положите на стол какое-либо знакомое изделие (например, авторучку, часы) и попробуйте оценить его качества. Дело окажется сложным. Положите еще одно-два-три аналогичных изделия разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качества каждого изделия по, например, таким критериям:

Удачность размеров, формы
Удачность выбора материала
Удачность выбора цвета
Удачность нюансов формы
Удобство пользования
Удачность конструкции деталей изделия
Оправданность предполагаемой цены
Стиль изделия


Могли бы Вы дополнить перечень критериев для сравнения потребительских качеств изделий, дизайнерских разработок?

2.2. Искусством, в том числе декоративно-прикладным, обычно занимаются искусники и искусницы, то есть люди, способные делать очень трудоёмкие работы тщательно и очень аккуратно. В архаичных технологиях (в отличие от современных, машинных) практически ничего нельзя усовершенствовать, ускорить. За сотни лет люди не изобрели (и не изобретут!) способов писать кисточками живописные картины, вязать на спицах, чеканить или ковать металл быстрее хотя бы в два раза.
Выполните 2-3 задания из приведенных ниже.

1. Из бумаги сделайте несколько рамок одного внутреннего размера, но разной формы. Наложите их на один и тот же какой-нибудь рисунок и посмотрите, как меняется восприятие.
2. Возьмите какой-нибудь предмет (авторучка, ранец, калькулятор, пенал) и представьте себе его трех-четырех разных цветов. Какое решение вам кажется наиболее удачным?
3. Возьмите какую-нибудь цветную открытку (с картинкой). Наложив на неё листы белой бумаги так, чтобы менялась композиция – что-то удалено положенной бумагой, что-то вышло на передний край. Теперь получившийся «кадр» увеличьте мысленно до размера открытки. Что получилось: лучще, хуже?
4. На столе выложите несколько предметов ( например, слесарных инструментов или столовых приборов; можно даже вместе). Положите предметы так, чтобы получившаяся композиция вам понравилась.
5. Возьмите спичечный коробок. Оклейте его бумагой (белой или цветной) или обтяните тканью. Другими материалами, красками и чем хотите преобразуйте образ коробка до неузнаваемости.
6. В вашем распоряжении ворох старых газет. Не пользуясь ножницами, но используя нитки создайте из газетной бумаги что-нибудь интересное. Если надо по замыслу, можно бумагу подкрасить.

2.3. Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы.

1. Красивый ли был автомобиль, на котором ездил Штирлиц?
2. Мода создаёт действительно красивые вещи или просто другие, новые?
3. Были ли во времена молодости ваших бабушек и дедушек модные вещи?
4. Можно ли считать, что модные вещи те, которые по экономическим причинам не могут иметь все?
5. Справедливо ли, что модная вещь стоит существенно дороже?
6. Насколько важна для дизайнера интуиция? Или ему нужен чёткий расчёт?
7. Знаете ли вы фамилию хотя бы одного известного в мире дизайнра?
8. Если бы вы приобретали телефонный аппарат, какие требования вы бы к нему предъявили с позиций дизайна?
9. Распространяется ли влияние моды на самолеты, подводные лодки, танки?
10. Найдите в англо-русском словаре слова design и handkraft. Понятно ли вам различие?

Групповое занятие
— Обсуждаются результаты выполнения заданий.
— Обсуждаются версии ответов и мнения учащихся.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся в процессе обсуждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности учащихся.

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ МИНИ-РАЗРАБОТКИ

3.1. Выбирите для себя объект дизайна, то есть изделие, которые Вы хотите усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир; которым Вы хотите удовлетворить действи¬тельные потребности людей.
Однако, художественное творчество, равно как любое другое, является потребностью человека познать себя: свои возможности, способности, подготовленность, волевые качества. Тем самым, в творчесте человек ищет возможности самореализации и самовыражения.
Творчество является процессом сугубо индивидуальным – творит не только мастер, профессионал, умелец (которых много), а неповторимая личность, уникальное «Я». Отсюда большая личная ответственность творца.
К выбору объекта проектирования (дизайна) предъявляются неко¬торые требования:- объект (изделие) должен быть Вам хорошо знаком, понятен и, главное, интересен ;
- будущее новое изделие должно изготовляться промышленным способом с достаточно большой программой выпуска и расчетом на массового потребителя;
- Вы должны иметь предчувствие,что объект позволит Вам реали¬зовать себя в творчестве,что он Вам по силам,что Вы справитесь с пос¬тавленными задачами;
- нет необходимости в оригинальности выбора - пусть будут авто¬ручка, часы, посуда, пенал, сумка, флакон для духов и т.п.
Ничего страшного, если темы будут повторяться в вашем классе - Вы понимаете, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.
Вот, как подсказка, некоторые возможные объекты Вашего дизайнерского творчества:

* Платье для куклы. * Декоративные салфетки. * Вазочка. * За¬бавный сувенир. * Игрушка. * Композиция из растений. * Поздра¬вительная открытка. * Рекламное объявление. * Пуговица. * Блокнот. * Брелок для ключей. * Визитка. * Украшение. * Ошейник для собаки. * Шкатулка.* Мягкая игрушка.* Каминный прибор. * Ювелирное изделие.* Гребень.* Укра¬шение кондитерского изделия.* Логотип фирмы.* Подсвечник.* Карнавальный костюм.* Мужской галс¬тук.* Титульный лист рукописи.* Плакат.* Шуточная ме¬даль.* Очешник.*

Групповое занятие
— Обсуждаются результаты выполнения заданий.
— Обсуждаются версии ответов и мнения учащихся.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся в процессе обсуждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности учащихся.

3.2. Теперь постарайтесь в своей дизайнерской деятельности добиться успеха. Чтобы творить, то есть создавать что-либо действительно новое, надо:
• знать, что и как люди создавали до тебя;
• знать историю того или иного вида искусства, в котором пытаетесь проявить себя;
• овладеть основами ремесла, то есть научиться делать (рисовать, вышивать, вырезать, лепить и т.д.);
• знать свои возможности и способности;
• знать, что себе или другим людям хотите показать, доказать своим творчеством;
• знать тех людей, которых может заинтересовать ваша творческая работа;
• знать, как оценивать свою собственную и других творческую работу.

Групповое занятие
— Обсуждаются результаты выполнения дизайнерских разработок.
— Обсуждаются версии ответов и мнения учащихся.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся в процессе выполнения дизайнерской разработки.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности учащихся.
— Проводится общая рейтинговая оценка творческой работы учащихся.

4. Задайте письменно несколько (не менее пяти!) действительно Вас интересующих конструктивных вопросов о современных искусстве, театре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, ремеслах.

Групповое занятие
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся в процессе выполнения дизайнерской разработки.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности учащихся.

C:\LERNER\PROFSAM\PROFIOBR\DIZprob10.doc

(.) Павел С. Лернер 9 февраля 2003 г. / 13.08.2011 13:26


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter