Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Уваров А. Ю. Групповая работа. Часть 4, последняя.

Автор: А. Ю. Уваров

Уваров Александр Юрьевич. Групповая работа: кооперация в обучении.  — М.: Изд-во МИРОС, 2001. — 224 с. (Часть 4, последняя)
 
Модуль 5. Навыки работы в группе
Слайд   1 из 16
 
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните участникам мастерской, что человек не рождается с умениями работать в группе, что эти умения и выработанные на их основе навыки - результат обучения.
2.      Обсудите возможности «естественного освоения» умений работать в группе. Когда, где и как оно происходит.
Задание группам:
Воспользовавшись структурой «1-2-все», ответьте на три взаимосвязанных вопроса:
§  Какие «социальные» умения нужны для эффективной работы в группе?
§  В каком возрасте (дети, юноши, взрослые) они формируются (зарождаются, становятся, полируются)?
§  В каких ситуациях и как происходит их формирование?
Ожидаемый результат групповой работы – сообщение с перечнем соответствующих умений, оценкой времени и условий их формирования, оценкой ожидаемого уровня автоматизации соответствующих навыков, описание факторов, обеспечивающих их формирование и поддержку. Обратить внимание на различение:
§  профессиональных умений (продавец, менеджер, учитель),
§  общекультурных умения (избиратель, пассажир общественного транспорта, учащийся).
3.      Организуйте презентацию полученного группами материала. Постарайтесь «собрать» представляемый группами материал в общую картину (желаемый результат - накопить иллюстративный материал для ввода четырех групп умений).
4.      Обсудите с участниками мастерской условия для формирования соответствующих умений. Обратите внимание на спортивные игры, туристические походы, влияние театра, кино, ТВ.
5.      Возможный вывод по результатам упражнения: работа в группах - наилучшая организационная форма для освоения коммуникативных навыков. Сформируйте переход к рассказу о четырех пакетах навыков работы в группе.

 Модуль 5. Навыки работы в группе                                                    Слайд  2 из 16
 
Рекомендации ведущему:
1.      Расскажите о четырех пакетах навыков, необходимых для эффективной групповой работы (показаны на слайде). Сравнивает эти пакеты с навыками, которые предложили студенты в ходе выполнения самостоятельной работы, подготовьте переход к обсуждению сводного списка (следующие два слайда).
Вопрос группам: «А надо ли делать исчерпывающий (энциклопедический) перечень навыков групповой работы?»
2.      Организуйте обсуждение этого вопроса в группах (возможная структура работы - «Круглый стол»). Вопросы для обсуждения: станут ли когда-нибудь эти навыки (их перечень и содержание) обязательной, общеизвестной и общепринятой  нормой? Почему – да? Почему – нет? Желательно, чтобы студенты связали эту проблематику с фундаментальными идеями из курса общей педагогики о постоянстве и изменчивости (об общем и особенном) в культуре, обучении и воспитании.
3.      Постарайтесь, чтобы студенты пришли к выводу о том, что работа группы - это динамичный процесс. Перечни необходимых навыков, как и их содержание, - не догма, а руководство к действию. Станут ли они составной частью формальной культуры – зависит от школы, педагогов, от нас с вами. «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется …».
4.      Рассмотрите проблему разграничения содержания общеобразовательной (которая необходима каждому члену демократического общества) и профессиональной компетентности (необходимой учителю, актеру и т.п.). Вопрос для обсуждения: что такое подготовка в области межличностной коммуникации?

Модуль 5. Навыки работы в группе                                         Слайд  3 из 16
 
 
 
 
 
Модуль 5. Навыки работы в группе сотрудничества                          Слайд  4 из 16
 

Модуль 5. Навыки работы в группе                                              Слайд  5 из 16
 
 
 
 
Модуль 5. Навыки работы в группе сотрудничества                          Слайд  6 из 16
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Подведите итоги рассмотрению четырех пакетов навыков групповой работы. Резюмируйте, что при формировании навыка, его сначала надо описать:
·         как выглядит соответствующее поведение,
·         что делает и что говорит пользующийся им человек,
·         как он смотрит и движется,
·         что ожидает от других и какого поведения от него ожидает группа.
 
Задание группам: подготовить описание рассматриваемых навыков.

Модуль 5. Навыки работы в группе                                              Слайд  7 из 16
 
 
 
Модуль 5. Навыки работы в группе сотрудничества                          Слайд  8 из 16
 
 
Задание группам: На основе выполненных описаний, подготовить плакаты для обучения школьников каждому из перечисленных навыков (работа выполняется в парах, с проверкой полученных результатов внутри групп). Описания размещаются на стенде. Группы сравнивают подготовленные описания и корректируют их (можно использовать структуру «Мозаика»: по одному представителю от каждой группы образуют «форум» для сравнения подготовленных группами описаний отдельных навыков. Вернувшись в группы, они докладывают о результатах своей работы).

Модуль 5. Навыки работы в группе                                                              Слайд 9 из 16
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      В результате обсуждения приведите участников мастерской к идее о том, что техника формирования навыков работы в группе аналогична технике формирования других навыков.
2.      Рассмотрите в качестве примера формирование навыков руководства. Покажите студентам, что знакомство с навыками руководства необходимо каждому, что эти навыки необходимы, в частности, и для организации эффективной работы группы. «Кто не может руководить, тот не может и подчиняться».
Задание группам: Существует много навыков, связанных с руководством. Сформулируйте примеры таких навыков (по 3 примера от каждой группы).
3.      Заслушайте сообщения групп, суммируйте перечень предлагаемых навыков руководителя на доске. Обсудите значимость всех выделенных навыков. Предложите рассматривать технику формирования навыков на примере трех важных для руководителя навыков:
·         Направлять работу группы,
·         Суммировать (резюмировать)
·         Генерировать идеи
Вариант организации занятий: преподаватель поручает двум студентам (в паре) взять на себя обязанности ведущего мастерской. Студенты организуют проведение занятий по технике отработки навыков. Преподаватель модерирует их работу, помогает им преодолевать трудности, решать возникающие проблемы.

Модуль 5. Навыки работы в группе                                         Слайд 10 из 16
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Разберите состав рассматриваемых навыков (приведены на слайде), предложите студентам привести примеры их использования. Запишите на доске ожидаемые виды поведения человека, демонстрирующего использование каждого из перечисленных навыков.
 
Вариант организации занятий: каждая группа разбирает отдельный навык, а потом делает сообщение для всех.
 
2.      Поведение человека, использующего соответствующий навык, фиксируется на плакате.
Направлять работу группы:
-            используя указания по выполнению работы («В Инструкции сказано…»),
-            переформулируя цели выполняемого задания («Попробуем понять, что от нас хотят …»),
-            предлагая эффективную процедуру (порядок, организацию) выполнения работы («Катя очень красиво пишет. Попросим ее вести …»),
-            указывая на ограничения по времени («У нас осталось всего две минуты. Давайте делать выводы на основе того, что у нас уже есть … »).
Суммировать (резюмировать):
-            кратко излагать суть обсуждавшихся вопросов, точек зрения, предложений,
-            умело выбирать время, форму и интонацию представления резюме, чтобы помочь группе фиксировать результаты работы и продвигаться вперед.
Генерировать идеи:
-            предлагать на обсуждение дополнительные идеи («Мы еще не рассмотрели идею Кати …»),
-            помогать членам группы порождать новые идеи (используя техники критического мышления).
3.    Подготовленные плакаты вывешивается на стену. Ведущий подводит итог работы? «Итак, нам известны навыки, которые мы будем отрабатывать в процессе занятий». Цель этих занятий – изучение приемов пропаганды.

Модуль 5. Навыки работы в группе                                             Слайд 11 из 16
Рекомендации ведущему:
1.       Обсудите представление о пропаганде /Propaganda (лат.)/, как распространении идей (например, политических) в обществе с целью формирования определенного мировоззрения. Например: «Пропаганда антирелигиозных идей на базе воинствующего материализма представляет необходимое условие борьбы за коммунизм» (МСЭ, т.6.- М., 1930, с.932). Напомните, что пропаганда пытается достичь целей всеми доступными путями, в т.ч. недобросовестными. Есть много пропагандистских приемов. Уметь различать пропаганду (недобросовестную, заведомо ложную информацию) - важное умение члена демократического общества.
2.       Предложите рассмотреть два частных приема составления пропагандистских материалов: «цитирование вне контекста» и «магия чисел». Эти приемы пропаганды иногда используют в своих выступлениях как зарубежные, так и отечественные политики.
Задание группам: Каждая группа разбивается на 2 подгруппы по 3 человека и готовит обращение в поддержку «Партии любителей огурцов», используя два приема пропаганды. В ходе работы координатор группы старается отрабатывать навыки руководителя, делая акцент на подведении итогов (или других приемах управления работой группы). Время на выполнение работы - 18 минут.
3.       По истечении времени работы, группы представляют подготовленные материалы. Итоговые версии материалов размещаются в уголке группы.
4.       Организуйте рефлексию проведенной работы: группы обсуждают свою работу, обращая внимание на то, как выполнял свое задание Координатор, отрабатывавший навыки руководителя.
5.      Подводя итоги выполнению задания поощрите успешную работу групп. Говоря о неудачах, отметьте, что отработка навыков – дело сложное.

Модуль 5. Навыки работы в группе                                             Слайд 12 из 16
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Предложите группам реконструировать использованные на занятиях приемы обучения навыкам работы в группе (круглый стол) и выделить основные положения методики по отработке навыков (10 мин).
2.      Группы докладывают о результатах перед мастерской. Ведущий «собирает» общий результат. Желательно выйти на следующую схему методики обучения навыкам:
·         Обсуждение сути изучаемых навыков.
·         Моделирование (при необходимости) этих навыков.
·         Подготовка словесного описания поведения человека, использующего эти навыки.
·         Демонстрация навыков (при необходимости) в ходе ролевой игры.
·         Выполнение учебного задания, в ходе которого используется и отрабатывается один из изучаемых навыков.
NB: Оценивается только демонстрируемое поведение учащихся.
 
3.      Резюмируйте сообщение групп и предложите рекомендации по обучению навыкам работы в группах. Расскажите о стандартной схеме обучения навыкам работы в группе. Предложите группам в ходе дальнейшей работы воспользоваться этой схемой, для освоения выбранных навыков руководства.

Модуль 5. Навыки работы в группе                                             Слайд 13 из 16
 
Рекомендации ведущему:
1.       Предоставьте необходимую техническую информацию об использовании двух приемов пропаганды: «магия статуса» и «технический жаргон». 
Например: семантическое манипулирование может за счет используемых слов исказить суть факта, события, внешне сохраняя объективную формулу. Семантическая диффамация, то есть создание с помощью семантики негативного имиджа политическому деятелю, широко используется как на Западе, так и в России. Пример такой диффамации привел в своей книге американский журналист Гантер Стейн: "...один из сторонников нового курса сенатор Клод Пеппер (от штата Флорида) потерпел поражение по той простой причине, что его политические враги сумели использовать послевоенную атмосферу  обскурантизма и необоснованных подозрений, возникшую на благодатной почве политической безграмотности. Вот как рассказывала газета "Нью-Йорк герольд трибун" от 3 мая 1950 года о предвыборных выступлениях противников Пеппера, вследствие которых этот популярный сенатор потерял свое место в сенате: "Дж.Эдгар Гувер ...  все ФБР и каждый член конгресса знают, что Клод Пеппер (продолжительная пауза) ... бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к своей свояченице и что сестра была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и в это трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Пеппер регулярно практиковал... (еще более длинная пауза) целибат..." Эти "скандальные" разоблачения вызвали сильное возму­щение среди тех избирателей Флориды, словарный запас которых весьма ограничен". Таким образом, мастера политической рекламы добились соз­дания отрицательного имиджа своего противника без риска быть привлеченными к суду за неоправданные оскорбления.
2.       Предложите, чтобы в каждой группе участник, который выполнял функцию Координатора группы, сменился. Дайте возможность группе определить, какой именно навык должен отрабатывать новый координатор.
Задание группам: Разработайте рекламную листовку для поступающих в одну из выбранных вами частных школ (гимназию, лицей, вуз), используя приемы «магия статуса» и «технический жаргон». Работу выполняйте в группах по три человека.
3.       В ходе выполнения задания контролируйте, как группы организовали свою работу, и подсказывайте им необходимые организационные решения.
4.       Организуйте заслушивание сообщений об итогах работы групп. Оцениваются полученные результаты работы. Подготовленные рекламные листки помещаются в «Уголок группы».
5.       Подведите итоги выполнения задания, поблагодарите группы за эффективную работу.
6.       Помогите группам провести рефлексию своей работы. Вариант: используйте данные, собранные Мудрецом, члены групп могли лучше оценить, как выполнял свою роль Координатор, отрабатывавший навык руководителя.

Модуль 5. Навыки работы в группе                                          Слайд 14 из 16
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Рассмотрите стадии развития навыки (описаны на слайде).
Задание группам: Обсудите результаты выполненных упражнений по отработке навыков руководства и ответьте на следующие вопросы:
-          На какой стадии освоения навыка находились члены группы в начале работы?
-          На какой стадии они находятся теперь?
-          Сколько времени и сил надо затратить, чтобы выйти на следующую (последнюю) стадию формирования навыка?
2.      Организуйте дискуссию по сделанным группами наблюдениям. Желательно, чтобы учащиеся пришли к осознанному выводу о том, что навыки формируются постепенно, что их надо постоянно тренировать, что это следует делать на всех занятиях (не только на тех, которые посвящены групповой работе). Желательно выйти на обсуждение проблему обучения навыкам работы в группе на всех уроках. Провоцирующие вопросы:
-          Как учат письму на других уроках, помимо уроков русского языка?
-          Как организовать обучение навыкам групповой работы на всех уроках?

Модуль 5. Навыки работы в группе                                             Слайд 15 из 16
 
Рекомендации ведущему:
Рассмотрите вопрос о том, как педагог может позаботиться  о развитии навыков групповой работы школьников при подготовки и проведении уроков (смотри на слайде).
 При планировании очередного занятия и фиксации его целей
-          определите, на какой из навыков Вы будете обращать внимание,
-          работайте не более, чем над одной группой навыков одновременно.
 При объяснении целей занятия
-          приведите операциональное определение изучаемого навыка,
-           «разберите» его с обучаемыми,
-          используйте триаду: «Моделируй, напоминай содержание, демонстрируй»,
-          сообщите, что будете следить за использованием этого навыка.
При подготовке к наблюдению за выполнением навыка
-          придумайте и заготовьте «Листки наблюдения»,
-          определите исполнителя роли Мудреца: один из членов группы или посетитель,
-          всегда включайте посетителей в работу на уроке.
В ходе занятия наблюдайте за исполнением навыка
-          обращайте основное внимание на изучаемый навык, а затем на те, которые изучадись ранее,
-          пользуйтесь «Листком наблюдений» (фиксируйте заметные события в действиях группы),
-          Мудрец фиксирует только «голые факты» (какое поведение, в каких обстоятельствах и когда демонстрировал данный обучаемый).
В ходе проведения рефлексии
-          члены группы готовят данные на основе самооценки,
-          слушают данные, собранные Мудрецом,
-          результаты анализируются и обсуждаются («Здесь ты сделал удачно … »),
-          определяются групповые цели по развитию навыков (готовится и подписывается соответствующий план).
При рассмотрении этих вопросов  можно воспользоваться работой групп по структуре мозаика с последующей сборкой результатов. Обращайте внимание на то, чтобы в ходе этой работы учащиеся продолжали совершенствовать навыки руководства. Не забудьте оставить достаточно времени для проведения рефлексии групповой работы.
 
Модуль 5. Навыки работы в группе                                            Слайд 16 из 16
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Поздравьте участников мастерской с успешным ознакомлением с методикой обучения навыкам работы в группах. Предложите им применить эту методику на практике. Член группы, выполнявший функцию Координатора, сменяется.
Задание группам: В группах по три человека: обсудите, что было легко, а что сложно при отработке навыков в предыдущих примерах, составьте оптимальный для каждого индивидуальный план работы. Разработайте рекламу, приглашающую студентов участвовать в работе мастерской «Групповая работа в классе». Воспользуйтесь всеми известными вам приемами рекламы.
2.      Проводите активный мониторинг работы групп, оценивайте, как группы организовали свою работу. Подсказывайте студентам возможные организационные решения.
3.      Заслушайте сообщения групп на мастерской. После окончания выступлений предложите разместить подготовленные рекламные листки в «Уголке группы».
4.      Организуйте проведение рефлексия выполненной работы по группам. Ориентируйте группы на активное использование данных, собранных Контролером. Следите за тем, чтобы в ходе обсуждения студенты на забывали отметить, как продвинулся Координатор, отрабатывавший навык руководителя, чтобы члены групп вели себя доброжелательно, строго следовали процедуре проведения рефлексии.
5.       Подведите итоги изучения в мастерской модуля «Навыки работы в группе». Предложите студентам продолжить систематическое освоение навыков руководителя в ходе дальнейшей учебы и практической работы.

                                                                                                          Слайд  1 из  5
Рекомендации ведущему:
1.      Обсудите со студентами связь между групповой работой школьников, гражданским образованием и повседневной практикой работы школы. Напомните, что массовая школа XX-го века была ориентирована на подготовку жителей индустриального общества (см. материалы для чтения в Приложение 3).  Обсудите, что реально мешает широкому распространению групповой работы учащихся в современной российской школе:
-          планировка зданий, размеры и стандартное оборудование классной комнаты,
-          организационная структура учебного заведения,
-          структура управления образовательным процессом и его методической поддержкой,
-          общепринятая методика и организационные формы обучения.
Задание группам: выделить реальные причины, мешающие широкому исползованию групповой работы в школе (6-10 минут на обсуждение и подготовку сообщения по результатам анализа).
2.      Заслушайте сообщение групп на мастерской. Проведите сборку результатов выступлений групп. Среди главных проблем желательно выделить: отсутствие сотрудничества у большинства педагогов, администраторов и методистов навыков организации групповой работы.
3.      Оставьте группам достаточно времени на проведение рефлексии. Обратите внимание студентов на освоение навыков работы руководителя.

Модуль 6. Групповая работа в жизни школы                                Слайд  2 из  5
 
Рекомендации ведущему:
1.      Изложите представление о «Школе сотрудничества» как проекте, учитывающем последние достижений в области социологии, теории организаций, психологии, дидактики, методики, передовой педагогической практики.
2.      Организуйте обсуждение возможного процесса движения к «Школе сотрудничества». Рассмотрите представление о том, что в современном мире, где идет движение к становлению «непрерывного образования», позиции педагога и ученика сближаются: оба учатся новому и, одновременно, учатся учиться. Можно использовать приведенную ниже сборку рассматриваемого материала. (Материал по разрешению конфликтов см. в книге Б.И. Хасан, П.Н. Сергоманов Разрешение конфликтов, изд-во УРАО, М:, 2001г.)
 
Содержание и организационные формы учебной работы
 
Организация пе дагогического коллектива и  внутришкольной жизни
-          Формальные группы
-          Стандартные группы
-          Неформальные группы
 
-          Работа учителей в командах
-          Групповая рабоа на педагогических советах,
-          Принятие решений на месте
-          Разработка отдельных уроков
-          Исползование стандартных схем
-          Повседеневное использование групп  сотрудничества
 
Разрешение конфликтов
-          Адвокатские группы
-          Посредничество и переговоры
-          Миротворчество
 

Модуль 6. Групповая работа в жизни школы                                Слайд  3 из  5
Рекомендации ведущему:
Обсудите стратегию постепенного выращивания  «школы сотрудничества». Можно воспользоваться следующими тезисами:
 
Шаг 1. Учителя осваивают работу в группах и знакомят с этой техникой детей. В школе возникает значительный ареал, где групповая работа возможна, необходима и постоянно воспроизводятся. Здесь отрабатываются навыки, зарождается понимание того, что эта техника возможна и эффективна.
Групповая работа – это средство для повышения успеваемости школьников, улучшения их отношений между собой, повышения их психологического комфорта во время пребывания в школе. Освоение техникой групповой работы служит основой для использования проектного метода в обучении, многих современных педагогических идей и разработок.
 
Шаг 2.   «Требовать от учителя, чтобы он создавал атмосферу сотрудничества в классе для детей, когда он сам не имеет опыта жизни в такой атмосфере - значит требовать от него нечто небывалое». Чтобы эффективно использовать групповую работу в классе, учителю желательно самому участвовать в «командной работе» вместе со своими коллегами-единомышленниками. Учителя помогают друг другу осваивать соответствующие навыки, преодолевать неизбежные трудности. Создание команд учителей-единомышленников – второй шаг на пути становления «школы сотрудничества». «Команда» - группа учителей, которые объединяются для повышения эффективности своей педагогической деятельности. Учителям нравится быть членами «Команды». Здесь они получают поддержку в развитии своей профессиональной деятельности. Учителя повышают квалификацию в работе с группами, воспринимая своих коллег как учебный ресурс, как «зеркало», как доброжелательных советчиков и единомышленников. Появление и распространение «Команд» среди работников школы создает предпосылки для использования техники групповой работы в процессе решения внутришкольных задач.
 
Шаг 3.   По мере накопления опыта использования групповой работы, педагогический коллектив школы во главе с администрацией, при поддержке учащихся и родителей начинает сознательно и организованно перестраивать структуру работы школы, переходя на групповую работу учителей (интеграция учебных предметов), индивидуальные планы работы школьников (индивидуализированное, личностно-ориентированное обучение),  гибкое расписание учебной работы. Эти изменения поддерживаются изменениями в организационной структуре школы, широким использованием новых информационных технологий для «доставки» учебного материала и контроля за ходом учебного процесса. Шаг за шагом складывается модель «школы сотрудничества», или «школы информационного века». Групповая работа используется при проведении рабочих встреч педагогов. Использование групп работы в производственной деятельности педагогов - лучший показатель готовности к следующему шагу – использованию групповой работы для реструктуризации внутришкольного управления, при работе с родителями, местной администрацией и общественностью.

 Модуль 6. Групповая работа в жизни школы                               Слайд 4  из  5
 
 
Тезисы:
«Совместное обсуждение планов по использованию групповой работы, взаимопомощь в разработке и оценке проведенных уроков – первая задача учительских «команд». Постоянная (ежедневная, повседневная) работа таких команд приводит к тому, что:
-          учителя получают для своей работы такую же учебную среду, которую они пытаются создать для своих учеников в классе,
-          учителя получают организационную поддержку для постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, практики использования групповой работы,
-          учителя получают аудиторию доброжелательных экспертов, способных оценить их педагогические достижения и растущее мастерство,
-          подозрительность, недоброжелательность в педагогическом коллективе изживется».

Модуль 6. Групповая работа в жизни школы                                        Слайд  5 из  5
 
 
Рекомендации ведущему:
  1. Обсудите с участниками мастерской оптимальный порядок приобщения педагогов школы к использованию групповой работы в классе и в школе.
Возможный план действий:
    • Познакомиться с основами техники групповой работы в классе, уяснить роль и задачи учителя.
    • Разработать и провести несколько уроков используя технику групповой работы. Перейти к систематическому использованию групповой работы на уроках, постоянно оценивая полученный опыт и совершенствуя его, добиваясь свободного владения приемами организации кооперации в обучении.
    • Обсудите с коллегами принципы работы в группах и особенности их применения в конкретных ситуациях. Помогайте коллегам осваивать групповую работу, делитесь своими находками.
    • Используйте технику групповой работы за пределами классной комнаты, на совещаниях учителей, при решении вопросов управления школой.
  1. Организуйте обсуждение этих вопросов в группах. Попытайтесь сделать так, чтобы участники мастерской пришли к выводу: «Индивидуальное мастерство педагога – главное условие успешного движения к школе сотрудничества». Предложите в группах составить для каждого участника возможный план действий по совершенствованию своего мастерства.
Рассказывают, что много учеников и почитателей пришло проститься со старым Учителе дзен, который готовился уйти в иной мир. Они молча стояли в комнате вокруг ложа старца, когда тот подозвал к себе лучшего ученика и достал из-под подушки Книгу. Все знали, что у Учитель есть эта Книга: ни раз ночью через щель в занавеске люди видели, как тот читал ее, низко склонившись над столом. Но ящик с Книгой запирался на крепкий замок, и никому ни разу не удалось заглянуть в древний текст.
 
И Учитель тихо сказал своему лучшему ученику:
-          «Я умираю. Возьми эту Книгу. Здесь есть все, чему я учил. Эту Книгу я получил от своего Учителя. Теперь я передаю ее тебе. Эта Книга – наследие».
 
Ученик с почтением взял Книгу, а затем  отошел к очагу и бросил ее в огонь. Все присутствовавшие вздрогнули: их охватил ужас, они не могли поверить своим глазам.
 
Только Учитель улыбнулся и торжественно  произнес :
-          «Я горжусь тобой мой ученик. Ты понял, что в этой книге ничего нет. Слова – пусты. Я вижу, что ты постиг мое учение… Никто никогда не должен рабски следовать по проторенному пути. Познав опыт другого, мудрец всегда идет по жизни своим собственным путем …».
 
 
 

Литература

1. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. № 3.
2. Johnson, D., Johnson, R., Holubec, E. Cooperation in the Classroom. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1984.
3. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М., 1999.
4. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
6. Соловейчик С.Л. Педагогика сотрудничества. М., 1986.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983—1985. Т. 8.
9. Johnson, D. & Johnson, R. Leading the Cooperative School. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1993.
10. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М., 2001.
11. Johnson, D. & Johnson, R. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.
12. Kagan, S. Cooperative Learning. San Juan Capistrano, Cal.: Resources for Teachers, 1992.
13. Sharan, S. & Hertz-Lazarowitz, R. A Group-investigation Method of Cooperative Learning in the Classroom // Sharan, S. Et al (eds.). Cooperative in Education. Prove, Ut.: Brigham Young University Press, 1979.
14. Pottenger, F. & Young, D. The Local Environment, FAST-1: Foundational Approaches in Science Teaching, Curriculum Research and Development Group. Honolulu, H.I.: University of Hawaii, 1992.
15. Африна Е.И., Уваров А.Ю., Медведев О.Б. Школа информационного века // Информатика и образование. 1996. № 2.
16. Johnson, D. & Johnson, R. Joining Together: Group Theory and Group Skills. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.
17. Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах.  Красноярск, 1999.
18. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000.
19. Фопель К. Психологические группы: материалы для ведущего. М.: Генезис, 2000.
20. Кривцова С.В., Махматулина Е.А. Тренинг: навык конструктивного взаимодействия с подростками. Генезис, 1999.
21. Смд Р. Групповая работа с детьми и подростками. Генезис, 1999.
 

Приложение 1

Справочные материалы

Двенадцать ролей
для выработки навыков работы в группе
 [12]

1. Бодрила. Исполнитель стимулирует пассивных участников принять участие в групповой работе («Давайте послушаем Колю»), старается поднять настроение команды, если это необходимо («Ничего страшного, попробуем еще раз…»). Активен, оптимистичен. Сам инициирует свои действия, соотнося их с текущим ходом групповой работы.
2. Поощритель. В отличие от бодрилы,исполнитель этой роли вступает в действие после того, как его напарник по группе высказался. От поощрителя часто можно услышать высказывания типа «Хорошая мысль!». Задача — дать каждому активному члену группы почувствовать, что его стремление внести свой вклад в коллективную работу замечено.
3. Заводила.  Задача — организовать «коллективное поздравление» успешного действия одного из членов группы или группы в целом. Например, заводила может предложить после успешного выступления представителя группы: «Давайте все пожмем руку Коле и поздравим его с успехом», а в конце успешной работы группы: «Давайте все возьмемся за руки и скажем про себя "Мо-лод-цы!"».
4. Координатор. Задача — помочь созданию условий для равного участия в работе всех членов группы. Если один из них говорит слишком много, а другой все время молчит, координатор должен мягко прервать одного и предложить высказаться другому: «То, что ты предлагаешь, Наташа, очень интересно. А что думает Катя?», «Вера, а ты поддерживаешь Наташину идею?». «Давайте послушаем Михаила».
5. Инструктор. Более подготовленный член группы. Помогает товарищам в работе над заданием. Важно, что не предлагает готовых ответов. Пример типичного его высказывания: «Вспомни признаки подобия».
6. SOS-директор. Обязанность  — время от времени проверять, возникают ли у членов группы вопросы и пытается ли группа дать на них ясные ответы. Если группа не может ответить на возникший вопрос, то он становится «групповым вопросом», и группа подает сигнал преподавателю (например, все члены группы одновременно поднимают руку). Учитель может установить и другой стандартный сигнал для «группового вопроса» (например, SOS-директор поднимает красную карточку).
7. Мудрец. Обязанность — убедиться, что каждый член группы освоил учебный материал (например, готов выступать от лица всей группы). Группа знает, что каждый будет оцениваться индивидуально, что итоговые результаты работы группы зависят от этой оценки, поэтому каждый должен быть хорошо подготовлен. Помогает решать эту групповую задачу: «Пусть каждый попробует ответить самостоятельно, и мы посмотрим, все ли уже готовы к контрольной работе». Иногда учитель поручает мудрецу какую-то специальную задачу: убедиться, что все члены группы согласны с принимаемым решением или что группа выполняет заранее оговоренное правило.
8. Идеолог. Следит, чтобы группа не теряла из виду поставленную задачу. Важно, что он не одергивает и не понукает группу. «Довольно отвлекаться от темы…»  — неприемлемое его высказывание. К удачным высказываниям можно отнести: «У нас осталось время, чтобы разобрать еще один пример».
9. Секретарь. Ведет записи хода обсуждений, фиксирует результаты работы группы. Иногда учитель модифицирует его задачу, поручая, например, убедиться, что каждый член группы делает все необходимые записи.
10. Методолог.  Следит за ходом работы группы, помогает хранить групповую память. Рефлексия упрощается, если он время от времени подытоживает сделанное. В задачу может входить и наблюдение за тем, чтобы члены группы отрабатывали коммуникационные навыки в соответствии с планом, подготовленным в ходе рефлексии.
11. Ответственный за тишину. Следит за тем, чтобы члены группы не говорили слишком громко и не мешали работе других групп. Если, например, учитель дал задание говорить во время работы шепотом, его задача следить, чтобы это выполнялось.
12. Завхоз. Обязанность — получать у учителя от имени группы все необходимые материалы, следить за их правильным использованием. Это особенно важно в тех случаях, когда группе приходится выполнять лабораторную работу или что-то изготавливать своими руками.

Краткое описание некоторых структур
организации работы в группах

1.    Круглый стол. Члены группы поочередно (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают. (Возможный вариант: говорящий держит жезл спикера. Передать жезл другому члену группы, значит передать ему слово.)
2.    Обсуждение по кругу. Порядок работы группы такой же, как на «Круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
3.    Трехшаговое интервью. Группа разбивается на пары (в группе из трех человек двое интервьюируют третьего). Работа в парах: один школьник интервьюирует другого; второй школьник интервьюирует первого (меняются).
Группа собирается вместе: все члены группы выступают поочередно.
4.    1—2—все. Каждый член группы работает над подготовкой материала самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант материала.
5.    Номера. Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе. Каждый школьник в группе получает номер (как вариант — этикетку определенного цвета). Учитель дает задание группам (например, все члены каждой группы должны знать столицы государств СНГ). Учитель предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в знак того, что задание выполнено. Группы работают и по завершению работы подают установленный сигнал. Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос. Учитель реагирует на ответы учеников.
Номера, которые назначаются членам группы, можно заменить цветами спектра. Этот вариант структуры часто называют «Цветы».
6.    Аквариум. Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек. Для работы в группе определяются три роли. Группа делится на три пары. Члены каждой пары берут на себя исполнение одной из ролей (дублеры). В каждой паре назначаются (выбираются) первый и второй исполнитель выбранной (назначенной) роли.  Оборудуется место для работы исполнителей трех ролей (смена). Первая смена исполнителей (три человека) располагается у стола, вторая — садится сзади (каждый дублер садится за спиной своего напарника).  Учитель устанавливает продолжительность работы смены (2—4 минуты) и дает сигнал к началу работы. Участники первой смены работают, второй — только наблюдают (любое вмешательство наблюдателей в работу запрещено). По истечении установленного времени исполнители меняются местами (пересаживаются). Теперь второй исполнитель работает, а первый наблюдает. Дублеры начинают работу с того места, где ее прервал сигнал о смене участников работы.  По сигналу учителя смена повторяется несколько раз. По схеме «Аквариум» возможна организация работы в группах по четыре человека. В этом случае учащиеся проводят обсуждение не по три человека, а парами.
7.    Jigsaw.  Эту организацию работы в классе предложил Элиот Андерсон, развил Роберт Славин, и сегодня она существует во множестве модификаций. Jigsaw обеспечивает высокий уровень взаимозависимости учащихся. Предполагается, что учитель располагает специально подготовленным учебным материалом для самостоятельной работы школьников. Порядок работы:
1) учитель формирует группы и знакомит школьников с организацией  предстоящей работы. Изучаемый материал представляется в виде пакета текстов (с иллюстрациями и т.п.) и разбивается на несколько разделов по количеству членов групп . Количество пакетов соответствует количеству групп в классе;
2) каждая группа получает свой пакет материалов, а каждый ее член получает один из разделов и самостоятельно знакомится (работает) с ним до конца урока;
3) на следующем уроке школьники, которые работали с одинаковыми разделами материала, объединяются в экспертные группы. Эти группы обсуждают проработанный участниками материал, пытаются предугадать, какие вопросы включит учитель в контрольную работу, и предлагают возможные ответы. Учитель может предложить членам группы для обсуждения специальные вопросы, помогающие глубже изучить имеющийся у них материал;
4) эксперты возвращаются в собственные группы и делают сообщение по своему аспекту изучаемого материала. Они добиваются, чтобы этот аспект усвоили все члены группы, и ориентирует членов группы на те вопросы, которые могут встретиться им в ходе выполнения контрольной работы;
5) учитель проводит итоговую контрольную работу, которую каждый школьник выполняет самостоятельно. По результатам выполнения работы определяется количество очков, которое получает каждая группа;
6) группы проводят итоговую рефлексию своей работы.
8.    Мозаика. Это универсальная структура взаимодействия, которая основана на идее разделения работы между исполнителями с последующей сборкой результатов. Ее можно с успехом использовать, например, для организации работы внутри группы. При этом:
каждый член группы разрабатывает свой раздел материалов (работает над ним самостоятельно, с участием других членов группы или других групп);
подготовленный материал представляется партнерам, изучается и/или используется совместно.
Экспертные группы можно как создавать, так и не создавать. Они могут организовываться по разным основаниям. Например, члены экспертных групп могут искать информацию по общей теме в различных источниках (учебник, энциклопедия, Интернет). Можно организовать несколько межгрупповых экспертных пар школьников и т.п.
Еще один вариант «Мозаики» — каждая группа разрабатывает свой аспект общей темы, а  работа по всей теме (сборка) ведется в рамках класса (фронтально). Количество вариантов этой структуры практически неограниченно. Jigsaw — один из методически проработанных вариантов реализации «Мозаики».

Приложение 2

Раздаточные материалы к занятиям

Состав раздаточных материалов

Наименование
Количество
1. Комплекты наклеек участникам, пронумерованные от 1 до 6 (изготавливаются из цветной бумаги). В комплект входят треугольник, ромб, звезда, квадрат, трапеция
По числу групп
2. Похвальные грамоты: Передовая группа «Отличник», «Дружная группа», «Находчивая группа», «Энергичная группа», «Организованная группа», «Добросовестная группа»
По три экземпляра каждой грамоты
3. Таблица для упражнения «Общее и различия»
По числу групп
4. Описание процедуры рефлексии в группе
По числу групп
5. Протокол наблюдения и анализа
По числу участников
6. Фрагменты текста: Постановление ЦК ВКП(б) от
25 августа 1932 г., «Урок истории», «Первый опыт»
По числу участников

Литература

1.       Башев В.В., Поттенджер Ф., Уваров А.Ю., Фрумин И.Д., Ханингтон М. Российско-американский проект по разработке учебного курса «Введение в социальные проблемы» // Гражданское образование в информационный век: сборник материалов международной конференции. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
2.       Поттенджер Ф., Уваров А.Ю., Фрумин И.Д., Ханингтон М. Новое поколение учебных материалов для гражданского образования // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
3.       Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. № 3.
4.       Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М.: Трим, 1993, с. 28.
5.       Тубельский А.Н. (ред.) Школа самоопределения. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994.
6.       Voter Turnout from 1945 to 1997: A Global Report on Political Participation. Stockholm: Institute for Democracy and Electoral Assistance, 1997.
7.       Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику гражданского образования. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
8.       Dewey J. Impressions of Soviet Russia and the Revolutionary World. New York, NY: New Republic Inc., 1929.
9.       Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York, NY: the Macmillan Company, 1957.
10.     Toffler, A. The Third Wave. New York, NY: Harper and Row, 1978.
11.     Naisbitt, J. Megatrends. New York, NY: Warner Books, 1982.
12.     Библер В.С. (ред.) Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр, 1992.
13.     Birkerts, S. Portable Musings? // Atlantic Monthly, September 10, 1998.
14.     Wenk, E. Double Helix: Technology, Democracy, & Civic Discourse in the American Future. Ablex Publishing Corporation, 1999
15.     Гражданское образование в информационный век: сборник материалов международной конференции. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
16.     Gerzon, M. Teaching Democracy by Doing It // Educational Leadership, Vol. 54, No 5, February, 1997.
17.     Фрумин И.Я. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск: Гротеск, 1999.
18.     Uvarov, A., Young, D. A New Generation Science Curriculum // Global Connection, ASCD, Vol. 3, No. 8, June, 1995.
19.     Африна Е.И., Уваров А.Ю. Будущее, которое началось вчера // Лицеи и гимназии. 1999. № 6.
20.     Abercrombie, N. And Hoyt, R. Blood of Patriots. Mass Market Paperback, 1997.
21.     Бурчет К. Кто украл воду? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
22.     Pottenger, F., Young, D. The Local Environment, FAST-1: Foundational Approaches in Science Teaching, CRDG. Honolulu, H.I.: University of Hawaii, 1992.
23.     Иовщик Т.А. Как наказывать дезертиров? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
24.     Ханингтон М. Вводный модуль // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
25.     Башев В.В. Почему дети бросают школу? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
26.     Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск второй). Барнаул: БГПУ, 1996.
27.     Уваров А.Ю. Информатизация образования и реформа школы. Серия  «Образование и интеграция». М.: МИПКРО, 1997.
28.     Phi Delta KAPPAN, Vol. 79, No 1, 1997.
29.     Sarason, S. The Predictable Failure of Educational Reform. Can We Change Course Before It's Too Late? Jossey-Bass Publishers, 1993.
30.     Ходос Е.А. Как принимаются решения? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
31.     Петрова Н.А. Почему мы выбираем не тех? // Образование для гражданского участия: Методические материалы. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
Новостей нет.


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_20a055e73bf6bb7589f80db6062cb43d, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0