Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Уваров А. Ю. Групповая работа. Часть 3 из 4-х.

Автор: А. Ю. Уваров

Уваров Александр Юрьевич. Групповая работа: кооперация в обучении.  — М.: Изд-во МИРОС, 2001. — 224 с. (Часть 3)
 
Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                                                                 
Слайд  1 из 24
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните студентам о том, что такое «педагогический принцип». Активизируйте их представления об использовании педагогических принципов как инструмента описания/построения педагогической практики.
2.      Перечислите и прокомментируйте пять принципов организации учебной работы с группами сотрудничества. Выделите принцип позитивной взаимозависимости и раскройте его содержание.
Задание группам: Придумать по 2 примера организации работы учащихся в условиях позитивной взаимозависимости. Примеры излагаются письменно. Нужны аргументы доказывающие, что позитивная взаимозависимость в придуманных примерах действительно существует. Время - 3 мин.
3.      Наблюдайте за ходом работы групп. Обращает внимание на активность членов группы. Помогайте следить за временем.
4.      В ходе выступления представителей групп (выбираются группой) следите за ясностью и адекватностью предлагаемых аргументов К каждому примеру задаются вопросы: Зачем мы нужны друг другу? Насколько мы нужны друг другу? Ведущий фиксирует предлагаемые группами примеры на доске. Постарайтесь показать, что причины, обуславливающие взаимозависимость в предложенных примерах различны.
5.      По окончании докладов групп можно просуммировать: существует несколько видов позитивной взаимозависимости. Было бы интересно построить их классификацию.
Задание группам: Предложите свои проекты классификации возможных видов взаимозависимости. Время - 6 мин.
6.      Наблюдайте за ходом работы групп. Обращает внимание на четкое выделение классификационных признаков. Помогайте следить за временем.
7.      Заслушав выступления о предлагаемой классификации, обратите внимание групп на выбранные основания для классификации, зафиксируйте предлагаемые варианты классификации на доске.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.                        Слайд  2 из 24
Рекомендации ведущему:
1.       Предложите группам сравнить свои варианты классификации с вариантом классификации, приведенном на слайде. Обходя группы, познакомьтесь с ходом рассуждений участников мастерской. Ограничьте время на обсуждение в группах.
2.       Дайте возможность представителям групп сообщить о своих результатах. Резюмируйте результаты обсуждения: различные структуры группового взаимодействия могут включать в себя (одновременно или порознь) пять различных видов позитивной взаимозависимости. Прокомментируйте примеры, которые придумали группы.
Задание группам: Подготовить для стенда группы по два примера на каждый вид взаимозависимости. Можно использовать те, которые уже были придуманы. Группы сами должны решить, как организовать эту работу. Дается 10 минут, чтобы придумать примеры, записать их на бумаге и повесить на «Стенде группы». Ведущий может подсказать, что можно провести подготовку примеров в парах (по одному виду взаимодействия), а потом выполнить групповую сборку результатов.
3.       Заслушивая результаты работы и обсуждая выполнение задания обратите внимание на тезис: если по своей сути работа не требует коллективных усилий, ее вряд ли стоит выполнять в группе. Подведите итоги работы.
 
Тезисы:
§  «Общее дело сплачивает, а невозможность исключения из него никого из участников заставляет искать пути для совместной работы».
§  «Не всякую работу надо делать в группах. Нередко это мешает, особенно, если нет соответствующей организации».

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.                        Слайд  3 из 24
 
Тезисы:
§  «Взаимозависимость в группах бывает сильной и не очень сильной».
§  «При слабой взаимозависимости сильный участник группы в состоянии выполнить всю работу, ответить на вопросы преподавателя, и вся группа получает высокую оценку. В этих условиях не стоит удивляться отсутствию сотрудничества в группе».
Задание группам: Был ли такой опыт у членов группы? (2 мин. на обсуждение)
§  «При сильной взаимозависимости группа обречена на совместную работу ее участников. Общая беда или желанная для всех цель объединяют.
Задание группам: Был ли такой опыт у членов группы? (2 мин. на обсуждение)
§  «У учителя есть много способов сделать работу участников группы взаимозависимой. Однако привычная фронтальная организация оставляет для этого мало возможностей. Здесь часто складываются ситуации, ведущие к «отрицательной взаимозависимости», стимулирующие соперничество а не сотрудничество».
§  «Отрицательная взаимозависимость появляется в тех случаях, когда студенты конкурируют, когда один из них может получить что-то вместо другого».
§  «Примеры отрицательной взаимозависимости:
-          приглашение к доске одного школьника, когда желающих отвечать несколько, учитель отмечает оценкой только одного ответившего на данный вопрос (ученики начинают конкурировать или отказываются от выполнения работы),
-          в юбилейный школьный альманах включат только две лучших работы от класса, и трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право. Оценив свои силы, остальные школьник вряд ли будет прикладывать особые старания при выполнении задания».

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.                        Слайд  4 из 24
 
Тезисы:
§  «Итак, взаимозависимость может быть положительной, нулевой и отрицательной. Позитивная взаимозависимость способствует сотрудничеству, а отрицательная – конкуренции».
§  «Возможен третий случай - отсутствие взаимозависимости, когда стимулируется возникновение организационной структуры «невзаимодействие». В общем случае, нулевое взаимодействие также стимулирует конкуренцию, благодаря естественному процессу взаимного сопоставления (Чем я хуже...). Например, одноклассники работают над индивидуальными письменными заданиями, и, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя победителями».
§  «Работа в условиях сотрудничества - наиболее эффективный режим учебной работы. Многочисленные призывы использовать в школе «педагогику сотрудничества» и «гуманистическую педагогику», ссылки на эффективную работу учителей-новаторов, которые «строят с детьми в классе человеческие отношения», по своей сути являются неявно сформулированным призывом использовать в обучении принцип позитивной взаимозависимости».
Рекомендации ведущему:
1.      Предложите группам обсудить, нужно ли стремиться использовать в классе ситуации конкуренции и не взаимодействие и в какой мере.
Задание группам: ответить на вопрос: надо ли исключить из учебного процесса ситуации конкуренции и невзаимодействия»? Подготовить перечень доводов за и против.
2.      Заслушайте докладчиков с изложением позиции каждой группы. Обратить внимание на представленные аргументы.
3.      Заканчивая обсуждение, сделать вывод: все ситуации должны встречаются в учебном процессе. Сегодня в школе нет установки на систематическое освоение опыта кооперации людей, а такие ситуации типичны для всех сфер современной жизни. Реальная демократия по своей природе основана на сознательной кооперации граждан.
4.      Подведя итог рассмотрению принципа позитивная взаимозависимости, перейдите к рассмотрению принципа одновременного взаимодействия.
 
Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.                         Слайд  5 из 24
 
 
Тезисы:
§  «Важный педагогический ресурс работы учащихся в группе - возможность общаться. Разбив класс на группы можно реализовать параллельную структуру общения. Здесь берут начало многие преимущества групповой работы по сравнению с фронтальной».
§  «В традиционном классе один человек (в основном, учитель) говорит, а остальные слушают. Это типичная последовательная структура общения, когда участники «выступают» по очереди. Оценка: учитель «вещает» в среднем 80% времени урока. Учащиеся, которых в классе около 30 человек, получают возможность занять активную позицию в коммуникации в среднем по 15 секунд на одном уроке».
§  «Экспериментально доказана эффективность техники поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Ключевой элемент этой техники – интериоризация умственных действий, в том числе, путем их проговаривания (чтобы освоить - надо рассказать). Традиционная организация работы в классе не позволяет использовать эту технику в школе».
§  «Как показал Х. Гарднер, учащиеся с различными типами интеллекта требуют различных условий для продуктивной учебной работы: надо рассказать, чтобы самому понять; надо «показать» чтобы усвоить, надо увидеть, надо услышать и т.п.».
§  «Принцип одновременного взаимодействия гласит: каждый ученик должен иметь максимальную возможность для непосредственного взаимодействия со своими товарищами по группе».

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.                        Слайд  6 из 24
 
 
Тезисы:
§  «Сопоставим, как отдельные виды учебной работы выполняются в условиях последовательной структуры общения, на обычном уроке, и параллельной структуры общения, при групповой работе».
§  «С точки зрения принципа одновременного взаимодействия, при прочих равных условиях работа в группе предпочтительнее работы в нерасчлененном на группы классе; работа в малых группах предпочтительнее работы в больших группах; оптимальной является работа в парах. Каждый партнер может говорить до 50 % учебного времени» .
§  «Непосредственное взаимодействие в ходе урока обеспечивает
-          прохождение процессов интериоризации (П.Я. Гальперин),
-          обсуждение природы изучаемого материала с товарищами,
-          разъяснение материала другим членам группы (взаимное обучение),
-          установление связей между осваиваемым и известным,
-          взаимное изложение возможных способов решения задачи,
-          освоение приемов “критического мышления”,
-          вербальную оценку своих действий со стороны товарищей, помогающую корректировать свое поведение, формировать самооценку,
-          вовлечение в работу пассивных членов группы, оказание на них давления с целью добиться максимального общегруппового результата,
-          возможность членам группы лучше узнать друг друга в работе, формировать взаимопонимание, доверие и взаимную поддержку».
§  «Итак, мы обсудили принцип одновременного взаимодействия. Рассмотрим принцип индивидуальной оценки результатов».

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении.                        Слайд  7 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните об уже рассмотренных принципах. Приведите примеры того, как члены псевдогруппы и/или формальной группе пытаются укрыться за спинами партнеров. Подчеркните важность личной ответственности каждого за результаты собственной работы/бездеятельности. Раскройте диалектику взаимосвязи групповой работы и личностно-ориентированного подхода в обучении.
2.      Введите представление о том, что понятная всем индивидуальная оценка работы должна основываться на всем ясных критериях, которые заранее известны (открыто сообщается) каждому оцениваемому и всем членам группы.
3.      Рассмотрите взаимосвязь кооперации и различных способов построения процедуры оценивания работы учащихся. Подчеркните необходимость сознательного отношения учащихся к оценке своей работы.
4.      Обсудите условия для самооценки и взаимной оценки работы учащихся в группе. Введите представление о том, как важно при выполнении оценки в условиях кооперации ориентироваться на конечный успех каждого ученика в отдельности и группы в целом.
Задание группам: районный методичест требует проведения регулярной стандартизированной оценки результатов учебной работы Ваших учащихся (тесты с выборочным ответом). Однако у школьников нет опыта работы с подобными тестами. Вы занимаетесь с учениками изучением серьезных вопросов и не хотите тратить учебное время на подготовку их к тестированию, где проверяются формальные знания. Как поступить в данной ситуации? (варианты: проигнорировать подготовку к тесту и пойти на риск неуспеха Ваших школьников; «поступиться принципами» и потратить время на подготовку школьников к тестированию; найти третий путь. Какой?)
5.      Заслушайте и обсудите предложения групп на мастерской. Постарайтесь привести студентов к идее открыто обсуждения этой ситуации со школьниками. Возможное решение - подготовка учащихся к прохождению теста в ходе самостоятельной групповой работы.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд  8 из 24
 
 
Рекомендации ведущему:
 
1.      Расскажите о сути четырех рекомендаций учителю по повышению индивидуальной ответственности учащихся (приведены на слайде).
2.      В ходе беседы у студентов должно сложиться представление о том, что главная задача учителя – помочь школьникам организовать продуктивную групповую работу и сделать все, чтобы они научились организовывать ее самим. Другая задача обучения групповой работе, сделать эту работу продуктивной, способствующей развитию индивидуальности каждого члена группы.
3.      Оценка результатов групповой работы исходит из того, что по завершении групповой работы каждый член группы должен уметь решать аналогичную задачу самостоятельно.
4.      Для фиксации (запоминания) студентам можно предложить следующий слоган:
- учимся вместе (в группе),
- работаем (выполняем задания) самостоятельно,
- оценку каждый получает сам (индивидуально).
5.      Рассмотрите проблему оценки работы группы как целого. В качестве примера можно рассмотреть схему «оценки индивидуальных достижений» (см. раздел 4.4.2).
 

6.      Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                    Слайд  9 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.       Представьте типовые приемы индивидуализации оценки работы учащихся в группе (приведены на слайде). Предложите группам опробовать технику активного контроля на себе.
 
Задание группам: Вспомнить изученный материал (три принципа) и подготовить контрольные вопросы по пройденному. Цель: как можно полнее охватить этими вопросами пройденный материал (вариант - каждая группа - свой принцип). Время на подготовку 12 - 15 минут. Группы сами должны организовать свою работу (желательно распределение работы по парам). Подготовленные вопросы фиксируются на бумаге. Представитель от группы представляет вопросы по одному. Преподаватель подтверждает, что заданный вопрос относится к теме (принят), переформулируется или отклоняется. Для каждого принятого вопроса преподаватель случайно выберет представителя одно из оставшихся групп для ответа. Группа - автор вопроса оценивает точность и полноту ответа, дополняет ответ (если надо). За правильно заданный вопрос группа получает очко. Если получен правильный ответ, отвечающая группа получает два очка очко. Если ответ неудачен, выбранный преподавателем член задающей группы оглашает ответ.
Рекомендации группам:
-          выберите способ организации своей работы,
-          подготовьте перечень вопросов, которые стоит задать по пройденной теме,
-          убедитесь, что каждый член группы в состоянии ответить на подготовленные вопросы,
-          сообщите ведущему о готовности к контролю.
Организация опроса:
-         преподаватель вызывает задавать и отвечать “по номерам”,
-         от каждой группы вызывается по 3-4 участника,
-            каждый ответ немедленно оценивается; члены группы имеют право дополнять и уточнять представленный ответ.
2.       Проводя мониторинг работы групп набирайте фактический материал для аргументации последующего награждения групп. По результатам работы группы получает Грамоты «Отличная» (точные и исчерпывающие ответы), «Дружная» (активная поддержка партнеров), «Находчивая» (сумели выкрутиться из трудной ситуации), «Энергичная», «Организованная», «Добросовестная».
3.       Перечень подготовленных группой вопросов помещается в «Уголок группы».
 

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                       Слайд 10 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните об уже рассмотренных принципах. Обратите внимание, что у всех людей различные задатки в части умения общаться, работать в группе.
2.      В ходе беседы студентов желательно убедить в том, что умения работать в группе надо осваивать и развивать всем без исключения, что их формирование должно стать обязательной составной частью общего образования.
Аргументы:
-          раньше соответствующие навыки стихийно формировались у детей в ходе общения с братьями и сестрами в многодетной семье, в разновозрастной компании сверстников,
-          городская цивилизация разрушает эти условия: в семье один ребенок, дети проводят время перед телевизором, разновозрастные компании, где можно освоить соответствующие навыки, нередко асоциальны,
-          в современном обществе школа становится единственным местом, где общество может организовать целенаправленное формирование соответствующих навыков.
Выводы:
-          обучение позитивной коммуникации, умению вступать в кооперацию с другими людьми становится обязательной составной частью содержания общего образования,
-          работе в группах, коммуникационным навыкам надо учить также целенаправленно и последовательно, как мы учим письму и счету.
 
3.      Стремитесь к тому, чтобы студенты прочувствовали, что
-          освоение и использование навыков коммуникации и групповой работы - основа успешной кооперации в обучении.
-          эти навыки надо осваивать и упражнять.
-          групповая работа - идеальное место (среда) для формирования и отработки соответствующих навыков,
-          в ходе групповой работы всегда решаются два вида задач:
-          освоение собственно предметного материала урока,
-          формирование и отработка навыков работы в группе.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд 11 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните, что в эффективно работающей группе обязанности партнеров обычно распределены (примеры приведены на слайде). Каждой из этих обязанностей соответствует исполняемая учащимися роль. С каждой ролью связаны свои специфические умения и навыки.
Задание группам:
Составьте возможно полный перечень всех заметных ролей, в которые  «играют» участники группового взаимодействия (на производстве, на отдыхе, в ходе учебы). Подготовьте описание поведения, характерного для каждой из выделенных ролей. Приведите общеизвестные образцы такого поведения (используйте примеры из кино, театра, ТВ, эстрады).
При выполнении задания можно использовать структуру «1-2-все».
2.      Наблюдая за ходом работы групп, стимулируйте обращение учащихся к материалу освоенному в других курсах (психология). Напомните об «играх, в которые играют люди».
3.      Проведите опрос групп (например, используя «номера»). По ходу выступлений представителей групп, «соберите» на доске полный перечень предложенных ролей.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд 12 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Предложите участникам мастерской познакомиться с несколькими правилами, помогающими обеспечить эффективную работу участников в группе (приведены на слайде). Прокомментируйте эти правила, обсудите их со студентами.
Задание группам: Вам предложен перечень правил, помогающих обеспечить эффективную работу в группе. Что Вы хотели бы дополнить, изменить?
Перед началом групповой работы члены групп должны организовать свое взаимодействие.
2.      Наблюдая за ходом работы групп, добивайтесь того, чтобы члены групп сознательно договаривались об организации своей работы.
3.      Заслушайте представителей групп. Вопросы к выступающим:
-          это новое правила?
-          Вы знали о нем раньше?
-          Вы следуете этому правилу в своей работе?
-          как часто Вам приходилось нарушать это правила в ходе наших занятий (сегодня)?
4.      Подводя итоги обсуждению зафиксируйте идею о том, что выполнение этих правил аналогично следованию явного перечня рекомендуемых форм поведения (этикет общения в группе сотрудничества). Возможные вопросы группам:
-          какие примеры следования этикету вам знакомы из повседневной жизни?
-          как формируются, распространяются и закрепляются в обществе нормы этикета?
-          почему люди следуют этим нормам?

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд 13 из 24
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Предложите участникам мастерской познакомиться с правилами общения в группе, помогающими обеспечить эффективное взаимодействие участников (приведены на слайде). Прокомментируйте эти правила, обсудите их со студентами. Обсудите, можно ли считать их этикетом группового общения. Можно поставить и обсудить следующие вопросы:
-          насколько важно вводить правила этикета и следовать им.
-          этикет и производственная дисциплина.
-          о нарушении норм поведения в быту, на АЭС, в банке.
-          что такое «общая высокая культура народа».
2.      Полезное сравнение:
-         правила поведения за столом,
-         правила поведения в метро,
-         десять заповедей.
Возможно ли в явном виде сформулировать нормы этикета и последовательно добиваться их неукоснительного соблюдения всеми?
Задание группам: Обоснуйте, почему при групповой работе надо действительно придерживаться определенных норм поведения. Проанализируйте, где и как эти нормы осваиваются сегодня. Предложите, что надо сделать для улучшения положения дел.
3.      Постарайтесь сделать все, чтобы участники мастерской осознали, что формирование навыков работы в группе – долгая и кропотливая работа. Сообщите, что техника этой работы будет специально рассматриваться на занятиях мастерской (модуль 5)

4.      Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                               Слайд 14 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните об уже рассмотренных принципах. Обратите внимание студентов на то, что проведение рефлексии (обсуждения хода и результатов) групповой работы крайне важно по многим причинам. Среди этих причин можно выделить следующие:
§  Рефлексия помогает учиться на своем опыте. Если члены группы не провели рефлексию, не обсудили сильные и слабые стороны совместной работы, не отметили те элементы, которые получились хорошо, и те, над которыми надо поработать, этот опыт пропал. Группа может рекомендовать своим членам, над чем им следует поработать.
§  Систематическая рефлексия навыков групповой работы, демонстрируемых членами группы, помогает корректировке и отработке этих навыков.
§  Рефлексия позволяет предотвратить возможные ошибки работы группы. Выявив свои сильные и слабые стороны, группа в следующей работе может компенсировать недостатки, полнее использовать свои возможности, повысить эффективность работы.
§  Рефлексия обращает внимание школьников на установление продуктивных рабочих отношений между членами группы. Обычно на первых шагах работы члены группы ориентируются, в основном, на решаемую задачу и обращают мало внимания на выстраивание внутригрупповых отношений.
2.      Раскройте соотношение рефлексии и учения. Расскажите студентам, как устроена современная «обучающаяся организация». Проведите параллель с тем, как может функционировать «обучающаяся группа».

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                          Слайд 15 из 24
 
 
 
Рекомендации ведущему:
1.      Введите и обсудите определение групповой рефлексии или рефлексии работы группы (приведено на слайде).
2.      Напомните, что рефлексия – мощный инструмент, который можно использовать и во благо, и во вред. Специально разработанная процедура проведения рефлексии групповой работы позволяет повысить эффективность функционирования членов группы. Строгое следование процедуре проведения  рефлексии спасет от многих неприятных недоразумений, поможет уйти от ситуации «парткома», защитить членов группы.
 
Вопрос для обсуждения в группах: Почему последовательность действий группы в ходе рефлексии (приведена на слайде) выстроена таким образом? Какие групповые эффекты она обеспечивает? Предложите группам использовать для работы структуру «1-2-все».
 
3.      Заслушайте мнение представителей групп на мастерской и обсудите результаты шедшего в группах обсуждения.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд 16 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Подводя итоги проведенному обсуждению можно сделать вывод о том, что в различных жизненных ситуациях рефлексию можно (и нужно) проводить с различными целями и для решения разных задач. В при обучении групповой работе в классе стоит ограничиться перечнем задач,  приведенных на слайде.
2.      Разберите приведенные на слайде факторы, определяющие успешность рефлексии. Рекомендуйте студентам помнить о них и стараться их учитывать.
3.      Подготовьте группы к выполнению задания: «Итак, вы познакомились с задачами групповой рефлексии, факторами ее успешности и процедурой ее выполнения. Конечно, это надо испробовать на практике. Для этого группа должна выполнить определенную работу, а потом провести групповую рефлексию в соответствии с изложенными правилами».
4.      Познакомьте студентов с содержанием задания: «Сравнить построение занятий  при разбиении учащихся на традиционные учебные группы и построение занятий с использованием эффективных групп». Сообщите, что в для выполнения задания студентам потребуется использовать технику групповой работы, известную как «Мозговая атака». Поэтому, прежде чем выполнять задание, надо рассмотреть эту технику.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд 17 из 24
Рекомендации ведущему:
1.       Познакомьте студентов с техникой «мозговая атака». Если есть возможность, предложите это сделать участникам мастерской, которые знакомы с этой техникой. Обратите внимание, что этапы работы строго разделены между собой. На каждом из этапов в группе выстраивается «своя атмосфера»: атмосфера азарта, свободы, поиска, фантазии, защищенности, радости (этап 1), пока идет «придумывание», «изобретение нового», и атмосфера рационального поиска, делового обсуждения, критического отношения (этап 2), когда идет «конструирование решения».
2.       Предложите участникам мастерской убедиться в том, как влияет создаваемая в группе атмосфера на роботу участников. Для этого можно выполнить упражнение «Линия».
3.       Выполните упражнение Линия.  
¨       Ведущий выводит из аудитории четырех добровольцев. Они не должны видеть, что происходит в мастерской. Каждый доброволец приглашается в аудиторию отдельно.
¨       Ведущий приглашает первого добровольца и предлагает рисовать на доске линии. Работа поощряется (Замечательно получается! Нарисуйте еще одну… Вы наверное учились рисовать! Ваши линии просто великолепны. Нарисуйте, пожалуйста, еще одну… Прекрасные линии, Вы замечательно справились с заданием. Нарисуйте еще одну на последок …).
¨       Ведущий приглашает второго добровольца. Ведущий трижды сухо просит  нарисовать линию. (Никаких комментариев. Деловито. В заключении благодарит и предлагает садиться на место)
¨       Ведущий приглашает третьего добровольца. Ведущий трижды сухо просит  нарисовать линию. (После каждой линии ведущий дает отрицательный комментарий: какая то странная линия… Вас никогда не учили рисовать? Вы не стараетесь! Сделайте лучше. В заключении благодарит и предлагает садиться на место).
¨       Ведущий приглашает четвертого добровольца. Ведущий трижды просит  нарисовать линию, давая для этого точные исчерпывающие инструкции. (Прямая в центре доски длинной двадцать сантиметров. Еще одна такая же на пять сантиметров ниже. Еше одна на десять сантиметров выше. Деловито. В заключении благодарит и предлагает садиться на место).
¨       Ведущий предлагает добровольцам поделиться своими ощущениями во время выполнения задания
Здание группам: проанализировать атмосферу, которую создавал ведущий при выполнении заданий разными участниками. Как влияла атмосфера на выполнение задания? Для каких случаев какая атмосфера предпочтительна?
4.       Группы готовят свои сообщения (6 минут) и делятся своими выводами с мастерской.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                         Слайд 18 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.       Разберите поведение членов групп на первом этапе мозгового штурма (приведено на слайде). Например, попросите членов групп описать поведение, которое должны демонстрировать (как надо себя вести) члены группы при выполнении мозгового штурма первом этапе. Предложите им сформулировать требования к поведению Бодрилы (что говорит, как себя ведет, куда смотрит, как подбадривает партнеров). Предложите операционализировать требование «поддерживать и развивать идеи партнеров».
2.       Обсудите со студентами, чем обусловлены требования:
-          «Каждая странная и неожиданная идея поощряется особенно тепло,
-          «Авторство идеи не фиксируется».
3.       Обсудите, как совместить свободу дискуссии и присутствие Руководителя, который «следят, чтобы никто никого не критиковал, чтоб все выдвинутые идеи приветствовались». Предложите сформулировать требования к поведению Руководителя (что говорит, как себя ведет, куда смотрит, как обращается к партнерам).
4.       Обсудите со студентами, как меняется поведение участников на втором этапе мозгового штурма, какое поведение надо демонстрировать (как надо себя вести). Предложите операционализировать представление о поведении делового, серьезного, критически мыслящего человека. Что для поведения членов группы означает требование: «Идеи сортируются и рассматриваются одна за другой. Оценивается практическая пригодность каждой идеи (и их комбинации) для решения стоящей перед группой задачи».

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                    Слайд 19 из 24
 
Рекомендации ведущему:
  1. Напомните студентам о задании, которое они будут выполнять в группе:  «Сравнить построение занятий  при разбиении учащихся на традиционные учебные группы и построение занятий с использованием эффективных групп».  Выполнив задание они будут проводить групповую рефлексию выполненной работы. Для выполнения этого задания каждый член группы должен взять на себя выполнение определенной роли.
 
Тезисы:
«Вы используете технику «Мозговая атака» для решения задачи в группе. В каждой группе распределим роли, которые (параллельно с решением основной задачи) должен демонстрировать один из участников».
 
«Помните: любой член группы может и должен демонстрировать любые элементы поведения, если это, с его точки зрения, необходимо. Все, кому поручены выделенные роли, должны стараться демонстрировать соответствующее поведение».
 
  1. Разберите со студентами описание ролевых задач членов группы, которые выполняются дополнительно к основной задаче. Раздайте материалы через Завхозов (бумага, ножницы, липкая лента, фломастер). Проследите, чтобы в каждой группе сделали «этикетки» с названием ролей и закрепили их на груди исполнителя (этикет – этикетки).
 

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                          Слайд 20 из 24
 
Рекомендации ведущему:
Сформулируйте задание для студентов: «Сравнить построение занятий  при разбиении учащихся на традиционные учебные группы и построение занятий с использованием эффективных групп».  При этом:
  1. Обратите внимание студентов на то, что каждая группа выполняет две задачи:
-         академическая (найти различия)
-         и поведенческая (отработка техники «Мозговая атака»).
  1. Обратите внимание студентов на то, что каждая группа подготавливает два документа:
-          Таблица различий,
-          протокол фиксации желаемого поведения участников группы.
Первый документ используется для доклада о результатах выполнения академической задаче. Второй - для доклада о функционировании группы.
  1. Ограничьте время на выполнение задания группам (например, 12 минут). Предупредите, что по истечении этого времени докладчики от каждой группы сядут рядом с преподавателем и начнут докладывать результаты.
 

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                          Слайд 21 из 24
 
 
Рекомендации ведущему:
1.        Перед началом работы продемонстрируйте студентам этот слайд и оставьте его на экране на время работы групп. Включите тихую музыку для создания подходящей рабочей атмосферы в классе.
2.        В ходе работы проводите мониторинг работы групп, оказывайте им помощью в выполнении задания. Обратите внимание на следующие:
-                 как ведется протокол наблюдения за ролевым поведением членов группы,
-                 как выполняют свои ролевые обязанности Бодрила и Координатор.
Не забудьте предупредить группы о приближении срока окончания работы.
3.        По ходу сообщений представителей групп о выполнении академической задачи, фиксируйте сводный перечень различий на доске и накапливайте материал для последующего награждения групп.
 

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                        Слайд 22 из 24
Рекомендации ведущему:
1.      По завершении докладов групп о выполнении задания объявите, какие академические результаты ведущий ожидал получить от групп (представлены на слайде). Сопоставьте ожидания ведущего с тем, что сделали группы. Подведите итоги выполнения группами академической задачи по сравнению характеристик «традиционных» и «эффективных» учебных групп.
2.      Напомните, что одновременно с академической, группы решали и «поведенческую» задачу. Ведущий предлагает группа сделать сообщения о соблюдении правил групповой работы. По ходу этих сообщений постарайтесь отметить положительные моменты в работе каждой группы, остановитесь на неожиданных результатах. Не забудьте поздравить докладчиков и группы с успехом.
3.      Подведите итоги обсуждения выполнения «поведенческой» задачи. Обратите внимание студентов на то, что вторая (якобы, вспомогательная) задача была совсем не проще первой (академической). Можно напомнить, что отработка навыков групповой работы – серьезное дело, и этому будет повещено специальное занятие мастерской.
4.      Проведите награждение групп, участвовавших в выполнении задания.
5.      Обратите внимание студентов на то, что первые пять пунктов рекомендуемого плана работы группы выполнены Работа над завершена, пришло время приступить к последнему, шестому пункту плана: провести рефлексию работы.

Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                          Слайд 23 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Напомните участникам мастерской о процедуре «рефлексия». Подчеркните, что строгое следование процедуре проведения рефлексии помогает уберечься от многих неприятных недоразумений, защищает членов группы.
2.      Обратите внимание координаторов на необходимость фиксировать и объявлять группе о начале и завершении каждого шага процедуры.
3.      В ходе проведения рефлексии по группам следите за тем, чтобы все группы следовали основным шагам рекомендованной рабочей процедуры, помогайте студентам обращать внимание на ход выполнения работы на каждом шаге.
4.      Помогайте группам подготовить (как результат рефлексии) план совершенствования своей работы, который будет реализовываться в ходе выполнения следующих заданий. Следите за тем, чтобы каждый член группы получил одну (никогда не более 2-х) практическую рекомендацию по совершенствованию своей работы. План должен быть красиво оформлен, подписан всеми членами группы и помещен в «Уголке группы».
 
Возможная форма плана:
План совершенствования работы членов группы  __________________________
 «__» __________ 2000г.
ФИО члена группы
Отрабатываемое умение
Что делать, где, когда
 
 
 
 
 
 
Подписи членов группы:
____________       ____________     ___________  ___________
Модуль 3. Принципы кооперации в обучении                 Слайд 24 из 24
 
Рекомендации ведущему:
1.      Подведите итоги изучения принципов кооперации в обучении. Желательно особенно подробно остановиться на рефлексии.
Вопрос для обсуждения в группах: Известный отечественный философ Г.П. Щедровицкий, интересовавшийся проблемами образования, говаривал, что реальный процесс обучения/научения человека происходит только в процессе рефлексии.
-                    Как Вы относитесь к этой точке зрения?
-                    Какова интуитивная значимость рефлексии для Вас?
-                    Что, с Вашей точки зрения, происходило с группой в ходе рефлексии?
2.      Можно организовать групповой контроль/повторение того, что известно студентам о технике групповой работы в классе. Например, группы могут подготовить списки ключевых вопросов по теме, а затем задавать их своим коллегам из других групп по 1-3 вопроса, используя структуру «Номера».
 

Модуль 4. Структуры взаимодействия в классе                                        

Слайд  1 из  4
           
Рекомендации ведущему:
1.       Предложите студентам посмотреть фрагменты видеозаписи урока, на котором учитель организует групповую работу школьников. Сформулируйте им задание, например, таким образом:
§  Познакомьтесь с видеозаписью урока и проанализируйте ее по схеме «Три колонки».
§  Выделите и опишите все элементы техники групповой работы, которые использовал учитель.
§  Проанализируйте, с какой целью и насколько эффективно использовались отдельные приемы. Подготовьте свои предложения о том, чем их можно заменить или дополнить.
2.       Опишите предлагаемую процедуру работы по шагам (приведена на слайде). Бланк для анализа видеозаписи приведен в Приложении 2 (раздаточный материал).
3.       Просмотрите видеофильм вместе с учащимися. Возможно, его придется несколько раз прерывать (останавливать), давая возможность студентам спокойно фиксировать увиденное.
4.       Наблюдайте за работой групп, которые анализируют и обсуждают просмотренный по предложенной схеме. По завершении работы, каждая группа должна выбрать докладчика, которые представляют результаты работы групп всей мастерской. Стимулируйте появление вопросов к докладчикам со стороны участников мастерской. Не препятствуйте коллегам докладчиков по группе, при необходимости, прийти им на помощь. В ходе обсуждения результатов работы групп фиксируйте основные элементы просмотренного урока, обращайте внимание на использованные приемы текущего контроля, использовании техники групповой работы и другие элементы групповой работы, которые почему либо не выделили студенты.
5.       Организуйте рефлексию в группах по результатам выполнения задания. Следите за тем, чтобы группы проводили рефлексию, следуя рекомендованной ранее процедуре. В процессе выполнения рефлексии проводите мониторинг работы групп. Возможные вопросы группам:
-                     Как выполнялись решения, принятые в ходе предыдущей рефлексии?
-                     Что было учтено и что нет?
-                     Какие решения в этой связи следует принять снова?
Цель вопросов - продемонстрировать процедуру рефлексии как действенный инструмент самосовершенствования работы групп. Не забывайте проверить, насколько аккуратно члены группы готовят план совершенствования  своей работы.
 

Модуль 4. Структуры взаимодействия в  классе                                              Слайд  2 из  4
Упражнение по разработке схемы проведения урока.
Цель упражнения – дать участникам мастерской опыт проектирования урока с использованием различных структур взаимодействия. В качестве материала для упражнения можно использовать текст «Урок истории» (см. приложение 2).
Задание группам: Предложите такую схему проведения урока, которая обеспечит осуществление замысла Сони: «… сделать так, чтобы все школьники могли искренне и горячо обсуждать вопросы, касающиеся темы урока».  Надо решить типичную задачу учителя, организующего групповую работу: вести урок и поддерживать дисциплину, не доминируя в классе.
Возможная организация работы: Члены группы (а) читают предложенный текст вслух по очереди, например, в парах, (б) формулируют и фиксируют цели, которых пыталась добиться Соня, (в) разрабатывают возможные структуры организации урока. Преподаватель обходит группы и побуждает их к «игре со структурами». Возможное решение задачи для Сони – использовать структуру «Мозаика»:
·         разбить класс на группы – «парламенты», в «парламентах» распределить роли;
·         собрать всех в группы по ролям для подготовки ролевой позиции;
·         затем все возвращаются в свои «парламенты» и проводят дискуссии.
Если ни одна из групп не предложит использовать «Мозаику», преподаватель подводит их к этой идее, демонстрируя соответствующий ход рассуждений:
·         школьники должны обсуждать вопросы не только с учителем, но и между собой (одновременное взаимодействие),
·         в группах школьников должна быть взаимозависимость (зачем они нужны друг другу),
·         школьники должны почувствовать индивидуальную ответственность (каждый незаменим),
·         необходима отработка навыков сотрудничества,
·         работа группы завершается рефлексией.
После выполнения шага 8 (смотри план выполнения работы на слайде) все группы выносят свои предложения на мастерскую. Проводится их сравнительное обсуждение. Преподаватель поощряет группы.
Вопросы для итоговой рефлексии: Как наша группа совершенствует своею работу? Чему мы научились за прошедший этап работы? Как были выполнены решения, принятые в ходе последней рефлексии? Что было учтено и что нет? Какие решения в этой связи следует принять снова?
 

Модуль 4. Структуры взаимодействия в  классе                        Слайд  3 из  4
 
Рекомендации ведущему:
1.      Подвести итог предыдущего упражнения.
Тезисы:
§  «Вы поближе познакомились с «Мозаикой», одной из популярных структур работы в классе. Она позволяет распараллелить процесс работы и порождает продуктивное разнообразие. «Мозаика» - эффективная структура, которую очень широко используют при организации работы групп сотрудничества. Если Вы не знаете, какую структуру выбрать, попробуйте рассмотреть «Мозаику».
§  «Количество возможных форм взаимодействий учащихся огромно. Всегда можно подобрать такой вариант взаимодействия, который поможет решить Вашу педагогическую задачу. Например, непросто обучить членов группы сотрудничества самоконтролю, умению слушать других, способности сдержаться и не спешить высказываться. Для формирования «умения помолчать и внимательно слушать другого» пригодится структура «Аквариум».
2.      Расскажите о функционировании структуры «Аквариума». Обратите внимание на расположение участников за рабочим столом (теоретически наблюдатель должен отсутствовать в комнате, однако достаточно и того, чтобы его не было видно сидящему за столом). Объясните студентам (или проявите это в ходе обсуждения), что работа в «Аквариуме» помогает ученикам приобрести навыки самоконтроля, научится слушать и наблюдать, действовать совместно, чувствовать «плечо друг друга».
3.      Объявите, что следующее задание группы будут выполнять используя структуру «Аквариум».

Модуль 4. Структуры взаимодействия в  классе.                     Слайд  4 из  4
Рекомендации ведущему:
В качестве раздаточного материала к занятию можно использовать статью Бронникова И.Н. и Бондаренко Л.В. (см. приложение 2).
1.      Назначьте одного из участников мастерской наблюдателем, ответственным за «отсчет времени» и обзор работы групп. Каждые три минуты рабочий состав меняется (канадский хоккей). Ведущий заранее предупреждает о последних трех сменах.
2.      Студенты выполняют работу в группах и оформляют свои результаты. Полученные результаты докладывается мастерской. Прямым открытым голосованием все участники мастерской выбирают лучшее  решение. (Вопрос для голосования: какое из предложенных решений я захотел бы использовать сам?).
3.      Группы проводят рефлексию работы. Ведущий может активизировать и направлять процесс рефлексии в группах, например, с помощью вопросов:
§  “Какие изменения навыков групповой работы своих коллег Вы заметили?”
§  “Как выполнялись решения, принятые во время последней рефлексии?”
§  “Что было учтено и что нет? Почему?”
§  “Какие решения в этой связи следует принять?”
4.      Группа оформляет новые записи в план по совершенствованию своей работы.
5.      Подведите итоги занятия (анализ хода и результатов выполнения упражнения с его позиции), обращая внимание на особенности выполненного упражнения, обсуждите практические ситуации, в которых полезно использовать «Аквариум».
 
Возможные цели ведущего при подведении итогов занятия:
§  продемонстрировать эффективность процедуры рефлексии, как рабочего инструмента самосовершенствования работы групп;
§  обратить внимание членов группы на формирование навыков групповой работы;
§  подготовить почву для перехода к обсуждению следующей темы: навыки работы в группе.
 
 
(Окончание следует)


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
Новостей нет.


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_315f777abbd4fdfc599a286b0163dcc9, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0