Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Уваров А. Ю. Групповая работа. Часть 1 из 4-х.

Автор: А. Ю. Уваров

Уваров Александр Юрьевич. Групповая работа: кооперация в обучении.  — М.: Изд-во МИРОС, 2001. — 224 с.
Оглавление
 
Предисловие........................................................................................................................................................................ 13
1. На пути к эффекитвной групповой работе........................................................................................ 19
1.1. Ожидаемые результаты........................................................................................................................................... 19
1.2. Обучение кооперации  — насущная задача школы................................................................................... 19
1.3. Немного истории......................................................................................................................................................... 20
1.4. Кооперация, конкуренция и «невзаимодействие»...................................................................................... 23
1.5. Формальные, базовые и неформальные группы............................................................................................ 25
1.6. Овладение педагогической техникой  кооперации в обучении........................................................... 27
1.7. На пути к «школе сотрудничества».................................................................................................................... 28
1.8. Выводы............................................................................................................................................................................. 29
Упражнения........................................................................................................................................................................ 30
2. Принципы кооперации в обучении........................................................................................................... 31
2.1. Ожидаемые результаты........................................................................................................................................... 31
2.2. Учебные группы и эффективность их работы................................................................................................ 31
2.3. Шесть принципов кооперации в обучении...................................................................................................... 33
2.3.1. Общие сведения....................................................................................................................................................... 33
2.3.2. Принцип позитивной взаимозависимости...................................................................................................... 33
2.3.3. Индивидуальная оценка работы членов группы............................................................................................. 35
2.3.4. Принцип максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися............................... 36
2.3.5. Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы........................................................ 37
2.3.6. Принцип систематической рефлексии хода учебной работы................................................................... 37
2.3.7. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия учащихся.......... 39
2.4. Три подхода к использованию групповой работы в классе................................................................... 35
2.5. Выводы............................................................................................................................................................................. 37
Упражнения........................................................................................................................................................................ 38
3. Навыки работы в группе...................................................................................................................................... 39
3.1. Ожидаемые результаты........................................................................................................................................... 39
3.2. Два подхода к обучению работе в группе....................................................................................................... 39
3.3. Причины неудач в работе группы........................................................................................................................ 39
3.4. Содержание обучения: умения и навыки групповой работы................................................................. 41
3.5. Формирование умений и отработка навыков групповой работы........................................................ 43
3.5.1. Общие сведения....................................................................................................................................................... 43
3.5.2. Демонстрация.......................................................................................................................................................... 44
3.5.3. Освоение.................................................................................................................................................................... 46
3.5.4. Проведение рефлексии........................................................................................................................................... 47
3.6. Выводы............................................................................................................................................................................. 49
Упражнения........................................................................................................................................................................ 49
4. Элементы техники организации групповой работы............................................................... 51
4.1. Ожидаемые результаты........................................................................................................................................... 51
4.2. Планирование работы............................................................................................................................................... 51
4.3. Формирование групп.................................................................................................................................................. 53
4.3.1. Принципы формИрования..................................................................................................................................... 53
4.3.2. Состав групп............................................................................................................................................................ 53
4.3.3. Количественный состав группы......................................................................................................................... 54
4.3.4. Подбор членов группы........................................................................................................................................... 54
4.3.5. Размещение учащихся на рабочих местах....................................................................................................... 55
4.3.6. Переформирование групп..................................................................................................................................... 56
4.4. Руководство работой класса................................................................................................................................. 56
4.4.1. Общие сведения....................................................................................................................................................... 56
4.4.2. Параллельное выполнение действий................................................................................................................. 57
4.4.3. Нормы поведения при работе в классе............................................................................................................. 57
4.4.4. Управляющие сигналы........................................................................................................................................... 58
4.4.5. Общение с классом.................................................................................................................................................. 58
4.5. Оценка результатов учебной работы................................................................................................................. 60
4.5.1. Общие вопросы........................................................................................................................................................ 60
4.5.2. Особенности оценки учебной работы в группах........................................................................................... 61
4.5.3. Оценка индивидуальных достижений............................................................................................................... 62
4.5.4. Взаимная проверка результатов работы....................................................................................................... 64
4.5.5. Компьютер как инструмент проверки результатов обучения................................................................. 65
4.6. Выводы............................................................................................................................................................................. 66
Упражнения........................................................................................................................................................................ 66
5. Работа с элементами взаимодействия................................................................................................. 68
5.1. Ожидаемые результаты........................................................................................................................................... 68
5.2. Элементы взаимодействия.................................................................................................................................... 68
5.3. Элементы взаимодействия и принципы кооперации в обучении....................................................... 72
5.3.1. Общие замечания..................................................................................................................................................... 72
5.3.2. Непосредственное взаимодействие.................................................................................................................. 72
5.3.3. Индивидуальная оценка......................................................................................................................................... 73
5.3.4. Равное участие........................................................................................................................................................ 74
5.3.5. Позитивная взаимозависимость........................................................................................................................ 74
5.4. Элементы и структуры.............................................................................................................................................. 75
5.5. Заключение.................................................................................................................................................................... 79
6. Конспект занятий в мастерской «групповая работа».............................................................. 82
Модуль 1. «Команда»....................................................................................................................................................... 85
Модуль 2. Введение в организацию групповой работы......................................................................................... 91
Модуль 3. Принципы кооперации в обучении........................................................................................................... 97
Модуль 4. Структуры взаимодействия в классе................................................................................................. 121
Вместо Заключения................................................................................................................................................... 143
Литература............................................................................................................................................................. 144
Приложение 1...................................................................................................................................................... 145
Справочные материалы................................................................................................................................................. 145
Двенадцать ролей  для выработки навыков работы в группе  [12]............................................................... 145
Краткое описание некоторых структур  организации работы в группах................................................ 147
Приложение 2...................................................................................................................................................... 148
Раздаточные материалы к занятиям...................................................................................................................... 148
Состав раздаточных материалов........................................................................................................................... 148
Бланк для выполнения задания «Общее и различия»......................................................................................... 149
Процедура рефлексии в группе................................................................................................................................... 150
Протокол наблюдения и анализа видеоурока...................................................................................................... 150
Похвальные грамоты для студентов...................................................................................................................... 151
Из Постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.
«Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе»................................................. 157
Дж. Вайлант Урок истории........................................................................................................................................ 159
И.Н. Бронников, Л.В. Бондаренко  Первый опыт коллективных занятий 
 (газета «Университетская жизнь», г. Красноярск, 1984).................................................................................. 161
Приложение 3...................................................................................................................................................... 164
Материалы для чтения................................................................................................................................................... 164
А.Ю. Уваров, М. Ханингтон  Гражданское образование — задача государства и школы
(Из журнала « Вестник УРАО», №1,  2001.)............................................................................................................. 164
М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин  О методе проектов (Из журнала «Магистр», №1, 1990)............................ 164
 
 
 
 

Процессы демократизации  в современной школе обычно рассматривают в двух аспектах:
-          изучение теории и практики демократии в рамках учебных предметов;
-          превращение самой общеобразовательной школы в демократический социальный институт.
Первый из этих аспектов акцентирует внимание на институциональных сторонах демократии (форма государственного правления, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, выборность представителей всех властных институтов и т.п.). Второй аспект рассматривает практику повседневной жизни членов общества (моделируя ее во внутришкольной жизни, в отношениях школьников и учителей). При всей бесспорной важности первого аспекта второй, возможно, является более весомым. Претворять в жизнь провозглашаемые ценности, в том числе  демократические, гораздо сложнее, чем рассуждать о них.
Два схожих аспекта проявляются при обсуждении кооперации в обучении, групповой работы в классе. Труды по истории педагогики полнены утверждениями о важности совместной творческой работы учеников и педагогов, о ценности кооперации в обучении. Однако попытки практически следовать по этому пути сталкиваются с «сопротивлением материала». Без реальной повседневной практики групповой работы, без реальной кооперации учащихся и педагогов, идеалы эффективной кооперации участников всех учебного процесса остаются в области пожеланий, как и идеалы демократии, если последние не подкрепляются ежедневной практикой следования демократическим идеалам и процедурам в обыденной жизни людей.
В последние десятилетия широко обсуждается новая модель демократии, которую часто называют критической, или открытой. Адепты этой модели делают акцент не столько на самих формальных демократических институтах, сколько на процессах их развития. Причем предполагается, что это развитие устойчиво, равновесно по своей природе. Критическая демократия стремится преодолеть отчуждение человека от действующих социальных институтов и на этой основе сделать необходимые демократические преобразования возможными, поддержанными членами общества. Часто говорят, что они обеспечивают неразрушающее, устойчивое или равновесное развитие демократии.
Подобно тому как сторонники критической демократии пытаются обеспечить эволюционное развитие демократической системы в соответствии с базовыми идеалами демократии, разработчики и адепты современных техник кооперации в обучении стремятся обеспечить естественный и ненасильственный переход от школы авторитарной педагогики, где вся полнота власти, инициатива и ответственность принадлежат взрослым (учителю, администратору, воспитателю), к педагогике сотрудничества, где вся посильная и постоянно возрастающая доля ответственности за результаты учебной работы передается самим обучаемым. Среди средств, которые позволят это сделать, важное место занимают современные техники групповой работы, приемы организации позитивного взаимодействия участников учебного процесса. Эти техники хорошо разработаны, а их освоение все шире практикуется в России (например, при проведении мастерских по переподготовке учителей). Однако соответствующий пакет учебных материалов и курс для студентов педагогических вузов пока отсутствуют. Этим обусловлено появление настоящей книги.  Ее цель  — познакомить будущих педагогов с техниками организации различных структур учебного взаимодействия в классе. Автор убежден, что эти техники позволят каждому учителю выстраивать новые эффективные организационные формы учебной работы тогда, когда это требуется и так как это нужно в контексте живого учебного процесса.
Еще одна цель — побудить студентов воспринимать кооперацию как ведущую форму взаимодействия членов демократического сообщества, рассматривать овладение техниками кооперации людей, способами групповой работы  как составную часть общего образования.
Автор стремился донести до читателя представление о трех возможных типах взаимодействия учащихся в школе (индивидуальная работа, соперничество и кооперация), убедить в том, что каждый из этих типов отражает модели взаимодействия людей, присутствующие в нашей жизни, что все они могут и должны использоваться в учебном процессе с равными правами. Ситуацию в школе, где сегодня доминирует соперничество, надо изменить. Существуют убедительные доказательства того, что различные виды групповой работы могут и должны занять заметное место в практике работы современной школы.
Книга знакомит с различными структурами группового взаимодействия, учит использовать эти структуры для решения конкретных педагогических задач.
Связывая техники педагогической работы с актуальными вопросами демократического строительства и гражданского образования, книга нацелено на то, чтобы побуждать читателя занимать активную гражданскую позицию, использовать групповую работу как одно из средств решения задач гражданского образования.
Предполагается, что в результате знакомства с материалами этой книги читатели смогут:
§  привести примеры использования групповой работы в классе, основываясь на знании истории российской и зарубежной школы;
§  рассказать о тенденциях изменения организационных форм обучения в современном образовании и обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике;
§  аргументировать утверждение о том, что навыки работы в группе — важный составной элемент современного содержания  образования в демократическом обществе;
§  перечислить принципы организации кооперации в обучении и раскрыть их содержание;
§  описать условия, необходимые для эффективного использования групповой работы в учебном заведении;
§  разработать план урока с использованием групповой работы учащихся ;
§  продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации.
Автор стремится заинтересовать читателя, помочь ему и овладеть рассматриваемыми в книге элементами эффективной педагогической техники, которая революционизирует практическую работу в классе.
Книгу можно использовать и для самоподготовки, и как коллекцию материалов при изучении техники групповой работы в рамках соответствующего учебного курса. В последнем случае, особенности  организации занятий определятся замыслом преподавателя, который будет вести занятия. Рекомендуется, чтобы курс был практико-ориентирован и проводился в виде мастерской, с интенсивным использованием групповых форм работы. Помимо значительного объема практической работы в группах, такой курс должен  предусматривать самостоятельную работу студентов с литературой, совместное чтение и обсуждение прочитанных материалов, выполнение собственных методических разработок.
Рекомендуется использовать различные формы учебной работы. Предпочтительно, чтобы большую часть занятий учащиеся работали непосредственно в группах. Желательно познакомить их с примерами описания работы в классе, выполненной другими педагогами, поручить им разработать собственные методические материалы, привлечь к участию в анализе хода групповой работы. В качестве одного из приемов работы желательно использовать учебное видео.
 
При подготовке книги автор широко использовал разработки отечественных и зарубежных педагогов. При этом учитывались опыт обучения техникам кооперации в обучении, накопленный в высших педагогических учебных заведениях России, Англии,  США, практика проведения мастерских по овладению техниками групповой работы на курсах повышения квалификации учителей и опыт преподавания курса педагогической технологии в Университете Российской академии образования.
Разрабатывая учебные материалы (учебные тексты и рекомендации к проведению занятий), автор исходил из ряда допущений*, основанных на хорошо известных педагогических принципах.
1.        Эффективность учения растет, если учащиеся знакомы с целями обучения, знают о том, что от них ожидает преподаватель. Каждый раздел начинается с описания ожидаемых результатов обучения. Подготовленный вариант плана занятий также содержит систематические указания на цели каждого из проводимых занятий.
2.        Новое усваивается лучше, если его рассматривают сначала в хорошо знакомой ситуации. Новый материал иллюстрируется примерами, которые хорошо знакомы студентам. Существенное место отводится анализу реального группового взаимодействия, наблюдаемого студентами непосредственно в ходе работы мастерской.
3.        Материал усваивается лучше, если есть возможность применять его в обстановке, близкой к реальной практической ситуации. Работа в мастерской моделирует учебную ситуацию в классе. Это дает возможность студентам приобрести личный опыт кооперации в обучении, работы в группах. Часть студентов в ходе занятий приобретают опыт организации групповой работы, пробуя себя в роли ведущего.
4.        Освоение умений и выработка эффективных навыков требуют активной самостоятельной работы, а не только пассивного восприятия излагаемого материала. Организация работы в мастерской побуждает студентов занимать активную позицию. Постоянно используется моделирование различных учебных ситуаций. Различные роли, исполняемые студентами в ходе занятий, дают им возможность практиковаться в использовании изучаемых педагогических техник.
5.        Эффективно организованное обучение предусматривает формирование и развитие умений анализировать, сопоставлять, синтезировать и оценивать новую информацию. Задания, получаемые в ходе работы в мастерской, процедуры рефлексии, встроенные в каждое занятие, побуждают студентов систематически обращаться к процедурам анализа информации, продуцировать новые идеи, изменяя (развивая) свои представления в ходе решения встающих перед ними задач.
6.        Эффективно организованные занятия учат различать и структурировать основные положения изучаемой дисциплины. Личный опыт работы в группах по ходу мастерской, упражнения по схеме «общее и отличное», необходимость аргументировать свою точку зрения при ее обсуждении в группе, давать объяснения, решать практические задачи — все это  вынуждает студентов логически расчленять, сочетать, опробовать и в конце концов отчетливо представлять себе взаимоотношение синергично действующих составляющих техники кооперации в обучении, организацию групповой работы учащихся.
И еще одно замечание. Мир настолько сложен и многообразен, что мы неизбежно схематизируем и упрощаем его в наших теориях и повествованиях. Наглядный пример этому дают самые образные и точные описания - географические карты. Так, политическая карта игнорирует рельеф местности, климатическая не различает государственных границ и т.п.. Даже самая полная и подробная карта это далеко не то же самое, что описываемая ею территория. Таким же инструментальным элементом между миром и нашим представлением о нем является язык. Слово совсем не то же самое, что описываемый им предмет, или переживание. Язык помогает нам жить. Без него обучение невозможно. Но если забыть, что язык дает лишь описание мира, всегда неточное и неполное, если хоть ненадолго перестать различать «карту» и «территорию», мы неизбежно начинаем пользоваться стереотипами: плоскими и неполными образами мира. Стереотипы возникают при попытках постижения мира, которое не связано с непосредственным опытом. В результате, может возникнуть стена непонимания. Усвоенный стереотип начинает замещать свежее видение привычными образами и накладывается на наблюдаемую картину мира. Стереотипы нужны и важны: они помогают закрепить традиции и привычки, позволяют каждому из нас чувствовать себя безопасно в своем привычном окружении. Вместе с тем, стереотипы – всегда неточные и неполные образы реальности. Стереотипы нередко выделяют объекты таким образом, что нечто слегка знакомое воспринимается как хорошо знакомое, а незнакомое воспринимается как враждебное. В результате мы сразу видим «безгрешного священника», «прилежного отличника» или «хулигана Вовочку». Описывая феномены и условия кооперации в обучении мы неизбежно вынуждены пользоваться «простыми описаниями сложных вещей». Только обращение к реальному жизненному опыту позволяет наполнить их глубиной. Желательно, чтобы каждый читатель помнил об этом.
Построение книги. Отличительная особенность книги в том, что здесь под одной обложкой собран материал как для студентов, так и для преподавателей, ведущих занятие в мастерской. Основная задача книги — помочь студентам выработать умения по организации эффективной групповой работы школьников . Эти умения нельзя сформировать, лишь слушая лекции, читая учебник или просматривая учебный видеофильм. Однако первичную информацию об этих техниках, о лежащих в их основе теоретических положениях можно почерпнуть и из учебника. К сожалению, опубликованные на эту тему материалы крайне ограничены, а систематическое описание техник кооперации в обучении отсутствует. Первые пять разделов книги призваны восполнить этот пробел.
В первом разделе студенты знакомятся с причинами, которые делают эффективную групповую работу в современной российской школе особенно актуальной, с историей использования групповой работы в школе ХХ века, с психологическими теориями, на которых зиждутся современные техники организации групповой работы. Особое внимание уделяется представлениям о трех моделях возможного взаимодействия в классе: приводятся примеры реализации каждой из этих моделей, описаны основные этапы освоения педагогической техники кооперации в обучении.
Во втором разделе изложены принципы построения эффективной групповой работы. Студенты знакомятся с классификацией различных групп, которые складываются в классе, с содержанием пяти принципов кооперации в обучении, рассматривают примеры различных структур взаимодействия, сравнивают между собой три основных подхода к использованию групповой работы в классе.
В третьем разделе рассмотрены вопросы методики обучения работе в группе, способы отбора содержания (перечни осваиваемых умений) и методы учебной работы. Процесс освоения умений, необходимых для успешной кооперации людей (и эффективной совместной работы в классе), базируется на представлении о стандартном цикле учебной работы по формированию умений и отработке навыков.
Четвертый раздел посвящен отдельным элементам техники групповой работы, которые учитель может использовать на уроке. Рассматриваются вопросы формирования групп, управления работой класса, оценки результатов обучения. Главное внимание уделяется позиции учителя, призванного демонстрировать образцы поведения в группе и соответствующие навыки, не допускать в своей работе манипуляции поведением учащихся.
В пятом разделе рассмотрена операция с элементами взаимодействия. Оперируя с элементами, учитель может по мере необходимости модифицировать известные ему структуры взаимодействия, и/или создавать новые, которые полнее отвечают его педагогическим задачам и конкретным условиям учебной работы. Практическое освоение операций с элементами требует достаточно уверенных навыков организации групповой работы . Включение этого материала в книгу преследовало цель продемонстрировать студентам открывающуюся перспективу, необычайную гибкость в управлении работой в классе, которую дает практическое владение педагогическими техниками кооперации в обучении.
Материал шестого раздела— пример методической разработки, которая призвана облегчить подготовку преподавателя к занятиям, служить моделью для разработки собственных учебных материалов. Этот раздел содержит конспект занятий в мастерской, включая набор необходимых слайдов.
В приложении 2 приведены копии раздаваемых материалов и учебные тексты, которые можно использовать для работы со студентами по предлагаемой методической разработке. Каждый преподаватель сам решает, будет ли он пользоваться предложенной разработкой в том виде, как она есть, модифицирует ли ее применительно к своим условиям или подготовит свой собственный вариант.
Как пользоваться книгой. Автор предполагает, что тексты первых  пяти разделов будут использоваться и как учебный, и как информационный (справочный) материал. Если вы студент и впервые знакомитесь с техниками групповой работы, сначала прочтите целиком эти разделы (при первом чтении не обязательно выполнять все предлагаемые задания и упражнения), чтобы представить себе картину в целом. Затем прочтите текст еще раз (делая пометы карандашом) и попытайтесь ответить на вопросы, предложенные в конце каждого раздела. Во время второго чтения рекомендуется просмотреть материал шестого раздела, познакомиться с приложениями. Эти материалы предназначены в первую очередь преподавателю, который будет вести занятия (мастерскую)  по групповой работе. Основу таких занятий составляет демонстрация преподавателем приемов и техник работы в группах, а также приобретаемый студентами личный опыт кооперации в учении и  обучении. Студенты наблюдают, осваивают и используют соответствующие техники в ходе практических занятий (мастерской).
Материал, приведенный в шестом разделе, ориентирован преимущественно на преподавателя. Он позволяет достаточно быстро подготовиться к проведению мастерской. Те, кому придется по вкусу предложенная схема работы, легко обнаружат, что собранный здесь материал достаточен, чтобы начать учебную работу со студентами. Другие, «оттолкнувшись» от предложенных методических решений, подготовить свой вариант проведения мастерской. Групповая работа позволяет использовать множество конкретных форм. Автор предлагает преподавателям начать обмен разработками по технике обучения работе в группах с помощью Интернет. Присылайте свои разработки и находки по адресу auvarov@urao.edu, и они станут доступны всем.
Автор убежден, что будущих педагогов  нельзя знакомить с групповой работой с помощью серии лекций. Ключевые условия успеха — адекватная организационная форма учебной работы (педагогическая мастерская), использование технических средств обучения (просмотр видеозаписей реальных уроков), активная самостоятельная работа студентов в группах.
Преподаватели и студенты, которые захотят глубже познакомиться с историей и отдельными вопросами групповой работы, могут обратиться к литературе, список которой прилагается.
Благодарности. Книга, которую вы держите в руках, не могла бы появиться на свет без деятельного участия и помощи многих международных и Российских организаций. Автор выражает глубокую благодарность Британскому Совету, который инициировал и поддержал этот проект, Совету Европы, Американскому Совету преподавателей Русского Языка и Литературы, которые представили автору возможность познакомиться с опытом гражданского образования в странах Европейского Содружества и в США. Университет Российской академии образования любезно предоставлял автору возможность участвовать в многочисленных мероприятиях, связанных с проведением проекта, предоставил базу для экспериментального преподавания по новому курсу. К этой работе проявляли интерес и поддерживали ее ответственные сотрудники Минобразования РФ.
Автор выражает глубокую благодарность студентам, учителям и другим работникам общеобразовательный школы, преподавателям вузов, научным сотрудникам, всем, кто принимал участие в проводимых автором педагогических мастерских. Участники мастерских всегда щедро делились своими идеями и опытом практической работы. Эти занятия многому научили автора.
Создатель и директор центра «Лучшее в образовании» Индианского университета профессор Ховард Мелингер и профессор Гарвардского университета Джанет Вайлант предоставили автору уникальную возможность познакомиться с техникой проведения учебных мастерских, используемых для подготовки педагогов в педагогическом колледже Индианского университета. Профессор педагогического колледжа Индианского университета доктор Джеймс Бонк щедро делится с автором своими многолетними наработками по методике обучения студентов техникам кооперации в обучении. Этому в немалой степени способствовали усилия Дена Девидсона и Кевина Спенсли из ACTR.  Сотрудник фонда «Гражданское образование» в Лондоне, известный английский специалист в области гражданского образования Тони Торп и доктор Йен Девис из Йоркского университета помогли автору познакомиться с британской моделью подготовки будущих педагогов, с организацией групповой работы при обучении студентов и школьников. Профессора Дональд Янг, Фрэнк Поттенджер, Марк Ханингтон и их коллеги в течение многих лет делятся с автором методическими разработками, выполненными в Центре разработки учебных программ при Гавайском университете и в школе Пунахоа, которую по праву числят среди лучших школ США. Их богатый опыт практического использования техники кооперации в обучении и в классе, и при подготовке педагогов использован при написании этой книги. Всем им автор выражает самую глубокую благодарность.
Автор благодарит сотрудников отделения Британского совета в Москве Е.А. Ленскую и А.Г. Генину за их усилия по организации проекта, в рамках которого подготавливалась эта книга. Коллеги автора по проекту - Н.Н. Михайлова из Центра педагогических инноваций РАО, старший научный сотрудник ИФАН А.А. Сыродеева, директор «Школы самоопределения» А.Н. Тубельский, эксперт Всемирного банка Д.И. Фрумин, директор Институт психологии и педагогики развития СО РАО Б.И. Хасан, эксперт Национального фонда подготовки кадров С.М. Юсфин - щедро делились своими идеями по проблемам развития гражданского образования, помогали в работе над книгой. Многие из этих идей были использованы при подготовке книги. Известный отечественный педагог, ректор Университета Российской академии образования, многолетний коллега и друг автора, действительный член Российской академии образования Б.М. Бим-Бад сделал все возможное для успеха настоящего проекта. Автор выражает ему особую признательность.

1. На пути к эффекитвной групповой работе

1.1. Ожидаемые результаты

Познакомившись с материалом этого раздела, вы сможете:
q  рассказать о причинах, заставляющих педагогов осваивать и применять техники кооперации в обучении;
q  привести не менее трех фактов из истории использования групповой работы в школе;
q  назвать психологические теории, используемые при разработке техник и организации групповой работы, объяснения возникающих при этом эффектов;
q  рассказать о трех моделях возможного взаимодействия в классе, приводя примеры реализации каждой из них;
q  перечислить формы организации групповой работы и рассказать об особенностях их использования в классе;
q  назвать основные этапы освоения педагогической техники групповой работы .

1.2. Обучение кооперации  — насущная задача школы

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы происходящих вокруг нас изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в мире, о котором сами педагоги не имеют достаточно ясного представления. Многие из тех, кто сегодня поступает в первый класс, начнут свою производственную деятельность по специальности, которой в настоящее время еще не существует. В то же время, одна из очевидных задач школьного образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Возникает вопрос: каковы тренды современной жизни, какие умения и навыки являются ключевыми для будущих граждан нашей страны в следующем десятилетии?
Базовых качеств грамотного человека — умений читать, писать и считать — уже недостаточно для современного работника. Столь же базовыми не только завтра, но уже и сегодня [1] являются умения:
-          понимать взаимосвязи компонентов сложных производственных систем и уметь применять это понимание на практике;
-          собрать, организовать и использовать все доступные информационные ресурсы для обеспечения наибольшей эффективности производственного процесса;
-          плодотворно сотрудничать с другими участниками производственного процесса.
Умение успешно работать в группе стало одним из основных требований при приеме на работу не только программистов, аналитиков и журналистов, но и официантов закусочных «Макдональдс». Без навыков кооперации с другими людьми, успешной работы в коллективе сегодня трудно представить себе члена любого самодеятельного общественного движения. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми— составная часть гражданского образования, подготовки членов демократического общества. Все это не может не отразиться на требованиях к современному образованию. Школа должна отвечать на этот вызов, а обучение техникам продуктивной совместной работы должно занять подобающее место среди обязательных элементов содержания общего образования.
Еще одна причина, по которой обучение кооперироваться, эффективно работать в группах особенно актуально сегодня, — изменяющийся на наших глазах опыт детей, приходящих в школу. Сейчас они проводят больше времени перед телевизором, чем в играх со сверстниками. Зона стабильного социального окружения, которое раньше помогало приобрести опыт группового взаимодействия в условиях самодеятельного детского коллектива, существенно сузилась*. Поэтому навыки кооперации, которые ранее в значительной степени стихийно формировались социальной средой, теперь надо осваивать в школе.
Третья причина связана с задачами гражданского образования школьников. Чтобы выполнять обязанности полноправного гражданина, житель современной России должен обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь добиваться необходимых решений в различных инстанциях, выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, вступать в различные неформальные объединения граждан, а при необходимости и формировать их. Современное гражданское общество, которое стремительно усложняется прямо на наших глазах**, немыслимо без граждан, для которых кооперация людей является естественной формой человеческого общежития. Педагогическая техника кооперации в обучении — один из важных инструментов подготовки таких граждан.
И последнее, о чем стоит упомянуть, — это доказанная педагогическая эффективность кооперации в обучении. За последние десятилетия проведены сотни экспериментальных педагогических и психологических исследований. Их результаты свидетельствуют о высокой педагогической эффективности надлежащим образом организованной групповой работы [2], убедительно показывают, что работа в условиях  кооперации (в отличие от конкуренции или независимой работы учащихся) обеспечивает:
-          более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;
-          формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе;
-          повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников и, в конечном итоге, большее психическое здоровье учащихся.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе имеют положительную динамику, являясь следствием синергичного действия результатов, порождаемых кооперацией в обучении. Дружба и взаимопомощь помогают быстрее достигать высоких учебных показателей, что в свою очередь повышает самооценку школьников, способствует росту взаимного доверия и взаимопомощи. Можно с полным основанием считать, что проведение занятий с использованием группой работы — один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться сегодня учитель.

1.3. Немного истории

История кооперации в учении и обучении теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для его верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце XVIII в. Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине XIX в. идеи кооперации в обучении классе широко популяризировались в США. Джон Дьюи пропагандировал использование групповой работы школьников как составной части предложенного им «проектного метода обучения». «Метод проектов» и «лабораторно-бригадная форма обучения» были весьма популярны в отечественной школе в конце 1920-х гг. [4]. В 1918 г. в местечке Корнин, между Киевом и Житомиром, опытный киевский педагог А.Г. Ривин за 10 месяцев работы в группах добился успешного освоения учениками полного курса гимназии — огромного по объему учебного материала, на который тратилось до четырех лет занятий в условиях обычной школы. Этот опыт дал начало педагогической технике «талгенизм», которую А.Г. Ривин широко пропагандировал в 20-е гг. [5]. Однако в 30-е гг. как за рубежом, так и в нашей стране доминирующее положение занял другой подход к организации учебного процесса и внутреннего устройства школы, который основан на конкуренции (соревновании).
Интерес к групповым формам работы возобновился в 1970—80-е гг. после серии работ Э. Коен, Д. Джонсон, Р. Джонсон, С. Каган и других исследователей, выполненных преимущественно в США. Используя результаты фундаментальных работ по теории кооперации и конкуренции в малых группах, а также работы из других областей психологии, проведя свои многочисленные эксперименты, исследователи и их коллеги сформировали основы современной педагогической техники групповой работы. Сегодня этой техникой успешно пользуются миллионы педагогов во всех странах мира.
В основе данной техники (или совокупности взаимодополняющих техник) лежат психологические теории, рассматривающие групповую работу учащихся с трех точек зрения:
§  социально-психологической (представление о взаимозависимости членов группы);
§  когнитивной психологической теории (представление о развитии познавательных функций человека);
§  бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы).
Социально-психологический аспект опирается на работы Курта Левина по изучению групповой динамики. Согласно Левину, суть группы — во взаимозависимости ее членов, порожденной наличием общей групповой цели. Жизнь группы — это динамическое целое, где изменение в состоянии одного из членов автоматически влечет изменения в состоянии всех других членов группы (или подгруппы). Внутреннее напряжение является необходимым условием постепенного движения группы к общегрупповой цели.
Из понимаемых таким образом представлений о взаимозависимости следует, что способ, которым общаются члены группы, и результат групповой работы определяются структуризацией самой взаимозависимости. Позитивная взаимозависимость (и, следовательно, кооперация ) приводит к «взаимоподдерживающей» коммуникации членов группы, которая воодушевляет их, облегчает процессы учения и движения к общей цели. Негативная взаимозависимость (соперничество) обычно проявляется во «взаимопротивостоящей» коммуникации, которая ведет к «подавлению» и расхолаживанию членов группы и, как правило, тормозит их действия по достижению общей цели. Если взаимозависимость отсутствует, мы наблюдаем индивидуальную работу, где коммуникация между членами группы практически отсутствует. Конечно, конфликты так или иначе неизбежны. Более того, они даже полезны, когда приводят к проявлению и разрешению реальных проблем. Педагогическая техника кооперации в обучении помогает организовать эффективную групповую работу, предупреждать многочисленные «пустые» конфликты, выходить на продуктивный конфликт — важный инструмент развития (подробнее об этом см. [10]).
Когнитивный аспект опирается на представления о развитии познавательных способностей человека, раскрытых  в работах Жана Пиаже и Л.С. Выготского. Согласно разработкам школы Пиаже, выполнение совместных действий (кооперация), как правило, сопровождается «социокогнитивным конфликтом». Это приводит к неравновесному когнитивному состоянию индивида, что в свою очередь стимулирует мышление и развитие познавательных способностей. Согласно Пиаже, в процессе совместной деятельности участники вовлекаются в дискуссии, которые и порождают познавательные конфликты, а также стимулируют их разрешение. Неизбежно возникающие при этом неадекватные умственные действия и аргументы проявляются и корректируются (модифицируются). Из представлений школы Л.С. Выготского следует, что всякое знание носит социально детерминированный характер и порождается совместными усилиями в ходе понимания и разрешения возникающих проблем. Среди очевидных достоинств групповой работы — неизбежность разворачивания соответствующих умственных действий, естественность их громкоречевого проговаривания (П.Я. Гальперин). Происходящее в процессе групповой работы столкновение различных точек зрения порождает неопределенность, или понятийный конфликт. Этот конфликт разрешается через реконцептуализацию и поиск дополнительной информации, что в конечном итоге выражается в значительно более обоснованных и точных суждениях. Для сохранения информации в памяти, для ее включения в существующие когнитивные структуры учащийся должен выполнить операции по «пересказу», реструктуризации этой информации в своих собственных внутренних образах (представлениях). Наиболее эффективный способ выполнить такую интеллектуальную работу — объяснить изученный материал партнеру по группе.
Сторонники бихевиористской теории учения акцентируют внимание на групповых подкреплениях и итоговой групповой награде, которая мотивирует усилия по обучению в группе (R. Slavin). Предполагается, что действия, получившие внешнее подкрепление, неизбежно повторяются. При этом исследователи обращают внимание на случайный характер происходящих в группе событий (B. Skinner), на автоматическую имитацию успешных (получивших подкрепление) образцов, на соотношение между наградой и затратами усилий на коммуникацию между членами группы. Согласно этому подходу готовность школьников к кооперации в значительной степени определяется стоящей перед ними задачей и применяемой учителем системой оценок и поощрений (табл. 1.1). Традиционно в классе используются структуры взаимодействия, поддерживающие конкуренцию («Кто первый сделал — молодец!»). Групповая работа открывает простор для использования структур, требующих кооперации.
 
Таблица 1.1
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАДАЧИ И СПОСОБА ПООЩРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ  НА ФОРМИРОВАНИЕ КООПЕРАЦИИ             И СОРЕВНОВАНИЯ В ГРУППЕ
 
Поддерживаемое
отношение
Структура поощрения
Структура  задачи
Кооперация
внутри группы
Оценка каждого по результатам работы всей группы. Поощрение группы как целого
 
Создание общего продукта. Работа распределена между членами группы
Кооперация
между группами
Оценка работы группы зависит от оценки работы класса. Поощрение класса как целого
 
Каждая группа вносит незаменимый вклад в работу, выполняемую всем классом
Соревнование
между группами
Индивидуальная оценка работы каждой группы. Награждается лучшая группа в классе
Одинаковые задания для каждой группы и сопоставление получаемых группами результатов
Нетрудно заметить, что представления о природе учения, лежащие в основе каждого из трех рассмотренных подходов, обращены к разным сторонам действительности. Идея об определяющем значении взаимозависимости опирается на представление о внутренней мотивации, порождаемой самим фактом межличностного взаимодействия, совместными ожиданиями от достижения общезначимой цели. Бихевиористская теория учения предполагает, что совместные усилия питает внешняя мотивация, определяемая групповым поощрением. В то же время когнитивные психологические теории обращают внимание в основном на те процессы, которые связаны с отдельным индивидом.
Педагогическая техника кооперации в обучении использует рекомендации каждого из перечисленных подходов. Заметное место среди них занимают представления о взаимозависимости, развиваемые в рамках социально-психологического подхода. Рассмотрим их более подробно.

1.4. Кооперация, конкуренция и «невзаимодействие»

Кооперация немыслима без практической основы. Представление о взаимозависимости начинает выстраиваться с ответа на вопрос: «Зачем мы нужны друг другу и в какой мере?»
Различают три уровня позитивной взаимозависимости в группе (табл. 1.2). Пример слабой взаимозависимости — совместное выполнение лабораторной работы, когда сильный участник группы в состоянии сделать всю работу сам, ответить на вопросы преподавателя и получить высокую оценку без помощи партнеров по группе. В этих условиях не стоит удивляться отсутствию стремления членов группы к кооперации. При сильной взаимозависимости группа обречена на совместную работу ее участников. «Общая беда» или «желанная для всех цель» объединяют.
 
Таблица 1.2
УРОВНИ ПОЗИТИВНОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
 
Позитивная
взаимозависимость
Зависимость успеха одного члена группы от успеха других членов группы
Зависимость успеха всех членов группы от успеха одного члена группы
Слабая
Возможен вклад одного члена группы в успех других членов группы
 
Возможен вклад члена группы в успех работы всей группы
Средняя
Для успеха одного члена группы желателен вклад других членов группы
 
Для успеха всей группы желателен вклад каждого члена группы
Сильная
Успех одного члена группы невозможен без вклада других членов группы
Для успеха работы всей группы необходим вклад каждого члена группы
Различные структуры группового взаимодействия могут включать в себя одновременно или порознь различные формы взаимозависимости:
-          по результату (продукту групповой работы);
-          по успеху (оценке);
-          по задаче («все мы в одной лодке»);
-          по ресурсу («у тебя есть то, чего нет у меня, и наоборот»);
-          ролевую («из пьесы роли не выкинешь»).
Общее дело сплачивает, а невозможность исключения из него любого из участников заставляет искать пути для совместной работы. У учителя есть много способов сделать работу участников группы взаимозависимой (табл. 1.3). И наоборот, если по своей сути работа не требует нескольких участников, ее вряд ли стоит выполнять в группе.
В ходе обычной фронтальной работе в классе часто складываются ситуации, ведущие к «отрицательной взаимозависимости», стимулирующие соперничество (в противоположность кооперации). Отрицательная взаимозависимость возникает и в тех случаях, когда один из учеников может получить что-то вместо другого. Типичные примеры —приглашение к доске одного школьника, когда желающих отвечать несколько, или представление на выставку работ только лучших учеников. В ситуации негативной взаимозависимости, когда учитель отмечает оценкой только одного ответившего на данный вопрос, ученики невольно начинают ощущать взаимную конкуренцию. Например, если школьник знает, что на выставку будут представлены только две лучших работы, а трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право, он вряд ли будет особенно стараться при выполнении задания.
 
Таблица 1.3
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПОЗИТИВНОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
Позитивная взаимозависимость
По результату
У всех общая цель: подго­товить отчет, написать рассказ или изготовить прибор
 
По успеху (оценке)
Оценка работы группы учиты­вает вклад каждого из участ­ников
 
По задаче
Задача поставлена так, что нельзя сделать ее друг без друга. Распределение работы между членами группы дает больший эффект, каждый решает одну из важных подзадач
 
По ресурсу
У одного есть специальная фор­матка, у другого — тексты с программой, у третьего — инст­рук­ция, как выполнять работу
 
Ролевая
В группе распределены взаимо­дополняющие и необходимые для выполнения работы роли (напри­мер, завхоз, бодрила, координатор, секретарь, мудрец)
 
 
Итак, позитивная взаимозависимость способствует кооперации, а негативная — конкуренции (рис. 1.1).
Возможен третий случай — отсутствие взаимозависимости, когда стимулируется возникновение организационной структуры «невзаимодействие». Однако и нулевое взаимодействие также стимулирует конкуренцию, благодаря естественному процессу взаимного сопоставления («Чем я хуже...»). Так, если одноклассники работают над индивидуальными письменными заданиями, то, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя выигравшими.
Сказанное не означает, что ситуации конкуренции и/или невзаимодействия надо исключать из учебного процесса. Эти ситуации постоянно встречаются в жизни за стенами классной комнаты и с ними надо уметь работать. Конфликты реальны и неизбежны, а способность побеждать в противоборстве трудно переоценить. Проблема в другом. Современная школа слишком часто ставит учащихся в условия конкуренции и слишком редко готовит своих выпускников к коллективной работе в условиях позитивной взаимозависимости. А такие ситуации все более типичны для сложного современного производства, естественны для рождающегося на наших глазах информационного общества, неизбежны при реализации демократических процедур развитой демократии. Доказано, что работа в условиях кооперации — весьма эффективный режим учебной работы. И дело не только в том, что кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Как показывают многочисленные эксперименты [2], учение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции.
1. Повышение уровня осмысления материала. Работы, выполненные в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях конкуренции. Это относится не только к устным сообщениям членов групп, но и к их письменным работам.
2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как показывают эксперименты, кооперация членов группы порождает больше ситуаций  «Ага!..» по сравнению с индивидуальной работой или с работой в условиях конкуренции.
3. Перенос. Знаменитое высказывание Л.С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» — хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.
4. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Школьники лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
Новостей нет.


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter

Warning: Unknown: open(/tmp/sess_59cc983787f2e7a18bc64f689f6354a9, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0