Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Желательный курс истории в школе

Автор: Б. М. Бим-Бад

Желательный курс истории в школе
 
Б. М. Бим-Бад
 
- Ты когда родился? - Тогда-то. - Ты хорошо помнишь этот день? Не можешь его спутать с другим? - Да я вовсе не помню, как я рождался. - Почему же ты уверен, что следующий день твоего рождения будет тогда-то? - Так мне говорят, а я привык верить старшим. - Наверняка старшие говорят правду. Но как убедиться в том, что здесь нет никакой ошибки? - Не знаю. - Давай думать. Ведь надобно же точно знать! Чтобы установить правильную дату события, надобно отыскать доказательства - свидетельства, документы, источники. Нет ли надежного документа о твоем рождении? - Даже не представляю себе. - А спроси у взрослых, где у них хранится твое "Свидетельство о рождении"?

Примерно так проводится беседа с ребенком, подросшим достаточно, чтобы заинтересоваться этой темой. Подобная беседа сталкивает ребенка, быть может, впервые с мыслью о том, что память человеческая не всегда надежна. Оказывается, для изучения прошедшего просто необходимы документы, а историкам приходится всем быть сыщиками: искать следы событий, сопоставлять разные свидетельские показания, допрашивать не только людей, но и камни, и летописи, и даже старинные монеты.

Чувство времени дети приобретают, окунаясь в свое личное прошлое, - в свое происхождение, в историю своей семьи, дома, селения, окрестностей.

Конечно, слушать рассказы больших о том, как те были маленькими, интересно. Но еще более захватывает ребенка игра в историка - а именно сопоставление интервью об одних и тех же или сходных событиях у обеих бабушек, например. Тут выясняется, что люди по-разному смотрят на одно и то же происшествие и не согласны с другими относительно их оценки.

А кто же прав? По здравому размышлению, - обе бабушки отчасти правы, но обе в чем-то чуточку ошибаются. Их оценки продиктованы отчасти их личными отношениями (кто кого любил) и пристрастиями.

Что же делает наш юный историк, взяв все доступные ему интервью? Он не только сопоставляет их друг с другом, но и сверяет их с различными документами из семейного архива (семейной документированной памяти) - фото, письмами, медалями, газетными вырезками и многим другим. Постепенно вырисовывается картина семейных событий в их последовательности.

Это и есть история.

Дальше – больше. Почему дом, в котором ты живешь, имеет именно эту форму? Когда он был построен? Какие архитектурные увлечения были в то время? – Так начинается открытие своей улицы, поселения, области, государства и так далее - расширяющимися кругами.

Естественно и с готовностью приобщаются дети к истории праздников, торжеств, чествований.

Школьный курс истории призван ставить и совершенствовать историчность мышления.
 
Тренируем ребятишек в применении методов сыщиков, оттачиваем дедукцию. Разумеется, с помощью задачек и вопросов. Например, сообщаем подопечным об одном из открытий археологов: неандертальцы хоронили своих сородичей и в захоронение клали различные предметы, полезные при жизни. Что вы можете сказать о религиозных представлениях неандертальцев?

Захватывающие задачи по истории во множестве придумал Исаак Яковлевич Лернер, книжки которого доступны в библиотеках.

Овладеть методами решения исторических, то есть жизненных задач важнее, чем знать готовые ответы и решения. Нужна культура разума. Надобно открыть дедуктивный метод и самодеятельно применять его на практике. Очень желательно и искусство осторожно мышления по аналогии. Что из этого выйдет, судя по аналогичным случаям, известным из прошлого?

"Высший пилотаж" во вживании человека в стихию времени – составление им летописи собственной истории, ведение дневников, систематическое отслеживание им событий, в которые вписан он сам. Особенно важно, чтобы, приобретя вкус к раздумьям над собственным прошлым, наш летописец не забывал бы останавливаться на том, что прежде было его будущим. На том, что он думал о своем будущем и что на самом деле получилось. Почему?

Это и есть историческое мышление. Время нашего бытия не становится благодаря ему бесформенным хаосом событий, торжеством "случая". Человек не станет сваливать на "непредвиденные" обстоятельства свои ошибки, он станет искать их корни в том, что он сам свершал или чего не сделал.

Дети с удовольствием занимаются не только коллекционированием марок и открыток, но и историей флагов, монет, медалей, гербов, значков, амулетов, клейм, эмблем, географических карт... Тем самым они знакомятся с так называемыми вспомогательными (специальными) историческими дисциплинами. На самом деле это – едва ли не самое ценное, что может дать общеобразовательный курс истории. Специальные исторические дисциплины, которые изучают определенные виды или отдельные стороны источников, приближают учащихся к источниковедению в целом – важнейшему в историческом познании.

Чему учит история? Во-первых, история позволяет лучше понять современность, самого себя, поскольку она отвечает на вопрос, каким образом получилось настоящее. Во-вторых, она позволяет заглянуть в будущее, которое вырастает из сегодня, поскольку она прорисовывает тенденции развития и показывает возможности.
 
Дело в том, что история обладает поистине волшебным свойством, которое делает овладение историческим мышлением (историзмом) чрезвычайно полезным, просто жизненно необходимым для растущего человека.

На самом-то деле история – она про будущее, а не про "безвозвратно канувшее в Лету". Ведь прошлое изготовлено из прошедшего будущего. Прошлое – осуществленное будущее. История сплошь состоит из бывших представлений о будущем и она доподлинно сообщает нам, что из этих представлений сбылось, а что нет.

Хранящееся в истории будущее обеспечивает человеку способность творческого воображения. Воображение – ставшее прошлым будущее, психологический инструмент понимания, предвидения, фантазии, мечты, планирования.

Фантазии человека то более, то менее ясно, но всегда переносятся в будущее. Даже совершенно вымышленный и невозможный факт является в качестве ожидаемого и имеющего наступить в будущем. Даже фантазируя о прошлом (как, например, при возбуждении воображения историческими рассказами), человек обращает прошлое в перспективу.

В этой форме свободное фантазирование из области детской жизни распространяется и на остальную жизнь человека, в более правильном и потому легче поддающемся наблюдению виде; здесь оно становится источником всякой практической деятельности. Любое сооружение, любой проект, каждое начинание – все это модификации деятельности фантазии, в которой берут свое начало и произведения искусств. Это ясно показал ещё Вильгельм Вундт.

Вот почему именно история учит:
установке на вероятность маловероятного;
гибкости и многовариантности стратегии и тактики действия;
«вооруженному» предвидением  выходу навстречу опасностям.
 
Хороший курс введения в историческое познание учит просматривать различные варианты развития событий. И вместе с тем быть психологически готовым к неожиданностям. Учит рефлексии, гибкости, предвидению, находчивости. Умению моделировать возможные варианты развития событий, так называемые сценарии.

Отсюда начинается путь к стратегическому, вероятностному мышлению, к серьезной и умной игре с будущим, принимающей в расчет его неопределенность. А стратегическое, вероятностное, мышление является основой успеха или неуспеха каждого из нас. Совершенствование этой парадигмы и может быть основным инструментом в развитии личности и достижении больших целей. То, как мы смотрим на изменения в нашей жизни, как мы взаимодействуем с ее неопределенностью, во многом может определить исход нашего "сражения" с обстоятельствами.

Главное – учиться у прошедших "будущих", которые накоплены в истории. Реалистическому предвидению, а не пустым мечтаниям. Учиться изготавливать свое будущее на фундаменте своего накопленного опыта и честного вероятностного воображения. Только тогда человек не станет упорно наступать на грабли. Сколько можно? Безболезненнее всего учиться на ошибках из исторического арсенала глупостей.

Что будет с нами дальше? Что с тобой станется? История учит смот­реть в будущее с разумной, хотя и осмотрительной, ве­рой и знать, почему это не пустое занятие.

Последствия поступков. Еще одно, чрезвычайно важное благотворное качество истории. Она состоит из следствий и потому учит здравомыслию. Она учит находить причинно-следственные связи, понимать естественный порядок вещей.

Детям не так легко учитывать последствия своих действий, произведенных под напором сиюминутных желаний. А предвидеть последствия своих поступков необходимо. Только история демонстрирует реальные результаты действий. И уголовных деяний, и подвигов, и махинаций, и инноваций.
 
История учит благоразумию. Терпению в осуществлении желаний. Учету противодействий и конфликтов мотивов. Планированию жизни и деятельности без фанатизма, без преувеличений, гибко.

Если тренировать молодежь в понимании обстоятельств, связей, взглядов на жизнь, стереотипы и установки, которые определяют события, то она научится регулировать свое поведение и деятельность, ориентировать сознание на цель и концент­рировать усилия на ее достижении.

----------------------
 
Предлагаем ребятам игру: представьте себе, что каждый из вас – президент нашей страны, и вам надо нанести официальный визит в малознакомую вам страну. Что вам в первую очередь надо будет усвоить из той исторической справки, которую для вас подготовят самые квалифицированные историки? Обоснуйте свой ответ.
 
Борис Бим-Бад,
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования

 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter