Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Андрей Федорович Гартвиг, или Лучшее в методике преподавания истории

Автор: Б. М. Бим-Бад

Андрей Федорович Гартвиг, или Лучшее в методике преподавания истории
Б. М. Бим-Бад

А. Ф. Гартвиг – один из самых квалифицированных учителей истории, методистов и общественных деятелей за всю историю России.

Методический подъем в России почти синхронен "серебряному веку" русской культуры. В нем участвовали практически все технологии преподавания, для всех возрастов, на всех ступенях школы, по всем учебным предметам.

Методика преподавания истории тоже достигла больших высот. Плеяда блестящих историков – М. М. Стасюлевич, Н. П. Покотило Н.П., Н. И. Кареев, Н. Г. Тарасов, Н. А. Рожков и другие - включала в себя и Андрея Федоровича Гартвига.

К биографии А. Ф. Гартвига

В Центральном историческом архиве Москвы хранится свидетельство. Оно выдано С.-Петербургской духовной консисторией, и в нем значится следующее.

У инженера-технолога Федора Андреевича Гартвига и его супруги Юлии Александровны 8 апреля 1862 года родился сын. 6 мая того же года крещен во Входоиерусалимской, что у Лигова канала, церкви. Наречен Андреем.

Через 20 лет Андрей Гартвиг окончил Виленскую гимназию, а в 1886 году — историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата.

Еще студентом третьего курса он получил разрешение "заниматься преподаванием в частных домах". Преподавательский стаж одного из самых ярких русских методистов-историков Андрея Федоровича Гартвига начинается в 1884 году. С 1887 года он преподает в гимназиях Динабурга (Даугавпилса) и позднее — Москвы.

В разное время Гартвиг был преподавателем Московской XI гимназии (Никоновский пр., 5), Алексеевского коммерческого училища в Москве, Московского реального училища, директором Рязанской учительской семинарии и др.

С 2 апреля 1891 г. Гартвиг становится членом Комитета грамотности. Наряду с другими, в этом обществе состояли также Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Николаевич Веселовский, Павел Гаврилович Виноградов, Василий Осипович Ключевский, Михаил Михайлович Покровский, Дмитрий Николаевич Прянишников, Иван Михайлович Сеченов, Александр Григорьевич Столетов, Филипп Федорович Фортунатов, Антон Павлович Чехов (с 20 февраля 1891 г.).

"Двадцать лет жизни я отдал средней школе. Перед моими глазами прошло несколько тысяч молодежи различного возраста и общественного положения", — писал Андрей Федорович Гартвиг в книге "Школьная реформа снизу" (1908).

По своим общественно-политическим взглядам А. Ф. Гартвиг может быть охарактеризован как либерал демократического толка.

Он открыто выступал за демократизацию образования. Так, в статье 1895 года "Сознана ли населением потребность во всеобщем обучении?" он писал: "По результатам анкеты из 28 вопросов от 1892 года я выдвигаю следующие положения: - вопрос о всеобщем обучении является настолько назревшим как в сознании населения, так и среди лиц, заведующих делом народного образования, что разрешение этого вопроса является делом неотложным; - первым по времени должен быть поставлен лишь вопрос о всеобщем обучении, при котором число школ в данной местности должно соответствовать числу детей, посылаемых в школу; - после удовлетворения права населения на обучение детей следует поставить вопрос об обязательном обучении ввиду громадного значения самого принципа обязательности." ("Русская Школа", 1895, № 4, с. 130-153. - С. 134).

В брошюре, изданной между февралем – ноябрем 1917 года "Как Россия стала свободной?", начиная историю революционного движения с Радищева, А.Ф. Гартвиг прослеживает вековую эпопею борьбы с самодержавием. Он анализирует программные документы декабристов, особенности общественного и революционного движения 60-х годов в отличие от эпохи народовольцев. Он отмечает рост стачек, упоминает процесс 50-ти и 193-х, прослеживает начало политического движения.

Подходя к великой буре 1905 года, он особо останавливается на рабочем движении. А.Ф. Гартвиг обнаруживает основательное знакомство с марксизмом. "80-е годы были годами крушения старых идеалов, годами разочарований и жадных поисков нового слова. В это время и наступил тот знаменательный момент, когда в сознании широких демократических кругов вошло новое направление русской общественно-политической мысли, получившей у нас название марксизма, обычно применявшееся в нашей литературе к учению социал-демократической партии. (Как Россия стала свободной?: Очерк истории освободительного движения. М., 1917. - С. 50-51).

Мы видим А.Ф. Гартвига в числе первых историков социал-демократии, но он не разделяет теории и практики большевиков. В конце очерка автор открыто высказывает полное доверие и поддержку Временному правительству.

После 1923 года его следы теряются; мне, во всяком случае, не удалось выявить ни одного упоминания о деятельности и даже о смерти Гартвига, хотя я запрашивал все московские архивы.

Основные работы А. Ф. Гартвига по методике преподавания истории (в хронологическом порядке):

1.

К вопросу о преподавании истории в средних учебных заведениях. М.: тип. М. Бархударова, 1891. - 51 с.
2.

Сознана ли населением потребность во всеобщем обучении? (Оттиск из "Русская Школа", 1895, № 4, с. 130-153). - М., 1895. - 28 с.
3.

Свод отзывов местных деятелей по вопросу об обязательном обучении. Доклад, читанный в заседании 29 декабря 1895 года II Московского съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию // Русская Школа, 1896, № 3, с. 119-134
4.

Краткое руководство к изготовлению картин для волшебного фонаря / Под ред. А. Ф. Гартвига. - М.: Политехнический музей в Москве, 1898. - [4], 64 с.
5.

Петр Великий. Чтение к 12-ти картинам для волшебного фонаря. Вологда, 1898. М., 1905; М., 1912; М., 1914; М., 1916 – [Разл. пагинация].
6.

Составление коллекций теневых картин для школ и аудиторий. - М., 1899. - 41 с.
7.

Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. графом С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие до 1860 года. М.: Строгановск. центральное училище технич. рисования, 1901. - XVI, 416, 86 с.
8.

К вопросу об элементарном преподавании истории. 2-е изд. М.: Педагогическое Общество при Московском университете, 1902. - 77 с.
9.

Новые педагогические течения в применении к преподаванию истории. Доклад на заседании Отделения преподавателей истории при Московском Педагогическом Обществе 26 апреля 1902 г. // "Вестник Воспитания", 1902, № 6. С. 110-137.
10.

О женских коммерческих училищах. Доклад 3 января 1904 г. // Императорское русское техническое общество. Третий съезд Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Секция IV. Коммерческое образование. Часть II. М., 1904. С. 365, 383-387.
11.

О преподавании истории в коммерческих училищах. Доклад 2 января 1904 г. // Императорское русское техническое общество. Третий съезд Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Секция IV. Коммерческое образование. Часть II. М., 1904. С. 463 и сл.
12.

Общественное воспитание в коммерческих училищах. Доклад [30 декабря 1903 г.] // Императорское русское техническое общество. Третий съезд Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Секция IV. Коммерческое образование. Часть I. М., 1904. С. 265 и сл.
13.

Свод мнений по вопросу о преподавании истории в коммерческих училищах / Составил А.Ф. Гартвиг // Императорское русское техническое общество. Третий съезд Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Секция IV. Коммерческое образование. Часть I. М., 1904. С. 173-175.
14.

Фотография и народное образование. Отчет о деятельности Комиссии по составлению коллекций при Учебном отделе Политехнического музея. [М., 1905].
15.

Радость труда. М., 1906. - 188 с.
16.

Доклад о женском коммерческом образовании / Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. М., 1907. С. 387, ff.
17.

Из истории русской культуры. Картины по истории русской культуры / и Тарасов Николай Григорьевич. [30 картин]. М.: Изд. В.В. Думнова, 1908-1913. [Разл. пагинация].
18.

Школьная реформа снизу. [М.]: И. Д. Сытин, [1908]. - IV, 5-201, [2] с.
19.

Ручной труд, как метод обучения и воспитания в семье и школе (оттиск из журнала "Педагогическое Обозрение", № 1-2, 1912). М.: Журн. "педагогич. Обозрение", 1912. - 52 с.
20.

Драматический метод преподавания истории // "Пед. Вестник Моск. учебного округа". 1914. № 3. С. 17-22.
21.

Как Россия стала свободной? (Очерк истории освободительного движения). М., 1917 (Б-ка народной свободы, № 12). - 65 с.
22.

Учебник русской истории для высших начальных училищ и торговых школ. 3-е изд. - М.: К. И. Тихомиров, 1917. - 4, 324 с.
23.

Хрестоматия для классных занятий по русской истории в высших начальных училищах и младших классах в средних учебных заведениях. М.: "Школа", 1917. - VIII, 344 с.
24.

Трудовая школа и коллективизм. 2-е изд. М.: журн "народный Учитель", 1918. - 80 с.
25.

Как организовать трудовую школу. Первая ступень. - М.: журн. "Народный учитель", 1919. - 158 с.
26.

История и обществоведение в школе: Методы работы / и Жаворонков Борис Николаевич. Под ред. Б. Н. Жаворонкова. - М.: Работник просвещения, 1923. - 94 с.
27.

Трудовое начало в приложении к преподаванию истории в младшем возрасте // Жаворонков В., Гейнике Н., Гартвиг А. История и обществоведение в школе (Методы работы) / Под ред. В.Н. Жаворонкова. М., 1923. - 124 с.


Отправные позиции Гартвига в преподавании истории


1) Сближение между школой и семьей; 2) большая свобода преподавания; 3) устранение балльной системы и экзаменов; 4) забота о физическом развитии учащихся; 5) атмосфера доверия; 6) установка на самостоятельность и активность учащихся.

Суть школьной реформы снизу, по Гартвигу, сводится к тому, чтобы явочным порядком привести школу к такому состоянию, при котором в ней могли бы приучать детей к дружной, совместной работе и вырабатывать умение быть членами общества. Особое значение придает Гартвиг групповой и коллективной работе, видя в ней один из наиболее мощных стимулов к развитию комплекса чувств, именуемых взаимополезным творчеством жизни.

Домашний режим в семье учащихся далеко не безразличен школе. Родителей важно увлечь идеей создавать трудовую атмосферу дома, не избаловывать детей услугами окружающих, приучать ребенка принимать посильное участие в домашних работах. Тогда детям привычно серьезно относиться к школьным обязанностям.

В школе должны быть игры, прогулки и экскурсии.

К проблеме доверия тесно примыкает проблема взаимоотношений учителя с учащимся. Отношения эти по необходимости должны быть сердечными, если только педагог стремится к успешным результатам своего труда. Чтобы установить эти сердечные отношения, нужно, уверяет Гартвиг, совсем немногое: во-первых, надо знать свое дело, чтобы учащиеся чувствовали приносимую ими пользу. Во-вторых, надо совершенно перевернуть обычное отношение к учащимся, надо отказаться от всяких угроз, от всякого насилия, а стать просто их товарищами, помогая им разобраться в вопросах жизни и принимая непосредственное участие в их занятиях.


Назначение и польза преподавания истории в школе


Быть составной частью всестороннего образования. Только всесторонне образованный человек может делать правильные исторические обобщения.

Цель состоит в развитии умственных способностей ученика. Его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка. Желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Не только из книг, но и окружающих предметов, и жизненных событий, из истории собственной души. На всю жизнь.

Пробудить, поддержать живой интерес к прошлому, научить самостоятельно его удовлетворять и обдумывать, понимать исторический смысл того, что совершается. Иными словами, подготовить почву для выработки правильного, на исторической основе лежащего миросозерцания.

Текущая действительность, среди которой мы живем и работаем, менее всего есть продукт нашей деятельности; как и мы с вами, она есть создание истории.

Понимание истории предполагает также осознание, что не только хозяйственная жизнь отдельных районов, но и мировая экономическая структура представляет нечто органически цельное, связано на всем пространстве земного шара.

Преподавание истории должно ознакомить учащихся с наукой историографии.

Наконец, воспитать стремление к пополнению исторического образования.


"Мы поставили себе цель нашей педагогической работы, вытекающей из законов детской природы"

Знание особенностей детского организма и психологии ребенка необходимо уже при составлении учебных программ. Материал, предлагаемый в школе, должен соответствовать определенным возрастным возможностям школьников.

Знание психологии внимания, памяти, помогает учителю также правильно строить рассказ, объяснение, во время которого важно находить все новые и новые ассоциации между изучаемым в данный момент уроком и остальным опытом ребенка. Полезны также сопоставления, связи с изученным материалом известных детям фактов. Тогда челнок интереса у учащихся будет быстро сновать взад и вперед по основе старого, вырабатывая из взаимодействия нового со старым живущую и содержательную ткань.

Врачи-гигиенисты должны придти на помощь педагогам для определения учебных нагрузок и их содержания.

Дело учителя — выбрать такой материал, который мог бы затронуть лучшие стороны детской природы и придать эмоциям детей моральную ценность. Дети очень любят яркие переживания, оставляющие в их душе глубокий след. Таким образом мы можем дать учащимся возможность жить на уроке более полной жизнью. Поддерживать здоровую работу чувства — значит воспитывать цельный характер, который сочетает мысль с верной нравственной оценкой.

Интерес вырабатывается из взаимодействия нового со старым.

Мысль, память, воображение и эмоции тесно связаны самой природой ребенка. Заглушать чувство в высшей степени непедагогично. Игре совершенно необходимо уделять место в школе. Если мы, взрослые, не может жить без игры, без искусства, то дадим и ребенку пользоваться этим эстетическим методом познания жизни.

Опытный учитель будет находить все новые и новые ассоциации между изучаемым в данный момент материалом и остальным опытом ребенка. В его рассказе будет много сопоставлений, воспоминаний и указаний на знакомые детям факты.

Первым шагом к самостоятельной работе во всяком деле является интерес.

Психологию интереса полезно учитывать на всех этапах обучения и воспитания. Например, опрос на уроке может иметь обучающие и воспитывающие функции. Ведь всякий объект внимания должен постоянно показывать новые стороны, возбуждать новые вопросы, — словом, изменяться.

Самое важное — пробудить интерес к предмету. Надобно постоянно показывать новые стороны в объекте внимания, возбуждать новые вопросы.

Соответствуют ли наши задачи детской природе учащихся? Мы хотим научить их труду, мы хотим развить из личные склонности и силы, мы хотим привить им общественность, а хотят ли этого сами дети? Не будет ли вся наша работа насилием над личностью ребенка? К счастью, нет. В природе человека и в окружающей природе мы наблюдаем единство сил, цельность миростроительства, и кто наблюдал над детьми и работал с ними, тот знает хорошо, что детский организм сам стремится к посильному труду, что ребята чрезвычайно любят развивать свои силы и проявлять свои склонности, свое творчество и что общительность является глубокой потребностью всех нормальных и здоровых детей.


Трудовое начало


Лозунгом трудовой школы должны быть не только знания, но и умения. Не только пассивная наглядность, но и активное ее воспроизведение. Не только усвоение, но и творчество. Не только индивидуальность, но и общественность. Не только образование, но и воспитание. Не только народное, но и общечеловеческое. Главное, чтобы из детей вышли хорошие работники, умные люди, нравственные граждане.

Различны формы детского творчества на уроках истории. К картинам создаются комментарии, устные сочинения. Устраиваются выставки. Некоторые задания даются группам детей в логике метода проектов. Например, совместные проекты типа исторических альбомов, составления коллекций.

Трудовой метод предотвращает вербализм. В младшем возрасте особенно важна зрительная, мускульная осязательная проработка конкретного учебного материала. Вообще, нельзя допускать, чтобы школьники воспроизводили слова без понимания их реального значения. На первых порах обучения необходимо при изучении фактов, допускающих конкретизацию, необходимо ассоциировать из со зрительными и другими восприятиями и закреплять в памяти с помощью так называемого ручного труда. Это — иллюстративное рисование, моделирование, лепка, выпиливание.



Методы, возбуждающие в детях активность, самостоятельность


На минимуме материала, определяемом силами учащихся, надобно достигнуть максимальных результатов. У школьников должны быть свежие силы, чтобы они могли проявить интерес к учению, и достаточно времени, чтобы осуществить свой интерес.

Обучение состоит в развитии способностей и любознательности. Самое важное — пробудить интерес к предмету. Надобно постоянно показывать новые стороны в объекте внимания, возбуждать новые вопросы. Опытный учитель будет находить все новые и новые ассоциации между изучаемым в данный момент материалом и остальным опытом ребенка. В его рассказе будет много сопоставлений, воспоминаний и указаний на знакомые детям факты. Интерес вырабатывается из взаимодействия нового со старым.

Центр тяжести школьной работы следует перенести из дома в класс.

И тут на сцену выходит метод ученических рассказов. Рассказы детей о своей жизни, об истории своей семьи, своего местожительства служат хорошей подготовкой к изучению исторической науки.

Вызвав докладчика по какой-либо теме к доске, Гартвиг в то же время просил остальных подготовить вопросы к нему. Спрашивающие, в случае неполного или неточного ответа, должны были предлагать дополнительные или наводящие вопросы. Если ученик у доски не знал ответа, спрашивающий отвечал сам.

Приступив к курсу, дети с удовольствием подготавливают рассказы перед классом по какому-нибудь отрывку, статье, главе или даже небольшой книжке на тему урока. Объясняя урок или беседуя о пройденном, учитель дает место рассказу ученика, который или дополняет новый или предварительно пройденный материал. Семя должно упасть на подготовленную почву, и тема рассказа должна органически слиться с темой классного занятия.

Рассказы учеников, заимствуемые из сочинений, какие имеются в учебной литературе предмета. С этой целью в начале года ученикам дается список подходящих книг, знакомство с которыми, нисколько не обязательное, считается лишь желательным. Рассказы учеников по этим книгам служат довольно хорошей иллюстрацией и дополнениями проходимых курсов. Вместе с тем, они заинтересовывают учеников, давая им возможность более живого и активного участия в общей работе класса. Такие рассказы обыкновенно выслушиваются с большим вниманием, и в учащихся, желающих рассказывать, никогда нет недостатка. Все более широкое знакомство учеников с пособиями по истории. Во избежание покупки многими учениками одних и тех же сочинений, рекомендуется желающим распределить между собой их приобретение. Таким образом, в классе всегда имеется достаточный запас учебных пособий, которыми ученики и пользуются, взаимно обмениваясь и делясь ими с товарищами по классу. Классная библиотека постепенно увеличивается.

Рекомендации к внеклассному чтению, вопросы и задания нацелены не столько на воспроизведение, сколько на углубленное понимание изученного материала. Задания практические — составить хронологическую табличку, перерисовать из различных источников монеты, планы и т.п. "Подобрать картины и, наклеив их на суконную бумагу, поместить на стене в классе". "Описать пугачевский бунт по "Капитанской дочке" А.С. Пушкина…". Завести классную тетрадь, куда под руководством учителя по очереди помещать лучшие сочинения, рисунки и отрывки из исторических памятников. "Узнать, что такое "Эрмитаж" и лучший рассказ про него записать в классную тетрадь, поместив туда 2-3 снимка с картин". Спишите в тетрадь стихотворение "Курган" А.К. Толстого и сделайте к нему рисунок. Вылепите из глины такую-то фигуру. Увеличьте и поместите на стене 2-3 строчки из текста "Русской правды". Попробуйте сделать из четырехугольного продолговатого куска кумача княжеский плащ , нашив на него узоры из цветной бумаги. Найдите русские слова, перешедшие к нам от татар, и запишите их в тетрадь. Узнайте несколько литовских слов и запишите их вместе с переводом в тетрадках. Найдите несколько польских слов, имеющих общий корень с русскими словами. Составьте биографию Тредиаковского (Ушинского и др.), лучшую из них запишите в классную тетрадь.

Такой взаимный опрос хорошо культивирует способность формулировать осмысленные вопросы.

Школьников привлекает эта активная работа в форме сотрудничества. Рассказчик, чувствуя себя в ответственной роли перед аудиторией, старается быть интересным. Школьники и сочувственно и придирчиво слушают своего товарища. Поскольку тему рассказа дети выбирают добровольно и сообразно своему вкусу, они удовлетворяют свои личные склонности. Они учатся быть полезными и интересными для группы. Их знания углубляются, умственные и нравственные силы укрепляются, так как при подготовке и исполнении своего рассказа они неизбежно преодолевают затруднения и препятствия. В старших классах желательно участие группы школьников в распределении маленьких докладов (рефератов, рассказов) между участниками группы и подготовки целого занятия своими силами. Учитель организует беседу класса по результатам работы этой группы. Желательно и соревнование между группами в разработке того или иного материала.

Ценен и самостоятельный анализ учащимися готовых наглядных пособий. Главная роль здесь принадлежит напряженному вниманию детей, когда им надо воспроизвести тот или другой бытовой материал или историческую карту. Благодаря концентрации внимания этот анализ приобретает необыкновенную остроту и точность. А воспроизведения удивительно прочно закрепляются в памяти. Они служат фундаментом для последующей умственной работы, для обобщений и оценок. Кроме того, активное воспроизведение фактов с помощью руки и глаза развивает наблюдательность, приучает присматриваться к историческим памятникам, замечать детали и особенности, которые при пассивном наблюдении часто ускользают. Предмет или рисунок вызывает в ученике желание найти ему объяснение.


Драматизация как часть классного занятия


Из рассказов школьников естественно вырастает метод драматизации. Повествуя о чем-нибудь, школьнику хочется подчеркнуть жестом или позой свою мысль. Он как бы перевоплощается в летописца: достает толстый фолиант в старом кожаном переплете, добывает гусиное перо, садится за отдельную парту и читает, например, монолог Пимена "с чувством, с толком, с расстановкой". А его товарищи, в этом возрасте мыслящие преимущественно образами, может быть, впервые ясно представляют себе роль летописца. Радостное настроение, которое сопровождает ожидание интересного восприятие, охватывает весь класс. Оно самым благоприятным образом усиливает внимание, и, следовательно, способствует прочному усвоению воспринимаемого.

Под методом драматизации разумеются не столько специально подготовленные школьные спектакли, сколько небольшие сценки, разыгрываемые одним учащимся или несколькими детьми, в качестве части урока и на уроке. Но драматизация и не есть только чтение по ролям или даже групповое чтение. Это именно сценки. Здесь нет ни декораций, ни бутафории, здесь не театр, а школа. И детям достаточно дать намек на исторический образ, одну-две черты, остальное дети дополнят воображением.

При драматизации исторического материала усиленно работает воображение, которое для изучения прошлого просто необходимо. При этом душой ребенка овладевают эмоции: от простого удовольствия до более глубоких и ценных эмоций сопереживания.

Проявление детской энергии получает хорошее направление. Дети тренируются в творчестве, требующем эрудиции. В ребенке воспитывается чувство собственно достоинства. Ученики роются в источниках, переделывают косвенную речь в прямую, иногда даже пишут некоторые сцены. Они сами подбирают исполнителей действующих в сценке лиц. Сами рисуют на доске декорации.

Связанные с драматическим методом переживания вызывают глубокий интерес к прошлому, закрепляют в памяти пройденное и способствуют развитию любви ко всему родному.


Другие активные методы


Гартвиг рекомендует изучать народные мелодии, музыкальные инструменты, зодчество, кустарные изделия и фольклор, чтобы истинно понять дух своего или иного народа.

Учащиеся помогают в устройстве исторического кабинета — "Храма истории".

Диспуты. Сочинения. Работа с историческими документами, беллетристикой и живописью. Иначе дети не научатся сознательно управлять своими поступками, подчинять их законам разума.

Научные собеседования, литературно-музыкальные вечера, разные кружки.

Оценивать знания необходимо, но не за каждый ответ ученика. Иначе он будет крайне неохотно обнаруживать свое незнание. Этот способ оценки должен практиковаться и по другим предметам. В противном случае ученик будет принужден уделять время тому предмету, где ему грозит дурной балл, что может отразиться на его судьбе. Метод беседы по домашнему и классному самостоятельному чтению.

Переписка с учащимися заграничной школы.

Участие в археологических раскопках.

Ни один из предлагаемых А.Ф. Гартвигом приемов, включая рефераты и драматизацию, не занимает урока в целом.


Личность учителя


Великая польза самостоятельной работы учащихся была показана А.Ф. Гартвигом на большом числе примеров. Но как бы высоко мы ни оценивали приемы самостоятельной и творческой работы учащихся, на первом месте все-таки должно стоять живое слово самого учителя.

Личность учителя — мощный воспитательный фактор. Интерес учащихся к предмету определяется не столько содержанием этого предмета, сколько личностью учителя или учительницы. Лучше всего, если у учителя найдется какой-нибудь научный вопрос, над исследованием которого он работает самостоятельно; его вдохновение и преклонение перед наукой передастся и ученикам. Его вдохновение и преклонение перед наукой передастся и ученикам.

Но непомерно деспотично заполнять своей личностью все время учителю тоже нельзя. Ученик воспринимает слишком много чужих умозаключений и идей. Распорядок занятий должен предусмотреть время, чтобы дети могли сосредоточиться и углубиться.

Установление сердечных отношений с питомцами, доверие их духовным силам — необходимое условие успеха труда педагогов.

Надо отказаться от всяких угроз, от насилия и недоверия, а стать просто старшими их товарищами, помогая им разобраться в вопросах жизни. Принимая непосредственное участие в их занятиях.

Преподаватель обязан, по Гартвигу, индивидуализировать процесс обучения даже при наличии большого числа учащихся в классе и необходимости вести со всеми одну и ту же работу.


Командное обучение


А.Ф. Гартвиг был одним из первых в России, кто оценил "командное обучение".

Преподавание истории должно стоять во взаимодействии с преподаванием других предметов не только механически, но и органически. Корреляция исторического школьного курса с естественными и гуманитарными дисциплинами.

Учителя одной школы, разделяя пользу межпредметных связей и единства требований к учащимся, создают "команду", которая совместно разрабатывает принципы разделения труда и взаимной поддержки в ходе обучения. Путем постоянных совещаний между преподавателями, ведшими параллельные курсы истории в разных отделениях, были по возможности устанавливаемы общие рамки преподавания и одинаковый объем курса.


Гартвиг принадлежит реформаторскому движению в русской педагогике. Его основные идеи: школа действия, трудовая школа (труд как самовыражение и интеллектуальная тренировка), познавательная самостоятельность, активность, совместная работа с учителем.

А в подготовке учителя: семинары, научная жизнь, историография и источниковедение.

=================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter