Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М. Педология на Западе в XXI веке: Справка

Автор: Б. М. Бим-Бад

Педология на Западе в нулевых и десятых годах XXI века: междисциплинарное изучение ребёнка, детей, детства, школьников, студентов и молодежи в целом
Справка
Б. М. Бим-Бад
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке нового явления, в основе которого лежали экспериментальные методы исследования, названного термином «педология» (в переводе с греческого — "наука о детях"), под которым оно и распространилось в России.
Во франко -, англо - и немецкоязычной традиции изучение развития детей изначально и до сего дня сохранило название «изучение детей» или «развитие детей». Варианты этого термина немногочисленны: развитие ребёнка, изучение ребёнка, исследования детства (développement de l'enfant, child development, child study, childhood studies, Kinderforschung, Kindheitsforschung).
В 1913 г. в «Американском словаре английского языка» (словаре Уэбстера) термин «child study» толковался как «научное изучение детей, имеющее целью открытие законов развития тела и души с рождения до достижения зрелости».
Новым в этой области научных изысканий был их междисциплинарный (полидисциплинарный) характер.
Один из основоположников педологии Стенли Холл счёл необходимым специально подчеркнуть, что «Наука о ребенке не подходит ни под одну из классификаций наук и в некотором смысле не имеет себе подобной, будучи отчасти психологией, отчасти антропологией, частью медициной и гигиеной. Своеобразие её заключается в сосредоточении многих научных дисциплин и методов на одном предмете».
До начала 30-х годов ХХ в. педология усиленно разрабатывалась и в России. Затем эта наука была репрессирована государством и фактически исчезла.
На Западе (включая Японию) она продолжала беспрепятственно развиваться, и в наше время мы наблюдаем её расцвет.
Во франкоязычной литературе новейшего времени мы наблюдаем, что на передний план комплексных исследований детей и детства сейчас вышли следующие темы:
1) типология семейных влияний на ребёнка (см., например: Andersen, Marie. L'emprise familiale / Marie Andersen. Bruxelles : Ixelles, 2011. 297 p.);
2) инструменты мысли, орудия ума (см.: Bodrova, Elena. Les outils de la pensе́e : l'approche vygotskienne dans l'е́ducation á la petite enfance / Elena Bodrova et Deborah J. Leong. 2nd ed. Quе́bec : Presses de l'Universitе́ du Quе́bec, 2012. xxvi, 330 p.);
3) развитие детей 6-12 лет в контексте образования (см.: Bouchard, Caroline. Le dе́veloppement global de l'enfant de 6 á 12 ans en contextes е́ducatifs / Caroline Bouchard et Nathalie Frе́chette avec la collaboration de Caroline Bе́gin... [et al.] ; prе́face de Pierre Pagе́ ; postface de Christiane Bourdages Simpson. Quе́bec, Quе́bec : Presses de l'Universitе́ du Quе́bec,2011. xxiii, 554 p.);
4) отец, отцовство, патриархат в культурах мира (см.: Croix, Laurence. Le père dans tous ses е́tats : le père, les paternitе́s, et le patriarcat / Laurence Croix. Bruxelles : De Boeck, c2011. 159 p.);  
5) полное раскрытие потенциала ребенка (см.: Cloutier, Sonia. L'е́tayage : agir comme guide pour soutenir l'autonomie : pour un enfant á son plein potentiel / Sonia Cloutier. Quе́bec : Presses de l'Universitе́ du Quе́bec, c2012. xii, 202 p.);
6) восприятие ребёнком смерти близких и профилактика самоубийств детей (см.: Cyrulnik, Boris. Quand un enfant se donne "la mort" : attachement et sociе́tе́ : rapport remis á Madame Jeannette Bougrab / Boris Cyrulnik. Paris : Odile Jacob, c2011. 158 p.);
7) социальное и  эмоциональное развитие детей и подростков (см.: Dе́veloppement social et е́motionnel chez l'enfant et l'adolescent / sous la direction de Jean-Pascal Lemelin... [et al.]. Quе́bec : Presses de l'Universitе́ du Quе́bec, c2012- 2 volumes);
8) импульсивное поведение, контроль, импульсивный ребёнок, лечение (см.: Forget, Jean Marie. Les enjeux des pulsions : la clinique des pulsions, une clinique actuelle / Jean-Marie Forget. Toulouse : Erès, c2011. 169 p.);
9) инвестирование в раннее детство: развитие ребёнка – для политических решений и разработки проектов (см.: Investir dans la petite enfance : un guide de dе́veloppement de la petite enfance pour le dialogue de politique et la prе́paration de projets / Sophie Naudeau, Naoko Kataoka, Alexandria Valerio ... et al.]. Washington : Banque Mondial, cop. 2012. XIX-296 p.);
10) трудные дети, расстройства в поведении: для большей толерантности (см.: Kemp, Daniel. Devenir complice de l'enfant tе́flon : pour une plus grande tolе́rance / Daniel Kemp. 2e е́d. Montrе́al : Е́ditions Quе́becor, c2012. 231 p.);
11) власть родителей: без тирании и подкупа (см.: Marcelli, Daniel. Le règne de la sе́duction : un pouvoir sans autoritе́ / Daniel Marcelli. Paris : Albin Michel, [2012] 313 pages.);
12) дети и животные (см.: Matignon, Karine Lou, author. Enfants et animaux, des liens en partage / Karine Lou Matignon. Paris : Е́ditions de La Martinière, [2012]192 pages);
13) желание учиться и познавательные трудности у детей (см.: Menès, Martine. L'enfant et le savoir : d'où vient le dе́sir d'apprendre? / Martine Menès ; prе́face de Serge Boimare. Paris : Е́ditions du Seuil, [2012]. 170 pages.);
14) взрослые женщины, в детстве жертвы сексуального насилия, психологические проблемы (см.: Nemtchenko, Georges. Fillettes abusе́es, femmes en souffrance / Georges Nemtchenko. Paris : Robert Laffont, c2011. 172 p.);
15) детские сады и развитие детей (см.: Petite enfance, services de garde е́ducatifs et dе́veloppement des enfants : е́tat des connaissances / sous la direction de Nathalie Bigras et Lise Lemay. Quе́bec : Presses de l'Universitе́ du Quе́bec, c2012. xxvi, 403 p.);
16) детская психология в книгах для детей (см.: Rolland, Annie. Le livre en analyse : chroniques de littе́rature jeunesse  / Annie Rolland ; illustrations d'Е́tienne Delessert. [Paris] : Magnier, c2011. 202 p.);
17) умственное развитие ребёнка (см.: Tounoukouen, C. Norbert. Le dе́veloppement de l'intelligence chez l'enfant / C. Norbert Tounoukouen. Cotonou : Imprimerie Gutenberg, 2012. 48 pages);
18) привязанность детей: забытый инстинкт (см.: Wiart, Yvane. L'attachement, un instinct oubliе́ / Yvane Wiart ; prе́face de Bernard Golse. Paris : Albin Michel, [2011], 326 pages.);
19) философия игры: детская интуиция (Witkowski, Nicolas. Petite mе́taphysique des jouets : е́loge de l'intuition enfantine / Nicolas Witkowski. Paris : Editions de la Martinière, [2011], 175 p.).  
В англоязычном мире педологические изыскания тесно связываются с клинической, диагностической и терапевтической практикой в организационных формах специальных центров при университетах и колледжах.
В Великобритании Открытый университет предложил первый дистанционный курс педологии в 2003 году. С 2004 года университет Суонси в Уэльсе открыл факультет педологии.
Затем также специальные факультеты педологии открыли:
Новый англиканский университет в Кентербери,
Английский университет имени Рескина в Восточной Англии,
Бирмингемский университет,
Университет имени Джон Мурса в Ливерпуле,
Мидлсекский университет близ Лондона,
Нортумбрийский университет (Ньюкасл).
В Соединённых Штатах интенсифицируется традиционно масштабная работа в области педологии. Так, в 2013-2014 годах «Педологический центр (центр изучения ребёнка)» при медицинском факультете Йельского университета сочетает междисциплинарные исследования актуальных проблем детей и семей и социальной политики с социальной работой и преподаванием.
Миссия этого Центра – улучшить психическое развитие детей и семей, лучше понять их потребности в ходе развития, предотвращать и лечить детские психические заболевания. Для достижения указанных целей интегрируются научные исследования, клиническая практика и профессиональная подготовка.
Среди многих дисциплин, привлекаемых Центром, мы обнаруживаем педиатрию, детскую психиатрию, генетику, нейробиологию, эпидемиологию, психологию, медсестринское дело и патронаж. (См.: http://childstudycenter.yale.edu/index.aspx).
Расширяет свою научно-образовательную и одновременно клиническую работу Педологический институт колледжа в Брин Мар (недалеко от Филадельфии). При нём функционирует междисциплинарная клиника, призванная оказывать помощь в решении учебных, эмоциональных, поведенческих трудностей и проблем в общении не только у детей, но и у подростков, студентов, взрослых людей и целых семей. (см.: A Multidisciplinary Clinic Serving Children, Adolescents, College Students, Adults, and Families At Child Study Institute, http://www.brynmawr.edu/csi/).
В Канаде Альбертский университет в 2013-2014 годах продолжает работу в рамках The Child Study Centre по углублённому изучению идей, вопросов и интересов детей, а также осуществляет коррекционные программы для детей со сложными расстройствами и задержками развития. В Центре осуществляется диагностика, проводится лечение и проводится обучение детей с целью помочь им полностью раскрыть свой потенциал. (См.: http://www.cscfw.org/AboutUs.aspx).
В германоязычном мире педология как изучение ребёнка (Kinderforschung) в наше время расширилась до изучения детства как такового (Kindheitsforschung). Этот процесс хорошо прослежен в лекции 2012-го года профессора доктора Корнелии Вустманн «От изучения ребёнка – к изучению детства» (см.: http://www.youtube.com/watch?v=Oi0t3yTut8E ).
Изучение детства представляет собой, как и собственно педология (изучение ребёнка), междисциплинарную область исследований, нацеленную на решение структурных проблем, которые влияют на качество детства в различных культурах, чтобы понять и найти подходы к разрешению возникающих ныне проблем. Исследование детства привлекает методы и данные различных дисциплин из социальных наук (в их числе – антропологии, экономики, истории, социологии) , гуманитарных наук (литературы, религиоведения, истории искусств) и поведенческих наук , в частности, психологии.
В Германии факультеты современной педологии открыты в Университете Эрфурта, в Институте образования при Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте, в Свободном университете Берлина и в ряде других высших школ.
В Японии факультет педологии функционирует при университете Досися в Киото.
В России функции междисциплинарного изучения детей взяла на себя с конца ХХ века педагогическая антропология. Исходя из факта целостности и единства ребёнка, педагогическая антропология стремится к его комплексному, междисциплинарному изучению.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter