Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Романов А. А. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова

Автор: А. А. Романов

А. А. Романов 
 
Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова
 
 
Рассмотрены аспекты деятельности Э.Д. Днепрова, сыгравшего ключевую роль в разработке и внедрении философско-теоретических и общественно-педагогических оснований реформы общего образования в России в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, способствовавшие кардинальной перестройке общеобразовательной школы.
 
Уходят,  уходят могикане.
Ушли. Оставили огромную землю,
которой очень нужны могикане.
 
Р. Рождественский
 
Писать о человеке масштаба Эдуарда Дмитриевича Днепрова довольно сложно. Он был Гражданином, Ученым, Деятелем и Реформатором российского образования. По словам академика А.В. Петровского, все прогрессивные начинания последнего двадцатилетия ХХ века в истории отечественного образования всегда будут связаны с именем Э.Д. Днепрова – «самого крупного социального мыслителя и социального реформатора в российском образовании на рубеже прошлого и нынешнего столетий» [1]
Во второй половине 1980-х годов начинается  широкое обсуждение причин торможения проводимой реформы общеобразовательной школы. Даже у руководителей органов образования и педагогической науки не было согласованных мнений и решений относительно путей и последующих действий. Однако настроения перестройки, оживившие общественное самосознание, не оставляли выбора: «либо и дальше сеять у всех на глазах ведомственные иллюзии, либо честно
и прямо взглянуть в лицо реальности. От того, какая из этих позиций в руководящем сознании возобладает, зависит сегодняшний и завтрашний день школы.
В конечном итоге – судьба страны, ибо будущее страны начинается в школе» [2].
В учительской среде выражались более определенно, отвечая на вопрос о причинах пробуксовки реформы: «не может буксовать то, чего нет», «вместо новой школы, о которой мечтало учительство, мы получили старую, но с новыми заплатами. Мы штопаем там, где требуется новая ткань…» [3].
Трудно сегодня представить всю многоплановость панорамы того противоречивого и драматичного периода перестройки общественной жизни страны
и реформирования отечественного образования. Но тот бурный процесс позволил проявить себя многим деятелям науки и образования, способствовал появлению
и развитию новых педагогических идей, направлений, опыта новаторской работы учителей: это и педагогика сотрудничества, и учителя-новаторы, и многое другое. Во всем многообразии вышедших на первый план имен – педагогов, психологов, писателей, артистов, деятелей государства, науки и культуры, – до сих пор вызывающих гордость и уважение, самой заметной и масштабной мне, без всякого сомнения, видится фигура Э.Д. Днепрова.
Совсем немногие в то время знали педагога Э.Д. Днепрова. И тем более вряд ли кто-либо мог оценить масштаб его личности, увидеть в нем человека пассионарного типа, которого при жизни причислят к легендам. Хотя уже тогда
о нем многое было известно: успешный офицер флота, историк, историк педагогики, филолог, журналист, в 1961 году предложивший Н.С. Хрущеву провести демократические реформы в стране (за что был исключен из членов КПСС).
В 1987 году Э.Д. Днепров начинает публикацию тематических статей
в главных печатных изданиях того времени – «Правде», «Известиях», «Советской культуре», «Учительской газете» и др. Блестящий историк и историограф, он, обращаясь к прошлому России ХIХ века, показывает, как общественно-педагогическое движение стало ведущим фактором «создания начальной народной школы, женского, профессионально-технического, педагогического, внешкольного образования, дошкольных образовательных учреждений», «открыла двери школы для прогрессивных идей отечественной и зарубежной педагогики» [4]. Идея о необходимости общественной инициативы, общественно-педагогического движения в проведении реформ образования легла в основу публицистических выступлений и фундаментальных разработок ученого. Поражают яркость и точность его формулировок, не потерявших в большинстве случаев своей актуальности поныне.
Критикуя педагогическую науку, Э.Д. Днепров говорил о таких ее болезнях, как «бездетность», социальная и в значительной степени научная бесплодность. Объясняя суть педагогики, утверждал, что она заключается в диалектическом единстве противоположностей – нормативности и творчества. Официальная педагогика во все времена была системой нормативного мышления, в которой «норма всегда выступала в качестве догмы, в качестве опорной точки противостояния учительскому творчеству» [5].
Официально-охранительные позиции в то время занимало и Министерство просвещения СССР. Отдельные его представители видели причину торможения реформы в «серости учителя», в его «неумении работать». В этом всегда находят смысл чиновники-аппаратчики всех времен, верящие, что у них есть святое право на «волевое», командное руководство учительской массой, неспособной, по их мнению, обходиться без поводыря. Недаром и в наши дни в плохой работе школ винят учителей, а преподаватели вузов «сами виноваты, что согласны работать
в таких условиях и за такую зарплату».
У Э.Д. Днепрова был другой подход. Он верил, что реформа нужна не чиновникам, а самим учителям и что они сами способны к активной и творческой работе.
Суровый реалист и прагматик, Эдуард Дмитриевич имел светлый, привлекательный, а где-то и романтический взгляд на учителя. Он недоумевал: «Откуда это пренебрежительное, барское отношение к учителю?». По его словам, он скорее поверит в «отсталость наробразовского аппарата, чем трех миллионов учителей» [6]. При этом он не идеализировал учителей, среди которых были и деквалифицировавшиеся, и не желающие работать. Однако, по Э.Д. Днепрову, это нежелание было «рождено прежде всего безмерной и унизительной наробразовской опекой, задерганностью учителя, постоянным возрастанием его рабочего времени, львиная доля которого уходит на бессмысленную отчетность, на удовлетворение прихотей бесконечно атакующих школу комиссий, на исполнение бесчисленных инструкций и циркуляров. Бюрократия, неистово плодящая эти отчеты, комиссии, циркуляры, сжигает ими творческий дух, физическое и моральное здоровье учителя. И при этом без стеснения возводит посредственность в установочную норму для всех учителей. Чем объяснить все это? Не тем ли, что просвещенческий аппарат чувствует безнаказанность, будучи абсолютно неподотчетен учительству?» [7].
Э.Д. Днепров не боялся чиновничьего произвола. Смело и революционно прозвучали его слова из статьи в газете «Правда» от 1 июня 1987 года с говорящим названием «Верю в учителя. Школе – энергию обновления»: «Наробразовская бюрократия убеждена: стоит отпустить вожжи, и все повалится. В противовес этой почти маниакальной вере в нетленную силу вожжей хочу сказать: верю
в учителя! В его самостоятельность, инициативу, творческий потенциал, в его одержимость и преданность делу! Верю и нисколько не сомневаюсь в том, что, освобожденный от помочей, от потока повергающих в одурь инструкций, он раскроется в полную силу и убедительно продемонстрирует свою гражданскую
зрелость. Что педагогика сотрудничества вдохнет в школу новую жизнь, избавит ее от застарелых пороков, даст мощный взлет учительского творчества. Что
в сотрудничестве с обществом, с наукой, с детьми учитель перестроит, обновит школу» [8].
Одной из идей, выдвинутых Э.Д. Днепровым, была идея создания коллектива творческих работников, способного взять на себя задачу разработки методологических, теоретических и научно-организационных проблем обновления школы [9]
Начинания по воплощению идеи Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) приобрели очертания реального дела с созданием 8 марта 1988 года Государственного комитета СССР по народному образованию. Возглавивший Комитет Г.А. Ягодин принял решение об организации ВНИК «Базовая школа». Не заставил себя долго ждать и соответствующий приказ Гособразования СССР [10]. Руководителем Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» был назначен инициатор, главный организатор, идейный вдохновитель создания такого коллектива Э.Д. Днепров. Вероятно, первоначально были сомнения в статусности руководителя: у него не было высоких ученых степеней и званий.  Однако при этом все члены ВНИК, даже имеющие высокие звания и известность, признавали безусловное лидерство Э.Д. Днепрова, его право на принятие решений и итоговые формулировки базовых документов.
Мне уготовано было судьбой стать старшим научным сотрудником нового учреждения. Лишь спустя более четверти века начинаешь понимать, каким действительно ярким публицистом, тактиком и стратегом был наш руководитель.
И это понимание важно сейчас, когда в обстановке абсолютной униженности,
а порой и безысходности, многие педагоги живут не только без веры в завтрашний день, но и, более того, с чувством постоянной угрозы потерять последнее.
Коллективу предстояло разработать концепцию и содержание общего среднего образования как базового в системе непрерывного образования, принципы организации государственно-общественной системы управления народным образованием на уровне школы–района–города; подготовить проекты Типового положения о средней общеобразовательной школе и Положения об общественных педагогических объединениях. Кроме того, Э.Д. Днепров готов был не ограничиваться теоретическими и прикладными разработками, а предложить проекты новых нормативных документов: типовые варианты учебных планов, проекты общественно-государственной системы управления народным образованием, типовые положения – о средней общеобразовательной школе, об аттестации учителей и дифференцированной оплате их труда, об общественных педагогических объединениях (Союзе учителей, Союзе общественных деятелей). Предполагалось также провести кодификацию законодательства о народном образовании, выявить все устаревшее в нем, мешающее работе школы, учительства, подготовить ряд предложений к всесоюзному педагогическому съезду, в том числе о социально-правовой охране учителя [11].
Главным принципом организации деятельности, по Э.Д. Днепрову, должна быть интеграция творческих сил науки, учительства, общества вокруг насущных задач школы.
Работать среди большого количества знаковых для общества имен было интересно и, как это ни покажется странным, комфортно. Помогала установка
на коллективное творчество. Уже при знакомстве Эдуард Дмитриевич сказал мне: «мы работаем без погон», поэтому у нас нет  персон вне критики, каждый имеет слово, и важно слово каждого. Я работал в группе Б.М. Бим-Бада, занимаясь широким спектром вопросов, связанных с историко-педагогическим поиском психолого-педагогических идей и опыта школьной работы. Для нас в то время  ничего кроме работы не существовало. Из здания ВНИК на Смоленском бульваре, 4,
мы шли в «Ленинку», «Ушинку», Научный архив Академии педагогических наук СССР. Вечером работа могла продолжаться у кого-нибудь на квартире, чаще всего у Б.М. Бим-Бада. Мне разрешали работать в академическом архиве даже в выходные для посетителей дни. Само понятие «выходной» исчезло из нашего лексикона. 
Вопросов возникало много: что менять в образовании? как это делать? какие необходимы условия? Сверхзадачей, которую ставил перед коллективом
Э.Д. Днепров, было определение механизмов перестройки общего среднего образования, с тем чтобы сама перестройка приобрела необратимый характер. Новая концепция школы должна была одновременно решать задачи сегодняшнего дня, работать на завтра и на стратегический поиск, на создание постоянно действующей системы обновления образования. Предстояло дать честный, жесткий, самокритичный и скрупулезный анализ положения, сложившегося в советской школе и вокруг нее, одновременно проанализировав и обобщив весь положительный опыт, накопленный отечественной школой и педагогикой.
В концепции общего среднего образования ВНИК ключевыми позициями обновления советской школы назывались развитие, демократизация, гуманизация, реализм школьной политики. Базовые принципы, цели и структура школы, содержание, формы, методы и результаты обучения, идеи и цели воспитания, решающие условия обновления школы – все это тщательно прописывалось в концепции. Текст концепции был напечатан в «Учительской газете» [12]. Но впереди были еще четыре месяца напряженной работы до одобрения ее на Всесоюзном съезде работников народного образования. 
Всесоюзный съезд работников народного образования состоялся 20–22 декабря 1988 года. Многие идеи, прозвучавшие в докладе председателя Гособразования СССР Г.А. Ягодина «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования», были созвучны положениям, выдвигавшимся ВНИК «Школа». Центральное место в докладе отводилось средней образовательной школе и проблемам учительства. Учитель – центральная фигура перестройки, а его заработная плата меньше средней по стране, что несправедливо («не на чем-нибудь, на будущем страны экономим!») [13]. Развитие личности должно выйти на первый план. Школа – для ребенка, учитель – для ребенка, а не наоборот. А вуз, профессор – для студента! Доклад заканчивался словами: «Важно – идти к нашей общей цели. Эта цель – человек. Его развитие. Его совершенствование. Его счастье» [14].
Выступление Э.Д. Днепрова депутаты съезда встретили длительными аплодисментами. Среди акцентированных тезисов прозвучало убеждение, что лучшая часть учительства встает в полный рост, чтобы идти вперед, чтобы по-настоящему перестроить школу. Учительство – это мощнейший отряд перестройки; трудно прогнозировать, что может произойти, если оно разочаруется! Единообразная, неработающая школа, по сути, есть расхищение интеллектуальных богатств страны. Только выход к построению новой школы, сложной для нашей старой – исполнительской, чиновничьей – психологии, поставит образование на путь развития. Обрисованы были и главные направления реализации вниковской концепции развития общеобразовательной школы [15]. Концепция коллектива, возглавляемого Э.Д. Днепровым, была в основном одобрена съездом.
13 июля 1990 года на первой сессии Верховного Совета РСФСР директор Центра педагогических инноваций Академии педагогических наук Э.Д. Днепров был избран министром народного образования Российской Федерации. Шел не самый лучший период в истории страны... Но были соратники по ВНИК, были отграненные в дискуссиях 10 принципов, намечающих необходимую стратегию работы, показывающих, насколько далеко удалось отойти от традиций авторитарной педагогики.
Перечислим эти принципы:
– демократизация образования (прежде всего – разгосударствление школы);
– демонополизация;
– многоукладность;
– открытое образование;
– опережающее развитие образования (Э.Д. Днепров верил, что именно
в переломный момент можно перевести школу в опережающий режим развития: «для нас это особенно необходимо, если мы хотим восстановить выжженный генофонд страны» [16]);
– гуманизация;
– гуманитаризация;
– дифференциация;
– непрерывность;
– развивающий характер образования.
Затем – отставка. Министры могут часто и быстро меняться, в памяти даже фамилии не остаются. Но Э.Д. Днепров успел разработать закон «Об образовании» (1992 год), как оказалось на поверку, – один из самых прогрессивных и демократичных образовательных законов в мире, а это уже не забудется и никогда не перепишется в истории. И двукратное превышение зарплаты преподавателя вуза над средней зарплатой по региону, необходимость которого озвучил Президент РФ В.В. Путин, было заложено именно Э.Д. Днепровым более 20 лет назад.
Ему до многого было дело. Он участвовал в разработке новых образовательных стандартов.  Ему доверили авторство основных докладов Государственного совета Российской Федерации 2001 и 2006 годов, которые кардинально меняли образовательную политику, задавая ей новые векторы и новое содержание. Он имел право открыто говорить об отрицательных тенденциях, влияющих на формирование государственной политики в российском образовании, и особенно горячо протестовал против любых кренов в образовательной политике, имеющих антисоциальный и антинациональный характер [17].
В день 75-летия Э.Д. Днепрова, 10 декабря 2011 года, газета «Первое сентября» написала: «Эдуард Днепров после отставки все равно остался в образовании – уже как мыслитель, эксперт, единственный, если так можно выразиться, министр несуществующего теневого кабинета. Ему мы обязаны не просто критикой текущей политики образования, а постоянно разворачиваемой альтернативной политической повесткой; его комментарии к выдвигаемым проектам и принимаемым законам всегда охватывают больший смысловой объем, чем сами эти документы, его публицистику можно без особых правок переводить в законодательные нормы и установления.
Эдуард Днепров – единственная фигура подобного рода в современном российском образовании» [18].
Он успел, и это главное, написать свои итоговые книги. И успел не только написать их, но и презентовать педагогической общественности. Эти книги оценены ведущими отечественными историками педагогики как «выдающийся вклад в историко-педагогическую науку» [19], как «выдающееся явление историко-педа-гогической науки» [20].
Э.Д. Днепров был мудрым и ответственным человеком. Тяжело болея в последние годы жизни, он находил силы приходить помимо своей работы и на научные конференции, где объяснял свою позицию, результаты научной деятельности, полученные во время долгого пути исследователя. На национальной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» (ноябрь 2011 года), организованной Г.Б. Корнетовым специально под участие Э.Д. Днепрова, он не только рассказал о своих книгах «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки», «Российское образование в ХIХ – начале ХХ века», но и подарил эти бесценные сочинения всем участникам. Терпеливо подписывая их, он знал, как это важно – проявить свою любовь и уважение к коллегам, молодым ученым. Мне Эдуард Дмитриевич написал: «С искренней симпатией… С благодарностью за неустанный и плодотворный труд на ниве истории педагогики и пожеланием дальнейших успехов».
Работая с Э.Д. Днепровым, мне довелось при решении тех или иных вопросов быть его доверенным лицом. У него дома я видел его картотеку – десятки, сотни, тысячи библиографических карточек! И только увидя это богатство, можно представить масштаб выполненной им библиографической работы. Молодые ученые, вероятно, не могут даже предположить, насколько трудозатратной была в то время, при отсутствии современных гаджетов, подобная работа. Тысячи страниц нужно было переписать рукой в фондах редких книг и архивах, затем все это перепечатать (многократно) на печатной машинке (ведь компьютеров еще не было), и он это сделал! Над первой книгой он работал четверть века, вторая имела полувековой генезис (50 лет!).
Э.Д. Днепров впервые, говоря словами М.В. Богуславского, «на большом фактическом историко-педагогическом материале обосновал и реализовал необходимость системного рассмотрения российского образования и педагогической мысли, их тенденций и закономерностей в контексте общего развития страны
и отечественной мысли» [21]. Также впервые он представил образовательную политику как «органичную часть внутренней политики государства, вырабатываемую в противостоянии с российским общественно-политическим движением. Так в его работах зародилось новое направление исследований – политическая история отечественного образования» [22].
Книги Э.Д. Днепрова стали, по оценке А.В. Петровского, уникальным явлением в педагогической литературе: «Впервые историк образования и образовательных реформ в России вместе с тем выступает и как крупный, самостоятельный деятель этой истории, как реальный реформатор российской школы, также впервые реальный реформатор этой школы выступает одновременно в качестве теоретика и историка проводимой образовательной реформы» [23].
Э.Д. Днепров был приглашен Г.Б. Корнетовым и на Первый национальный форум российских историков педагогики «История педагогики сегодня» (25 апреля 2013 года), где подарил нам, участникам форума, свою книгу «Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы. 1987–2012 годы» (в двух томах). Второй том книги завершала моя статья «Э.Д. Днепров и новое педагогическое мышление», и мне было приятно, что я успел написать «хоть несколько строк о Реформаторе» и статья ему понравилась. Из всех пожеланий Э.Д. Днепрова мне больше всего запомнились слова: «Призываю всех оставаться самими собой … сохранить честность и трезвость»!
О таких людях, как Эдуард Дмитриевич Днепров, о людях-могиканах нужно писать много, писать и учиться у них, читая страницы их жизни, познавая при этом новые смыслы. Он вошел в историю заслуженно, сам стал историей. По оценке В.В. Краевского, Эдуард Днепров был самым талантливым и непрогибаемым из выдающихся деятелей Российской академии образования.
Мы же запомним его разным, хотя больше всего таким, каким он был
в наши последние встречи, – мудрым, спокойным и выдержанным. Но в этом спокойствии чувствовались мощь, сила и величие океана – той стихии, к которой его тянуло с ранней юности. Я как-то сказал, что Э.Д. Днепров, кадровый морской офицер, не дослужился до адмирала. Я ошибался – он всегда теперь будет на своем капитанском мостике Адмиралом! Ура Адмиралу! Салют Адмиралу! Вечная память Эдуарду Дмитриевичу Днепрову!
 
Список использованной литература
 
Богуславский, М.В. История современности: к 75-летию академика Российской академии образования Э.Д. Днепрова [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 1 (21). – С. 45–49.
Всесоюзный съезд работников народного образования 20–22 декабря 1988 г. [Текст] : стеногр. отчет. – М. : Высш. шк., 1990. – 414 с.
Днепров, Э.Д. Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы. 1987–2012 годы [Текст] / сост. Р.Ф. Усачева, Т.Н. Храпунова. – М. : Мариос, 2013. – Ч. 1. – 624 с.
Днепров, Э.Д. Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы. 1987–2012 годы [Текст] / сост. Р.Ф. Усачева, Т.Н. Храпунова. – М. : Мариос, 2013. – Ч. 2. – 584 с.
Днепров, Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки [Текст]. – М. : Мариос, 2011. – 472 с.
Днепров, Э.Д. Российское образование в ХIХ – начале ХХ века. Т. 1. Политическая история российского образования [Текст]. – М. : Мариос, 2011. – 648 с.
Днепров, Э.Д. Российское образование в ХIХ – начале ХХ века. Т. 2. Становление и развитие системы российского образования [Текст]. – М. : Мариос, 2011. – 672 с.
Концепция общего среднего образования: проект [Текст] // Учительская газета. – 1988. – 23 августа.
Корнетов, Г.Б. 75 лет Эдуарду Дмитриевичу Днепрову [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 1 (21). – С. 49–59.
О создании Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» [Текст] : приказ Гос. комитета СССР по нар. образованию от 31.05.1988 № 99. – М. : Гособразование СССР, 1988. – 28 с.
Принципы Днепрова [Текст] // Собеседник. – 1990, август. – № 35. – С. 4.
Романов, А.А. В диалоге с Учителем, с собой и временем [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 1 (21). – С. 69–81.
Романов, А.А. ВНИК «Школа»: забытый эпизод, или достояние  истории отечественного образования? (к 25-летию со дня основания) [Текст] // Известия РАО. –
2013. – № 2. – С. 48–58.
Романов, А.А. Пути повышения мотивации и интереса студентов к изучению истории педагогики [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 1 (25). –
С. 60–69.
Романов, А.А. Деятельность ВНИК «Школа» как критерий оценки всех последующих образовательных реформ [Текст] // История педагогики сегодня : материалы Первого нац. форума росс. историков педагогики. Москва, 25 апреля 2013 г. / под ред. Г.Б. Корнетова. – М. : АСОУ, 2013. – С. 304–315.
Романов, А.А. Феномен ВНИК «Школа»: послесловие спустя четверть века [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 2 (26). – С. 142–155. 
Романов, А.А. Э.Д. Днепров и новое педагогическое мышление [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 1 (21). – С. 59–65.
Романов, А.А. Э.Д. Днепров и новое педагогическое мышление [Текст] // Днепров Э.Д. Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы. 1987–2012 годы / сост. Р.Ф. Усачева, Т.Н. Храпунова. – М. : Мариос, 2013. – Ч. 2. – С. 578–584.
 
==============
 
Источник: «Психолого-педагогический поиск», 2015, № 1 (33). С. 204-212.


[1] Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М. : Мариос, 2011. С. 19.
[2] Днепров Э.Д. Вехи образовательной политики. Избранные статьи и материалы. 1987–2012 годы / сост. Р.Ф. Усачева, Т.Н. Храпунова. М. : Мариос, 2013. Ч. 1. С. 17.
[3] Там же.
__________________________
© Романов А.А., 2015
[4] Днепров Э.Д. Вехи... С. 7.
[5] Там же. С. 9.
[6] Днепров Э.Д. Вехи... С. 14.
[7] Там же. С. 14–15.
[8] Там же. С. 15.
[9] Там же. С. 21.
[10] О создании Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» : приказ Гос. ком. СССР по нар. образованию № 99 от 31.05.88. М. : Гособразование СССР, 1988.
[11] Днепров Э.Д. Вехи... С. 68.
[12] Концепция общего среднего образования : проект // Учит. газ. 1988, 23 августа.
[13] Всесоюзный съезд работников народного образования 20–22 декабря 1988 г. : стеногр. отчет. М. : Высш. шк., 1990. С. 23–24.
[14] Там же. С. 52.
[15] Там же. С. 89–92.
[16] Принципы Днепрова // Собеседник. 1990, август. № 35. С. 4.
[17] Днепров Э.Д. Новейшая политическая история... С. 19.
[18] Днепров Э.Д. Вехи... С. 6.
[19] Богуславский М.В. История современности: к 75-летию академика Российской академии образования Э.Д. Днепрова // Психол.-пед. поиск. 2012. № 1 (21). С. 48.
[20] Корнетов Г.Б. 75 лет Эдуарду Дмитриевичу Днепрову // Психол.-пед. поиск. 2012.
№ 1 (21). С. 52.
[21] Богуславский М.В. История современности... С. 47.
[22] Там же.
[23] Днепров Э.Д. Новейшая политическая история... С. 19.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter