Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Мариничева Ольга. Педагогическая антропология Бим-Бада

Автор: О. Мариничева

Педагогическая антропология Бим-Бада
 
Ольга МАРИНИЧЕВА
 
Автор «Педагогической антропологии» – давний герой и друг «Учительской газеты», доктор педагогических наук, академик РАО, профессор кафедры педагогики  Московского психолого-социального университета Борис Михайлович Бим-Бад. Прежде он издал под тем же названием объемную хрестоматию, затем курс лекций, а сейчас – в качестве итога – сжатый учебник и практикум, который УМО ВО рекомендует для студентов педагогических и психологических специальностей на уровне академического бакалавриата.
Учебник соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. (Книга доступна в электронной библиотечной системе: biblio-online.ru. Учебным заведениям и библиотекам её можно заказать в издательстве «Юрайт»: vuz@urait.ru ).   
 
Борис Михайлович еще с 80-х годов прошлого века стал пионером возрождения педагогической антропологии Ушинского, стремящейся поставить педагогическую теорию и практику на широкий гуманитарный фундамент.  
По определению Э.Д. Днепрова, недавно ушедшего от нас, именно Бим-Баду из всего круга педагогов-новаторов принадлежит честь создания социальной и политической педагогической антропологии. Еще будучи ректором Университета Российской академии образования (свое издательство, своя телестудия, собственный музей детских воспоминаний и еще многое другое, уникальное), Бим-Бад задался целью исследовать природу зла, реконструировав детство, отрочество тиранов в истории человечества, педагогические влияния на них. Издал книгу о Сталине, ряд публикаций о Ленине, исследовал жизнь Александра Македонского – работы были прерваны, когда у него отняли университет. Год безнадежных судебных тяжб (по их окончании мы в один голос с его другом академиком Артуром Владимировичем Петровским сказали: «Слава богу, живым остался!») роскошную квартиру в центре поменял на однушку в Сокольниках, чтобы расплатиться с адвокатами, сюда же привел жену Людмилу, которая работала с ним еще во времена расцвета легендарного Открытого университета, предшественника УРАО).
Впервые встречаю человека, который после столь разительных перемен в материальном, социальном статусе сам ни на йоту не изменился. Те же благодушие, любознательная открытость миру, потрясающая эрудиция, неиссякаемое просветительство (лекции, сайт в Интернете, статьи и книги). Будто сама жизнь оказалась для него экспериментальной философией, как подчас называют педагогику, и этот эксперимент не поколебал, а, наоборот, утвердил его собственные жизненные основы.
В учебнике в строгой, сдержанной академической манере представлены результаты многих десятилетий педагогических размышлений и разнообразной практики автора.
Ясность изложения принципов, проблем, аксиом педагогической антропологии основана на глубочайшей вере автора в наличие самих по себе законов бытия и их постижимость: «Мир законосообразен и может быть понят только как таковой. Соответственно и ориентирование в мире, и понимание его норм – педагогики – сообразуется с его законами». «Не своеволие и желания окружающих людей, а законы мира противостоят импульсам и эгоизму ребенка. Дети сталкиваются с противодействием своей лености и капризами в вещах, работе, инструментах, в деле. В активной обучающей среде ребенок овладевает необходимостью и научается наслаждаться внутри нее» - так Бим-Бад объясняет необходимость организации специального воспитывающего и обучающего пространства взамен традиционного отношения учитель – ученик.
Книгу пронизывает пафос служения культуре: «Власть и влияние культуры на человеческое существо огромно. Новорожденный – только кандидат в человека. Исторически накопленная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение». Однако этот пафос сопряжен и с известной долей горькой трезвости.
Взгляд автора учебника на предмет исследования оригинален и неожидан: «Педагогическая антропология уходит корнями в многовековую толщу народной мудрости. Это прежде всего пословицы и поговорки – «модели воспитания», как их называют в социологии. Фиксированные в народных моделях воспитания наблюдения миллионов людей над собой и своими собратьями оказывают сильнейшее влияние и на современного человека на всем протяжении его развития».
А в разделе «Практикум» под рубрикой «Задания для размышления» студентам предложено оценить актуальность старинных народных пословиц и поговорок: «В одной суме – да разные денежки, в одной семье – да разные детушки», «Воспитывай лаской, а не таской», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло» и т. д. И наряду с этим на соседних страницах – скрупулезный обзор самых перспективных направлений изучения детства в современной франкоязычной, англоязычной литературе, освоенной автором в основном в оригинале, без переводов.
Сложные философские категории изложены в учебнике доступным, выразительным языком: «Закон единства общего, особенного и отдельного в любом человеке объясняет, почему все люди могут смеяться и плакать, но каждый смеется и плачет по различным поводам. Никто, никогда, нигде не мог бы жить без толики самоуважения, но уважают себя люди за разное». «Не будем преуменьшать разницу между историческими эпохами, странами и народами, между судьбами и судьбами. Но не станем преуменьшать и сходство между ними – наряду с неповторимым мы всегда находим в них и не исчезающее, а только видоизменяющееся во времена. Однотипны страхи и страсти, радости и коварство, просветленность и зависть, благородство и низость во все времена и у всех народов. Сходны при всем их своеобразии ошибки, грехи, тупики, катастрофы и виды погибели. Похожи, по сути, и триумфы».
В книге не игнорируется, а, наоборот, обнажается сложность, противоречивость мира:
«Мировоззрение, как научное, так и религиозное, бывает и созидательным, и разрушительным. Опасно мировоззрение, согласно которому учение о материи важнее, чем сама материя; прогресс сам по себе более значим, нежели те, ради кого он совершается. Отношение к миру как подлежащему коренной перестройке (а не острожному совершенствованию) чрезвычайно опасно и является следствием невежества.
Амбивалентность человеческих чувств и стремлений, прежде всего воли к смерти, легко сосуществующей с волей к жизни, в наибольшей степени проявляется в юности. Сложность мира, тяжесть его познания, неудачи, непосильное нагромождение проблем, усугубленные заниженной самооценкой, настолько угнетают растущего человека, что он иногда втайне от себя ищет предлог для гибели, и чем «благороднее» этот предлог, тем с большей неистовостью испытывается судьба. В основе фанатизма лежит также самоутверждение с помощью воображаемой или реальной власти над людьми. Постоянно подпитывает фанатизм и самоуверенность в области мысли».
Как истинный просветитель, Бим-Бад истово верит в силу разума, свободного мышления:
«Совершенно особое по значимости место занимает развитие способностей к отличению научно достоверной информации от дезинформации всякого рода. Высокое развитие интеллекта предполагает способность личности отслеживать как благоприятные, так и неблагоприятные влияния общества на себя.
Воспитание призвано заботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой. Важно научить подростков не обманываться словами».
«Заблуждения как источник зла растут из некритически воспринятых от взрослых или иных авторитетных для ребенка людей положений. Лучше ничего не знать, чем знать что-то, принимая на веру. Самые пагубные заблуждения – не насчет того, чего не знают, а насчет того, о чем думают, что знают».
…Не случайно не раз на страницах книги встречается такое некабинетное слово «мужество». В наше смутное, зыбкое время именно мужество разума, воли помогает сохранить ясность и глубину убеждений, о чем и свидетельствует и судьба, и новая книга Бим-Бада.
 
«Учительская газета» № 37 от 15 сентября 2015 года. – С. 22.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter