Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Тамарченко Н. Д. и др. Русские былины. Часть 1

Автор: Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман, Л. Е. Стрельцова

Русские былины (методика рассмотрения и анализа эпической средневековой песни в 4-ом классе)

Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман, Л. Е. Стрельцова 

Публикация Л. Е. Стрельцовой

Часть первая

Общие задачи. Усвоить фактическое содержание восьми былин.

1. Познакомиться с типами русских былинных богатырей.
2. Увидеть состав сюжета былины и осознать его смысл.
3. Определить отношение былинного певца к событию и герою и способы его выражения.
4. На этом основании сделать первые шаги в понимании исторического различия между произведениями древнего и средневекового эпоса.

Особенности восприятия. Тексты былин традиционно включались в содержание программ по литературе. В настоящее время знакомство с произведениями средневекового эпоса перенесено в 4-ый класс начальной школы. Но, независимо от возраста, по нашим наблюдениям, эта средневековая песнь зачастую оставляет читателей-учеников равнодушными и к событиям, и к персонажам. Такое читательское отношение можно объяснить, в первую очередь, художественной структурой самой былины. В ней отсутствует увлекательный сюжет, то есть цепь испытаний или приключений героя, следить за которыми и предугадывать их разрешение интересно ученику. События поединка или состязания богатыря и его противника (соперника) изображены так кратко, что читатель не может увидеть картину «изнутри», глазами персонажей, и сопереживать им. Сам способ описания, состоящий из многократного повторения словесных формул, при первом чтении представляется лишенным смысла.

Мы предполагаем, что интерес к этому типу произведений может возникнуть, если они будут рассматриваться в контексте уже сложившегося у учеников читательского опыта. В распоряжении четвероклассников имеются некоторые представления о мифологической и эпической картинах мира, о героях, событиях и сюжетах волшебной сказки и древней эпопеи. Они также приобрели определенные навыки сравнения и анализа художественных текстов в процессе чтения хрестоматий и книг по литературе. Мы надеемся, что эти знания станут основой для заинтересованной и во многом самостоятельной работы над содержанием средневековой эпической песни по предлагаемой нами методике. Таким образом, мы пытаемся в доступной степени разрешить противоречие между читательским интересом младших школьников и культурной ценностью отечественного эпоса.


Учебный материал. Для знакомства четвероклассников с русской средневековой эпической песнью мы отобрали восемь былин. Их текст воспроизводится в пересказе (две былины), в подлинной записи речи сказителя (четыре былины) и в смешанном варианте (две былины).

При отборе текстов мы руководствовались тремя показателями, главным из которых служит тип богатыря в былине: богатырь-воин Добрыня Никитич, богатырь-пахарь Микула Селянинович, богатырь-казак Илья Муромец, богатырь-титан Святогор, богатырь-хитрец Алеша Попович, богатырь-кудесник Волх Всеславьевич, богатырь-разрушитель Василий Буслаев.

Дополнительно на выбор текстов повлияли еще два показателя:

- небольшой объем, позволяющий читателю-ученику удерживать в памяти многие элементы художественной структуры;

*

значимость образа богатыря в культурной традиции русского фольклора и литературы.

Обучающие возможности пересказа, от которых мы не отказываемся в данном случае, заключаются в том, что знакомая ученикам форма текста позволяет им увидеть фольклорные и мифологические мотивы в составе былинных событий, определить границы фрагментов, изображающих события, заметить разницу в поступках богатырей. Эти читательские действия на текстах подлинника сразу выполнить затруднительно.

Мы воспользовались пересказами Н. И. Надеждина из сборника "Богатыри и витязи русской земли", изданного в 1864 г. Язык подлинных народных произведений в них сохранен в большей степени, чем в современных пересказах.

Воспроизведение текста былины в записи подлинной речи сказителя позволяет ученикам, в первую очередь, «услышать голос», удаленный в историческом времени, и увидеть те изменения в звуковом, лексическом, семантическом составе родного языка, которые эту временную дистанцию обозначают.

Знакомясь с былинами в записи, сделанной учеными-собирателями древних песен, ученики слышат, как звучала русская речь столетия тому назад. Опираясь на имеющийся опыт языкового анализа текста, они могут выдвинуть предположения о том, в каких случаях можно говорить о речи эпического певца, а в каких случаях - о речи сказителя-исполнителя.

Былинному певцу принадлежит ритм героической песни, построение строки, повторы словесных формул, знаки-символы архаических мотивов в описании, архаический способ словесного построения образа. Текст подлинной записи как учебный материал позволяет показать ученикам-читателям архаические формы художественной образности, зафиксированные в языке (двучленный параллелизм, творительный превращения, постоянный эпитет), и раскрыть смысл каждой из них в составе описания событий и персонажей былины.

Сказителя-исполнителя характеризует, в первую очередь, диалектное произношение, а также анахронизмы и моменты модернизации в изображении событий и действий персонажей (например, жена Соловья-разбойника «вышла на широкий двор, смотрит в трубку подзорную»).

В этом моменте читательских рассуждений может быть уместен разговор об особенностях бытования фольклорных произведений в отличие от произведений литературных.

Сочетание текстов двух типов – пересказа и записи подлинной речи сказителя, позволяет увидеть смысловое различие в передаче событий и обратить внимание учеников на проблему адаптации художественных текстов для детского чтения. Можно поставить вопросы: почему существует пересказ былин? Какую роль он выполняет по отношению к читателю? Можно ли считать пересказ былины одновременно и ее «переводом» на современный русский язык? Почему возникает потребность в «переводе»?

Предлагаемая последовательность текстов былин предусматривает возможность сравнения персонажей и событий, в них изображенных, а также способов описания. Наблюдение за общими чертами, присущими былинам, позволяет, в свою очередь, выявить жанровые признаки средневековой героической песни в отличие от волшебной народной сказки и древней эпопеи.

Тексты мифологических историй, волшебных сказок и фрагменты пересказов древнего эпоса мы также включаем в учебный материал, рассматривая их как фон, «контекст», необходимый для выяснения значения поступков героев и событий в былине. Учитель может расширить их репертуар, создавая оптимальные условия для узнавания и «расшифровки» архаических мотивов.

Раскрыть смысл былинного сюжета и попытаться понять художественную задачу средневекового певца – вот обучающая интрига предлагаемой методики.


Процесс решения. Знакомство учеников с былинами состоит из двух этапов.

На первом этапе рассматривается состав событий каждой былины. Выяснение значения события в былине происходит на фоне сравнения сюжетных фрагментов пересказа или подлинника и сюжетных фрагментов волшебных сказок и древних эпопей, а также событий мифологических историй. Такое сочетание учебного материала и учебных действий позволяет ученикам самостоятельно увидеть, что в основе событий средневековой эпической песни лежат традиционные мотивы: запрет и его нарушение, состязание, поединок с противником (чудовищем), встреча с хозяином иного мира и т. д.

Задания к текстам записей подлинной речи сказителя приближают ученика-читателя к пониманию того, как переосмысливаются традиционные мотивы в былине. Последовательность вопросов направлена на рассмотрение состава словесного описания облика персонажа, его поступков, места действия. Процесс детального анализа организуется как наблюдение за лексическим, семантическим и синтаксическим составом фразы (строки) и обнаружение знаков-символов, обозначающих архаические мотивы. «Расшифровка» значений этих мотивов, установление связей между ними и на этом основании выяснение роли героя и его противника и смысла события в былине составляют содержание учебной работы читателя-ученика.

Последовательность вопросов в задании к тексту былины имеет в виду несколько учебных целей. С одной стороны, указанные в содержании задания факты позволяют ученикам развивать способность узнавать и истолковывать традиционные мотивы в описании облика и действий богатыря, а также его противника. С другой стороны, порядок следования вопросов воспроизводит точки «сцепления», соединения полученных значений, и, таким образом, выстраивает логику рассуждений для интерпретации смысла поступков персонажей и происходящих событий.

Цель учебной работы на втором этапе – на основании сравнения событий, изображенных в рассмотренных былинах, и сопоставления их с сюжетами волшебных сказок и фрагментами сюжетов древних эпопей попытаться выяснить художественную задачу былинного певца, его отношение к богатырю и его подвигу. Эта задача решается в заданиях итогового раздела «Подвиг героя и его оценка в средневековом эпосе».

Задания этого раздела в большинстве своем построены по методике рассуждений вслед за авторами учебника. Специфика этой методики заключается в том, что на каждый вопрос предшествующего задания дается ответ в последующем. Так, ответ на первый вопрос содержится в условии второго задания и т. д. Делается это в силу того, что выстроить цепь рассуждений в полном объеме ученикам еще затруднительно. Им предлагается следить за ходом мысли учителя и сверять свои наблюдения. Ученикам предстоит осмыслить черты сходства и различия между древним героическим эпосом и средневековой героической песней. Они впервые наблюдают, как былинный певец, сохраняя «завещанные веками» способы описания событий, тем самым сохраняет смысловую связь между архаическим мировидением и миропониманием и той картиной мира, которую он изображает. В то же время, в результате стилистического анализа текста четвероклассники выясняют, как переосмысливает былина архаические мотивы, как складываются новые типы героев и событий. На этом основании укрепляется представление о жанровых признаках древней эпопеи и средневековой героической песни, а также возникает первоначальное представление об историческом процессе изменения и развития искусства слова.


Результат решения. - Зарождение и развитие способности различать в тексте знаки-символы архаических мотивов и устанавливать их значение.

- Усвоение способов сравнительного анализа фрагментов текста (внутри одного жанра и между произведениями разных жанров).

- Мотивированный интерес к отечественной словесности.


Мы полагаем, что знакомство учеников с текстами русских былин может предваряться беседой учителя о времени их создания, а затем собирания и записи.

Историческое время становления Древней Руси (Киевское и Новгородское княжества), к которому отнесены события рассматриваемых былин, изобилует героическими событиями и впечатляет воображение. Называние в былинах древних русских городов как мест действия или рождения богатырей предполагает некоторое знакомство учеников с территорией расселения славянских племен и окружающих их соседних народов. Для исторической справки можно использовать фрагменты из трудов С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, П. Н. Третьякова. Давая историческую справку, учитель дублирует рассказ показом мест проживания славянских племен на карте Европы.

Учитель также может подчеркнуть тот факт, что сведения об исторических событиях в жизни славян, а затем древнерусского государства, почерпнуты из письменных источников, принадлежащих тому времени, о котором идет рассказ. Это сведения из «Повести временных лет» Нестора, из трудов греческого историка Геродота и римского историка Тацита, из византийских летописей, из произведений путешественников, посетивших славянские и соседние с ними земли в V-VII веках новой эры.

Мы предлагаем использовать для исторической справки пересказ фрагментов из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Это произведение, составившее эпоху в развитии исторической мысли в России XIX века, является также памятником литературы. Представляя образец мышления и «чувствования» просвещенного человека первой половины XIX века, труд Карамзина сохраняет черты мировидения тех народов, история которых в нем излагается.

Сопоставление исторических фактов и содержания героических песен покажет ученикам, что средневековый эпический певец не стремится к подлинному изображению событий. Былина переосмысливает исторические факты, отражая и фиксируя их преломление и «преображение» в народном сознании. Тем больший интерес представляет выяснение художественной задачи средневекового автора, его мировидения, отношения к героям и понимания героического подвига.


ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ


Жил-был в Киеве именитый боярин Никита с женою Мамелфой Тимофеевной, а у них был маленький сынок Добрыня. Рано осиротел Добрынюшка, потеряв доброго отца, но честнáя вдова Мамелфа Тимофеевна сумела вырастить и воспитать своего пригожего, умного сына, обучила его всем наукам и мудростям; вежлив да ласков был Добрынюшка на диво всем, а уж как начнет в гусли играть - слушают все, не наслушаются.

Молод был еще Добрынюшка, всего-то двенадцати лет от роду, - как разгорелось его сердце ретивóе, храброе; захотел он ехать в чистое поле, искать подвигов богатырских.

Говорит ему родимая матушка:

- Молод ты еще слишком, милый сын, чтобы ездить богатырствовать в чистое поле, но уже если и поедешь ты, слушайся моего завета родительского: не купайся в Пучáй-реке, та река - бурливая, свирепая; средняя волна в ней, как стрела, бьет; смотри, чтобы не погибнуть тебе понапрасну.

Не послушался Добрыня родимой матушки; идет он в конюшню, седлает своего доброго коня черкасским седлом; кладет потнички на потнички, войлочки на войлочки; седло подтягивает двенадцатью шелкóвыми подпругами, да еще тринадцатой железной, чтобы крепко седло держалось, чтобы не сбросил конь по дороге доброго молодца.

И поехал Добрынюшка к горе высокой, где скрывался Змей Горыныч; стерег злодей православных христиан, своих пленников. Хочет Добрынюшка пленников из беды выручить, потоптать злых змеёнышей копытами коня своего богатырского.

Ехал Добрыня долго ли, коротко ли, подъехал к Пучай-реке; а день был летний, солнечный; стало богатырю жарко; захотел он выкупаться в Пучай-реке.

Слез Добрыня с коня, снял свое платье цветное и поплыл по реке; плывет потихонечку и думает себе:

"Говорила мне родная матушка, будто Пучай-река сердится да бурливая, а она тихая да смирная - не волнуется, не шелохнется".

Не успел Добрыня додумать своей думушки, как вдруг откуда ни возьмись нанесло тучу чёрную, хоть и ветру до того не было. Молнии засверкали, искры целым снопом посыпались.

Смотрит Добрынюшка: налетел страшный Змей Горыныч о двенадцати хоботах, сам кричит богатырю:

- Попался ты теперь, Добрыня, в мои руки; что хочу, то с тобой и сделаю; захочу - задушу между хоботами, в нору снесу; захочу - сейчас на месте съем.

Нырнул Добрыня под воду; плывет под водой до берега, на берег вышел - нет на берегу ни коня, ни оружия; одна богатырская шапка лежит под кустиком; набил ее Добрыня песком доверху, как хватит шапкой по Змею Горынычу, отшиб ему все двенадцать хоботов; упал змей на траву навзничь. Вынул тут Добрыня кинжал булатный, хочет отрубить змею голову. Взмолился змей:

- Не убивай меня, добрый молодец! Положим мы с тобой такой договор: я не буду больше летать на Русскую землю, забирать в плен православных христиан, а ты не езди ко мне в чистое поле, не топчи своим конем моих малых змеёнышей.

Согласился Добрыня на этот договор и отпустил змея.

Взвился змей под облака, полетел над Киевом-городом; увидал змей в княжеском терему дéвицу-красавицу, племянницу князя Владимира, Забаву Пут`ятишну. Нарушил змей уговор с Добрынею: схватил красавицу, унес ее в свою нору.

Ужаснулся князь Солнышко, опечалился; три дня собирал он всяких волхвов-ведунов, советовался с ними, как бы выручить от злодея свою племянницу - никто не вызывается помочь князю в этом деле.

Говорит Алеша Попович:

- Пошли, князь, на выручку к Забаве Путятишне брата моего названного, Добрынюшку; он один может помочь в твоей напáсти, потому что у них со змеем договор сделан; чтобы змей не смел уводить в плен православных христиан.

Посылает князь Добрыню к змею; не отказывается Добрынюшка от службы богатырской, только вернулся он домой невесел, глубокую думушку раздумывает.

Спрашивает Мамелфа Тимофеевна:

- Что с тобой, дитятко мое милое, что вернулся ты невесел с княжеского пиру; не обидели ли тебя местом, не обнесли ли чарой зеленá вина, кто-нибудь над тобой не насмеялся ли?

- Нет, родимая матушка, принял меня князь с почетом, никто меня не обидел, только наложил на меня Владимир великую службу: посылает меня выручить от змея Забаву Путятишну.

Говорит мать Добрыне:

- Ляг да отдохни теперь, Добрынюшка, а потом подумаем, как пособить горю: утро вечера мудренее.

Поутру встал Добрыня раненько; снарядила его матушка в путь-дорогу, дала ему с собой шелковую плеточку.

- Милое дитятко, как приедешь ты по чистому полю к горам Сорочúнским, где живет змей с змеёнышами, ударь своего бурушку плеточкой промеж ушей, ударь еще по крутым бедрам. Станет бурушка поскакивать, змеёнышей с ног стряхивать, потопчет всех до одного!

Послушался Добрыня совета своей матушки: как стал у горы Сорочинской на бурушке поскакивать, забивать змеенышей до смерти, - выскочил сам змей из норы, говорит Добрыне:

- Зачем, Добрынюшка, нарушаешь наш уговор, побиваешь моих деток?

Рассердился Добрыня на змея:

- Как ты смел, злодей, утащить к себе в нору князеву племянницу! За то я потоптал твоих змеёнышей. Отдавай мне сейчас Забаву без бою, без ссоры, а то, смотри, плохо тебе придется!

Не отдал змей князевой племянницы и затеял с Добрыней великий бой:

Бился тут Добрыня со змеёй троú сутки,

А не может он побить змею проклятую.

Наконец, хотел Добрынюшка отъехати, -

Из небес же тут Добрынюшке да глас гласит:

"Ах ты молодой Добрыня сын Никитинич!

Бился со змеёй ты да трои сутки,

А побейся-ка с змеёй да еще три часу".

Тут побился он, Добрыня, еще три часу,

А побил змею да он проклятую,

Попустила кровь свою змеиную,

От востока кровь она да вниз до запада,

А не прúжре матушка да тут сырá земля

Этой крови да змеиною.

А стоит же тут Добрыня во крови трои сутки,

На кони сидит Добрыня - приужахнется,

Хочет тут Добрыня прочь отъехати.

С-за нéбесей Добрыне снова глас гласит:

"Ай ты молодой Добрыня сын Никитинич!

Бей-ка ты копьем да бурзамéцкиим

Да во ту же матушку сыру землю,

Сам к земли да приговаривай".

Стал же бить да во сыру землю,

Сам к земли да приговаривать:

"Расступись-ка ты же, матушка сыра земля,

На четыре на вси стóроны,

Ты прижрú-ка эту кровь да всю змеиную".

Расступилась было матушка сыра земля

На всих на четыре да на стороны,

Прижрала да кровь в себя змеиную.

Расступилась земля. Спустился тогда Добрынюшка в глубокие подвалы, освободил Забаву Путятишну, а с ней вывел из погребов всех других пленников змея: сорок царей-царевичей, сорок королей-королевичей.

Говорит же королям да королевичам,

Говорит князям да он князевичам

И девицам королевичным,

И девицам он да нунь князевичным:

“Кто откуль вы да унéсены,

Всяк ступайте в свою сторону,

А собирайтесь вси да по своим местам,

И не троне вас змея боле проклятая, -

А убита е змея да та проклятая,

А пропущена да кровь она змеиная

От востока кровь да вниз до запада”


1. Как ты представляешь себе пространство, в котором развертываются события этой истории? Какое место занимает в нем река? Как расположены по отношению к ней Киев, где живет Добрыня и Сорочинская гора, где обитает Змей?

Вопрос задания обращает внимание учеников на названия мест действия. При первом чтении дети чаще всего не различают наименования по их семантике, уравнивая по значению географическое название и условное, мифологическое. Второй вопрос указывает на различие, позволяет его выявить и уяснить.


2. Как ты объясняешь название “Пучай-река”? Вспомни однокоренные слова, которые означают либо водоворот, бездну, либо взбухание, вздутие.

Перечитай, как описана в пересказе Пучай-река. А теперь посмотри, как она описана в самой былине:

Тая река свирепая,

Свирепая река, сама сердитая,-

Из-за первой же струйки как огонь сечет,

Из-за другой же струйки искра сыплется,

Из-за третьей же струйки дым столбом валит.

Укажи все повторения, которые встречаются в этом описании Пучай-реки. Чем отличается описание в былине от пересказа — и по использованию слов, и по предмету изображения ? Подумай, почему эта река должна быть не простой, а огненной?

Сначала следует выяснить, какое значение имеет слово «Пучай», а затем обратиться к описанию реки в пересказе былины и в подлинной записи. При сравнении двух фрагментов описания выясняется, что в пересказе Пучай-река – это река опасная («бурливая, свирепая; средняя волна в ней как стрела бьет»), возможно, грозящая пловцу смертью. В подлиннике - это огненная река («из-за первой же струйки как огонь сечет, из-за другой же струйки искра сыплется, из-за третьей же струйки дым столбом валит»). Из описания в оригинале, а также по названию, близкому слову «пучина» (бездна огненная или водяная), ученики способны сделать вывод, что былина воспроизводит мотив границы с иным миром. Следовательно, город Киев и Сорочинская гора находятся в разных мирах.


3. Понятно ли теперь, почему Добрыня, чтобы встретиться со Змеем, должен обязательно искупаться в Пучай-реке? Встречались ли тебе до этого упоминания о реке, образующей границу между двумя разными мирами? Вспомни и назови такие истории. Бывает ли в них такая “пограничная” река огненной?

Скорее всего, ученики вспомнят реку Стикс, через которую переправлялся Орфей в поисках Эвридики в царстве мертвых. Но, возможно, кто-нибудь назовет сказку «Поди туда – не знаю куда…», в которой огромная лягушка переносит героя через огненную реку.

4. Ты видишь, что мир былины напоминает мир волшебной сказки. Правда, в сказке ни город, ни гора не носят никакого названия. Теперь подумай: чем похожа и чем не похожа на сказку вся рассказанная в былине история?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выделить и назвать основные события былины, а потом сравнить каждое из них с событиями, образующими сюжет сказки.

Это задание сложнее, чем первые два. Допустим, ученики (с помощью учителя) последовательно назовут такие события былины:

*

происхождение богатыря Добрыни (мотив чудесных способностей);
*

отъезд Добрыни к горе, где скрывался Змей Горыныч (мотив запрета и его нарушения);
*

купание в Пучай-реке (мотив перехода границы);
*

встреча со Змеем и первый бой (мотив поединка);
*

победа над Змеем и договор с ним (мотив запрета);
*

похищение Змеем княжеской племянницы Забавы Путятишны (мотив нарушения запрета);
*

обращение князя Владимира за помощью и совет матушки (мотивы трудной задачи и чудесного помощника);
*

вызов Змея и второй бой Добрыни со Змеем (мотивы поединка и чудесной помощи);
*

потоп из крови Змея (мотив – едва не смерть героя) и сражение с Землей (мотив поединка);
*

освобождение пленников (мотивы подвига и славы).

Теперь им нужно рассмотреть народную сказку, в которой также говорится о бое богатыря с чудовищем и победе. Например, «Бой на Калиновом мосту» (или «Кремешок-богатырь»). В первом случае последовательность событий (мотивов) такова:

- чудесное рождение героев;

- обретение чудесного оружия;

- сообщение о беде – нападении Змея;

- прибытие богатырей на границу (Калинов мост), договор между ними;

- непробудный сон братьев и первый бой со Змеем Ивана-крестьянского сына;

- второй бой Ивана-крестьянского сына со Змеем;

- третий бой Ивана-крестьянского сына со Змеем, помощь братьев;

- победа и освобождение земли.

Если последовательно сопоставлять события двух произведений, то определить сходство и различия между былиной и сказкой для учеников не составит труда.


5. О чем предупреждала мать Добрыню, и почему он нарушил ее запрет? Вспомни, какую роль играют запреты и их нарушения в волшебных сказках. К чему приводит нарушение запрета в этой былине?

Ученики находят соответствующий фрагмент текста и перечитывают его. Учителю следует обратить внимание на причину, по которой матушка считает нужным предупредить сына: «Молод ты еще слишком, милый сын, чтобы ездить богатырствовать в чистом поле» (выражается недоверие к силам богатыря).

Мотив запрета и его нарушения встречается почти в каждой волшебной сказке. Ученики легко приведут несколько примеров («Хитрая наука», «Заклятый царевич», «Гуси-лебеди») и смогут указать на то, что в каждом случае запрет нарушается. Нарушение запрета в сказке служит для продолжения действия и приводит к тому, что герой сам оказывается в ином мире или встречает представителя иного мира. В этой былине в результате нарушения запрета Добрыня переходит границу иного мира и встречается со Змеем.


6. Ты видишь, что вслед за нарушением запрета происходит бой, который заканчивается заключением договора. Почему былина повторяет это событие?

Скорее всего, ученики выскажут предположение о том, что змей не был побежден (убит), а договор, как всякий запрет, может быть нарушен.


Есть ли какое-нибудь сходство между двумя поединками? Чем второй бой Добрыни со Змеем отличается от первого? (Одинаковы ли причины, по которым богатырь должен вступить в поединок в двух случаях? Почему Алеша Попович утверждает, что только Добрыня может спасти Забаву Путятишну? Одинаково ли проходят два сражения? Связана ли тяжесть битвы с задачей, которую решает герой?)

Сходства между двумя поединками Добрыни со Змеем нет. В первом случае Змей хвастается своей силой, но богатырь легко побеждает его. Цель богатыря определяется его желанием: «Хочет Добрынюшка пленников из беды выручить, потоптать злых змеенышей копытами коня своего богатырского». Во втором случае князь Владимир дает Добрыне трудное задание – спасти княжескую племянницу. Только Добрыня может совершить этот подвиг, потому что, как говорит Алеша Попович, «у них со Змеем договор сделан», а Змей этот договор нарушил. Во второй раз бой длился трое суток и еще три часа, и Добрыня одерживает победу с большим трудом.


7. Какой из поединков больше похож на сказочный и какие признаки сходства ты видишь? Если ты приходишь к мысли, что в отличие от троекратного повторения одного и того же боя в сказке былина показывает два разных и даже противоположных варианта одного поединка, то выскажи предположение, с какой целью это делается.

Можно предположить, что сначала ученики назовут первый поединок, сходный со сказкой стремительностью действий богатыря и его находчивостью. Но следующий вопрос задания указывает на второй поединок, в котором признаки сходства со сказкой несколько видоизменены. Вместо трех поединков с чудовищем, указывающих на силу противника и трудность победы, в былине богатырь сражается три дня и почти терпит поражение. При первоначальном чтении былины ученики часто не обращают внимания на то, что второй поединок состоит из двух битв – со Змеем и с Землей. Можно указать на сходство в звуковом составе слов «змея» и «земля», на подземное обитание Змея и на этом основании попытаться выяснить, каков смысл второго поединка, то есть почему Земля вступается за Змея, кто таков Змей в представлении былины и с каким противником сражается богатырь.


Повторение главного события тебе встречалось и в древней эпопее. Вспомни, как это происходило. А теперь подумай: одинаково ли значение такого повтора в былине и в эпопее?

Если дети занимались по учебнику «Сказание о великих битвах и подвигах», им не сложно ответить на эти вопросы. В противном случае учитель может рассказать о значении удвоения события поединка в древней эпопее. И в «Рамаяне», и в «Махабхарате», и в «Илиаде» удвоение поединка было призвано показать равенство сил противников и равное восхищение эпического певца силой, мужеством и воинской доблестью каждого из них. Сопоставление поединков в былине «Добрыня Никитич» позволит высказать предположение, что для средневековой песни важно превосходство богатыря над противником. Эта гипотеза будет проверяться при чтении следующих текстов.


ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ
И МИКУЛУШКА СЕЛЯНИНОВИЧ


Пожаловал Вольгé Святославичу ласковый князь Владимир стольно-киевский три города с крестьянами: Гурчевец, Ореховец, и Крестьяновец, и поехал Вольгá с храброй своей дружинушкой в новые города свои за данью.

Выехал Вольга с дружинушкой в чистое поле, и видит он в поле пахаря-орáтая. Пашет оратай, добрую свою лошадку понукает; соха у оратая поскрипывает, задевают сошникú о камушки.

Поехал Вольга пахарю навстречу: едет день, едет другой - не настичь оратая; только на третий к полудню, наконец, встретились они. Пашет себе оратай: уедет в край борозды - не видать его с другого края; коренья, каменья вывертывает, в борозду складывает. Лошадка у оратая соловая - небольшая, соха кленовая, гужи шелковые.

— Бог помощь, оратаюшка, тебе пахать да крестьянствовать! - говорит Вольга.

— Спасибо на добром слове! - отвечает оратай. - Божья помощь мне надобна, чтобы пахать да крестьянствовать. А ты куда путь держишь, добрый молодец, со своей храброй дружинушкой?

— Еду в свои города в Гурчевец, Ореховец да Крестьяновец пособрать дани!

— Добрый молодец, славный богатырь Вольга Святославич! Был я только-то в городах твоих; немного я вывез оттуда: лишь два мешка соли по сорока пудов. Жители в них разбоем промышляют: обирают проезжих да прохожих. Была со мной плеть с железным наконечником; заплатил я им дани хорошей: кто стоймя стоял, тот сидя сидит; кто сидя сидел, тот лежа лежит!

Позвал Вольга ората`юшку с собой в свои города. Согласился оратай, отпряг свою лошадку из сохи, сел на нее, и поехали они дальше.

По дороге оратай говорит Вольге:

— Оставил я соху в борозде: придут, пожалуй, мужики-прохожие, выдернут соху из земли и увезут с собою; нечем мне будет обрабатывать поле. Пошли ты свою храбрую дружинушку; пусть выдернут из земли мою сóшку, отряхнут да бросят за ракитов куст!

Послал Вольга за сошкой добрых молодцев; вертят они сошку за оглобли, а не могут из земли выдернуть, бросить за ракитов куст.

Послал тогда Вольга десять человек дружинушки, чтоб достали они сошку; вертят молодцы сошку за оглобли; нет сил у них из земли сошку вынуть.

Послал Вольга на помогу всю свою храбрую дружинушку; вся дружинушка не может с сошкой справиться.

Говорит Вольге оратай:

— Даром у тебя дружинушка хлеб ест; больно мало силы у добрых молодцев!

И поехал сам оратай к своей сошке. Взял он сошку одной рукой, из земли выдернул, встряхнул, бросил сошку за ракитов куст.

Сели на коней, поехали дальше: оратая лошадка рысью идет, а Вольги конь вскачь едва за ней поспевает, а как прибавила кобылка соловая шагу, и совсем отстал конь Вольги, от усталости спотыкается.

Стал Вольга на коня покрикивать, просить:

— Подожди меня, оратаюшка.

Придержал оратай свою лошадку; Вольга и говорит:

— Что за добрая у тебя лошадка, оратаюшка! Кабы она была не кобылкой, а конем - пятьсот рублей за нее дать можно.

— Как бы не так! - отвечает оратай, - взял я эту лошадку маленьким жеребчиком - тогда за нее пятьсот рублей заплатил; а если б она коньком - и цены бы ей не было!

Стал спрашивать Вольга, как зовут оратая по имени, величают по отечеству.

Говорит оратай:

— Пройдет лето, накошу я ржи, в скирды сложу, домой свезу, вымолочу; пива наварю, гостей назову; станут мужички звать меня, величать: здравствуй, молодой Микулушка Селянинович!

Приехали Вольга с Микулушкой в Ореховец: Гурчевец да Крестьяновец. Как увидели жители богатырей, намостили мосты гнилые через реку; поехала дружинушка Вольги - мосты под ней развалились; добрые молодцы в воду попадали.

Ударили тут Вольга с Микулушкой коней своих. Взвились кони, как стрелы, через реку вихрем перелетели. Расправились богатыри с изменниками по-своему: не будут другой раз в спор вступать с добрыми молодцами могучими!

А на возвратном пути заехал Вольга с дружиною к Микулушке на богатый пир.

Ласково приняли молодого богатыря красавицы, дочери Микулы Селяниновича: напоили, накормили досыта, ласковыми словами проводили и встретили: гусляр`ы-певцы на пиру богатырские подвиги в песнях славили. И пировали, гуляли добрые молодцы три дня и три ночи в гостях у Микулушки.


1. Что можно считать главным событием этой былины? Отличается ли она в этом отношении от предшествующей героической песни?

Главное событие этой былины установить легко. Это встреча двух богатырей. В этом отношении вторая песнь отличается от былины «Добрыня Никитич», поскольку в первой былине были изображены не только встреча противников – богатыря и Змея, но и два поединка между ними.


2. Встреча двух богатырей начинается с того, что Вольга увидел в чистом поле пахаря (оратая), а ехал к нему (и заметь, не вдогонку за ним, а ему навстречу!) целых два с половиной дня. Не странно ли это? А потом, когда Вольга с дружиной был уже рядом с пахарем, оказалось, что им не видать другого края борозды: значит, этот край еще дальше, чем за два с половиной дня? Наконец, пахарь “коренья, каменья вывертывает, в борозду складывает”. Так ли обычно поступают, когда распахивают поле? Ведь пахарю предстоит бросать в борозду семена (сеять).

Теперь подумаем обо всех этих странностях вместе. Можно ли считать этого пахаря обыкновенным крестьянином, который, как и все, обрабатывает свой участок земли (такие участки на Руси назывались “наделами”)?

Прежде всего, стоит обратить внимание на пространство, в котором происходит встреча двух богатырей. «Выехал Вольга с дружинушкой в чистое поле и видит он в поле пахаря-оратая». Следует вспомнить, где происходят события первой былины. Добрыня искал в чистом поле подвигов богатырских. Где-то в чистом поле протекает Пучай-река, по чистому полю едет Добрыня к горам Сорочинским. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что пространство, называемое былиной чистым полем, необычное, чудесное. Чудесными свойствами этого пространства объясняются перечисленные «странности» - богатырские размеры поля и способ пахоты. Сопоставляя указанные признаки, ученики способны сделать вывод, что герой этой былины не обыкновенный крестьянин, а пахарь-богатырь, он не просто пашет, а очищает землю от камней и кореньев.


3. Вольга пока не знает, как зовут встреченного им удивительного пахаря. Но и себя он пока не называет. Откуда же оратай знает имя богатыря?

Перечитывая текст, ученики могут заметить, что оратай только что был в городах, пожалованных Вольге, и наказал их жителей за разбой.


4. Микула Селянинович просит Вольгу послать дружину за сошкой, чтобы её не выдернули из земли и не увезли “мужики-прохожие”. Как ты думаешь, он на самом деле опасается, что сошку украдут? А если нет, то зачем он обращается к Вольге с такой просьбой?

Вопросы направлены на выяснение, откуда берется непомерная сила Микулы. Демонстрация силы пахаря в былине показана как состязание дружины Вольги с сошкой Микулы (с тягой Земною). Трижды посылает Вольга своих воинов выдернуть из земли сошку, каждый раз увеличивая число дружинников. Но и вся дружина не справляется с трудной задачей, а Микула «взял сошку одной рукой, из земли выдернул, встряхнул, бросил сошку за ракитов куст».

Задача для учеников – увидеть в событии состязания древний мотив связи героя с землей. Земля питает Микулу силой, как в мифе она питает великана Антея, а в сказке богатыря Кремешка.


4.

Назови все события, происшедшие после встречи двух богатырей, начиная с истории о сошке.

Можно перечислить следующее:

- конь Вольги не может догнать лошадку оратая; разговор о стоимости лошадки (опять Вольга не угадал ее цену);

- Вольга спрашивает об имени пахаря;

- переправа через реку дружины и богатырей; расправа с жителями городов;

- пир у Микулы.

Учебная цель задания в том, чтобы ученики в первом и третьем событиях увидели скрытый мотив состязания. Если обобщить наблюдения над всей историей, то станет понятно, что главное событие в ней – не только встреча, но и состязание богатырей.


Понятно, что в этих событиях два богатыря постоянно сравниваются. Можно ли сказать, что все они показывают явное преимущество Микулы Селяниновича, или среди них есть и такое событие, в котором богатыри приравниваются, рассматриваются как одинаково достойные?

Можно сказать, что событий, в последнем событии богатыри рассматриваются как одинаково достойные: при переправе через реку, расправе с жителями городов и на пиру у Микулы.

Если такое событие есть, то оно, наверное отличается от других по своему характеру. Случайно ли то, что последнему событию предшествует настоящее знакомство двух богатырей (Вольга также узнает имя пахаря)?

Интересно, какие предположения выскажут ученики. Ответ предполагает сопоставление двух «частей» истории, в первой из которых герои играют разные роли, а во второй – одинаковые.


5.

В былине о Добрыне мы познакомились с богатырем-воином. Воином является и один из героев этой былины - Вольга. Относится ли это и к Микуле Селяниновичу или он — герой совсем другого рода?

Скорее всего, ученики смогут сделать вывод, что Микула – богатырь-пахарь.

Почему там, где речь идет о наведении порядка, наказании разбойников Вольга и Микула не только выступают заодно, но и кажутся равными, а преимущество Микулы Селяниновича в силе нигде так не очевидно, как в истории с сошкой, т. е. там, где герои имеют дело не с врагом, а с землей?

Возможно, что ученики, обобщая наблюдения, сделают вывод, что былина показывает два типа богатырей – воина и пахаря.


7. Возможно, ты приходишь к мысли, что Микула, в отличие от Вольги и богатырей его типа, особенно близок Земле (не какому-то отдельному земельному участку, а Земле в целом). Проверим это предположение: оно станет убедительным, если мы установим, что такие герои бывают в других произведениях устного народного творчества — в мифах, сказках, других былинах. Можешь ли ты назвать их?

Задача для учеников – увидеть в событии состязания древний мотив связи героя с землей. Земля питает Микулу силой, как в мифе она питает великана Антея, а в сказке – богатыря Кремешка.


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК


Из того ли города из Мурома,

Из того ль села да Карочирова

Выезжал дородний добрый молодец,

А ведь старый казак Илья Муромец.

Он заутреню тую христианскую

А стоял во граде во Муроме

И хотел попасть к обедне

В стольно-Киев-град.

Брал у батюшки, у матушки прощеньице,

А прощеньице, благословленьице,

Кладовал он заповедь великую:

Не съезжаться, не слетаться во чистóм поли

И не делать бою-драки, кроволития.

Так тут старый казак Илья Муромец

Заседлал тут своего добрá коня,

А он малого бурушку косматого,

Выезжал в раздольице чисто поле.

Его путь-дорожка призамешкала,

Он не мог попасть ко городу ко Киеву,

А попал ко городу Чернигову.

Усмотрел под городом Черниговым

Нагнано там силушки черным-черно,

А черным-черно как черна вóрона, -

Хочут черных мужичков да всех повырубить,

Хочут церкви божии на дым спустить.

Разгорелось сердце у богáтыря,

А у старого казака Ильи Муромца,

Нарушил он заповедь великую,

Просил себе да Бога на помочь,

Да пречисту пресвятую Богородицу,

Припускал коня на рать-силу великую,

Стал он силу с крайчика потаптывать,

Конем топтать да из лука стрелять,

Стал рубать их саблей вострою,

Своим копьем да муржемецкиим,

Притоптал он силу-рать великую.

Подъезжал ко городу Чернигову,

Отворялися ворота во Чернигов-град,

Выходят мужички черниговски

Да низко ему поклоняются:

“Ай же ты дородный добрый молодец!

А иди-ка ты к нам да воеводою,

Воеводою да во Чернигов-град".

Говорит старый казак Илья Муромец:

“Ай же вы мужички-черниговцы!

Не пойду я к вам да воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в Киев-град".

Говорят ему мужички-черниговцы:

“Прямоезжая дорога заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

Замуравела дорожка ровно тридцать лет.

Как у той ли реченьки Смородинки,

Как у той ли грязи, грязи черные,

Как у той ли березыньки покляпоей,

У того креста Леонидова

Сидит Соловей-разбойничек Дихмантьев сын

На семи дубах в девяти суках.

Как засвищет Соловей по-соловьиному,

Закричит, собака, по-звериному,

Зашипит, проклятый, по-змеиному,

Так все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки отсыпаются,

А что есть людей вблизи - все мертвы лежат.

Прямоезжеей дорожкой есть пятьсот всех верст.

А окольною дорожкой-то всех тысяча".

Так тут старый казак Илья Муромец

Повернул коня богатырского

И поехал по раздольицу чисту полю.

Услышал Соловей топот коня богатырского, засвистел по-соловьиному, зашипел по-змеиному, зарявкал по-звериному; конь под Ильей со страху на колени пал.

Рассердился Илья Муромец на своего бурушку.

— Ах ты, травяной мешок! только и годен ты волкам на съеденье! Чего боишься? Неужели не слыхал никогда реву звериного, шипу змеиного?

Натянул Илья свой тугой лук; взвилась каленая стрела, угодила Соловью прямо в правый глаз, свалился Соловей с дуба.

Подобрал тут Илья разбойника, привязал к луке коня и поехал с ним в гнездо Соловьиное. Состроил себе Соловей палаты на диво из добра награбленного. Двор у Соловья на семи верстах, обнесен весь железным тыном, на каждой тычинке по мáковке, на каждой маковке по голове богатырской воткнуто. Стоят за оградой три терема златоверхих, сады их окружают тенистые, зеленые, цветами алыми расцвéченные. Под каждым теремом вырыты подвалы глубокие; много лежало в них серебра, золота, камней драгоценных, скатного жемчуга горами наложено.

Вышла Соловьева жена на широкий двор, смотрит в трубку подзорную, видит недоброе дело: едет чужой богатырь, везет с собой ее мужа к седлу привязанного.

Бросилась она с чердака в терем, разбудила девять сыновей своих.

— Встаньте, проснитесь, ясные мои соколы! Пойдите в глубокие подвалы, отомкните кованные ларцы: едет чужой человек, везет отца вашего, ремнями привязанного; просите, молите чужого богатыря, чтоб отпустил на волю отца вашего; приготовьте подарки богатые: серебра, золота, скатного жемчуга.

Не стали слушать матери удалые сыновья разбойники: надумали они недобрую думушку:

— Обернемся черными воронами, заклюем Илью Муромца, отца на свободу выпустим!

Вышла старшая дочь Соловьева, Полька, к воротам, ухватила подворóтню в девяносто пуд, у ворот ждет, притаилась. Стал Илья въезжать во двор - замахнулась на него Полька подворотней что было силы; отвел Илья ее руку легонечко, попала подворотня в самую богатыршу, тут Польке и смерть пришла.

Видят жена и дети Соловьевы, что не в силах они с Ильей бороться; принесли ему богатый выкуп, просят, молят, чтобы отпустил разбойника на волю.

Не послушал Илья просьб их, повез Соловья в Киев. Бежит конь Ильи быстрее сокола: вот они уже и на Днепре-реке, а перевозчицей была тут другая дочь Соловья, Катюша. Просит ее разбойник:

— Дочь моя любимая, Катюшенька, не перевози ты богатыря на другую сторону: проси раньше, чтоб отпустил он на волю твоего отца-старика, - тогда перевезешь Илью на другой берег.

Слез тут Илья со своего бурушки; в левую руку взял шелковый повод, а правой рвет с корнем дубы крепкие; намостил из дубов мост прочный через Днепр, сам перешел и коня перевел.

Вынул тогда Илья из кармана шелковую плетку о семи ремнях, говорит перевозчице:

— Теперь мы с тобой, красная девица, рассчитаемся!

Ударил раз Катюшу - с ног она свалилась; ударил другой - ей и смерть приключилась.

Было время после обедни воскресной, как приехал Илья Муромец в Киев к ласковому князю Владимиру, прямо на двор великокняжеский; привязал Илья бурушку к столбу белодубовому посреди двора, наказал бурушке крепко-накрепко:

— Береги, бурушка, пуще глаза Соловья-разбойника, чтоб не ушел он из стремени булатного.

Вошел Илья в палаты княжеские, помолился образу Спаса Пречистого, отдал поклон на все стороны, особенным низким поклоном поклонился князю с княгинею, все исполнил как надо, по обычаю.

Ласково встретил богатыря Владимир-князь, велел ему поднести ему чару вина в полтора ведра, стал Илью расспрашивать:

— Расскажи нам, добрый молодец, какого ты роду-племени, чтобы нам знать, как называть тебя, величать, какое тебе место дать?

— Ласковый князь, зовут меня Ильёю Ивановичем; родом я из города Мурома. Приехал я к тебе в Киев дорожкой прямоезжею, торопился поспеть к заутрене, а к обедне не поспел. Задержали меня дела важные.

Говорят князю бояре:

— Ласковый князь! В глаза тебе лжет богатырь: ведь дорога прямоезжая к Киеву залегла вот уже тридцать лет: не дает Соловей-разбойник ни проезда, ни прохода ни одному человеку. Не выпил ли добрый молодец по дороге лишнюю чару зелена вина, что больно расхвастался!

— Солнышко-князь! Оттого я в дороге и позамешкался, что очищал ее от Соловья-разбойника: самого Соловья я привез на твой широкий двор к седлу привязанного; не хочешь ли взглянуть на мою добычу богатырскую?

Тут поднялись с мест и сам князь, и гости, побежали на двор Соловья смотреть. Стал Владимир Соловью приказывать:

— Зашипи-ка, Соловей Рахманович, по-змеиному, зареви по-звериному.

Отвечает Соловей:

— Не твой хлеб, князь, кушаю: не тебя и слушаю.

Просит Солнышко-князь Илью, чтобы заставил Соловья реветь да шипеть.

— Запеклись у Соловья уста, - говорит Илья, - кровью от раны запечатались; вели, ласковый князь, дать ему чару зеленá вина в полтора ведра.

Взял Соловей чару одной рукой, выпил за один раз, попросил еще чару пива пьяного да чару меду сладкого, закусил калачиком крупúтчатым.

Засвистел Соловей во полный свист,

Закричал, собака, во полный крик,

Зашипел, проклятый, во полный шип.

Так тут все травушки-муравушки уплетаются,

Все лазоревы цветочки отсыпаются,

Малы лесушки к земле да преклоняются,

А что есть людей вблизи - все мертвы лежат.

А из тех ли теремов высокиих

Все хрустальные стекóлышки посыпались,

А Владимир-князь да стольно-киевский

А он по двору да в кружкú бегает,

Куньей шубкой да укрывается.

Говорит старый казак Илья Муромец:

“Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын!

Что же ты моего наказа не послушался?

Я тебе велел свистеть во пóлсвиста,

Закричать во пóлкрика,

Зашипеть во пóлшипа".

Говорит тут Соловей-разбойничек:

“Ай же старый казак Илья Муромец!

Чую я свою скорую кончинушку, -

Оттого кричал я во полный крик,

Оттого я шипел во полный шип".

Как тут старый казак Илья Муромец

Расковал он Соловья да ножки резвые,

Ножки резвые да ручки белые,

Захватил его за рученьки за белые,

Захватил его за перстни золоченые,

И повел его на поле на Кулúково.

Приводил на поле на Куликово,

Положил на плаху на дубовую,

Отрубил он Соловью да буйну голову.

Половину-от серым волкам,

А вторую половину черным воронам.


С той поры ли стало времечко -

Не стало Соловья-разбойничка

На матушке святой Руси.

Да тем былиночка покончена.


1. Былина рассказывает о путешествии богатыря: где оно начинается и где заканчивается? На какие основные части делится изображенное в былине пространство? Похоже ли оно на пространство волшебной сказки?

Путешествие богатыря начинается в городе Муроме, а заканчивается в городе Киеве. Используя опыт наблюдения за типом пространства в предшествующих былинах, ученики могут назвать две его части: место с городами Муромом, Черниговом и Киевом (где живут люди) и место, где обитает Соловей разбойник. Последний вопрос несколько провокационный – на волшебную сказку похожи только палаты Соловья-разбойника.


2. Внимательно перечитай описание места, где “сидит” Соловей-разбойник. Как ты понимаешь выражения: река Смородина, береза покляпая (искривленная), черные грязи, крест Леванидов, дуб?

Река Смородина знакома ученикам из сказок. Они выясняли родственность этого названия словам «смрад, смерть, мор». Отсюда значение реки как границы между двумя мирами – земным и подземным. Этот вывод подтверждают последующие детали. «Грязи черные, березонька покляпая (искривленная)» – признаки близости подземного мира.


Теперь всмотрись в изображение “гнезда” Соловья. Постарайся объяснить, о чем говорят такие особенности жилья этого персонажа: двор на семи верстах, железный тын, головы богатырские на маковках, подвалы глубокие, золото и другие сокровища в подвалах. Не встречались ли тебе похожие описания в сказках? Как ты думаешь, “палаты” (дворец) Соловья находятся по эту или по ту сторону реки Смородины? Случайно ли то, что Илье, чтобы попасть в Киев, необходимо переправиться через реку (на этот раз — через Днепр)?

3. Получше присмотрись к Соловью-разбойнику. Заметь, какие звуки он издает и в каком порядке их перечисляет былина.

Перед тобой то, что называют "формулой" эпической поэзии, - устойчивое, постоянно повторяющееся в одинаковой форме и имеющее устойчивый смысл выражение. Как ты думаешь, случайно ли то, что сначала говорится о свисте соловьином, потом о крике зверином, и лишь в конце о шипе змеином? С какими тремя мирами связаны птица, зверь и змея?

Выполнение этого задания предполагает «реконструкцию» облика персонажа по знакам-символам. Эти учебные действия опираются на полученные ранее и сохраненные в памяти факты из мифологии, фольклорных и древних эпических текстов. Их особенностью является развитие способности воссоздавать в воображении из разрозненных деталей целостный образ. Внимание детей обращается на тот способ, с помощью которого былина изображает звуки, которые издает Соловей-разбойник. Это устойчивая словесная формула, повторенная в тексте оригинала трижды без изменения в порядке следования образов:

«Как засвищет Соловей по-соловьиному,

Закричит, собака, по-звериному,

Зашипит, проклятый, по-змеиному…».

Приобретенный читательский опыт подсказывает ученикам, что повторение указывает на особую значимость изображенного признака или качества персонажа, то есть на то, что способность кричать по-разному есть особое свойство Соловья. Повторяемая в формуле последовательность «голосов» – птичий свист, звериный крик и змеиный шип – свидетельство древнейшего представления о существе, обладающем такими способностями. С помощью этой последовательности былина говорит о связи персонажа с тремя мирами: небесным (птица), земным (зверь) и подземным (змея).

Подтверждением этому выводу служит сравнение формулы с фрагментами пересказа, в которых последовательность «голосов» Соловья нарушена. Так, в первом случае автор пересказа переставил «голоса», исказив их звучание: «засвистел по-соловьиному, зашипел по-змеиному, зарявкал по-звериному». При втором и третьем упоминании формулы сохранились только два «голоса» также с изменением их звучания: «неужели не слыхал никогда реву звериного, шипу змеиного?» и «Зашипи-ка, Соловей Рахманович по-змеиному, зареви-ка по-звериному». При таком «вольном» обращении со словесной формулой «голос» Соловья становится лишь средством устрашения и теряет значение мотива. В то время как многократно повторенная стилистическая формула былины есть способ выражения эпическим певцом архаического представления о происхождении и мощи противника богатыря.

С помощью стилистической формулы былина изображает персонажа, в котором сочетаются черты разных существ. Четвероклассники знают героев мифологических историй, сказок и древнего эпоса, имеющих зооморфный облик. Они также могут вспомнить (или прочитать по соответствующим пособиям) о происхождении подобных первобытных существ, их месте и роли в мироздании. Это Тифон – ужасное чудовище, имевшее сто змеиных голов, туловище человека и вместо ног – множество свернувшихся кольцами змей. Его огромные крылья затмевали солнце. Из глаз Тифона полыхало пламя, а каждая из ста глоток могла вещать голосами богов, издавать бычье мычание, рычание льва и пронзительный собачий лай. Это Химера – чудовище с львиной головой, козьим туловищем и змеиным хвостом. Это Медуза Горгона – крылатое чудовище с горящими глазами и огромными клыками; она издавала чудовищный рев, от ее взгляда человек превращался в камень.

После проделанной работы ученики, несомненно, смогут почувствовать мощь и сверхъестественную силу противника богатыря и, возможно, попытаются представить (воссоздать в воображении и в иллюстрациях) облик этого чудовища. Они также смогут приблизиться к осознанию такого факта, что средневековый эпический певец при изображении главных персонажей былины использует сохраненные традицией древнейшие мотивы.


4. Наверное, теперь стало понятнее, кто такой Соловей-разбойник. Случайно ли, что в одном месте сказано,что он один сидит на семи дубах, на девяти суках, а в другом упомитнается просто дуб? Бывают ли в древних преданиях такие деревья, которые соединяют собой небо, землю и подземный мир?

Возможно, наиболее важное для понимания образа противника богатыря имеет следующее указание: «сидит Соловей-разбойничек… на семи дубах в девяти суках». Ученикам предлагается опознать «дуб» как мировое древо в мифологии славян. Затем, по аналогии, вспомнить, как называлось мировое древо в скандинавских мифах - ясень Иггдрасиль. По учебнику второго класса «Глаголъ и Добро (или по «Мифологическому словарю») следует перечитать историю «Асгард и Асы», в которой подробно описано, как устроено это дерево. Нетрудно высказать предположение о том, что мировое древо соединяет между собой миры - небесный, земной и подземный.

Следующий шаг в понимании образа Соловья-разбойника – выяснение мифологического значения чисел семь и девять при описании дуба как мирового древа. Детям предлагается припомнить, какие явления в миропонимании древних обозначались этими числами. Ученики могут самостоятельно догадаться о магическом и сакральном их значении, сопоставляя имеющиеся у них сведения: семь дней творения, семь цветов радуги, семь тонов музыки; в египетских мифах – Великая девятка богов; в сказках – «Семь Семионов», семь богатырей, семь гномов, девятиголовый змей как сильнейший противник героя.

Магическое число семь характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева. Число девять получается путем троекратного повторения триады и означает всеобщую, всеохватывающую целостность – «все». Учитель может зачитать соответствующий фрагмент из статьи «Мировое древо» (Мифы народов мира). Предполагается, что в результате соединения, «сложения» полученных сведений у детей возникнет представление, что персонаж, названный в былине Соловьем-разбойником, обитает у основания мироздания и может распространять свое воздействие на все миры.



5. Итак, в центре былины — бой Ильи Муромца с чудищем, “очистка” от него страны и дороги, соединяющей друг с другом её главные города. Встречались ли тебе прежде такие истории? Какой общий смысл они имеют? Какое значение получает следующая особенность сюжета былины (развития в ней событий): в родном городе Илья был на заутрене, а в Киев хотел попасть к обедне, но этому помешал Соловей?

6. Чем похож Илья Муромец на таких героев мифов, как Геракл или Тезей? Чем он от этих героев отличается?

Ученики могут вспомнить, что Геракл сражался с чудовищами: Немейским львом, Лернейской гидрой, Эриманфским вепрем, защищая от разорения поселения и города. Тезей победил Минотавра и тем самым спас жизни юношей и девушек, приносимых ему в жертву.

Илья Муромец также защищает и побеждает, но сражается он с вражеской ратью, защищает города от вражеского нашествия.


Откуда родом Илья Муромец? О чем нам говорит его происхождение? Знаешь ли ты былину, в которой рассказывается о рождении Ильи Муромца и о том, что он “сиднем сидел тридцать лет”, пока не получил от странников (“калик перехожих”) богатырскую силу? Можешь ли ты объяснить, что означает в этой былине (как и в мифах, и сказках, и в эпических поэмах) хромота героя, его неспособность передвигаться, повреждение ног и т.д.? Если тебе трудно это объяснить, постарайся побольше узнать о хромоте греческого бога "Гефеста" (в пересказах греческих мифов или в книге “Мифы народов мира”).

Вопросы и разъяснения к тексту направляют внимание читателей на те детали и подробности в описании Ильи, которые дают возможность уяснить его происхождение, его связь с силами мироздания и на этой основе отметить (увидеть) его сходство с богатырями-воинами (Добрыней и Вольгой) и богатырем-пахарем.

Прежде всего, выясняется, откуда родом Илья Муромец. В этих целях следует обратиться к тексту былины и осмысливать каждую фразу и даже слово. Так, в начале песни называется село Карачирово, из которого выезжает герой. Указанное местоположение богатыря может говорить о его крестьянском происхождении, поскольку далее по тексту уточняется, что Илья «брал у батюшки, у матушки прощеньице... благословленьице», то есть не проездом (случаем) оказался богатырь в этом месте, а там находится его родительский дом.

Илья в былине назван не только дородным добрым молодцем (так былинный певец определяет всех богатырей), но старым казаком. Само слово «казак» соединяет в себе представление и о пахаре, и о воине. Подтвердить эту догадку следует, обратившись к былине «Болезнь и исцеление Ильи», в которой рассказывается о рождении необыкновенного ребенка в семье крестьянина (Илья с младенчества хром и не может передвигаться на своих ногах), чудесном исцелении героя, обретении великой силы и необыкновенных способностей в крестьянском труде. Специально подчеркивается необходимость объяснить, что хромота, повреждение ног, неспособность передвигаться есть признаки архаического мотива, указывающего на связь героя с землей и подземным миром. Если ученики знакомы с богом Гефестом и его местом среди олимпийских богов, это поможет им уясняется роль хромоты как признака преисподней и бога огня.

Можно при желании дополнительно показать, по каким деталям былинного текста «расшифровывается» связь богатыря с землей. В облике его богатырского коня подчеркивается «косматость»: «заседлал он … малого бурушку косматого». Ученикам известен признак «косматости», «волосатости» как атрибут древнейшего мотива плодородия, то есть положительной, плодоносной связи с землей. Они могут назвать мифологические истории, в которых присутствует этот мотив (сила Самсона в его волосах; волосы Сив, утрата которых расценивается как катастрофа). Славянского бога, покровителя скота и плодородия, звали Велес (Волос). Следовательно, древние славяне сохраняли такое же представление об этом признаке.


7. А теперь рассмотри, как происходит бой Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Обрати внимание на то, что является оружием каждого из них в этом бою.

Что ты знаешь о свисте, какие суеверия связаны с ним еще сегодня? Что он означает в мифах? в этой былине?

Сведения, имеющиеся у детей о суевериях, связанных со свистом, нужны для сопоставления с древним, мифологическим значением этого акта. На этом основании выясняется, как и в чем сохраняют современные представления людей черты архаических верований. Ученики уже выяснили, что свист, рык и шип как оружие уничтожения принадлежат самым древним и могущественным чудовищам. Такое же значение свист имеет и в былине.

А что означает в мифах и в эпосе (вспомни "Рамаяну" и "Одиссею") стрела? Кто является в мифах метателем стрел, молний и громов? Каких богов, мечущих стрелы и громы-молнии, ты знаешь? Каких героев?

Свисту Соловья-разбойника противопоставляется каленая стрела Ильи Муромца. Для того чтобы понять значение этого оружия в былине, ученикам предлагается вспомнить, кто в мифах является метателем стрел, молний и громов? (Боги Тор, Зевс, Апполон). Кто из героев древних преданий и эпоса побеждает противников с помощью стрел? (Рама, Арджуна, Геракл). Сопоставив эти наблюдения, можно прийти к выводу, что в былине прослеживается древнейший мотив чудесного оружия – огненной (каленой) стрелы-молнии, и через этот мотив устанавливается связь богатыря с «верхом», с небом (но также и с «низом», подземным миром, если вспомнить, что стрелы для Зевса ковались Титанами под землей).


8. На фоне сходства сюжета былины с известными тебе мифами становится заметней следующая особенность: былина показывает кроме названного главного события еще два: одно до него, другое — после. Отсюда и следующий вопрос: для чего нужны эти события? Что изменилось, если бы былина не рассказывала об освобождении Чернигова, т. е. рассказ начался бы с поездки Ильи по прямой дороге? Что изменилось, если бы Илье не пришлось показывать Соловья князю Владимиру и боярам?

Вернемся к началу былины и попытаемся выяснить, с какой целью показано первое событие – битва Ильи с «ратью-силой великою». Несомненно, былина изображает благородство богатыря, увидевшего, что неприятель угрожает городу Чернигову страшным разрушением, и немедленно вступившего с ним в битву. Ученикам не составит труда по тексту указать признаки вражеской силы и бедственного положения горожан. Но по тому, как легко, «играючи» разбивает Илья армию неприятеля, слушатель (читатель) должен заключить о непревзойденной силе и воинском умении богатыря:

За этим подвигом богатыря наблюдают черниговские мужички. В благодарность за освобождение они предлагают Илье стать воеводою в Чернигове. Но Илья отказывается. В изображении скромности богатыря одно из значений этого события. Но есть и другое. Черниговские мужички, бывшие свидетелями его подвига, предупреждают Илью о том, что нужная ему «прямоезжая дорожка» на Киев-град «заколодела, замуравела ровно тридцать лет», и стережет ее Соловей-разбойник. Сопоставляя эти наблюдения, можно заключить, что в начальном событии выделен момент предупреждения, то есть недоверия к силам богатыря.

Последнее событие – приезд Ильи на великокняжеский двор Владимира – описано в былине более подробно, чем все предшествующие. Читательский опыт может подсказать ученикам, что подробное описание свидетельствует о значимости события среди других в былине. Начинается оно с ритуала приветствия князя, который выполняет богатырь «по обычаю»: «вошел Илья в палаты княжеские, помолился образу Спаса пречистого, отдал поклон на все стороны, особенным низким поклоном поклонился князю с княгинею». Затем разыгрывается сцена, в которой бояре насмехаются над богатырем, обвиняя его во лжи, поскольку сказал он князю, что приехал в Киев по «прямоезжей дорожке». Вот в

этот момент понадобился Илье (а вместе с ним и былинному певцу) живой противник. В последний раз показывает Соловей свою силу, так объясняя свой поступок:

«Чую я свою скорую кончинушку, -

От того кричал я во полный крик,

От того шипел я во полный шип».

Поизведенный свистом эффект доказывает правоту Ильи, его непревзойденную богатырскую силу, и посрамляет бояр.

Сопоставляя начало и конец былины можно заключить, что события, в которых высказывается недоверие к силам богатыря, призваны подчеркнуть его доблесть и мощь.


9. Перечитай, как изображена смерть Соловья-разбойника. Почему Илья Муромец не просто убивает Соловья, а рубит ему голову на "плахе дубовой"?

В последних действиях Ильи можно увидеть проявление уважения к силе и мужеству противника.

«Расковал он Соловья да ножки резвые,

Ножки резвые да ручки белые,

Захватил его за рученьки за белые,

Захватил его за перстни золоченые,

И повел на поле Куликово».

Своим отношением богатырь как бы воздает долж



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
19 июля 2014
Б. М. Бим-Бад. Философский компонент образования

О курсах философии в школе и вузе

подробнее

08 июля 2014
Б. М. Бим-Бад. Новейшая англоязычная литература о реформах образования

Книги 2013-2014 годов

подробнее

25 мая 2014
Б. М. Бим-Бад. Педология на Западе в XXI веке: Справка

Междисциплинарное изучение ребёнка, детей, детства, школьников, студентов и молодежи в целом

подробнее

23 мая 2014
Л. С. Выготский. Учение о наследственности и среде в педологии.

Методы комплексного изучения ребёнка

подробнее

03 мая 2014
Б. М. Бим-Бад. Дети неокочевников

Особенности взросления в семьях международных мигрантов

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter