Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Колик, Галия. Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста

Автор: Галия Колик

КОЛИК Галия

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Специальность 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально – культурной деятельности»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург 2007

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор
Новикова Ирина Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор
Седова Нелля Владимировна

кандидат педагогических наук,
доцент
Малаховская Людмила Павловна

Ведущая организация – Санкт-Петербургский Гуманитарный университет
профсоюзов.

Защита состоится « 15 » мая 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.02 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан « 13 » апреля 2007 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент Т. М. Казовская

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В течение последних десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20 %, а процесс старения человечества ускоряется.
Изменение демографического баланса в обществе ведёт к перераспределению ресурсов между представителями различных поколений, поскольку пожилые граждане нуждаются в обеспечении и обслуживании, а количество трудоспособного населения сокращается. Эти процессы ведут к изменению экономических, политических и культурных стратегий развития общества в ХХI веке. Человеческий потенциал, воплощённый в запасе знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей, становится ключевым ресурсом, который определяет жизненный уровень населения и конкурентоспособность на глобальном рынке.
Результатом исследований геронтологов стало опровержение стереотипных представлений о неизбежности и необратимости ухудшения здоровья и функционального состояния с возрастом, а также о сокращении социальных связей и активности. В наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.
Учитывая эти реалии, цивилизованное человечество признало одной из гуманистических и культурных задач современного общества – обеспечение достойной старости его членам, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей пожилого возраста в личностном социокультурном развитии.
Решение проблемы социокультурного развития людей пожилого возраста в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста является актуальной проблемой социального развития.
Это и определило цель настоящего исследования: раскрыть потенциал культурно-досуговой деятельности как фактора оптимизации индивидуально-личностного развития людей в пожилом возрасте и выявить основы педагогического сопровождения и организационно-педагогический механизм, обеспечивающие его реализацию.
Данная цель обусловила постановку задач исследования:
1. Определить особенности людей пожилого возраста как социокультурного субъекта.
2. Выявить развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста.
3. Раскрыть роль муниципальной культурно-досуговой среды как организационно-функциональной модели реализации развивающего потенциала досуга.
4. Определить приоритетные направления социокультурного развития людей пожилого возраста и выявить формы их реализации в муниципальной культурно-досуговой среде.
5. Разработать и осуществить организационно-педагогическую программу, позволяющую активизировать досуговую деятельность пожилых людей в муниципальной культурно-досуговой среде.
6. Определить направления деятельности по оптимизации социокультурного развития пожилого населения с использованием опыта государства Израиль.
Объект исследования: люди пожилого возраста в условиях досуга.
Предмет исследования: совокупность педагогических и организационных условий, обеспечивающих развитие людей пожилого возраста в условиях досуга.
Гипотеза: Развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности в пожилом возрасте заключается в оптимизации процесса адаптации к индивидуально-личностному возрастному развитию и развитию социума средствами культуры. Его реализация обеспечивается совокупностью следующих условий:
- педагогического сопровождения досуговой деятельности через соответствие её целей, принципов, содержания и форм особенностям развития людей пожилого возраста и требованиям современного информационного общества;
- создания инфраструктурных и организационно-управленческих условий на муниципальном уровне, обеспечивающих включение людей пожилого возраста в культурно-досуговую деятельность на основе межинституционального и межсекторного взаимодействия.
Теоретическую основу исследования, интегральный характер которого обусловил обращение к концепциям и научным подходам культурологии, педагогики и геронтологии, составили современные концепции теоретической и прикладной культурологии, разработанные М.А. Ариарским, П.С. Гуревичем, Т.Г. Киселёвой, Э.В Соколовым, Б.А. Титовым, А.Я. Флиером, Д.В. Шамсутдиновой; социологии досуга, предложенные Б.А. Грушиным, Э.В. Клоповым, В.Д. Патрушевым и В.А. Ядовым; педагогики досуга, разработанные А.Ф. Воловиком, И.А. Новиковой; а также концепции социальной педагогики А.В. Мудрика и социальной работы В.Г. Бочаровой, В.З. Дуликова, Е.И. Холостовой, Н.П. Щукиной. В процессе исследования использовались работы, тематику которых составляют проблемы досуга людей пожилого возраста, поставленные К.М. Арымбаевой, Т.В. Вдовенко, Л.Б. Кулёминой, О.А. Пачиной, Ю.Б. Мицкевич, О.Б. Мурзиной и Ж.В. Хозиной.
При рассмотрении особенностей развития людей в пожилом возрасте исследование основывается на концепциях социальной геронтологии, представленных И.Г. Беленькой, Г.П. Медведевой, Р.С. Яцемирской и психологии старости и старения, предложенных О.В. Красновой и А.Г. Лидерсом, социальной психологии старения Т.Д. Марцинковской, а также психологических теориях А. Краузе, А.Н. Леонтьева, П. Балтеса, Г. Радебольда, Э. Эриксона,.
Методологической основой исследования явились:
- культурологический подход, обеспечивающий единство социализации и инкультурации, личностно-ценного и общественно-значимого в содержании культурно-досуговой деятельности, гуманизацию среды жизнедеятельности пожилого человека: Л.Уайт, Г. Риккерт, С.Н. Иконникова, А.Я. Флиер, А.П. Марков, К.Ф. Завершинский;
- геронтологический подход, позволяющий целостно рассматривать пожилого человека как объект и субъект социально-культурной деятельности в единстве его физических, психических и социальных свойств, существующего в определённой социальной и исторической среде: И.И. Мечников, А.А. Богомолец, А. Комфорт, Х. Хазан, А. Левенштейн, В.В. Фролькис;
- акмеологический подход, позволяющий рассматривать старость как период развития зрелого человека и выступающий альтернативой сложившемуся в науке и практике финалистскому представлению о том, что человек исчерпывает своё развитие по достижении пожилого возраста: Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач;
- системный подход, позволяющий рассматривать культурно-досуговую среду как целостную систему, функционирование которой является результатом всех её компонентов и уровней: Л. Берталанфи, Дж. Форрестер, А.А. Богданов , В.Г. Афанасьев , А.И. Берг, Э.Г. Юдин.
Для достижения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические – комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников, а также экспериментального материала;
эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, формализованное интервью, метод экспертных оценок, формирующий эксперимент.
Базой исследования послужили культурно-досуговые учреждения, органы управления, учреждения социального обслуживания, общественные организации и частные предприятия, работающие в этом направлении на территории муниципалитетов Тират Кармель, Маале Адумим и Хайфа в Израиле.
В процессе исследования были использованы документальные материалы, отражающие различные аспекты организации культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста в Израиле и Российской Федерации:
а) материалы международных организаций – Организации Объединённых Наций, Международной Организации Труда, Всемирной организации здравоохранения;
б) отчёты и публикации правительственных учреждений – министерств, Института национального страхования, центрального статистического бюро, отчёты о работе муниципалитетов;
в) публикации научно-исследовательского института Брукдейл в Иерусалиме и общественных организаций;
г) специальная периодика, в том числе муниципальные издания – журналы, бюллетени, газеты.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2001-2002 гг.) была выработана концепция исследования, определены его объект и предмет, цели и задачи, формулировалась гипотеза, изучалась специальная литература по теме.
На втором этапе (2002-2005 гг.) изучалась социальная практика организации досуга людей пожилого возраста в Израиле, был разработан и осуществлён формирующий эксперимент, а также анализ полученных результатов.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводились систематизация и обобщение накопленного теоретического и экспериментального материалов исследования, оформлялся текст диссертационного исследования, формулировались выводы и проводилась апробация результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется последовательной реализацией комплексного геронтологического подхода к анализу проблем, сопровождающих развитие человека в пожилом возрасте, и культурологического и педагогического подходов к их решению, что позволило:
- обосновать возможность оптимизации процесса индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста посредством использования многокомпонентного потенциала культурно-досуговой деятельности;
- сформулировать методологические основы инновационного направления педагогики - герогогики досуга: цели и принципы педагогического сопровождения и приоритетные направления социокультурного развития людей пожилого возраста;
- выявить актуальные направления социокультурной геронтополитики;
- на основании анализа социальной практики организации досуга людей пожилого возраста в Израиле выявить организационно-функциональную модель, эффективно обеспечивающую реализацию развивающего потенциала досуга на муниципальном уровне.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно:
- содержит массив данных, которые могут быть использованы в процессе профессионального обучения социальных педагогов и менеджеров досуга с целью формирования у них готовности к работе с людьми пожилого возраста;
- расширяет представление о социально-педагогическом и культурно-досуговом потенциале муниципальных образований и путях его реализации;
- обогащает теорию и практику культурно-досуговой деятельности путём ознакомления с опытом другой страны.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов была обеспечена исходными методологическими позициями и использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, а также непротиворечивостью данных.
На защиту выносится совокупность теоретических позиций и практических выводов:
1. Положение о расширении возрастного диапазона развивающей функции досуга посредством её осуществления в отношении людей пожилого возраста, что обеспечивает возможность оптимизации их индивидуально-личностного развития и адаптации к развитию социума за счёт реализации потенциала культурно-досуговой деятельности: релаксационно-активизационного, рекреационно-развлекательного, коммуникативно-социализующего, реабилитационно-терапевтического, информационно-образовательного, культурно-эстетического, социально-психологического развития и социального выравнивания.
2. Методологические основы герогогики досуга – цели, принципы педагогического сопровождения и приоритетные направления социокультурного развития, обусловленные особенностями физического, когнитивного, психосоциального развития в пожилом возрасте и современной социальной ситуацией.
3. Организационно-педагогическая программа активизации досугового поведения людей пожилого возраста, нуждающихся в длительном нестационарном уходе на дому, суть которой заключается в активизации их адаптационных усилий и изменении культурно-досуговой среды как проявления её адаптивности к их досуговым запросам.
4. Направления совершенствования механизма реализации социокультурной геронтополитики на муниципальном уровне, выявленные на основании анализа социальной практики государства Израиль.
Апробация диссертации осуществлялась:
а) путём опубликования материалов исследования в печати; б) в ходе V международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление развитием (СПб, 2005); в) в ходе выступлений перед организаторами досуга и социальными работниками в Управлении абсорбции г.Хайфа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав – «Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте», «Педагогические и организационные условия реализации развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности (на примере государства Израиль)», заключения, списка использованной литературы и приложения.

II. ОCНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его цель, задачи, объект и предмет, представлена гипотеза, анализируется степень научной разработанности проблемы, раскрыты методологические основы, источники и база, а также новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
Глава I «Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека в пожилом возрасте», посвящена теоретическому анализу содержания процесса индивидуально-личностного развития людей в пожилом возрасте, положения этой социально-демографической группы в современном обществе и роли досуга в оптимизации процесса адаптации людей пожилого возраста к индивидуальному старению и развитию общества.
В параграфе 1.1 «Проблема индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте в системе человекознания» на основе междисциплинарного интегративного геронтологического подхода рассмотрены биологические, социальные, психологические и социокультурные компоненты процесса развития человека в пожилом возрасте.
Процесс старения заложен в генетическую программу человека, однако люди развиваются по-разному. Стимулирующее, мотивирующее и активизирующее субъекта окружение, а также компенсаторные механизмы и тренинг способствуют сохранению когнитивных и физических возможностей и их дальнейшему развитию. Физическая, духовная и социальная активность в любом возрасте является его центральной предпосылкой.
На основании рассмотрения основных психологических теорий старения (Э. Эриксон и Г. Хойфт, А. Крузе, Г. Радебольд ) отмечается, что: а) психологическое развитие в старости сопровождается драматичным психосоциальным кризисом, связанным с оценкой ценности и смысла прожитой жизни; б) в глубокой старости центральное место занимает специфический по отношению к другим периодам жизни фактор развития - забота о собственном здоровье и умственной работоспособности.
Анализ предложенных во второй половине ХХ века, разнообразных, противоречащих друг другу социологических концепций старения, которые представляют собой попытку определить основные принципы, позволяющие понять, объяснить и прогнозировать поведение пожилых людей в обществе, даёт возможность автору прийти к выводу о том, что спектр возможностей приспособления личности к старению разнообразен. Рассмотренные в работе классификации (Ф. Гизе, И.С. Кона, Д.Ф. Бромлей) позволяют продемонстрировать его вариативность.
Основная задача развития личности в пожилом возрасте представляется как адаптация к двум одновременно протекающим процессам - индивидуальному возрастному развитию и развитию общества. Адаптация к старению заключается в преодолении психологического кризиса, приспособлению к изменению социального статуса и социальных ролей, а также физическим изменениям. Необходимым условием для достижения успешной адаптации является использование оптимальной приспособительной стратегии - социально-культурной интеграции, которая предполагает освоение и использование существующих в человеческой культуре средств для поддержания физического здоровья, включения в социальную среду и решения психологических проблем.
Социокультурное развитие, т.е включение людей пожилого возраста в социум и культуру, осуществляется посредством процессов хоминизации, социализации, инкультурации, которые имеют свои особенности в позднем возрасте. В силу жизненной компетентности пожилые люди чаще других становятся агентами хоминизации и социализации. Интенсивность процесса инкультурации зависит от культурной компетентности и функционального состояния.
Человек в позднем возрасте может включаться и в процесс самореализации. Люди, которые занимались ранее творческой деятельностью, не утрачивают этой способности в старости, т.к. наряду с инволюционными процессами, на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать и преодолевать деструктивные явления в пожилом и старческом возрасте.
В параграфе 1.2 «Люди пожилого возраста как объект социальной и культурной политики в современном обществе» анализируется положение социально-демографической группы людей пожилого возраста в современном обществе и формулируются актуальные направления социокультурной геронтополитики.
В работе рассматриваются демографические характеристики гетерогенной социально-демографической группы людей пожилого возраста и типологизация социально-демографической общности пожилых людей ( З.М. Саралиева и С.С. Балобанов).
В исследовании отмечается, что условия жизнедеятельности людей пожилого возраста обусловлены особенностями формирующегося информационного общества – глобализацией и модернизацией, которые ведут к возникновению как благоприятных, так и неблагоприятных для людей пожилого возраста тенденций в развитии общества.
С одной стороны, в современном обществе социальное положение пожилых людей характеризуется снижением социального статуса по следующим причинам: а) ограничение уровня экономической активности; б) ухудшение физического состояния; в) трансформация института семьи, г) техническая модернизация; д) существование социальной установки на восприятие самого пожилого возраста как социальной проблемы.
С другой стороны, по мере глобализации и стандартизации образа жизни возрастает ценность пожилых людей как носителей этнической и ментальной информации и их роль трансляторов культуры; растёт электоральная и инвестиционная привлекательность пожилых людей; распространение новых медицинских технологий, успехи фармакологии, а также развитие технологий социального обеспечения и обслуживания открывают перед людьми пожилого возраста перспективы долгожительства и достойной старости.
Старение населения на фоне формирующегося общества нового типа привело мировое сообщество к поискам глобальных мировых стратегий оптимизации своего развития. Начиная с 1991 года ООН последовательно осуществляет разработку и распространение норм социальной и культурной политики в отношении людей пожилого возраста. Международный план действий по вопросам старения ( 2002 г.) определил три приоритетных направления действий мирового сообщества: участие пожилых людей в развитии общества, обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте и создание благоприятных условий, обеспечивающих индивидуальное развитие человека в течение всей жизни.
Для осуществления интегральной оценки эффективности социальной политики в международной практике, начиная с 80-х годов ХХ века, применяется категория «качество жизни», включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации. В работе представлена характеристика национальных моделей и социальной практики обеспечения высокого качества жизни и условий социального и культурного развития пожилых граждан в развитых странах (Швеция, Великобритания, Япония, США).
На формирование и реализацию геронтополитики оказывают влияние такие феномены как субкультура людей пожилого возраста и геронтокультура. Геронтокультура определена автором в работе как совокупность ценностных установок по отношению к старости и людям пожилого возраста, присущих личности или сообществу, которые находят своё выражение в моральных нормах и образцах поведения. В уродливой форме геронтокультура проявляется в таких явлениях как эйджизм и антиэйджинг.
В работе выделены характерные признаки субкультуры пожилых людей: ориентация на культурные образцы прошлого; использование неактуальных культурных навыков; образ жизни, продиктованный неопределённостью временной перспективы и стиль жизни, который отличает невысокий уровень событийности.
На основании анализа выявленных проблем в работе формулируются основные направления социокультурной геронтополитики: а) нивелирование негативных факторов, влияющих на положение пожилых в обществе; б) реализация потенциала пожилых людей; в) опережение проблем, возникающих в процессе развития общества в условиях старения населения.
Социокультурная геронтополитика реализации потенциала пожилых людей должна быть направлена на развитие системы социокультурного обслуживания, её инфраструктуры и ресурсов и создание адекватной возрастным особенностям культурной микросреды, включённой в единое культурное пространство.
В целях содействия реализации потенциала пожилых людей в условиях досуга необходимо осуществление комплекса организационно-педагогических мер, а именно: а) поощрение и стимулирование персональной социокультурной активности; б) поддержка творческих и общественных объединений на основе самоорганизации; в) поддержка этнокультурных традиций людей пожилого возраста; г) подготовка специалистов в области организации досуга людей пожилого возраста; д) обеспечение физической и экономической доступности ценностей культуры, информации и природных ресурсов.
Превентивная геронтополитика предполагает: определение и предупреждение средствами науки негативных тенденций развития стареющего общества; побуждение граждан рационально и взвешенно подходить к планированию своего жизненного цикла; создание условий для подготовки каждого человека к достойной жизни в старости.
В диссертации анализируются условия жизнедеятельности людей пожилого возраста в России, которые характеризуются наличием проблем, существующих во всём мире, но отличающихся особой остротой, вызванной реформами переходного периода. Факты, приведённые в исследованиях российских социологов, говорят о трудном положении пожилых людей.
С целью изменения положения в России принята федеральная целевая программа «Старшее поколение», полная реализация которой предполагается до 2010 г. В ней изложена прогрессивная концепция государственной социальной политики, включающая в себя создание условий для реализации внутреннего потенциала, социального участия и поддержки достоинства пожилых людей. Наряду с этим, социальная практика создания данных условий находится в процессе становления. На основании универсальности проблем людей пожилого возраста в современном обществе в работе делается вывод об актуальности для России анализа мирового опыта в этой области.
В параграфе 1.3 «Развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности» раскрывается содержание развивающей функции досуга в отношении людей пожилого возраста и разрабатываются методологические основы герогогики досуга.
В работе даётся обзор различных подходов к определению досуга (Н. Краузе, Л.А. Акимова, М. Эрджайл, Дж. Нойлингер) и отмечается, что он характеризуется совокупностью признаков и может быть определён как рациональный способ использования свободного времени посредством интринсивно мотивированной деятельности, осуществляемой не для материальной выгоды и направленной как на результат, так и на сам процесс деятельности.
Исследователи функциональных особенностей досуга пришли к выводу, что он создаёт благоприятные и безграничные возможности для развития способностей и талантов, личностного роста и самореализации ( Р.С. Эшли, М. Чиксентмихлай, Дж. и Л. Баммель, М. Каплан, Дж. Келли ), а также, что именно досуговая деятельность формирует и развивает личность и, что она очень значима в жизни человека в позднем возрасте ( Р.Дж. Хевигхурст ).
В результате исследования, осуществлённого под руководством М.А. Ариарского в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, выявлены развивающая и рекреационная функции досуга, и досуг определён как «форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещённый с разносторонним физическим и духовным развитием личности».
Совокупность таких явлений как увеличение пространства досуга, его развивающий потенциал и значительная возможность социокультурного, физического и социально-психологического развития человека в пожилом возрасте, представляет собой огромный ресурс, который необходимо использовать в современном социальном и демографическом контексте как для оптимизации индивидуально-личностного развития, так и развития общества в целом. Использование свободного времени путём его трансформации в пространство духовного и физического развития посредством культурно-досуговой деятельности – одна из важнейших задач, составляющих проблемное поле педагогики досуга и прикладной культурологии.
Изменение парадигмы отношения к старости привело к возникновению герогогики – инновационного направления в педагогике, находящегося на этапе формирования и становления.
Философской основой герогогики является гуманизм, который признаёт высшим смыслом социального развития отношение к человеку как высшей ценности бытия и создание условий для его свободного развития и реализации способностей и возможностей, связанных с пониманием его как части природы и самоценной личности.
Развитие герогогики досуга, как нового направления науки, должно происходить на основе единства культурологического и педагогического подходов к решению проблем индивидуально-личностного развития в социальном контексте, обозначенных геронтологией. Синтез культурологического и педагогического подходов в рамках герогогики позволяет добиться эффекта адаптации путём осуществления параллельных процессов изменения личности и социокультурной среды.
Педагогическое сопровождение человека в пожилом возрасте представляет собой процесс, характеризующийся целенаправленностью и последовательностью, предполагающий применение диагностических, коррекционных и развивающих средств, построенный на неформальном, основанном на взаимном уважении и совместной работе, взаимодействии специалиста и пожилого человека.
При организации процесса сопровождения следует учитывать следующие закономерности: особенности развития человека в позднем возрасте; неоднородность индивидуальных проявлений процесса старения; возможную необходимость медицинского ухода и социального обслуживания; жизненную компетентность, зрелость, экономическую независимость и высокий уровень самосознания пожилого человека.
В соответствии с этим можно выделить следующие базовые принципы педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста : дифференциация; индивидуализация; комплексность; равноправное партнёрство; принцип актуализации результатов.
Педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития пожилых людей в условиях досуга должно быть направлено на активизацию с целью изменения досугового поведения и включения в культурно-досуговую деятельность для обеспечения непрерывности процессов социализации, инкультурации и самореализации.
Досуговое поведение человека определяется развитием такого качества личности как досуговая компетентность. Её можно определить как совокупность знаний, умений, навыков и всей личностной системы ценностных ориентаций, позволяющей рационально использовать свободное время посредством социально одобряемой деятельности, обеспечивающей отдых, органично сочетающийся с разносторонним развитием личности. Именно уровень досуговой компетентности человека определяет: станет ли свободное время полезным и ценным ресурсом, умело использованным в пожилом возрасте, или обузой и тяжёлым бременем.
Культурно-досуговая деятельность способна наполнить жизнь пожилого человека смыслом, предоставить возможности для творческой деятельности и самореализации, для улучшения психологического, социального и физического самочувствия. Она выступает как средство оптимизации жизнедеятельности людей пожилого возраста за счёт реализации её ресурсов : релаксации-активизации, рекреационно-развлекательного, коммуникативно-социализующего, реабилитационно-терапевтического, информационно- образовательного, культурно-эстетического, социально-психологического развития и социального выравнивания.
Источником любой активности в пожилом возрасте становятся три группы ведущих потребностей: потребности связанные с сохранением жизни и физической формы, потребности в сохранении социальной значимости и потребности в психосоциальной идентичности, а ведущим мотивом деятельности является – самосохранение. (О.В. Краснова, К. Рощак) Опираясь на эту мотивационно-потребностную основу, можно выделить эмоциональную, когнитивную и физическую активизацию, расширение социальных контактов и решение психологической задачи приобретения целостности личности как доминанты досуговой деятельности в пожилом возрасте.
Человек пожилого возраста может ощущать себя развивающейся личностью в современном обновлённом мире и достичь повышения социального статуса, если он приводит себя в соответствие с требованиями формирующегося информационного общества. Для этого ему необходимо: осваивать технологии сохранения и улучшения здоровья, информационные технологии, изучать иностранные языки, совершенствовать бытовые, экономические и коммуникативные навыки, обладать политической грамотностью, проявлять гражданскую активность и знакомиться с образцами актуального искусства.
На основании особенностей мотивационно-потребностной сферы людей пожилого возраста и требований социума к уровню развития в конкретно-историческое время в работе определены основные направления культурного развития человека в пожилом возрасте: развитие валеологической культуры, развитие гражданской культуры, социально-психологическая поддержка в культурной среде, учебно-познавательная деятельность, развитие художественно-эстетической культуры.
Развивающий потенциал досуга в пожилом возрасте реализуется посредством деятельности, направленной на освоение ценностей культуры и включение в социальную жизнь, и обеспечивается совокупностью функций, содержания и педагогического взаимодействия, соответствующих особенностям развития в пожилом возрасте.
Необходимым условием осуществления деятельности, направленной на культурное развитие и социальную активность, является культурно-досуговая среда. Она должна максимально обеспечивать возможности для осуществления коадаптации пожилого человека и среды, а именно: обеспечивать включение в культурно-досуговую деятельность людей пожилого возраста и обладать адаптивностью к их интересам и потребностям.
Подобно многоуровневой жизненной среде, культурно-досуговая среда человека также состоит из нескольких уровней. По мере расширения пространства эти уровни можно перечислить в следующем порядке: домашний, муниципальный, институциональный и глобальный. Каждый уровень обладает пространственным объёмом и инфраструктурой, в которую входят человеческие, природные, материальные и культурные ресурсы.
Во II главе « Организационные и педагогические условия реализации развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста (на примере государства Израиль) » посредством анализа социальной практики и опытно- экспериментальной деятельности вскрывается механизм реализации социокультурной геронтополитики в государстве Израиль.
В параграфе 2.1 «Муниципальная культурно-досуговая среда как модель реализации социальной и культурной геронтополитики Израиля» определены факторы, определяющие геронтополитику страны и раскрывается сущность, инфраструктура и организационная основа муниципальной культурно-досуговой среды.
Демографическая особенность Израиля проявляется в том, что как следствие постоянного большого притока эмигрантов в страну, в период с 1955 до 2004 года количество пожилых жителей страны возросло в 7.7 раза, а 75-летних и старше – в 11.5 раза.
Государство Израиль присоединяется к решениям ООН и строит национальную социальную политику согласно провозглашенным ею гуманистическим принципам в отношении людей пожилого возраста. Демократическое устройство общества и государства обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод пожилых граждан и высокие темпы социального развития.
Представленный в работе краткий обзор истории формирования геронтополитики страны, позволяет проследить её развитие от организации помощи и обслуживания на основе благотворительности до развитой государственной системы социального обеспечения и обслуживания пожилых граждан.
В целях проектирования и реализации современной социокультурной геронтополитики в Израиле принята следующая дифференциация пожилого населения: а) по месту проживания, что означает разделение пожилого населения на проживающих в общине по месту жительства (95 %) или в доме престарелых (5 %); б) уровню сохранных возможностей (нуждающихся в длительном нестационарном уходе или нет); в) стране исхода (89 % родились в других странах); г) историческим особенностям жизненного пути (Холокост, Вторая мировая война).
Неоднородность пожилого населения в государстве Израиль проявляется в этнических различиях между общинами выходцев из разных стран или регионов этих стран. Эти различия очень существенны и оказывают огромное влияние на образ жизни, досуговые предпочтения и досуговый репертуар их представителей. Например, в североафриканских странах жизнь еврейской общины формировалась вокруг синагоги, которая была и религиозным, и досуговым центром. Наиболее респектабельными формами проведения досуга – для мужчин было постижение религиозного учения, а для женщин – рукоделие, с целью создания и украшения предметов религиозного культа. В это же время евреи Восточной Европы, благодаря светскому культурно-просветительному движению «Хаскала», переживали период просвещения и освоения светской европейской культуры. Евреи российских окраин получили возможность учиться, вырваться из местечек в большие города, и там ассимилироваться, усвоив характерные для ассимилирующих культур, светские навыки досуга.
Большинство пожилых людей в Израиле являются эмигрантами первого поколения и идентифицируют себя как людей, существующих одновременно в параллельных этнических пространствах – еврейско-русском, еврейско-марокканском и других, поскольку не оторвались окончательно от этноса страны рождения и не влились полностью в этнос страны проживания,
Правовую базу социокультурной геронтополитики составляют как универсальные законы, направленные на соблюдение прав всех граждан страны, так и дифференцированные, направленные на расширение прав людей пожилого возраста, например, «Закон об уходе за престарелыми» (1986 г.), «Закон о правах старших граждан» (1989 г).
Реализация социокультурной геронтополитики в Израиле осуществляется по принципам деинституционализации и муниципализации, что предполагает создание условий для как можно более долгого и комфортного их проживания в домашних условиях, а не в доме престарелых. С этой целью в 80-ые годы ХХ века в муниципальных общинах были созданы система долговременного медицинского и социального обслуживания, а также сложилась культурно-досуговая среда.
Муниципальная культурно-досуговая среда представляет собой совокупность организационных, социальных и культурных условий, созданных на определённой территории в соседской общине для развития людей пожилого возраста в процессе досуговой деятельности. Она выступает как целостность и включает в себя ряд составляющих, таких как: территориальная, политическая, социальная, коммуникативная, природная, культурно-эстетическая, этническая, религиозная, информационная, экономическая, экологическая, демографическая.
Социокультурная геронтополитика осуществляется на основе плюрализма разносекторных субъектов организации досуга. В работе представлена характеристика государственных субъектов: Компании при министерстве образования, культуры и спорта, Института национального страхования, Государственной компании общественного жилья; общественных субъектов: «Закон на службе старости», «Союз ветеранов Второй мировой войны», профсоюзных объединений, объединений репатриантов; частных субъектов – компаний по уходу на дому, хостелей, туристических фирм, компаний кабельного телевидения. Даны также характеристики организаций, деятельность которых существенно обогащает возможности досуга пожилых жителей страны – Управления древностями, Земельного фонда Израиля, Общества охраны природы, Управления природы и парков, Государственного управление лотереями.
Многообразие субъектов организации досуга не противоречит реализации принципа стандартизации услуг и способствует развитию социокультурной самобытности жителей за счёт существования в муниципальной культурно-досуговой среде стандартного и вариативного модуля субъектов. Стандартный модуль включает: отдел социального обслуживания муниципалитета, местную «Ассоциацию для людей пожилого возраста», местный дом культуры, поликлиники. Вариативный модуль составляют: объединения выходцев из разных стран, религиозные учреждения, объединения профсоюзов, местное отделение Совета ветеранов Второй мировой войны, Армия обороны Израиля, полиция и другие.
Ведущая роль принадлежит отделам социального обслуживания муниципалитетов, они проектируют и координируют деятельность этих организаций, осуществляемую на основе межинституционального и межсекторного взаимодействия, а также контролируют соблюдение прав пожилых жителей и необходимых требований – создания комфортных физических условий и экономической доступности досуговой деятельности.
В диссертации отмечается, что в Израиле система подготовки кадров для организации культурно-досуговой деятельности находится в стадии формирования. Только в 2004 году началась подготовка специалистов в высших учебных заведениях, до этого организаторов досуга обучали на краткосрочных курсах.
В параграфе 2.2 «Содержание и формы культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста в муниципальной культурно-досуговой среде» раскрыто содержание деятельности и на основании фактологического материала выявлены её виды и формы, обеспечивающие культурное развитие в приоритетных направлениях.
Развитие валеологической культуры. В рамках валеологической концепции, включающей, кроме физического, также социальное и психическое здоровье, заключена особенно значимая для пожилых людей зависимость физического здоровья от социальной активности и психической сохранности. Основная валеологическая задача человека в пожилом возрасте заключается в том, чтобы использовать все биологические, биоэнергетические и природные ресурсы для поддержания и сохранения жизни.
Среди видов и форм досуговой деятельности валеологической направленности – специальные программы обучения здоровью, организуемые больничными кассами, группы здоровья, контроля за весом, танцы на свежем воздухе, оздоровительные программы, такие как «Пройтись в удовольствие». В 2005 году впервые в Израиле была проведена спортивная олимпиада для пожилых людей. К распространённым валеологических практикам относятся также арт- и зоотерапия.
В рамках проекта «Пожилые снимают кино» его руководители добились достижения психосоциальных терапевтических целей: создания личных связей, повышения самооценки, осознания своих эмоций и чувств, оптимизации когнитивной деятельности.
Многие клубы для пожилых открыли «семинары положительного мышления» и эмоциональной саморегуляции, где обучают взвешенно оценивать сложные жизненные ситуации, избегать стрессов, стараться быть источником положительной энергии и замечать положительное во всём. Настольные игры (бридж, домино, нарды и бинго), которые являются средством психической рекреации, очень распространены среди пожилых людей.
Развитие гражданской культуры. Доминирование в структуре личности статуса гражданина, усиление гражданского сознания и гражданской позиции – один из путей развития социальной идентичности в позднем возрасте.
Основными формами гражданской активности людей пожилого возраста в Израиле является создание и участие в работе многочисленных общественных движений и организаций, а также волонтёрская деятельность. Она продиктована стремлением к совершенствованию общества и решению различных социальных проблем. Занимаясь волонтёрской деятельностью, люди пожилого возраста могут внести свой вклад в развитие общества, приобрести новый социально одобряемый статус и удовлетворить свои потребности в креативной деятельности, а также повысить самооценку и уровень самоорганизации, поскольку работа на добровольных началах, как и обычная, требует ответственности и умения организовывать своё время.
Волонтёров пожилого возраста охотно привлекают к работе поликлиники, больницы, дома престарелых, где они работают в регистратуре, сопровождают пациентов при визите к врачу или на прогулке, являются переводчиками, помогают в столовой, отвечают на телефонные звонки и выполняют канцелярскую работу.
Группы пожилых добровольцев, существуют при музеях, участвуют в научных проектах, например, в зоопарке г.Хайфа и парке «Сафари». Добровольную помощь пенсионеров использует Армия обороны Израиля и полиция.
Социально-психологическая поддержка в культурной среде. Досуговая деятельность обладает несомненным потенциалом для оптимизации социального статуса и принятия новых социальных ролей, развития коммуникативной культуры и достижения целостного принятия собственной жизни. С целью достижения этих эффектов традиционно проводится «Неделя пожилого человека», созданы клубы для пенсионеров, группы поддержки для потерявших супруга, группы общения, семинары для обучения написанию воспоминаний, осуществляется проект «Занятость на дому». В одном из центров дневного пребывания был проведён семинар по подготовке старых людей к уходу из жизни. Ряд проектов направлен на опровержение негативных стереотипов в отношении пожилых людей: конкурс красоты, демонстрация моделей одежды.
В работе рассмотрены особенности коммуникации в пожилом возрасте и отмечена важная роль развития коммуникативной культуры с целью сохранения и расширения социальных контактов, навыков кооперации и включения в коллективные формы деятельности, а также потенциал психической поддержки таких видов досуга как семейный, праздничный и игра.
Учебно-познавательная деятельность в досуговой среде, в процессе которой активизируются когнитивные возможности людей пожилого возраста, направлена на приобретение знаний, позволяющих решить актуальные жизненные проблемы; получение информации о различных сторонах жизни через средства массовой информации; обучение новым технологиям и освоение инноваций материальной культуры с целью приспособления к динамичной окружающей среде; удовлетворение жажды познания. Университеты и колледжи открыли свои двери для пожилых вольнослушателей, они также предлагают им специальные курсы управления активами и недвижимостью, составления завещания, открыты религиозные центры учения для престарелых «Сияние старости», центры компьютерной грамотности.
Развитие художественно-эстетической культуры людей пожилого возраста происходит как в виде освоения художественных и эстетических ценностей, так и их создания в процессе художественной самодеятельности и эстетизации быта. Основные направления художественной самодеятельности людей пожилого возраста – литературное творчество, изобразительное искусство, музыка и драматическое искусство.
Пожилые люди создают самодеятельные образцы массовой культуры, принимая участие в создании телевизионных передач местных или общинных телеканалов. При гериатрическом центре «Шоам» в г. Гедера создан центр изобразительного искусства, он имеет постоянную галерею «Золотая кисть», где экспонируются произведения пожилых художников. Цель создания этого центра – опровергнуть стереотипное представление об утрате творческих возможностей в старости.
Многочисленные примеры деятельности людей пожилого возраста, рассмотренные в диссертации, убедительно доказывают существование в муниципальной культурно-досуговой среде многообразия программ и вариативности форм деятельности, содержание которых соответствует приоритетным направлениям культурного развития людей пожилого возраста.
Параграф 2.3 «Экспериментальная оценка адаптивности муниципальной культурно-досуговой среды к досуговым запросам людей пожилого возраста» посвящён описанию формирующего эксперимента в ходе которого: а) произведена оценка адаптивности муниципальной культурно-досуговой среды к удовлетворению досуговых запросов людей пожилого возраста; б) осуществлена организационно-педагогическая программа активизации досугового поведения людей пожилого возраста.
Адаптивность понимается диссертантом как свойство среды, которое позволяет своевременно и адекватно реагировать на изменения или даже предупреждать их с целью эффективного решения проблем.
В эксперименте приняли участие люди пожилого возраста, нуждающиеся в уходе на дому, необходимость в котором вызвана нарушением функционального состояния разной степени тяжести, что позволило проверить адаптивность муниципальной культурно-досуговой среды в отношении самой проблематичной группы из всего пожилого населения муниципального образования. В качестве консультантов и экспертов были привлечены семейные врачи, медсёстры и социальные работники.
При построении и проведении эксперимента соблюдались принципы: индивидуализации – программа была определена и осуществлена с учётом индивидуально-личностных особенностей каждого участника; комплексности – при определении особенностей участника принимались во внимание наряду с социально-педагогическими – социально-экономические показатели и состояние здоровья; равноправного партнёрства – педагогическое вмешательство производилось с согласия и в партнёрском взаимодействии с участниками и членами их семей.
В ходе эксперимента фиксировались изменения следующих зависимых переменных: регулярность использования наиболее распространённых досуговых занятий, уровень удовлетворённости жизнью, субъективная оценка здоровья, количество обращений к семейному врачу и интенсивность бытовой деятельности (опрос с помощью анкеты, прилагаемой к работе), уровень социальной и физической активности в процессе деятельности (по классификации Л. Брина).
В результате анализа данных, полученных на первом констатирующем этапе, установлено: среди респондентов наиболее распространены домашние виды досуговых занятий, а среди них лидирует просмотр телепрограмм. Большинство регулярных досуговых занятий представляют собой физически пассивную деятельность в одиночку.
На втором формирующем этапе эксперимента разработана и осуществлена организационно-педагогическая программа, цель которой – активизация досугового поведения людей пожилого возраста посредством включения в культурно-досуговую деятельность в муниципальной культурно-досуговой среде. Программа включает в себя педагогический и организационный компоненты: а) педагогическое сопровождение, построенное на основах герогогики досуга и направленное на изменение досугового поведения; б) структурное и качественное изменение досуговой среды в целях удовлетворения запросов пожилых людей.
В процессе осуществления программы: а) устранены субъективные и объективные барьеры, препятствующие досуговой деятельности: психологические (включая формирование и усиление мотивации) ; физические (организация подвозки, сопровождения и др.); и организационные (внедрение новых проектов и программ); б) в круг обязанностей патронажных работников включены стимулирование и поддержка досуговой деятельности подопечных.
В ходе реализации программы осуществлено включение участников эксперимента в новые виды деятельности с учётом выявленных ведущих досуговых запросов – общение с ровесниками и чтение на родном языке, рукоделие, физическая активность, волонтёрская и учебная деятельность. В процессе поддержки деятельности использованы методы социального одобрения, требования, поощрения и соревнования.
Данные, полученные на третьем – контролирующем этапе формирующего эксперимента, демонстрируют изменение объективных количественных и качественных показателей: расширение досугового репертуара за счёт освоения регулярных внедомашних коллективных видов деятельности; увеличение физической и интеллектуальной активности, объёма социальных связей; снижение количества обращений к семейному врачу и интенсивности избыточной бытовой деятельности; а также субъективных показателей – рост удовлетворённости жизнью и повышение субъективной оценки здоровья.
В ходе эксперимента оценивалось соответствие предложения видов и форм досуговой деятельности в рамках муниципальной культурно-досуговой среды запросам людей пожилого возраста, а также возможность своевременных структурных и качественных изменений среды в целях их удовлетворения.
В результате эксперимента выявлено: муниципальная культурно-досуговая среда обладает адаптивностью к удовлетворению досуговых запросов людей пожилого возраста с ограниченными функциональными возможностями, что подтверждается тем, что её организационно-управленческая структура позволяет: создавать организационно-педагогические условия, необходимые для включения в культурно-досуговую деятельность; преодолевать проблемы организации досуговой деятельности, решение которых требует координации усилий учреждений социального, медицинского и социокультурного обслуживания; обеспечивать вариативность видов и форм досуговой деятельности, адекватных досуговым запросам и функциональному состоянию людей пожилого возраста.
Административные, кадровые, экономические и социокультурные ресурсы муниципальной культурно-досуговой среды достаточны для осуществления необходимых изменений, произведенных в сроки, соответствующие ожиданиям участников и требованиям организаторов эксперимента.
Муниципальная культурно-досуговая среда обладает свойствами адаптивной инфраструктуры, которые проявляются в обеспечении её непрерывной деятельности, наличии выбора стандартных управленческих технологий, ресурсов и резервов для решения поставленных педагогических задач.
В заключении подводятся основные итоги исследования, делается вывод о соответствии его результатов ранее намеченной цели и задачам и подтверждении исходной гипотезы.
Направления оптимизации деятельности по обеспечению условий для социокультурного развития людей пожилого возраста с применением израильского опыта могут быть обозначены следующим образом:
- обеспечить создание на муниципальном уровне культурно-досуговой среды, адаптивной к потребностям людей пожилого возраста, в структуру которой включить все расположенные на муниципальной территории культурно-досуговые, образовательные, медицинские учреждения и учреждения социального обслуживания и обеспечения, с целью объединения и рационального использования их ресурсов на основе межинституционального и межсекторного взаимодействия;
- развивать и поощрять инициативы жителей по созданию некоммерческих общественных организаций социальной и культурной направленности и участию в разработке и реализации муниципальной политики социокультурного развития;
- обеспечивать педагогическое сопровождение культурно-досуговой деятельности через соответствие её содержания и форм особенностям развития людей в пожилом возрасте и современной социальной ситуации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Длительный нестационарный уход за пожилыми людьми в Израиле
/ Галия Колик // Психология зрелости и старения. – М., 2004. – №2 (26), лето. – С. 69-73.
2. Организация муниципальной культурно-досуговой среды для людей пожилого возраста / Галия Колик // Менеджмент ХХI века: управление развитием. Материалы V международной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2005 г. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2005. – С. 152-153.
3. Организационно-управленческие аспекты реализации социокультурной геронтополитики в Израиле / Галия Колик // Человек и Вселенная. – СПб., 2006. – №6 (59). – С. 118-128.
4. К проблеме педагогического сопровождения досуговой деятельности людей пожилого возраста / Галия Колик // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2007. – 6 (24) . – Стр. 109 - 111.

========================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter