Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Бим-Бад Б. М. Геронтагогика

Автор: Б. М. Бим-Бад

Геронтагогика

Б. М. Бим-Бад


Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Борис Пастернак


Необходимость обучения в старости

Постановка геронтагогической проблемы Платоном. Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то появляется вновь, что-то утрачивается. Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда – необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни. И хотя, старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью знания с помощью упражнений.

"Я полагаю, что человек, сознательно стремящийся, согласно сказанному Солоном, учиться, пока он жив, необходимо станет более осмотрительным в последующей своей жизни и не будет думать, будто старость сама по себе делает нас умнее." (Платон. Лахет, 188 a-b).

Идею специального образования пожилых людей развивал Сенека. У стариков есть свои особенные пороки и нравственные недуги, для борьбы против которых их надо в совершенстве оснастить необходимыми средствами и методом правильного применения этих средств; ведь и они не все сами могут собой распорядиться, и недаром один мудрый человек сказал: "Положение человека в тяжкой этой жизни таково, что не только тело, но и душа стареет, нуждаясь в повседневном подкреплении и лекарстве. Мы видим, что пренебрегающие этим в старости превращаются чуть ли не в животных." (Сенека. О краткости жизни, 7, 3).

Актуальность идеи Коменского о школе старости и смерти. В "Панпедии" Яна Амоса Коменского (четвертая часть "Всеобщего совета об исправлении дел человеческих") мы находим систему идей, на фундаменте которых строится здание и современной геронтагогики.

Еще до наступления старости, в школе возмужания, или жизненной практики Коменский предусматривает "класс приближения к старости и "пожинания" первых плодов своего труда".

Собственно школа старости – последняя школа земного бытия – учит правильно наслаждаться плодами прожитой жизни, правильно проводить остаток дней и правильно завершать земную жизнь, сохраняя до последнего часа жизненные силы и трезвость ума благодаря разумному и умеренному образу жизни. Это школа полноты человеческой мудрости, счастливого завершения жизни и блаженного вступления в жизнь вечную.

Школа старости включает в себя, по Коменскому, и свой последний класс – класс умирания. Умирать тоже нужно учиться (Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. М.:Педагогика, 1982. С. 547).

Школа старости "должна иметь своих наставников и свои правила, свои уроки и задания, свою дисциплину, чтобы и для стариков продолжение жизни было продвижением вперед." (Там же. С. 452).

"Завершение всякой деятельности требует максимального внимания, чтобы все предшествующее не оказалось бесполезным и не было загублено. Надо остерегаться, чтобы все труды жизни не оказались напрасными. Следует знать и причины этой осторожности." (Там же).

В школе старости "надо учить и учиться тому, каким образом старые люди должны иметь возможность, уметь и хотеть 1) правильно наслаждаться плодами проведенной жизни, 2) правильно проводить остаток жизни, 3) правильно завершать всю свою земную жизнь и радостно переходить в жизнь вечную." (Там же).

Класс ветхих стариков, которые ожидают уже только смерти, есть класс раздумий о близкой смерти. "Конечно, смерти ожидать следует во всяком возрасте и думать о ней всегда полезно, но здесь – более всего и с необходимостью, потому что раньше люди могут умереть, а теперь они не могут не умереть..." (Там же).

В определении целей образования стариков и в отборе его содержания у Коменского ясно различимы общие принципы агогики: ориентирование учащихся в проблематике, профилактика осложнений, агогическая терапия пограничных состояний и ошибок, но, разумеется. применительно к почтенному возрасту обучаемых. В самом деле, геронтагогика только модифицирует, применяя их, агогические законы сущего и должного (норм и целей). Среди них – необходимость уравновешивать активность с руководством активностью; обязательность принятия воспитания воспитуемым и совместного движения к совместно принятым целям по совместно уясненным путям; успех в преодолении посильных и нарастающих трудностей; а также - законы должной мотивации и закон "золотой середины" (недопустимость любой крайности в агогических процессах).

Старость есть долг, как показал это Герман Гессе. "Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать -- такая же почтенная функция, как и любая другая, – при условии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни. Старик, которому старость, седины и близость смерти только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит свое занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть. (Герман Гессе. О старости, 1952)

Цели обучения людей, заканчивающих свой земной путь, подразделяются на личностные и общественные, разумеется, связанные взаимно.

Преодоление одиночества – одна из наиболее насущных личностных целей. Объяснение его неизбежности мы находим, в частности, у А. С. Пушкина: «Судьба глядит, мы вянем; дни бегут; / Невидимо склоняясь и хладея, / Мы близимся к началу своему... / Кому ж из нас под старость день Лицея / Торжествовать придется одному? / Несчастный друг! средь новых поколений / Докучный гость и лишний, и чужой, / Он вспомнит нас и дни соединений, / Закрыв глаза дрожащею рукой...".

Принадлежность пожилого человека к прошлому и отчужденность от настоящего есть трагедия, которая преодолима как раз с помощью особого обучения, как станет ясным из последующего изложения.

Образование стариков вносит существенный вклад в их борьбу со смертью. Особенно современные информационные технологии, к пользованию которыми важно приобщить пожилых людей, способствуют естественному бессмертию любой личности благодаря тому бесспорному факту, что был отмечен Иосифом Бродским: "Что остается после человека? Часть речи".

"В рамках виртуального мира можно «играть» со старением, воздвигая иллюзию невозможности собственной смерти, так и смерти «виртуальных произведений». Так, непосредственно, на электронных носителях, будь то «винчестер» компьютера, записанный CD-R или интернет-страничка, можно разместить информацию о себе, которая так и останется не обновляемой. И через 10 лет, и через 30, и через 50, если еще останутся электронные приборы, которые смогут считать записанную информацию, любой может увидеть вас молодым, приобщиться к вашим мыслям, которые будоражили ваше сознание несколько десятков лет назад.

В отличие от предметов материального мира — фотографии, картины, магнитофонной записи, информация в электронном виде практически не подвергается эрозии временем, тем самым, исключает свое старение." (К. В. Ильин. Компьютер и старость // Философия старости: геронтософия. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 62).

Цели общественные. Образовательные заботы общества о благополучии старости важны и для предшествующих поколений. Согласно данным современной психотерапии, мысли о смерти особенно терзают человека в середине жизни. В этот период людей порой преследует идея, что они "перестали расти и начинают стареть". Один трицатишестилетний пациент, в процессе своего анализа остро осознавший смерть, изложил это следующим образом: "До сих пор жизнь казалась бесконечным подъемом с одним лишь дальним видом горизонта впереди. А теперь вдруг я словно достиг гребня горного хребта, и впереди простирается уходящий вниз склон с видимым концом дороги правда, достаточно далеко, – где зримо присутствует смерть". (Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т. С. Драбкиной. М.: "Класс", 1999).

Жан Бодрийяр показал, что старики являют собой живой пример накопления, а не прожигания жизни, образец накопления и сбережения потребительной стоимости жизни (Ж. Бодрийяр. Символический обмен и смерть).

Подавляющее большинство людей желает дожить до старости (как единственной возможности жить долго), но при этом не быть немощными и беспомощными. Поэтому стабильность общества возрастает благодаря реальной перспективе обеспеченной старости и гарантированности законного завещания, как имущественного, так и литературного. (Ср.: "О, какое счастье! / Мы верим, что свободными придем / К почетной старости..." Виттторио Альфьери. Орест). Иначе человека гнетет страх нищеты и унизительной зависимости от окружающих в старости (Пьер Жан Беранже, Ф. И. Шаляпин и др.).

Ныне на смену быстрому обороту поколений пришло сокращение численности новых поколений при увеличении средней продолжительности жизни. Современное общество стоит перед необходимостью массовой интеграции лиц пожилого возраста. Их активное участие в конкурентной борьбе может вызвать серьезные последствия как для них самих, так и для общества в целом. (А. Л. Буряковский. О десакрализации старости // Философия старости: геронтософия. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 46-49).

Относительно ранний выход на пенсию многочисленной когорты людей, обладающих определенными средствами, в очередной раз изменил представления о старости. Появилось представление о старости как о времени познания жизни, познания радости, познания вообще. Множатся курсы по изучению ремесел, языков, на которых пенсионеры в своем кругу или рядом с молодыми предаются познанию, учебе. Не говоря уж о путешествиях. Встает ли вопрос о цели такого познания, и если да, то как он решается? В европейской культурной традиции ответ есть. Накануне казни Сократ брал урок игры на флейте. Недоумевавшему — зачем? — он ответил: а когда же еще я успею этому выучиться? Уже есть деньги и еще есть силы (А. Г. Левинсон. Старость как институт. «Отечественные записки». 2005. №3).


Возможности обучения в старости

Познавательные способности глубоких старцев ограничены, поскольку устройство человеческой памяти позволяет людям, продвинутым в возрасте, быть значительно более способными к воспроизведению уже зафиксированного в памяти, чем к восприятию, удержанию и воспроизведению сегодняшнего. Великая трудность – сохранить в себе способность к восприимчивости, и крепкую и здоровую память, и гибкость, и обучаемость. Но это возможно, и это практикуется.

Наряду с "минусами" старости существуют и ее "плюсы". "Несомненно, что, с одной стороны, года закаляют нас, а с другой - делают чувствительнее, да к тому же - нетерпимее. Нет ничего нетерпимее старости: и хоть умеет она смирять свои порывы, но, усталая и пресытившаяся жизнью, глубже чувствует, нежели любой иной возраст. К этому мнению не книги меня привели, не чужие слова, но собственный опыт, хотя, право, не знаю, согласишься ли ты со мной (Франческо Петрарка. Гвидо Сетте, архиепископу Генуэзскому о том, как меняются времена).

Опыт и мудрость суть главные прерогативы старости. Об этом читаем у Еврипида: "Дитя мое! Среди недугов старость / Стяжала опыт мудрый, и его / Не отвергай, мой сын, а вразумляйся." (Еврипид. Финикиянки. Перевод Иннокентия Анненского).

В великих политических трактатах древности мы находим призывы к властителям, "обладающим умом и положительными качествами, обращать внимание на советы старых и опытных людей, охотно принимать их наставления (Артхашастра).

Похвалу старости как мудрости мы обнаруживаем у молодого Ницше: "Эта жизнь, которая имеет своей вершиной старость, также имеет своей вершиной и мудрость, этот мягкий свет постоянной духовной радости. И то и другое, и мудрость и старость — ты встретишь на вершине одной горы: так желала природа. И пробьет тогда час — не сердись на то — когда приблизится к тебе туман смерти. Пусть последним твоим усилием будет движение к свету, последним вздохом твоим — победная песнь мудрости." (Цит. по: Лев Шестов. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь) / Лев Шестов. Избранные сочинения. М.: «Ренессанс», 1993).

"Древнегреческое слово «геронтес» (gerontes) помимо значения «старики» означает «… старейшины, члены верховного совета, сенаторы…». Ощущение своего "старейшинства" как ощущение наличного богатства возникает у тех, кто накопил обширный опыт. У одних при этом возникает интенция наставничества, у других — интенция учительства. У первых имеет место доминанта заимствованного опыта, у вторых – доминанта оригинального. И те, и другие хотят продолжить себя (Т. А. Сопикова. Сказка в контексте геронтософии // Философия старости: геронтософия. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 85).

Оценивая результаты опроса, проводившегося среди людей в возрасте от 60 до 80 лет, можно утверждать, что многие современные пожилые люди попрежнему смотрят на жизнь с точки зрения предоставляемых ею возможностей, а не навязываемых ограничений, и надеются «в будущем стать лучше, сильнее, глубже, мудрее, веселее, свободнее, сексуальнее и еще больше радоваться жизни». Многие после 60 лет наслаждаются сочетанием свободы (от работы, забот о детях и т. д.) и хорошего здоровья. После 70 и далее те же самые люди точно и вовремя переопределяют приоритеты, чтобы сосредоточиться на том, что они могут делать, а не на том, что уже им не по силам (Н. А. Горлач. Старость — это печаль, радость или возможность начать жизнь заново? // Философия старости: геронтософия. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 93).

Хотя пожилые люди учатся медленнее, чем молодые, они способны усваивать и новый для себя материал и удерживать его в оперативной памяти. Разумеется, сложность новых областей знаний, усваиваемых стариками, не должна быть чрезмерной для них. Впрочем, требование посильности учебного материала справедливо для образования в любом возрасте.

Итак, воспитуемость и обучаемость сохраняются в случае более-менее здоровой старости. Вопрос в том, как реализовать эти образовательные возможности. Для реализации своего сохранного внутреннего потенциала пожилые люди должны сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки. Им всегда должен быть открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Пожилые люди должны сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки. (В. Д. Альперович. Проблемы социальной геронтологии и геронтосоциологии. Ростов н/Д: Феникс, 1997).

Содержание образования людей позднего возраста

Старшее поколение надобно учить искусству быть старыми. Для этого неизбежно поставить перед ними психологическое зеркало их возраста. Само описание типичных переживаний, трудностей и проблем старости снимает много психических напряжений (оказывается, мои мучения нормальны, всеобщи и, главное, их можно существенно облегчить).

Учиться? – Нет! Узнавать себя в психологическом зеркале старости и благодаря этому узнаванию освобождаться от ряда сожалений. Так поступает, например, Ю. М. Шор, как очень многие, в ужасе ожидающий старости и находящий явное успокоение в глубинах честного зерцала дряхлости, умирания и самой смерти. См. его "Ожидание старости" в сб. "Философия старости: геронтософия" (СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 30-32).

Знание о себе, о старении, о том, как справиться с возрастными трудностями.

Учить желательно пониманию истоков своего характера и судьбы. Умная пытливая старость ищет в детстве знаков и причин всего своего жизненного пути. Так поступал, например, Бируни, и так лечат современные психоаналитики.

Чрезвычайно важно учить стариков искать и находить доказательства ценности своей жизни. Одна из главных психологических потребностей пожилых людей — поиск смысла прожитой жизни. "Если жизнь приносила удовлетворение и человек достиг чувства единства с собой и другими людьми, то старость будет довольно счастливой порой. Если же человек воистину проснулся и осознал, что он находится в поиске (метаниях души), что жизнь свою он прожил не так, как ему хотелось бы — у него появляется прекрасная возможность еще раз сделать попытку найти себя." (Н. А. Горлач. Старость — это печаль, радость или возможность начать жизнь заново? / Философия старости: геронтософия. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 94).

Обучение творческому подходу к деятельности, к обучению младшего поколения, к приготовлению пищи, к игре, к самообразованию, к домашней бухгалтерии, к садоводству добавляет к жизни нечто ценное (см. Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т. С. Драбкиной. М.: "Класс", 1999).

Учет особенностей личности в их взаимодействии со старостью. С возрастом почти у всех талантливых личностей происходит перегруппировка внутренних сил, смещаются акценты деятельности, в связи с чем зачастую открываются новые горизонты творчества. Выявлена закономерность смещения области деятельности для творческих личностей определенной направленности. Так, для поэтов переход в более зрелый возраст сопряжен с попытками создания прозаических шедевров, для композиторов характерно обращение к исполнительскому искусству и т. д. Для ученых трансформация поля деятельности как правило имеет три направления: в одних случаях ученые смещают свои усилия на систематизацию и подведение итогов, в других переходят на преподавательскую работу, в третьих случаях ученые, обычно работающие в области точных или естественных наук, переключаются на общественную проблематику, уходят в сферу политической деятельности.

Возможны и нестандартные пути дальнейшего развития творчества, например, если в молодом возрасте ученый выдвигает гипотетические концепции, то в зрелых годах он переходит к сбору конкретного фактического материала, поддающегося систематизации и логической обработке.

Выход на иные творческие горизонты вследствие перегруппировки сил – глубоко индивидуальная проблема. В каждом конкретном случае имеется хотя бы минимальный выбор вариантов.

Творческое долголетие обычно выше у тех, кто движется не по одному, а по нескольким вариантам развития мысли, что позволяет переключаться и маневрировать в областях индивидуального творчества. (См. С. И. Лебедев. Возраст, смерть и бессмертие в аспекте творчества // Философия старости: геронтософия. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб., 2002. С.100-102).

Что же касается общего образования, то оно состоит в обеспечении бодрости, самосознания, в расширении кругозора, видения мира. Сюда входит и все, что помогает осмыслению собственных воспоминаний, и контакты с ровесниками и другими поколениями.

Очень важна грамотная психолого-педагогическая помощь организации общения пожилых детей с молодежью и с детьми.

Хор, пение, рисование, физическая культура, обычные предметы, составляющие энциклопедию и "гимназию" применительно к возрасту.

Учить надобно упражняться, чтобы поддерживать умственную силу, и интерес к жизни, чтобы не слишком отстать от нее.

Наконец, важнейшую составную часть образования старых людей составляет проблематика завещания. Им необходимо знать о воспитательной значении и влиянии завещания. Завещания как удовлетворения, насыщенности днями, как важной части подведения итогов (например, "Записки княгини Дашковой", "Поучения Владимира Мономаха").

Завещание предстает перед учащимися также в качестве долга: каждый честный человек обязан завещать опыт своей жизни, включая ее ошибки.

И здесь же – предостережение о развращающей силе завещания, завещания как провокации, как подстрекательства к раздору, как усиление корыстной борьбы потомков.

Особая темы этой школы старости – благотворительное завещание.

Обучать надо истории завещаний; психологическим тонкостям восприятия завещания наследниками; его юридическим и нравственным аспектам.

Старые люди и школа

Школа предстарости и старости, школа пенсионного возраста, школа ветеранов состоит и из различных курсов переподготовки, смены квалификации, и школы общеобразовательной – в их близком переплетении.

Под школой переподготовки я имею в виду учреждение, позволяющее приобрести квалификацию, доступную для здоровья и склонностей того или иного человека, включая и людей, которым пришлось всю жизнь работать без призвания или не в соответствии с призванием.

Разумеется, такого рода школа тесно сопряжена с социальными проблемами, с возможностью работать для пенсионеров, особенно часть рабочего дня, быть занятыми неполный рабочий день и другими. Но если ограничиться собственно геронтагогической стороной дела, то речь идет о психологически обоснованных особенностях обучения и профессиональной подготовки, вплоть до приобретения новых профессий людьми пожилого возраста и стариками.

Специальное высшее общее и профессиональное образование стариков в наше время практикуется во всем цивилизованном мире. Так, Германия предлагает пожилым людям различные образовательные услуги.

После завершения профессиональной трудовой деятельности и снятии с себя забот о детях многие пожилые люди, находящиеся на заслуженном отдыхе, получающие вполне достаточную для их материального содержания пенсию, находящиеся в хорошем физическом состоянии и желающие поэтому вести активный образ жизни, все чаще задумываются о дальнейшем своем образовании с целью плодотворного использования свободного времени.

Как известно, в последние десятилетия на основании объективных исторических, культурных, технических и политических факторов очень изменилась эта фаза жизни людей. Во-первых, таких людей становится все больше (в Германии, например, в 2005 г. свыше 22% взрослых людей получают пенсию по старости). Во-вторых, из активной трудовой жизни выходят в более раннем, чем это предусмотрено законом о государственном пенсионном страховании возрасте (т. е. уже в период между 55 и 65 годами). В-третьих, фаза пребывания на заслуженном отдыхе стала значительно продолжительнее и часто достигает 20-30 лет (т. е. этот период жизни по своей продолжительности во многих случаях лишь раза в полтора короче активной фазы). Именно в этот период жизни можно целиком посвятить себя своему хобби, но при этом часто оказывается, что для этого необходимы серьезные знания, которые можно получить лишь в ходе соответствующей учебы. Такое использование свободного времени позволяет сохранять не только самоуважение, но и поддерживать свою физическую форму и душевное равновесие. Не говоря уже о той пользе для своих родных и близких и общества в целом, которую еще можно принести своими новыми занятиями на основе полученных знаний.

Пожилые люди стремятся к приобретению новых знаний и опыта. Если же старики были профессионально образованы, интеллигентны и постоянно повышали свои знания по специальности, то, выйдя из трудовой жизни, они, конечно, сохраняют способность к обучению и часто даже в большей степени, чем многие подростки. Вот почему в последние 20 лет все больше пожилых людей (которых в Германии называют "сеньорами", если они старше 65 лет) стали учиться в университетах страны.

В 1985 году в Западной Германии было основано федеральное профессиональное объединение «Открытие вузов для пожилых», которое стало головным союзом немецких университетов для "сеньоров", переименованным в 1996 году в «Федеральное профессиональное общество научного повышения квалификации пожилых людей» (BAG-WiWA). Предложения для обучения пожилых людей в 80-е годы поступили от университетов Дортумунда, Ольденбурга, Мангейма, Франкфурта, Билефельда, Марбурга и Мюнстера. С тех пор число вузов, в которых могут учиться "сеньоры", значительно возросло. Сегодня в почти 60 вузах страны обучается свыше 30 тысяч пожилых людей в возрасте от 50 и до 75 лет и старше, из которых 42% мужчин и 58% женщин. При этом примерно 35% пожилых людей имеют возраст 60-64 года, 25% - "сеньоров" 65-69 лет.

Для пожилых людей существуют различные возможности для учебы: обычное регулярное обучение, обучение в качестве вольнослушателей и учеба "сеньоров". Регулярное обучение (ordentliches Studium) в виде формального права на поступление в вуз аналогично поступлению в него молодого человека, имеющего законченное полное среднее образование (Abitur). Однако соответственно избранной специализации могут существовать определенные ограничения для поступления пожилого лица в вуз. Такой вид учебы в вузе избирают примерно 25% пожилых людей. Содержание и структура обучения регулируется положением об учебе. Чаще всего имеется учебный план с обязательными учебными мероприятиями. В ходе обучения должны, как правило, представляться доказательства успехов в форме посещения семинаров и промежуточных зачетов и экзаменов. Учеба в вузе заканчивается выпускным экзаменом и выдачей диплома.

При успешной учебе по программе дипломированного специалиста или магистра возможна также подготовка в дальнейшем диссертационной работы (Promotion).

Обучение в вузе в качестве вольнослушателя (Gasthörerstudium) служит цели повышения квалификации в отдельных областях знаний. Эту форму обучения избирают те пожилые люди, которые хотели бы освежить свои ранее полученные профессиональные знания или повысить их качество без необходимости сдачи экзаменов или получения какого-либо свидетельства. При этом, как правило, не требуется наличие аттестата зрелости или другого аналогичного документа о среднем образовании (только в вузах Баварии требуют этого). Однако в некоторых вузах страны существуют исключения, когда прием пожилых людей на эту форму обучения производят с учетом их прежнего профессионального образования, опыта прошлой работы или особых (например, научных) интересов.

Вольнослушателям, как правило, предлагается широкий спектр специализаций и отдельных курсов за исключением тех, на которые распространяются ограничения допуска к ним. Вольнослушатели могут и должны сами планировать свою учебу в вузе, их курирование со стороны педагогического или административного персонала не предусматривается. Организация обучения слушателей часто предусматривает наличие специальных отделов в вузах, а также центрального ведомства для повышения научной квалификации пожилых людей. В этих отделах вузов и в центральном ведомстве имеется информация о порядке допуска к обучению, положение об обучении и плате за него и т. п. Такую форму обучения избирают 15-20% пожилых людей.

Обучение "сеньоров" (т. е. пожилых людей старше 65 лет) является специфической формой обучения вольнослушателей. К особенностям их обучения относится особая поддержка их посредством специального ориентирования, консультирования и учебного сопровождения. В каждом вузе существуют собственные формы такой учебной поддержки, т. е. свои модели обучения сеньоров (т. н. Seniorenstudium). Эти модели обучения предусматривают, как правило, структурированную учебную программу, регулярное посещение специальных учебных мероприятий (в их числе – экскурсий), возможность прослушать определенный цикл лекций и др.

Организация обучения пожилых людей включает в себя порядок зачисления в вуз и оформления документов, плату за обучение, предоставление справок, формы учебных мероприятий. Эта организация обучения, конечно, различна для разных вузов. Для приема на обучение необходимо послать заявление заказным письмом, приложив к нему необходимые документы, или лично зарегистрироваться. Перед каждым учебным семестром надо обычно заново регистрироваться. Для посещения тех или иных учебных мероприятий (лекций, семинаров, практических занятий, учебных экскурсий) часто необходимо подать заявление в письменном виде о своих намерениях. Посещение учебных мероприятий, результаты выполнения учебного плана, сдача зачетов и экзаменов также обычно заносятся в зачетную книжку или другой формуляр.

Учеба в вузе обычно требует внесения определенной платы, различной для каждого вуза и зависящей от формы обучения и количества посещаемых учебных мероприятий.

Чтение цикла лекций выполняется доцентом или профессором, после каждой лекции часто возможна дискуссия или ответы на вопросы слушателей. Целью лекций обычно является введение слушателей в изучаемый предмет, при этом от них ожидается соответствующая предварительная и промежуточная самостоятельная подготовка с помощью рекомендуемой литературы.

В отличие от лекций семинар является диалоговым учебным мероприятием, нацеленным на беседу по существу предмета. В семинаре обычно принимают участие от 15 до 25 слушателей (или студентов), при этом каждый из них предварительно готовит реферат по теме или небольшое сообщение с использованием специальной литературы (учебников, журнальных статей и т. п.).

На начальной стадии обучения проводится т. н. предварительный семинар вводного характера для ознакомления с проблемами по избранной специализации, техникой выполнения учебной работы, получения рекомендаций по организации учебы.

Одной из форм семинара является коллоквиум, на котором ведется беседа между его участниками и преподавателем по изучаемой теме. На коллоквиуме обсуждаются работы исследовательского характера, вопросы подготовки к сдаче экзамена и др. Все учебные мероприятия начинаются, как правило, в первую же неделю учебного семестра, при этом редко предусматривается сразу блок различных учебных курсов. В промежутке между учебными мероприятиями слушатель или студент должен самостоятельно заниматься по рекомендованной литературе.

В каждой федеральной земле несколько университетов и специализированных вузов предлагают пожилым людям либо получить новую специальность (обычно по гуманитарному или естественному профилю), либо прослушать отдельный учебный курс (по специальностям тех же профилей).

В качестве примера рассмотрим организацию учебы пожилых людей в университете г. Дортмунд. В этот университет принимаются пожилые люди уже с 50 лет, при этом наличие полного среднего образования не обязательно, требуется лишь твердое желание получать знания. Учеба продолжается пять семестров, которая завершается прохождением практики, написанием отчета по ней и подготовкой выпускной работы. По окончании учебы ее участники получают соответствующее свидетельство.

Прием в университет производится ежегодно в октябре на осенне-зимний учебный семестр на имеющиеся в нем 60 учебных мест. Все желающие учиться должны своевременно побеседовать с консультантом или сотрудником рабочей группы отделения для "сеньоров".

Плата за обучение составляет 90 евро за семестр.

Это отделение университета предлагает пожилым людям и "сеньорам" шесть учебных специализаций: социальная геронтология и герагогика, социология, воспитательное дело, психология, философия и теология. Кроме того, университет дает возможность прослушать курс и по другим областям знаний, о которых можно получить информацию в ходе беседы с консультантом. Первый учебный семестр служит цели ориентирования в учебе и продолжается 4 месяца (с ноября по февраль).

Обязательные для посещения учебные мероприятия составляют в семестр 48 часов, по два часа на учебное мероприятие два раза в неделю.

В ходе учебной практики обучающееся лицо должно проверить себя в деле и убедиться в освоении полученных во время учебы знаний посредством выполнения конкретной практической работы по соответствующей специальности. В качестве практики университет предлагает работу в общинах, проведение групповых физических занятий, посещение пансионатов для престарелых, участие в интеграционной работе с иностранцами, оказание помощи детским садам, школам и другим образовательным учреждениям, работа с пожилыми людьми в агентствах по труду, организация общественной работы среди соседей по дому и др. Продолжительность практики составляет 72 часа.

Геронтагогика как содержание высшего образования

Обучение геронтагогике в рамках программы высшего профессионального образования социальных работников вполне укоренилось во всем мире. Так, социальная геронтология – обязательный курс для студентов специальности "социальная работа". Целью курса является, в частности, ознакомление студентов с возможностями благополучной адаптации к пенсионному периоду жизни; с объемом и возможностями трудоспособности в пожилом и старческом возрасте, в частности, интеллектуальной и творческой.

В курсе социальной психологии старения как междисциплинарной области знаний студенты изучают когнитивные процессы в пожилом возрасте, особенности интеллектуального функционирования в позднем периоде жизни. В рамках когнитивной психологии изучаются информационные процессы при старении.

Другие темы реально осуществляемого повсюду, в частности, и в нашей стране, социально геронтологического образования охватывают:

мотивационно-потребностную сферу в позднем возрасте;

творческую продуктивность в позднем возрасте;

проблемы социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей; общение пожилых людей как сферу социализации и их групповую солидарность;

способы повышения уровня социально-психологической адаптации пожилых

людей;

тяжелые потери и горе в старости, работу по преодолению горя;

участие пожилых людей в жизни общества: движение волонтеров, политическая активность и т. д.

Крайне желательно введение учебного курса геронтагогики в состав высшего педагогического образования.


См. также:

Гарашкина Н. В. Технологии образования пожилых: социально-педагогический подход: учеб.-метод. пособие / и Н. В. Курилоч. Тамбов: ТГУ, 2004. 83, [1] с.

Клерк Ю. Образование пожилых в Голландии // Новые знания. -1999. -N 3. - C. 46-48.

Кононыгина Т. М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. Орел: Агентство печати "Красная строка", 2006, 166 с.

Краева М. А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / и Т. О. Тарасова, Е. А. Чижова; Под ред. И. М. Никольской. - СПб.: Речь, 2003.-61, [1] c.

Креативность и пожилые: возможности образования: Материалы регион. семинара, Челябинск, 19-23 нояб. 2001 г. [Сост. Н. Седачева] Челябинск: Лурье, 2001. 67, [1] с.

Миннигалеева Г. А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми: Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004. 18 с.

Образование для третьего возраста: Опыт. Проблемы. Перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф, г. Орел, 1999 г. -Орел: Ред. газ. "Орл. правда", 1999.-109 c.

Образование пожилых: (Рук. для практ. работы) [Агапова Ольга Владимировна и др.] Орел, 2001. 32 с.

Писарев А. В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. М.: ЦСП, 2005. 254 с.

Писарев А. В. Ценностные предпочтения пожилого населения и оценка их потенциала российским обществом. М.: [б. и.], 2005. 22 с.

Пожилой человек в XXI веке: материалы межрегион. науч.-практ. конф., Иваново, 22-23 дек. 2005 г. [редкол.: Н. В. Гудков (отв. ред.), М. А. Скибенко, В. Н. Пушина]. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. 185, [1] с.

Топорков С. Нужно ли учиться пожилым?: К вопросу о мотивации в образовании пожилых людей // Новые знания. -1999. -N 3. - C. 42 .

Borscheid P. Plädoyer für eine Geschichte des Alltäglichen. In: P. Borscheid und H. J. Teuteberg (Hg.). Ehe, Liebe, Tod. 1983, S. 1-14.

Educational gerontology, international perspectives / edited by Frank Glendenning. New York: St. Martin’s Press, 1985. viii, 240 p.

Geragogics: European research in gerontological education and educational gerontology / Celia Berdes, Adam A. Zych, Grace D. Dawson, editors. New York: Haworth Press, c1992. xi, 173 p.

Gerontogogik. Von altersbezogener Bildung und gerontologischer Weiterbildung // Bildung und Erziehung. -1998. -Т.51. -N 4. - C. 365-439.

Ray, Ruth E. Beyond nostalgia: aging and life-story writing. Charlottesville: University Press of Virginia, 2000. x, 267 p.

Teaching and learning in later life: theoretical implications / [edited by] Frank Glendenning; with contributions from Sandra Cusack [et al.]. Aldershot; Burlington, Vt.: Ashgate Arena, c2000. xii, 118 p.

The Older adult as learner: aspects of educational gerontology / edited by D. Barry Lumsden. Washington, D.C.: Hemisphere Pub. Corp., c1985. Lumsden, D. Barry. xii, 250 p.




Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter