Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Высшее педагогическое образование

Автор: Б. М. Бим-Бад

Высшее педагогическое образование
Б.М. Бим-Бад

Социальное, политическое и экономическое значение педагогического образования

Распространение и рост жизненно необходимых знаний есть дело образовательно-воспитательной системы общества.

Педагогическое образование приобрело характер весьма диверсифицированной социально-организационной деятельности, от успешности которой зависят ближайшие перспективы развития общества.

Уровень и качество педагогического образования оказывают воздействие на воспроизводство квалифицированных рабочих сил на повышение производительности труда и рост национального богатства. Педагогическое образование в известной мере определяет собой национальную безопасность.

Интеллектуализация общества, его нравственная и правовая санация — в большой степени дело педагогического образования.

Качество педагогического образования напрямую влияет на развитие науки и культуры.

С ним связана продолжительность жизни в обществе.

Педагогическим образованием обусловлена также специфика регионального развития и социальной стратификации.

Педагогическое образование стоит ныне перед задачей своей системной модернизации, в свою очередь нуждающейся в научно-методическом, технологическом и организационном обеспечении.

Чтобы ответить вызову времени, педагогическому образованию приходится уточнять и обновлять свои цели, содержание, методы и организационные формы.

Для модернизации педагогического образования предстоит разработать и реализовать

*

программу повышения профессионального и социального статуса учителей;
*

программу совершенствования системы подготовки учителей дошкольных и школьных учреждений;
*

программу повышения квалификации, усовершенствования и переподготовки педагогических кадров всех типов и уровней.

Необходимо создать комплекс профилирующих дисциплин в рамках среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.

Жизненно важна разработка стандартов для системы непрерывного профессионального педагогического образования.

Целевые установки, учебный материал в структуре обновляемого профессионального образования педагогов и технологии должны жестко соответствовать, во-первых, социальным целям и ожиданиям, во-вторых, специфике и структуре педагогического труда и престижу педагогической профессии.

В настоящей статье рассматривается только часть вопросов модернизации профессионального педагогического образования, а именно та, что имеет непосредственное отношение к высшей школе.

Современные требования к высшему педагогическому образованию

Профессиональное педагогическое образование призвано ответить наметившимся изменениям в образовательной политике и практике.

1. Без эффективной системы непрерывного педагогического образования невозможна модернизация школьного образования, программа которой стала одним из государственных и правительственных приоритетов.

Учителям предстоит сообразовывать свою работу с новыми государственными стандартами общего образования. Образование приобретает большую, чем прежде, практическую направленность, деятельностный характер, личностный смысл и ориентацию. Обновляется содержание образования. Фундаментальные и прикладные знания в его составе уравновешиваются. Наблюдается тенденция к разгрузке учебного материала. Одновременно появляются новые темы и вопросы.

Существенно изменяются требования к уровню подготовки выпускников школы. Они нацелены на достижение функциональной грамотности выпускников и их готовности к освоению специального образования и профессиональной деятельности, востребованных на рынке труда.

2. Весьма осязаемы нужды страны в целом и отдельных регионов в педагогических работниках высшей квалификации. Ныне функции педагога — учителя, инструктора, тренера, консультанта, социального работника, менеджера — отправляют миллионы людей.

Учительство в его широком понимании стало одним из наиболее массовых представителей высококвалифицированного труда, требующего сложной, многопрофильной подготовки и переподготовки.

Школьная система нуждается в естественном ежегодном обновлении учительского корпуса: каждый год тысячи учителей уходят из профессии.

Кроме того, в настоящее время ощущается дефицит преподавателей для детского сада, школьных администраторов, консультантов и психологов, библиотекарей. В особенности остро ощущается дефицит учителей математики, преподавателей и воспитателей для специальных школ (дети с различными затруднениями и особо одаренные дети), педагогов в области профтехобразования.

В наибольшей степени сельские школы и школы в малых городах испытывают нехватку учителей.

Тенденция к росту численности и квалификации учителей будет нарастать по мере неизбежного распространения послесреднего и высшего образования.

3. Возрастают социальные ожидания от школы, от учителей и воспитателей в профилактике отклоняющегося поведения, правонарушений, становления и укрепления асоциальных и антисоциальных установок у школьников.

Школа в состоянии существенно уменьшить степень отчуждения растущей личности, осуществлять профилактику и терапию индифферентизма, преодолевать инфантилизм.

В сегодняшнем мире плюралистических ценностей все время повышается роль нравственного воспитания и морального развития личности, способной противостоять дурным влияниям среды, атмосфере насилия и жестокости.

От школы требуется результативная работа по адекватной адаптации новых поколений к реалиям жизни без конформизма и без конфликтов.

4. Совершенно необходимо ныне обслуживание нестандартных детей педагогами со специальным образованием. В их услугах нуждаются дети: с задержками психического развития, с пограничной умственной отсталостью; эпилептики, шизофреники и т. д.

Сейчас не принято собирать больных детей в гомогенизированные группы, напротив, часто включение отклоняющего от нормы ребенка полезно включить в группу совершенно здоровых сверстников или в разновозрастную группу. Но в таких случаях важно участие в воспитательной работе, наряду с обычным учителем, еще и специалиста в затрудненных случаях и катего­риях воспитуемых. Иначе неизбежно наносится вред и обычным, и необычным учащимся

5. Надобна также подготовка учителей к принятию инновационной теории и практики и к участию в новациях.

6. Потребно совершенствование подготовки школьных администраторов и управленцев вообще, владеющих способами надежного контроля над средствами образования, в частности, за работой учителей, необходимыми для совершенствования школьного дела.
Специфика и структура педагогического труда

1. Функции и роли учителя разноплановы и многопрофильны. Медиатор учебного процесса, конфидент учащихся, судья их достижений и поведения, организатор внеклассных видов деятельности, акций и мероприятий, имеющий большую отчетность администратор, член профессиональной корпорации, учитель един во всех этих ипостасях.

Но и сказанного мало. Учитель еще и представитель интересов государства, общественный деятель, воплощение нравственности и морали добропорядочного гражданина. Он — представитель интеллигенции, носитель просвещенности и грамотности, агент социальной мобильности, знаток той или иной области знания или умелости.

В школе учитель отчасти замещает родителей. Он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников. Учителю передается отчасти властные функции родителей — дисциплинирования, слежения за соблюдение детьми приличий и т. п.

Но власть учителя над ребенком в некоторых отношениях далеко превосходит родительскую волю. Учитель властен удалить ребенка из класса, способствовать его исключению из школы. От учителя, а не только от ученика зависит, будет ли он переведен в следующий класс или оставлен на второй год. Вмешательство родителей в решение этого вопроса имеет незначительный результат.

Весьма сложны функции учителей в их отношениях с родителями или законными представителями детей. Иногда учителя оказывают сильное влияние на домашний статус ребенка, даже физически наказывают своих учеников руками родителей.

Выбор профессии, будущее детей зависит от степени их успешности в классной комнате. Школьник, имеющий серьезные трудности в учении и (или) поведении, ставит перед учителем задачу огромной сложности. Нуждается ли он в специальном обучении, в консультации ли психотерапевта, в помощи ли домашних, во всех случаях учителю приходится вести непростую работу с окружением этого школьника.

2. От учителя требуется особый склад способностей, знаний и умений. Так, ему необходимо распределенное внимание, чтобы одновременно следить за своей речью, реакцией и ответами учеников, за их поведением, за тем, как именно он или дети пишут на доске. При этом он должен постоянно поддерживать интерес группы к изучаемому материалу.

Учитель — практический психолог. Он приноравливает обучение к возрастным особенностям детей, учитывает их уровень развития и структуру их интересов. Он спонтанно разрешает подчас весьма сложные психологические ситуации. Более того, ему приходится измерять и оценивать степень психического развития его подопечных.

Богатый запас ума, грамотности, такта, терпения и доброжелательности требуется педагогу. Каждый возраст учащихся нуждается в особом складе способностей наставников.

Учитель — практический логик. Он обязан отслеживать формирование понятий у учащихся, контролировать качество складывающихся у них логических структур и мыслительных процессов: обобщений, выводов, абстрагирования, интерпретации, объяснения, применения правил к конкретным примерам, суждений.

Учитель — практический аксиолог. Школьные программы насыщены имплицитными и эксплицитными ценностями. Приобретение и применение школьниками ценностей и отношений суть становление их характера, жизненного стиля, поведения в настоящем и будущем.

Учитель — практический социолог. Для организации обучения, даже для того чтобы правильно рассадить учащихся в классе, он должен знать лидеров в данной группе, отверженных и обижаемых, друзей и недругов. Нередко учителю случается специально осуществлять социометрические процедуры.

Современный учитель должен знать и уметь многие вещи, которых никто не ждал и не требовал от прежних учителей. Он нередко применяет компьютерные программы в учебном процессе. Он использует сложные технические средства обучения. От учителя требуется умение применять стандартизированные тесты и составлять собственные тесты успешности.

Сложной и тактичной дифференциации школьной работы требуют от учителя все виды природного и социального неравенства. Это физическая сила, красота, этническое и социальное происхождение, материальный достаток, ум и т. д.

Хотя самые блестящие студенты не всегда становятся лучшими учителями, большинство успешных учителей было хорошими студентами. Хорошими учителями становятся знающие люди, обретшие большой опыт раздумий над ошибками и не меньший багаж достижений.

3. Личность учителя играет определяющую роль в любом учебном процессе. Педагог воспитывает направленностью интересов, отношением к делу, всем своим духовным обликом. Воспитатель-учитель положительно влияет на подопечных, когда являет собой пример профессионализма, компетентности, доброжелательства, воли и справедливости.

Профессия учителя предполагает высокий уровень личностного развития, любовь к людям, получение удовлетворения от помощи им, истинную образованность, воспитанность, вкус, артистизм, ораторское искусство и владение стилем.

Хорошее преподавание требует интенсивной работы на личностном уровне. Эффективные учителя вызывают интерес к своему предмету, поддерживают его успехами детей в учении, терпеливо ведут их к этим успехам. Они понимают природу затруднений детей, подбадривают их, проявляют экстраординарную терпеливость, безропотно и стойко перенося непонятливость и непонимание детей. У лучших учителей учение идет с увлечением.

В настоящее время обычного учителя отличают прилежность, наличие интеллектуальных запросов и стойких культурных интересов, любовь к обучению детей. Вместе с тем, нередко обучение в начальной и средней школе остается пристанищем для трудолюбивых людей, но нетворческих и без воображения.

Исследования обнаруживают у среднестатистического учителя невысокую степень политической активности и даже тенденцию к бегству от действительности. Часто наблюдается дефицит независимости, стремления к социальной мобильности, ограниченный социальный горизонт.

4. В школе дают о себе знать "учителегенные" проблемы: ухудшение физического и психического здоровья детей, недоразвитие способностей, укоренение чувства неполноценности. В недостаточно или дурно подготовленном учителе таятся вредные, опасные эффекты обучения и воспитания.

Решение названных и других проблем классной комнаты требует от учителя высокого искусства и выдающихся знаний.

Эта совершенно особая, сверхобычная ответственность педагога не дается ему автоматически. Ответственность рождается из глубокого систематического знания.

Сегодня учителя остро нуждаются в значительно более широком образовании, более остром и уравновешенном уме и более высокой воспитанности, чтобы поднять уровень своих достижений и престиж профессии.
Факторы престижа и социального статуса педагогической профессии

Ныне социальный авторитет и престиж обычного учителя средней школы ниже юриста, врача или управленца.

В настоящее время общественный вес и авторитет учителей средней школы котируется в лучшем случае на уровне страховых агентов, иногда — бухгалтеров средней руки. Статус учителей начальной школы заметно ниже — на том же уровне, что и социальных работников, конторских служащих, диспетчеров.

Для повышения профессионального и социального статуса учителя понадобится соблюдение ряда условий.

1. Учителю надобно столь же широкое образование, как и медикам или юристам. Его подготовка должна требовать такого же длительного и тяжелого труда, медленного и смиренного ученичества, которые необходимы для членства в других ученых и ответственных профессиональных корпорациях.

Систему отбора учителей целесообразно сделать более сложной, а самый отбор — более скрупулезным, тщательным и объективным.

При отборе абитуриентов особое значение имеет учет социально- и индивидуально-психологических сдвигов в молодежной среде, в частности, — ее трезво-прагматические установки. Грядущие изменения учительства ускоряются тем, что новые потенциальные члены цеха скептически настроены по отношению ко многим установившимся правилам педагогики, с которыми они знакомы из собственного опыта школьников.

Приобретение квалификации учителя желательно приблизить по сложности к получению квалификации врача.

Профессиональное педагогическое образование — двух- или трехлетнее — начинается при этом условии в среднем профессиональном учебном заведении на базе законченной общеобразовательной школы.

В вузе надо провести не менее шести лет.

Этот период состоит из четырехлетнего курса базовых наук и прикладных курсов, а также — из наблюдательной и активной практики в учебных заведениях разного профиля и заканчивается защитой дипломной работы.

Далее идет, как минимум, год интернатуры: последипломной практики в образовательном учреждении.

Весьма перспективна, открыта будущему, гибка и адаптивна модульная система последипломной практики. Модульная система заключается в годичном обучении в самом широком диапазоне выбора возможных навыков, умений и видов педагогической деятельности, за которым следует целенаправленная специализация.

На выбор предлагается множество общеобразовательных курсов и специальных курсов, казалось бы, далеких от выбранного направления. Вуз предоставляет студентам варианты курсов по возрастной и педагогической психологии, методические варианты лекций и занятий по истории педагогики и дефектологии. Студенты нуждаются в широком образовании, поскольку оно закладывает основы для деятельности в любой области практики.

В интернатуре осуществляется благодаря модульной системе эффективная подготовка педагогов различного профиля. Среди них — социального работника, домашнего учителя, репетитора и гувернера. Специалистов во врачебной педагогике, музыкальной педагогике, в образовании взрослых, психологии высшей школы, военной педагогики и спортивной педагогики, художественной и производственной педагогики.

Модульная система обеспечивает открытость профессионального педагогического образования обозримому будущему.

После окончания высшего профессионального педагогического заведения и прохождения интернатуры начинается специализация. Один или два года уходят на специализацию в ординатуре в ходе практической работы в школах.

После специализации можно получить диплом специалиста (или ученую степень) и квалификацию педагога-воспитателя и учителя-предметника.

Система ученых степеней педагогов может включать в себя: бакалавра педагогики, первую ученую степень, необходимую для педагогической работы в дошкольных учебных заведениях; магистра педагогики, вторую (после бакалавра) ученую степень, необходимую для педагогической работы в начальной школе; лиценциата педагогики, третью (после бакалавра и магистра) ученую степень, дающую право преподавать в среднем учебном заведении.

2. Социальный статус учительства определяется также вознаграждением за труд, условиями труда, социальными благами и льготами, в частности, отпусками.

Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады необходимо устанавливать в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации. Для иных работников образовательных учреждений — превышающем уровень средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Учителей начальной школы следует приблизить к учителям средней школы в их заработке и статусе.

Более высокие зарплаты зависят от роста обязанностей и ответственности учителя, фиксированных в его индивидуальной должностной инструкции. При этом невозможно превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения.

Оптимальный рабочий день учителя, как свидетельствует мировая практика, — около 7 часов при недельной нагрузке около 25 уроков.

Повышение заработной платы учителей желательно поставить в зависимость от нескольких одновременно действующих факторов.

Желательно планируемое повышение заработной платы за каждые два года стажа работы в школе и за сертифицированное повышение квалификации.

При разработке надежной оценки результатов труда учителя целесообразно вознаграждение за достижения и заслуги: победы учеников на олимпиадах, конкурсах и т.п.

Страхование жизни и здоровья учителей целесообразно осуществлять за счет бюджета.

3. Профессиональный статус одновременно и проявляется, и определяется также сложностью получения рабочего места (конкурсом), условиями приема на работу. Важно создать конкурсную ситуацию при заполнении соответствующих вакансий и вступлении в должность.

Возможно, правильным было бы введение системы сертифицирования учителей (в дополнение к дипломам) и обновления сертификатов каждые 5-7 лет. При этом директора школ, библиотекари, консультанты, профориентаторы, лаборанты, тьюторы нуждаются в особой сертификации.

Желательна гибкая система трудовых договоров (контрактов) с учителями. Контракты заключаются на определенный срок и на неограниченный срок.

Срок пребывания в должности может автоматически продлеваться при соблюдении условий первоначального договора.

Наконец, возможен "вечный" контракт после удовлетворительного завершения некого испытательного срока пребывания в должности.

Преподавателям музыки, изобразительных искусств, учителям специальных школ разумно разрешить преподавать в школе любой ступени.

4. Престиж учительской профессии в огромной степени зависит от квалификационных требований.

Жизненно важно развитие в учителях специфически педагогическое мышления. Оно включает в себя понимание учителем событий в классной комнате (включая содержание образования, управление и преподавание), необходимое и достаточное, чтобы он мог применять успешные виды практики, связывая их с данной конкретной ситуацией.

Выпускник обязан проявить способность создавать обучающую среду; знание процедур, методов и техники практического применения общих рецептов: знание о случаях, в которых данный метод полезен, в каких — бесполезен, а в каких — вреден. А также — способность к успешному самоопределению в науке, в мире труда, в самообразовании, в межличностных и общественных отношениях.

Учителя обязаны производить перенос усвоенной им культуры мышления, знаний, умений, навыков в новую, нетиповую ситуацию, требующую известного творчества, новой комбинации приобретенных умений, изобретательности.

Особое внимание должно уделяться способности рассуждать, находить обоснованное решение, быть критичным к себе, рефлектировать. Необходима трансформация знания о правильном действии в реальное действие. Решающую роль играет осознание и интерпретация учителем конкретных ситуаций в классной комнате.

Образованный педагог обязан понимать самого себя и проверять ход и результаты своего мышления на оселке научного метода.

Здесь очень важна конструктивность освоения техники учительского труда, психологии учащихся, реальностей классной комнаты, ее человеческого измерения.

От ограниченности, узкой профессионализации есть профилактическое средство: склонность и способность к переносу наличных знаний, умений и навыков в новые ситуации, к применению их в решении новых задач.

Важно также принятие профессионального кодекса учителя. Он обязан включать в себя и этический кодекс: уважение достоинства воспитанников, обеспечение высокого уровня услуг и т.п.

Нарушение профессионального кодекса учителя ("Не навреди!") должно влечь за собой преследование по закону.

Повышение квалификации — всеобще обязательное. Для его успешности учителям следует, в частности, предоставлять творческие отпуска с сохранением заработной платы каждые шесть-семь лет сроком на полгода или с сохранением половины зарплаты сроком на год.
Содержание подготовки учителей в вузе

С содержательной точки зрения в системе вузовской подготовки учителей различимы, как минимум, четыре компонента.

Первый — общая культура, свободные искусства.

Второй — теория педагогики, психологии, социологии, философии и истории образования. Это всё — введение в систематический анализ поведения человека и его занятий.

Третий — практика в широком смысле. Это и применение педагогических технологий в опыте собственного преподавания под руководством опытных учителей школы и вуза, и теоретическая рефлексия этого опыта.

Четвертый — те предметные области, которым будут обучать в школе. Они должны быть педагогико- и практически ориентированными. Так, будущий учитель математики изучает математику, но она преподается ему вместе с педагогикой математики. Классический образец такого подхода находим, например, в книге "Математическое открытие: решение задач, основные понятия, изучение и преподавание" Д. Полиа (Пойа).

Учебно-воспитательный план, конструируемый в соответствии с указанными принципами, отличается: вычленением инварианта общего образования как базы последующей и (или) сопровождающей специализации. Акцентированием изучения педагогической действительности и применения усваиваемой культуры к решению воспитательных проблем. Четким вычленением усваиваемых видов деятельности и типов развиваемых способностей вкупе с их культурным наполнением. Соединением ориентирующих в культуре и обобщающих компонентов с углубляющими и конкретизирующими и тренирующими специальные способности компонентами.

Общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга.

Распределение времени между компонентами высшего педагогического образования может быть различным. К примеру, половина четырехлетнего курса подготовки учителей отдается общим курсам, четверть — области предметной специализации, остальная четверть — педагогической подготовке, включающей в себя и теорию, и практику в школе.

Остановимся подробнее на первых трех компонентах (четвертый оставляем специалистам в предметных областях).

1. Общее педагогическое образование. Его цель — ориентация человека в мире, развитие универсальных способов деятельности, генерального человеческого качества — трудоспособности. Общее образование, призванное ввести в педагогическую культуру, вместе с тем является базой любой последующей или сопровождающей его специализации. Овладение общими способами деятельности выступает одной из важнейших предпосылок приращения знаний.

Общее образование определяется особой, так называемой общей культурой. Ядро ее — культура умственного, духовного, практико-ориентированного труда. Общее образование включает в себя и гуманитарный, и естественнонаучный компонент.

Мощным общеобразовательным зарядом обладает философская культура, понимаемая широко и включающая в себя прикладные аспекты праксеологии, логики, науковедения, натурфилософии, семиотики, этики, эстетики.

Рядом с ней стоит историческая культура, которая охватывает историю людей и идей, естествознания и техники, искусств и ремесел, судеб и верований, гражданского общества и политики, метода и форм общественного сознания.

Эволюция культуры и науки позволяет новым поколениям дорасти до современности. В истории религии, искусств, ремесел, теории, технологии, социальных устройств и т.д. приращения знаний о законах мира предстают как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающую причины успехов и поражений человечества.

История искусств и наук позволяет усвоить законы развития знания, преемственности и новаторства, разрушения культурных достижений и варварства, прогресса, застоя и регресса.

История опыта, смысла, субъекта знания, рациональности и понятия воспитывает конструктивность и служит выходу человека в состояние неразрушительного творчества.

История заблуждений полезна, чтобы приучить к осторожности, строгости суждений, дать представление о сложности умственной работы, научить уважать ее и проверять ее результаты, учиться на уже совершенных человечеством ошибках. Важно тренировать учащихся в распознавании и предупреждении логических ошибок.

Третья составная часть общего педагогического образования — филологическая культура с ее лингвистической и литературоведческой составляющими. Здесь и владение основными знаковыми системами, естественными языками, и представление об информационно-коммуникативных и символических структурах и связях, и знание принципов риторики и, конечно же, мировой художественной культуры.

Неотъемлемая часть общего образования — математическая культура, те главы математики, без которых не обходится ныне ни педагогика, ни психология. Здесь обязательны основные разделы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики.

В общеобразовательный цикл органически входит экономическая и экологическая культура — целостно-системное видение мира и человека в нем.

Наконец, антропологическая культура (человековедение в самом широком смысле, постижение человека как продукта своей собственной деятельности): культурная антропология, индивидуальная и социальная психология, религия, искусство и т. д.

Искусство как игра и форма познания — одна из величайших учительниц человека и человечества. Поэтому искусства занимают законное место в содержании педагогического образования. В вузе желательно создание артистической среды, стимулирующей творчество.

Серьезный вклад в общее образование вносит спорт. Он учит играть по строгим правилам, соревноваться без вражды и взаимоуничтожения, достойно и с пользой для себя проигрывать, стратегически мыслить и воплощать в жизнь тактические решения. Он тренирует целеустремленность и волю.

2. Содержание специального образования включает в себя ориентирование студентов в истории и современном состоянии школьного дела, законодательства в области образования, мирового научного поиска. Большое внимание уделяется истории метода, методологии педагогического познания.

Разумеется, важны социальные идеалы, которые пронизывают собой профессиональное педагогическое образование: демократические ценности, патриотизм, толерантность и т. д. Это намечает перспективу общекультурного и педагогического учета социокультурных особенностей непосредственной среды учащихся.

Эффективное учительствование предполагает особые познавательные структуры, связанные с реалиями классной комнаты и преподаваемым материалом. Это знание о ситуативности познания, о капризах и особенностях случая, о вероятностях и их степени. Это также знание о повторяющемся и неповторимом, предсказуемом и непредсказуемом в образовательных ситуациях, релевантных для учителя.

Учителя применяют эти познавательные структуры, чтобы диагностировать ситуации, находить необходимые источники информации, имеющие непосредственное отношение к данному случаю, планировать стратегии и воплощать их на практике.

Такое знание обладает порождающим, конструктивным свойством: оно позволяет учителю находить неординарные решения проблем, снимать нетиповые противоречия.

Здесь необходима прочно и строго последовательная система педагогических идей, которая могла бы служить основой систематической дидактической теории, способной выдержать проверку на прочность образовательной практикой и дать базу для разного по содержанию и типу педагогическому образованию.

Эта синтетическая система обязана одновременно быть строго научной, полезной для учителя и управленца, понятной для широкой массы родителей. В качестве главной учебной дисциплины в структуре педагогического образования эта система призвана стать основой самого института педагогического образования.

Здесь необходима педагогическая антропология. Педагогическая антропология системно исследует человека как воспитуемого и воспитателя. Именно она раскрывает природу и сущность образования, воспитания и обучения. Равно как и природу педагогической теории.

В рамках педагогической антропологии студент получает знание об экзистенции и феноменологии личности. О становлении и развитие личности в ходе взаимодействия биологических, духовных и социальных программ.

В последние годы наблюдается оживление интереса к общественным наукам как к интегрирующему моменту в педагогико-образовательных программах. Растет популярность социальных наук и у студентов, которые ощущают их важность во времена быстрых социальных и образовательных перемен. Темы типа "социальная стратификация и образовательные возможности" вызывают нарастающий интерес.

В профессиональном педагогическом образовании сейчас задействованы высококвалифицированные специалисты в области общественного знания. Доступен качественный исследовательский материал по таким вопросам, как динамика развития и понятия, соотносимые с природой учения у детей.

Значительно большее, чем когда-либо прежде, место в структуре специального компонента принадлежит ныне медицине. Целые области педагогики напрямую и в огромной степени зависят от успехов медицинских наук и медицинской техники. Это, прежде всего, 1) школьная гигиена, 2) физическое воспитание и 3) коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями.

Для поддержания педагогической нормы и душевного здоровья и самих воспитателей, и учащихся необходимы материалы психогигиены, психосоматики, медико-экологические познания.

Личные трудности ребенка, объективные и субъективные, должны компенсироваться, и это одна из главных задач и воспитания, и перевоспитания. Давать компенсацию, а может быть, и сверхкомпенсацию — значит осуществлять педагогическую терапию.

Здесь будущим педагогам необходимы достижения и опыт детской психиатрии, невропатологии, психопатологии.

Педагогика заинтересована в сопротивляемости человека. Для воспитания невосприимчивости к дурным влияниям среды педагогике нужно понимание природы психического заражения — и не только нездорового, но в других случаях и хорошего. Для этого педагогам необходимо знание суггестологии и коллективной рефлексологии.

Педагогу важно деонтологическое предупреждение дидактогенных отклонений — школофобии, суицида на базе страхов и тому подобного.

Нарастающее по скорости развитие медико-психолого-педагогических дисциплин, таких как медицинская (врачебная) педагогика, клиническая психология, игровая терапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия и др. предполагает знакомство педагогов с ними.

Педагогу нужны основы ряда самостоятельных отраслей медицины, изучающих строение и функции организма здорового человека, — анатомия, физиология, гистология, биохимия и др.; влияние на здоровье людей условий окружающей среды, труда, быта и т. п. — гигиена.

Будущим педагогам необходимо глубокое усвоение пропедевтики и семиотики детских болезней (изучение симптомов и симптомокомплексов).

Важны также некоторые представления о дифференциальном диагнозе. Например, в сугубом внимании учителя, воспитателя нуждается зрение детей. Известны случаи, когда школьники плохо успевали только потому, что не видели со своего места того, что писал на доске учитель. Затруднения ребенка заслуживают грамотного подхода со стороны взрослых. Им надобно знать о субъективных и некоторых практически важных объективных симптомах заболеваний, чтобы решить, нуждается ли подопечный в срочном или несколько отсроченном обращении к врачу.

В организации профессионального педагогического образования учитывается измерение способностей, диагностика трудностей в учении, группировка детей по однородному признаку — возрастному и степени продвинутости (с гибкой системой перехода из группы в группу).

Учителей надобно знакомить в теории и на практике с такими современными педагогическими технологиями, как обучение школьников группой предметников (team teaching). Как система кабинетов, библиотеки и лабораторий (general-purpose classrooms). Как группировка учащихся по особому складу способностей, нуждающихся или не нуждающихся в совместно-разделенной деятельности (cue-seekers, cue-conscious, and cue-deaf). И т. д.

3. Специальное педагогическое образование нуждается в просторе для практики и ее осмысления. В своем специальном образовании человек проходит через уровни ученичества, механической, как бы ремесленной квалифицированности, и только потом достигает уровня мастерства, творчества.

Ученичество. На первых этапах практики будущим учителям показано индивидуальное обучение педагогическим технологиям. Под руководством мастеров, как вузовских работников, так и действующих учителей, неофиты проходят через "послушничество".

Это значит, что готовящиеся принять обязанности учителя новички исполняют разные послушания, т. е. вспомогательную организационную и содержательную работу по назначению своих кураторов. Например, участвуют в организации досуга школьников, дежурят на переменах, готовят к занятиям раздаточных материал и т. п.

Особый вид ученичества представляет собой работа студентов в качестве помощников учителей. Помощник учителя на самом деле помогает детям в классной комнате овладевать разнообразной умелостью, усваивать понятия, выполнять задания.

Помощник учителя выполняет и работу тьютора — индивидуального репетитора учащихся в группах продленного или полного дня, в ходе дополнительных занятий для отстающих и (или) продвинутых учащихся.

Деятельность помощника педагога — одна из лучших форм ученичества как индивидуально-практического обучения.

Но ученичество в наше время немыслимо без системного ознакомления с питающей его фундаментальной наукой.

Опытное преподавание. В целях тесного увязывания теории с практикой преподаватели вуза дают открытые уроки во время практики, а опытные учителя школ вовлекаются в преподавание в вузе.

Учителя школ по совместительству работают в вузе в качестве тьюторов и руководителей практики студентов.

Тьюторы и группы студентов прикрепляются к ряду школ на довольно продолжительный период для наблюдений, активной практики и проведения теоретических исследований.

Разрабатываются многолетние учебные курсы, в которых периоды учебы, практики и оплачиваемой работы в школах чередуются, сменяя друг друга. В разработке таких программ участвуют представители учительских организаций — ассоциаций, профсоюзов, объединений и т. п.

Современная тенденция — отказ от школы-клиники при педагогическом вузе. В странах Запада педагогическая практика ныне проводится даже не в ближайших к этому учреждению школах, а в самых разнообразных учебных заведениях, а также — в социальных учреждениях и во внешкольных институциях общины.
Организационные и методические аспекты

1. Первокурсников желательно разделить по результатам одного или двух семестров на следующие категории: 1) успевающие за программой; 2) слабо подготовленные или медленно выполняющие программу; 3) одаренные и стремящиеся к выдающемуся успеху.

Студенты первой, самой многочисленной, категории не нуждаются в дополнительных занятиях. Студенты второй категории нуждаются в специальных программах "выравнивания" (или "подтягивания"). Новички третьей категорий испытывают потребность в дополнительных программах и особом учебном материале.

2. Внутреннюю мотивацию студентов к удовлетворению любознательности, развитию своего интеллекта стимулирует широкий спектр семинаров, факультативов и предметов по выбору. Это — "учение для учения", оно очень ценно.

3. Модульная система (см. выше) предполагает возможность перехода с одного направления подготовки на любые иные и обучения нескольким специальностям одновременно, выбор разнообразных предметов изучения. Отсюда — необходимость разнотипных индивидуальных учебных планов.

4. Если говорить о методах обучения в педагогическом вузе, то причины их успеха обнаруживаются в их внутреннем содержании. Самое важное в содержании любого метода — его отношение к реальной жизни учащихся.

В методах педагогического образования желательно сочетать черты консервативного и прогрессивистского подходов.

Консервативный подход предполагает курсовую систему обучения, продвижение студентов по семестрам и годам обучения, наличие объективно измеримых уровней достигнутой учености и других результатов, к которым движутся и учителя, и учащиеся. И т. д.

Прогрессивистский подход несет с собой интеграцию учебного материала различных наук и дисциплин в темах и проектах, которые вовлекают в себя и личный опыт студентов. Преподаватель выступает как организатор самообразования учащихся, а не только как мастер и тренер. И т. д.

Методы такого образования акцентируют не запоминание информации, а изучение действительности, применение присваиваемой культуры к решению текущих задач окружающей его и личной жизни. Важнейший компонент образования — перенос приобретаемых способов и видов деятельности в новые ситуации.

Большое значение приобретает метод проектов, предполагающий разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности общеполезного дела.

Полезен также метод "катехизации" как рассуждений и комментариев преподавателя в связи с вопросами студентов. Во время диспутов, дискуссий, публичных обсуждений научных и практических проблем важно комментирование преподавателем вопросов студентов. Важно поощрять вопросы, культивировать их. Положительные результаты дает обсуждение и самого качества вопросов.

Изучение случаев (казусов) — типичных и нетипичных ситуаций. Моделирование, обыгрывание, исследование ситуаций, исследование действий, поступков, тренировка в рефлексии и интерпретации. Выработка личностных ценностей и отношений к детям, себе учащему и учению детей. В лекционных курсах и на семинарах необходимо обсуждать условия успеха студентов в социальной жизни, их готовность ответить на вызов времени. В обучении важны игровые моменты (деловые игры, моделирование ситуаций).

5. Критерии оценки итогов учения оговариваются заранее. Когда проверяются результаты усвоения учебных курсов, вопросы и задания представляют собой задачи, приближенные по содержанию и характеру к практическим проблемам профессиональной деятельности.

Вопросы и задания проверяют не только уровень и качество способности студентов к применению на практике полученных познаний, не только умение адекватно применять методы науки к идентификации и решению научных и практических проблем. Но они проверяют и их ориентированность в историографии науки, общей и отраслевой библиографии, первичных и вторичных источниках, а также их умения и навыки в пользовании справочниками всех родов.

6. Введение в должность — ключевой компонент и важнейшая фаза в подготовке учителей. Необходимо разработать процедуры помощи начинающим учителям, разработать и опробовать систему оценки первых шагов и тактику дальнейшего обучения. Это "мастерские", конференции, консультации и т.д.
Заключение

Перед педагогом находятся возможные герои науки и сериальные убийцы, президенты и террористы, мастера и бездомные бродяги. Потенциальная слава и вероятное горе мира здесь перед ним — в коротеньких штанишках.

Уже сейчас им предстоят искушения и испытания. Выстоят ли они во внутренней борьбе с соблазнами, станут ли созидателями или разрушителями, в огромной мере зависит от искусства педагогики. Научатся ли они сами любить или привыкнут ненавидеть? Будут радоваться или завидовать? Станут помогать или мешать — полезному или вредному?

Все это в гигантской степени связано с искусностью воспитания и обучения. А оно в свою очередь зависит от профессионального педагогического образования, от социального статуса и престижа профессии учителя.

Если педагог хорошо подготовлен, он вносит в мир гармонию, предупреждает беду и уменьшает бедность и преступления. Именно такого высшего педагогического образования требует наше время.

=================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter