Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Бим-Бад Б. М. Аристотель как педагогический мыслитель

Автор: Б. М. Бим-Бад

Теоретическое обоснование педагогики Аристотелем
Б. М. Бим-Бад

С семнадцати лет Аристотель (384-322 до Р. Х.) стал учеником Платона и до самой смерти последнего состоял в его Академии.

С 343 до 336 года Аристотель был личным наставником Александра Македонского.

В 335 году основал в пригороде Афин школу, Ликей (Лицей), где до 323 года дважды в день, утром и вечером, читал, прогуливаясь по портику, лекции студентам, среди которых наиболее выдающимися стали Теофраст (Феофраст), психолог и ботаник, и Эвдем Родосский, этик и историк естественных наук.

Эта школа Аристотеля работала на протяжении последующих восьмисот лет.

В трактатах "О душе", "О происхождении животных", "О памяти", "О сновидениях" и других Аристотель сформулировал первую в истории человечества систему категорий и понятий психологии. Душа, учил он, есть способ организации живой материи. Она целостна и проявляется в питательной, чувствующей, движущей и разумной деятельности (функциях).

Первая функция типична для растений, вторая и третья – для животных, последняя – для человека, в котором, впрочем, присутствуют и все предшествующие функции. Высшие функции возникают на фундаменте низших.

Человеческая душа проходит в своем развитии через этапы, на каждом из которых преобладает одна из этих функций – в их последовательности.

Душевные способности присущи телу лишь в потенции: их пробуждение и развертывание зависят от объектов, которые воздействуют на душу, – от пищи, от предметов и от мыслей других людей. Но самое воздействие на душу возможно только при условии активности самого субъекта, его деятельности. Существует три главных типа активности существа – ассимилирующая, чувственная и познавательная. Именно деятельность превращает внешние объекты усвоения, чувствований и мышления во внутренние – образы ("оттиски").

Образы внешнего мира, став внутренними оттисками, вступают во взаимодействие друг с другом. Аристотель Открыл способность воображения как всеопределеяющую форму процесса научения и познания, благодаря которой происходит закономерная ассоциация, соединение образов, идей ("оттисков") – по смежности, сходству и контрасту.

Аристотель впервые также показал качественное отличие теоретического мышления от практического и именно он обратил внимание на зависимость восприятий ("впечатлений") от предшествующей системы образов, от предшествующего опыта ("первых впечатлений"). Эта идея апперцепции стала одним из оснований психологии и философии Лейбница, Канта, Гербарта и Вундта и сыграла значительную роль в обосновании педагогики гербартианского направления – Циллер, Стой, Штрюмпель, Рейн и другие. Ее эвристический потенциал продолжает сказываться и в наше время (Вертгеймер, Коффка, Кёлер, Гуссерль, Хайдеггер, Дьюи, Шильман, Беляускас, Борчиков, Катречко, Матюшкин, Симон, Орлова и другие).

Учение Аристотеля о душе оказало неисследимое и неизмеримое по силе влияние на педагогику, ощутимое вплоть до XXI века. К психологии Аристотеля восходит сенсуалистское обоснование педагогики Коменским и Локком. Она получила своеобразное преломление в педагогике Бэна и Дж. С. Милля. Она лежит в основании всех моделей обучения как управления процессами накопления и переработки чувственного опыта: восприятие – понимание – запоминание благодаря упражнению – применение к аналогичному материалу. Именно на аристотелевский анализ памяти опирался П. П. Блонский при разработке педагогической психологии.

Аристотель структурировал на века вперед содержание мировых дискуссий о предмете – проблематике и методах педагогики (трактат "Политика"). Прежде всего, Аристотеля выявил ядро научной дискуссии о воспитании – цели, обнаружив в нем следующие альтернативы. 1) В чем предпочтительнее упражнять, в том, что полезно для собственной практической жизни, или в том, что ведет к альтруистической добродетели, или в том, что выше интересов текущей жизни. 2) Что нужнее: развитие мышления или нравственности.

Далее у Аристотеля следует группа проблем, связанных с содержание образования, воспитания. Что именно из наук, искусств, практических умений развивает преимущественно мышление, а что – добродетель.

Затем Аристотелем ставилась проблема программ воспитания. Следует ли придерживаться определенной программы, сообразованной с целями, или последние достигаются без организации воспитания как процесса.

Далее в явном виде Аристотель зафиксировал проблемы средств и методов обучения, возрастной периодизации и согласования с ней этих средств и методов.

Наконец, Аристотель констатировал разногласия между защитниками общественного (государственного) и частного воспитания.

В своей педагогической концепции Аристотель исходил из одновременно этических и политических посылок. Добродетели не врождены, они приобретаются. Высшие добродетели – дианоэтические, созерцательные: научный поиск, философское исследование, мудрость, благоразумие и подобные им продукты созерцательной деятельности разума. Созерцание как раздумье становится во главе иерархии ценностей.

Воспитание есть существенная часть политики. Оно призвано подготовить граждан, способных защитить и укрепить государство. Цели государства едины, поэтому воспитание всех граждан должно быть единым. Неконтролируемое государством воспитание исключается.

Самое важное в воспитании – нравственность, затем уже идет умственное воспитание. Отупляющее воздействие на человека исключительно только физического или умственного труда предопределяет требование разносторонней умелости, гармоничности. Хотя в жизни необходимы и труд, и досуг, все же досуг имеет все преимущества перед трудом. Но достойно пользоваться досугом надо учить.

Учить необходимо музыке, грамоте, гимнастике, рисованию. Обучению призвано не только готовить к полезной деятельности типа коммерции, хозяйствования, но и по преимуществу у искусству наслаждаться прекрасным.

Последнее тем более ценно, что овладение искусствами служит, наряду с наслаждением культурным досугом, становлению нравственных качеств и развитию эмоциональной сферы. Так, музыка может научить любить и ненавидеть, судить о собственных порывах души (аффектах) и находить удовлетворение в истинно нравственных действиях.

Воспитание включает в себя профилактику дурных влияний: оно обязано помочь человеку стать нечувствительным к растлевающим воздействиям среды.

Роль Аристотеля в научной судьбе педагогики колоссальна, уникальна и беспрецедентна. Он сам "подлинный учитель человечества" (В. Ф Асмус).

===========================


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter