Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Тодосийчук А. В. Автономные учреждения: шаг второй

Автор: А. В. Тодосийчук

А. В. Тодосийчук
Автономные учреждения: шаг второй

д.э.н., профессор, действительный член РАЕН

Правительством Российской Федерации путем принятия Постановления от 28.05.2007 г. №325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» сделан очередной шаг в сторону создания нового типа юридического лица в виде автономного учреждения. Оно принято во исполнение федерального закона от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.
Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, представленное в соответствии с утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. №325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» включает в себя следующие разделы: обоснование создания автономного учреждения; общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении; сведения о целях и видах его деятельности; сведения об имуществе существующего государственного или муниципального образовательного учреждения; сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения; сведения о финансировании и доходах существующего государственного или муниципального учреждения; сведения о задолженности; сведения об услугах (работах), оказываемых государственным или муниципальным учреждением; сведения о его работниках.
Основной частью указанной формы является обоснование создания автономного учреждения. По сути дела в этом разделе должна содержаться полная аргументация о целесообразности изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, основанная, по крайней мере, на среднесрочных прогнозах рынка труда и рынка образовательных услуг.
Кратко рассмотрим некоторые особенности разработки обоснования о создании автономного учреждения в системе профессионального образования. Оно включает в себя: описание целесообразности изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения с учетом возможных социально-экономических последствий, оценку доступности предоставления образовательных услуг населению, описание ожидаемого качества оказываемых образовательных услуг, описание основных целей и направлений деятельности создаваемого образовательного учреждения в форме автономного учреждения.
В процессе подготовки обоснования создания автономного учреждения необходимо исходить из того, что изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения по своей природе является организационным нововведением. Как и любое другое нововведение, его внедрение в практику деятельности образовательных учреждений сопряжено с определенной долей риска. С экономической точки зрения инновации являются важнейшим средством обеспечения стабильности хозяйственного функционирования учреждения, повышения эффективности использования бюджетных средств. Учредитель в новых хозяйственных условиях будет финансировать расходы не на содержание автономного учреждения, а осуществлять финансовое обеспечение задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Для образовательного учреждения профессионального образования формой такого задания является государственный (региональный, муниципальный) заказ на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования. Поэтому от качества анализа и прогноза рынка труда во-многом будет зависеть обоснованность перехода государственных или муниципальных образовательных учреждений в «автономное плавание». Изучение и прогнозирование потенциальных рынков образовательных услуг должно дать информацию об основном и перспективных рынках (емкость, цены, длительность жизненного цикла образовательных услуг), отношении населения и работодателей к образовательному учреждению и оказываемых им образовательным услугам, характеристиках потенциальных потребителей образовательных услуг, уровне конкуренции и прогнозной доли образовательного учреждения на указанных рынках.
В процессе подготовки обоснования о создании автономного учреждения следует особо подчеркнуть и социальную значимость данного организационного нововведения. Во-первых, обеспечит ли автономное учреждение условия для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, сохранении и приумножении нравственных и культурных ценностей общества; во-вторых, будут ли созданы условия для повышения доступности и качества образования; в-третьих, будет ли обеспечена занятость и достойный уровень оплаты труда персонала образовательного учреждения и трудоустройство его выпускников.
Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.
В заключение следует отметить, что новая организационно-правовая форма будет привлекательной для тех государственных или муниципальных учреждений профессионального образования, в консолидированном бюджете которых доминируют доходы от оказания платных образовательных услуг и выручка от осуществления предпринимательской деятельности. Такие учреждения могут функционировать в условиях рынка на принципах самоокупаемости и самофинансирования и поэтому им необходим более высокий уровень самостоятельности в принятии решений в части финансового планирования и расходовании средств в условиях непрерывно изменяющейся рыночной среды. Анализ показал, что ряд федеральных учреждений высшего профессионального образования уже внесли в свои уставы дополнения, позволяющие создавать на их базе автономные учреждения.


Статья опубликована в журнале
Профессиональное образование. Столица. 2007, №8






Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter