Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Мелихов А. М. Географические новости

Автор: Александр Мелихов

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

 
В глубоко советское время имел хождение анекдот, касающийся сразу двух одинаково, казалось бы, экзотических предметов. Учитель задал вопрос: «Чем отличается Тибет от минета?» Весь класс поднял руку и спросил: «А что такое Тибет?» - Тибет все же оказался более экзотичен.
Мы и сегодня не слишком далеко ушли от тех чистых наивных времен. Конечно, от турфирм защиты нет, и когда в рекламе нам попадается сообщение типа «Нирвана-тур проводит трехдневный треннинг у одной из четырех священных буддийских гор», воображению представляется что-то сугубо мирное и прирученное. И все же – или тем более - когда среди мировых новостей вдруг замелькали сообщения о волнениях в Тибете, мы только принялись напряженно морщить лоб: откуда, мол, и что это за...?
А между тем, в тибетских волнениях проблематика национально-освободительных движений выразилась в редкостной концентрации и в почти предельной обнаженности – в чем-то даже, можно было бы сказать: полукомической, если бы речь не шла о самой настоящей трагедии. В самом деле, в межнациональных конфликтах каждая сторона объявляет истинными те межгосударственные границы, которые относятся к наиболее выгодному для нее историческому мгновению, но когда одна сторона просто отрицает самое существование другой стороны – это уже предел, чтобы не сказать беспредел. До присоединения Тибета к Китаю он не являлся независимым государством, и все тут, уверяет китайская сторона, так что у непосвященного в дипломатические тонкости человека голова кругом идет: а Ассирия являлась независимым государством? Или Древний Рим? С точки зрения логики современных международных отношений римскую или ассирийскую государственность тоже вполне можно отрицать. Являлись ли они членами Организации Объединенных Наций? Не являлись. А какими современными независимыми государствами они были признаны? Никакими. Значит они вовсе и не государства, а черт их знает что такое. А значит и защите международного права они не полежат, делайте с ними все, что заблагорассудится.
И древняя классическая теократия вынуждена принимать эти правила игры: «друзья Тибета» устраивают выставку доказательств тибетской государственности, где предъявляют тибетский паспорт – раз существует паспорт, стало быть существует и государство, которое его выдало, тут уж скептикам никуда не деться! И если бы не было тибетского государства, откуда бы взялись тибетские почтовые марки? Или фотографии марширующих тибетских солдат? Не могут ведь маршировать солдаты несуществующего государства!
Цель подобных выставок на диво скромная : мы существовали! Претензии тибетских патриотов тоже на редкость скромны – они не требуют независимой территории или вообще чего-то грубо материального, они защищают лишь собственную идентичность, то есть снова формулируют самую суть всех национально-освободительных движениях, которая обычно замаскирована материальными претензиями и честолюбиями вождей. Обычно эти претензии и честолюбия настолько бросаются в глаза, что создают иллюзию, будто и все национальные движения приводит в движение корысть и жажда власти. Но это не так, корысть и жажда власти лишь обостряют конфликт, но не создают его. И тибетские волнения обнажают этот принцип с предельной очевидностью.
Наивные рационалисты пытаются объяснить недовольным, что при колонизаторах им жить стало легче, жить стало веселее – противники независимости Тибета сегодня подсчитывают, насколько увеличилось количество овец и больниц на душу тибетского населения, однако жизнь народа создается и продлевается не овцами, не больницами и не заводами, а мнением, да, мнением народным. Мнением о себе как о носителе какой-то уникальной высокой миссии. И если народ утратит эту грезу, у людей исчезнет стимул держаться за него, приносить ему хотя бы самые минимальные жертвы, без чего невозможно существование никакого сообщества.
Юридически мыслящие тибетские патриоты и не претендуют более ни на что, как на возможность хранить свой высокий образ, называя это скромным словосочетанием «культурная автономия», и, казалось бы, почему не подарить им такую малость? Пускай развивают свою культуру в рамках другого государства. Однако государственно мыслящие противники тибетской независимости не без оснований считают, что право свободно развивать свою культуру является только первым шагом в борьбе за собственное государство – культуре рано или поздно понадобится собственная инфраструктура, обладающая всеми признаками независимого государства, если даже ее сторонники на первых порах этого не сознают.
Но священному праву наций на самоопределение в сегодняшнем цивилизованном мире противостоит столь же священный принцип нерушимости границ, что позволяет применять к любимчикам и постылым совершенно разные законы. Ну а поскольку Китай к любимчикам не относится, то тибетцы вполне могут рассчитывать на словесное сочувствие. Заставить же мировое сообщество реально считаться с собой может только готовность народа проливать свою и чужую кровь. Цена крови – вот что в конце концов решает вопросы национальной независимости.
Но восточная кровь в глазах Запада ценится не слишком дорого…Поэтому, сколько бы благородных жестов не делалось и сколько бы возвышенных слов не произносилось, шансы тибетских патриотов близки к нулю. Иной раз даже хочется обратиться к ним со словами Тютчева: о жертвы мысли безрассудной, вы полагали, может быть, что хватит вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить! Не надейтесь, ваша кровь слишком дешева…
 Александр Мелихов
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter