Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться не к многознанию, а к многомыслию.

Демокрит

Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество

Автор: В. Ф. Асмус

Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Издательство «Искусство», 1968. – 654 с. - С.55-68.

 
Чтобы чтение оказалось плодотворным, читатель должен сам потрудиться, и от этого труда его не мо­жет освободить никакое чудо. Кроме труда, необходи­мого для простого воспроизведения последовательности фраз и слов, из которых состоит произведение, читатель должен затратить особый, сложный и притом действи­тельно творческий труд. (с.56)
 
Поэтому первое условие, необходимое для того, чтобы чтение протекало как чтение именно художе­ственного произведения, состоит в особой установке ума читателя, действующей во все время чтения. В си­лу этой установки читатель относится к читаемому или к «видимому» посредством чтения не как к сплошному вымыслу или небылице, а как к своеобразной действи­тельности.
Второе условие чтения вещи как вещи художествен­ной может показаться противоположным первому. Что­бы читать произведение как произведение искусства, читатель должен во все время чтения сознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жиз­ни не есть все же непосредственная жизнь, а только ее образ. Автор может изобразить жизнь с предельным реализмом и правдивостью. Но и в этом случае чита­тель не должен принимать изображенный в произведе­нии отрезок жизни за непосредственную жизнь. Веря в то, что нарисованная художником картина есть вос­произведение самой жизни, читатель понимает вместе с тем, что эта картина все же не сама доподлинная жизнь, а только ее изображение.
И первая, и вторая установка не пассивное состоя­ние, в которое ввергает читателя автор и его произве­дение. И первая, и вторая установка — особая деятель­ность сознания читателя, особая работа его воображе­ния, сочувствующего внимания и понимания. (с.57)
 
Кадры изобра­женной жизни проходят в сознании читателя в опреде­ленной и необратимой последовательности. В них все движется. Герои действуют, борются, спорят. Одни по­являются, другие исчезают — на время или навсегда. Характеры, как бы ни было целостно и определенно впечатление от них уже при первом их появлении, не даны читателю «сразу», «целиком». Они «раскрывают­ся» перед читателем в своих поступках, мыслях, чув­ствах, письмах, во впечатлениях и суждениях о них других действующих лиц и т. д. Больше того. Характе­ры эти не только узнаются, раскрываются. Они, кроме того, оцениваются читателем, вызывают в нем чувство любви, восхищения, участия или ненависти, презрения. (с.60)
 
Содержание худо­жественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведе­ния в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоз­дается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, опре­деляемым умственной, душевной, духовной деятель­ностью читателя. (с.62)
 
Отсюда следует, что творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит не только от состоя­ния и достояния читателя в тот момент, когда он при­ступает к чтению вещи, но и от всей духовной биогра­фии меня, читателя. Он зависит от всего моего чита­тельского прошлого: от того, какие произведения, каких авторов, в каком контексте событий личной и общественной жизни я читал в прошлом. Он зависит не только от того, какие литературные произведения я читал, но и от того, какие музыкальные произведения я знаю, какие я видел картины, статуи, здания, а так­же от того, с какой степенью внимания, интереса и по­нимания я их слушал и рассматривал. Поэтому два читателя перед одним и тем же произведением — все равно что два моряка, забрасывающие каждый свой лот .в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота. (с.63)

-----------------------------------------------------


Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter