Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бабушкина Татьяна. В ожидании ответа

Автор: Татьяна Бабушкина

В ожидании ответа

Вопросы, которые, может быть, никогда не будут нам заданы...

Однажды я спросила себя: «Какой вопрос сейчас во мне живет?» С тех пор очень бережно их встречаю и размещаю внутри себя. Не всегда отвечаю. Стараюсь слышать. Иногда не один год.

Часто думаю: «почему учителя говорят “Открыли тетради” в прошедшем времени, невольно допуская приказной тон? Что такое рефлексия человечества? Возможно ли создать карту месторождений игрушки? В чем главная тайна детской игры? Что происходит с маленькими “почемучками”, когда они становятся старшеклассниками? Нужны ли им ответы даже самых близких людей, или это те мучительные вопросы, которые они решают, пока не вырастут?..

Как-то во время занятий с десятиклассниками я обронила фразу, что вопрос, заданный человеком, иногда больше о нем говорит, чем ответ. Ребятам стало интересно найти в себе и назвать этот важный вопрос.

Их разрешение поделиться своими вопросами можно рассматривать как чудесный подарок из мира сокровенного…

Почему взрослые ругают детей, хотя любят их?

Почему взаимопонимание между детьми и их родителями сейчас большая редкость? Разве нельзя больше общаться со своими детьми, доверять друг другу? Родители говорят: если доверять, то дети будут заниматься на улице со своими друзьями темными делами. И при этом спрашивают, почему нас, детей, так тянет на улицу? А на улицу нас тянет потому, что на улице друзья. Мы можем рассказать им все что угодно, и они нас поймут. А родители мало того что недослушивают своих детей, но и еще говорят, что это ерунда. Но для нас это же может быть очень важно!

Почему взрослые не понимают, как трудно в школе?
Не доверяют детям?

Почему уроки рисования только в младших классах? Узнать неловко. Подумают – маленький.

Почему взрослые почти везде не обращают внимания, когда ребята ругаются? Они боятся?

Почему у меня вообще нет вопросов?

Почему взрослые так любят слово “надо”? Например: наша повинность писать сочинения. Но нет толчка творческого. Есть слово “надо”. Надо написать, например, к среде, и все тут.

Почему взрослые всегда думают, что умнее детей?

Зачем я нужен? Что со мной будет дальше?

Почему есть два мира: ребенка, со своими правилами, и взрослого – с ихними?

Иду в школу и часто думаю: кто для учителей важнее – хороший ученик или хороший человек?

Почему, чтобы чему-то научиться, мы должны платить бешеные деньги?

Почему люди стали безразличны друг другу? И им все равно, что хорошего или плохого происходит с другими людьми?

Почему, когда я говорю с ребятами в компаниях о серьезном, – они смеются?..

Почему мы так хотим копировать жизнь людей Запада? И стремимся к западному идеалу, неужели нельзя создать свой идеал жизни?

Почему я родилась в это время?

Почему я вижу, как изменяюсь, а другие этого не видят и ругаются?

Я все надеюсь: может, люди что-то не учли или не узнали? И человек все-таки может хоть чуточку взлететь?

Кто кого любит больше? Родители детей или дети родителей?

Почему хороших учителей встречаешь не в школе?

Мы любим людей, если они похожи на нас или наоборот?

Почему люди должны уважать друг друга, если в жизни это не так?

Почему говорят, что в жизни многое нельзя исправить? Особенно больно это слышать перед экзаменами. Но ведь можно сделать, наверное, иначе?

Почему в решении проблем детей не прислушиваются к мнению самих детей?

Почему люди портят окружающую среду, не думая о будущем своих детей?

Почему взрослые учат детей, как жить, хотя у них самих это не особенно получается?

В чем выражается любовь? Может, я ее не замечаю?..

Как сказать нет и не обидеть человека?

Почему люди всегда куда-то спешат? Так было всегда?

Смогут ли дети, когда вырастут, понять своих родителей?

Смогут ли родители когда-нибудь получше видеть детей и не навязывать свои поступки?

Смогут ли дети понять своих будущих детей, если их самих не очень понимали, пока они росли?

Как рассказать, что такое “справедливость”?..

Мне кажется, что животные, особенно собаки и кошки, тоже меняются, как и люди. И может быть, надо людям уважительнее к ним, изменившимся, относиться?

Интересно, забуду я потом, что сейчас для меня важно, или нет?..
Татьяна БАБУШКИНА
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter